Interested Article - Религии Африки

В Африке распространено несколько основных религий. Большинство африканцев придерживается христианства или ислама, однако многие их приверженцы также практикуют и традиционные африканские религии , включая народные и синкретические .

Карта Африки, показывающая основные религии, распространенные на сегодняшний день. Карта показывает только религию в целом, исключая деноминации или секты религий, и окрашена соответственно тому, как религии распространены, а не по основной религии страны и т. д.

Также иудаизм исповедуют в Южно-Африканской Республике и Эфиопии.

Авраамические религии

Большинство африканцев — последователи авраамических религий : христианства и ислама . Эти религии широко распространены в Африке и часто адаптированы к африканским культурным особенностям и местным верованиям.

Христианство

Христианство в Африке насчитывает две тысячи лет. Заметная ныне в Египте , Эфиопии и Эритрее Коптская Православная Церковь была основана, по преданию, Апостолом Марком приблизительно в 42 году . Миссионерская активность на протяжении колониального периода , так же как и деятельность евангелистов и пятидесятников в наши времена, надёжно укрепила христианство в Африке, в частности в Центральной , Южной и Восточной Африке , а также в районе Гвинейского залива . Христианство в Африке сильно упрочило свои позиции за последние сто лет: в 1900 году во всей Африке насчитывалось около 9 миллионов христиан, а к 2000 году их было уже 380 миллионов.

Христианско-африканские церкви и культы

Церемония омовения головы Небесной Церкви Христа (спиритуалистского направления ( англ. )) в Бенине

Христианско-африканские церкви и культы представлены как организациями, которые в определённое время отошли от церквей западного направления или же возникли на африканской почве, сочетая элементы христианства и местные традиции. Формировались среди коренного христианизированного населения, в первую очередь, на юге африканского континента, с конца XIX века. В литературе их могут называть ещё афрохристианскими, синкретическими , независимыми, христианско-тубильными церквями и культами.

Изначальной целью афрохристианских культов был пересмотр догматов христианства в соответствии с менталитетом африканских народов, стремление создать «чёрное христианство». Кроме того, неграм, успевшими к началу XX века познакомиться с основными догматами христианства, было непонятно, как принцип равенства, добра и справедливости, провозглашаемый в качестве основного христианскими проповедниками, мог соответствовать колониальным захватам.

Афро-христиане обвинили белых в искажении Святого Писания , указывая, что действительным богоизбранным народом являются чёрные и помещая Иерусалим в Эфиопию или в другие центры на африканском континенте.

Первая афрохристианская секта была основана в 1882 году в Капской колонии .

Некоторые африканисты рассматривают создание афро-христианских церквей как способ борьбы с колониализмом :

С установлением колониального господства и возникновением новых социальных групп в африканских обществах появляются иные формы протеста. Одной из наиболее ранних была религиозно-политическая, прежде всего создание афро-христианских церквей. Может показаться странным, что идеологическое обоснование антиколониализма негры заимствовали из той самой религии, которую навязывали им завоеватели. Произошло это потому, что христианство выступало с идеей всеобщего равенства перед Богом, кроме того, оно давало новообращённым возможность осознать себя частью более широкой общности, чем клан, семья, община. Объединяться по-новому могли лишь те люди, которые хотя бы в какой-то мере отошли от старых форм объединения. Таковы были те, кто принял новую веру. Как правило, именно эти люди оказывались больше всего выбитыми из традиционного, привычного уклада жизни. К тому же новая религия в целом больше подходила к реалиям колониального общества, чем традиционные верования. Но антиколониальный протест у её адептов был неразрывно связан с разочарованием в европейцах как подлинных христианах, со стремлением утвердить в этой вере себя и свой мир.

В начале XX века количество церквей существенно выросло.

Сегодня афрохристианство имеет собственную догматику, обрядность и иерархию. Для него характерна мессианистская направленность, а также заимствованное из традиционных африканских религий представление об отстранённости бога-демиурга и вера в предсказания, получаемые посредством человека.

Афрохристианство подразделяется на пять больших групп:

  • Адаптированно-христианские секты
  • Мессианские секты
  • Языческо-христианские секты
  • Эфиопские секты (Чёрные церкви)
  • Ветхозаветные секты

Наиболее значимым являются:

  1. растафарианство ;
  2. кимбангизм — церковь последователей Симона Кимбангу (возникла в 1920-е годы в Бельгийском Конго, современный ДРК ).

