Беллини, Винченцо
- 1 year ago
- 0
- 0
Джованни Беллини , или Джамбеллино ( итал. Giovanni Bellini, Giambellino ; ок. 1430—1433, Венеция — 26 ноября 1516 , Венеция ) — итальянский живописец периода кватроченто эпохи итальянского Возрождения . Вместе с братом Джентиле считается одним из основателей венецианской школы живописи .
Беллини уже при жизни был признанным мастером, выполнявшим множество самых престижных заказов, однако его творческая судьба, равно как и судьба его важнейших произведений, плохо документирована, поэтому датировка большинства картин приблизительна. Неизвестна и точная дата рождения художника. Если верить Вазари , который утверждает, что Джованни умер в возрасте 90 лет в 1516 году, то его рождение следует отнести к 1426 году. Однако это противоречит сохранившимся документам.
Джованни родился в семье художника Якопо Беллини , у которого кроме Джованни было ещё два сына, Никколо и Джентиле , а также дочь Николозия. Причём, согласно имеющимся данным, старшим сыном был Джентиле. Супруга Якопо Беллини, Анна Ринверси, перед своими первыми родами в 1429 году сделала завещание, сохранившееся в нотариальных архивах. Поскольку первые роды были в 1429 году, то Джованни в 1426 году родиться никак не мог. Дату его появления на свет исследователи относят к 1430-33 годам или даже позднее.
События в семействе Беллини имеют ещё один поворот: в ноябре 1471 года Анна Ринверси, будучи уже вдовой Якопо, умершего, вероятно, за несколько месяцев до этого, составила своё последнее завещание, согласно которому всё её имущество переходило к Джентиле, Никколо и Николозии. Однако Джованни в этом завещании по каким-то причинам упомянут не был. Некоторые исследователи предполагают, что Джованни был рождён от любовницы, или являлся сыном Якопо Беллини от гипотетического первого брака. Но это предположение в силу отсутствия доказательств большого распространения не получило.
Все исследователи творчества Беллини считают, что обучение он прошёл в мастерской своего отца. Его ранние работы по-прежнему являются предметом дискуссий, поскольку среди учёных существуют расхождения в атрибуции тех произведений, которые приписываются его начальному периоду, приходящемуся на 1445-50