Ислам

Каирские мечети

В Африке много последователей ислама. Это доминирующая религия в Северной Африке ; сильны её позиции в Западной Африке (в частности, в Кот-Д'Ивуаре ), северной части Ганы , на юго-западе и севере Нигерии , в Северо-Восточной Африке ( Африканский Рог ) и вдоль восточного побережья континента. Как и христианство, ислам проник на континент через Эфиопию и распространился с персидскими и арабскими купцами через Египет и Синайский полуостров .

Иудаизм

Последователи иудаизма , разбросанные по Африканскому континенту, включают Бета Исраэль в Эфиопии, в Уганде и Дом Израиля в Гане. Этнически они относятся к негроидной расе или к эфиопской малой расе , однако некоторые из них (проживающие в Эфиопии) добились официального признания их статуса евреев Израилем . признал их потерянным Дановым коленом . С конца 1980-х годов эфиопские евреи массово переселяются в Израиль.

Небольшое количество последователей иудаизма есть среди народа игбо , проживающего в Нигерии . Игбо находят много общих черт между своей историей и историей евреев (в том числе, напряженные отношения с соседними народами; см. также: ).

В Африке также проживают этнические евреи, бежавшие от Холокоста , большинство из которых осело в ЮАР ( ашкеназы ); это в основном потомки литовских евреев. Небольшие еврейские группы сефардов и мизрахов с древних времен проживают в Тунисе и Марокко . Многие из них в 1990-е годы мигрировали в Израиль.

Согласно библейской книге Исход , иудаизм исторически связан с Африкой — именно там, в Египте евреи находились в рабстве, откуда их вывел заложивший основы иудаизма Моисей. Однако в современной науке это убеждение подвергается сомнению.

Дхармические религии

Последователей дхармических религий в Африке гораздо меньше.

Индуизм

По сравнению с исламом, христианством или иудаизмом история индуизма в Африке очень коротка. Тем не менее, индуисты в Африке присутствуют ещё с доколониального периода и даже средневековья . Индуизм начал проникать в Африку с индийскими моряками, которые торговали на восточном побережье; позже их начали вытеснять португальские купцы. Фактически пустить корни индуизм смог только с расширением владений Британской империи , колонизировавшей значительную часть Старого Света — и Индию в том числе. Множество индийских солдат на службе Британии осели в колониях Южной и Восточной Африки; там же и находятся наибольшие коммуны индуистов (ЮАР, Танзания , Кения , Нигерия , Замбия , а также Зимбабве , Сомали и Ботсвана ). Например, в Лагосе (Нигерия) в 1993 году находилось около 25 тыс. индуистов, в основном новообращённых и прибывших из уже независимой Индии.

Буддизм

Буддистов в Африке не очень много. Они сосредоточены в основном в Восточной и Южной Африке. Общины буддистов имеются в ЮАР , Буркина-Фасо , Камеруне , Кот-Д'Ивуаре , Кении , Гане , Мали , Сенегале , Танзании , Замбии , Зимбабве и Республике Конго .

Сикхизм

Африканские сикхи сосредоточены в основном в Восточной Африке: Кения , Танзания и Уганда объединены в одну Восточно-Африканскую общину сикхов. На 2004 год в этом регионе числилось более 50 тысяч сикхов (см.: ).

Традиционные религии

Святыня йоруба

Африканские традиционные религии, исповедуемые примерно 15 % африканцев, включают в себя разнообразные представления фетишизма , анимизма , тотемизма и культа предков . Некоторые религиозные представления являются общими для многих африканских этнических групп , но обычно они уникальны для каждого этноса.

Общими чертами для большинства африканских религий является представление о Боге-творце ( демиурге ), который создал Вселенную (например, в религии йоруба ), а затем «удалился на покой» и перестал участвовать в земных делах. Также часто встречаются истории о том, как сын божества жил среди людей, но после того, как они причинили ему какое-то зло, он вознёсся на небо.

Общим также является отсутствие веры в рай , ад , чистилище , однако существует представление о потусторонней жизни; нет материальных носителей божественного вроде святых писаний или пророков . Популярны также анимистические представления, вера в магию . Есть религии, основанные на приёме психоактивных растений ( бвити , ), сочетающие в себе различные элементы перечисленного.

Многие африканские христиане и мусульмане сочетают в своих религиозных представлениях некоторые аспекты традиционных религий.

Африканские традиционные религии легли в основу вуду (унаследовавшего большое количество черт религии йоруба), а также кандомбле в Бразилии .

Бахаи

Дом поклонения бахаи в Кампале , Уганда

Статистику по бахаи в Африке трудно отследить. Несколько ранних последователей Бахауллы были, по сообщениям, неграми. В период с 1924 по 1960 год бахаи была даже утверждена в качестве ; позже, однако, бахаи была запрещена и преследовалась властями.

Бахаи также распространён в Камеруне (с 1953 года), где сейчас около 40 000 последователей ; Уганде (несколько десятков тысяч) и ЮАР (201 000 человек на 2007 год ). В Нигерии и Нигере — около тысячи последователей.

Нерелигиозность

Некоторое количество населения Африки числится нерелигиозным . На практике это может означать что угодно: от агностицизма , деизма и скептицизма до намеренного сокрытия информации или приверженности тайным культам. Наибольшее количество нерелигиозных людей числится в южноафриканских странах.

Распространение религий в Африке

Приверженность различным религиям в Африке (приблизительная оценка на 2006)
Регион Население (2006) христианство ислам традиционные религии индуизм бахаи иудаизм буддизм нерелигиозность атеизм
Северная Африка 209 948 396 9,0 % 87,6 % 2,2 % 0,0 % 0,0 % 0,0 % 0,0 % 1,1 % 0,1 %
Западная Африка 274 271 145 35,3 % 46,8 % 17,4 % 0,0 % 0,1 % 0,0 % 0,0 % 0,3 % 0,0 %
Центральная Африка 118 735 099 81,3 % 9,6 % 8,0 % 0,1 % 0,4 % 0,0 % 0,0 % 0,6 % 0,0 %
Восточная Африка 302 636 533 62,0 % 21,1 % 15,6 % 0,5 % 0,4 % 0,0 % 0,019 % 0,3 % 0,0 %
Южная Африка 50 619 998 82,0 % 2,2 % 9,7 % 2,1 % 0,7 % 0,1 % 0,035 % 2,7 % 0,3 %

См. также

Примечания

  1. Согласно энциклопедии Британника , на середину 2002 года в Африке было 376,45 млн христиан, 329,87 млн мусульман и 98,73 млн последователей традиционных религий (Encyclopedia Britannica. Britannica Book of the Year 2003. — С. 306. — ISBN 978-0-85229-956-2 ).
  2. Steven Kaplan. The Africanization of Missionary Christianity: History and Typology // Journal of Religion in Africa 16 (3) (1986), 165—186.
  3. Дмитрий Таевский. от 15 мая 2008 на Wayback Machine
  4. А. Б. Давидсон . от 14 октября 2013 на Wayback Machine // Новая и новейшая история, № 5, 2000.
  5. Христианско-африканские культы // Народы мира. Историко-этнографический справочник. М.: «Советская энциклопедия», 1988. Стр. 601.
  6. Данные на 1993 год, взяты из 30 октября 2006 года. (англ.) .
  7. от 14 февраля 2019 на Wayback Machine на сайте buddhanet
  8. от 26 мая 2011 на Wayback Machine данные на 2003 год.
  9. от 19 сентября 2009 на Wayback Machine .
  10. от 4 марта 2021 на Wayback Machine , факультет социологии, Университет штата Пенсильвания . Цифры за 2006 год. Регионы, перечисленные здесь, не соответствуют официальному делению ООН . Например, «Восточная Африка» включает не только большинство наций Восточной Африки , но также и Зимбабве , Мадагаскар , Мозамбик и Замбию . Ангола размещена в Центральной Африке , сильно уменьшая Южную Африку по сравнению с Южной Африкой , обозначенной ООН . Данные скомпилированы ARDA из разных источников.

Литература

  • Религии стран Африки: Справочник / Отв. ред. . — Изд. 2-е, доп. и перераб. — М. : Наука . Главная редакция восточной литературы, 1981. — 368 с. — 15 000 экз. (в пер.) (1-е изд. — 1967)

Ссылки

  • (англ.) классический текст по традиционным религиям Африки
Источник —

Same as Религии Африки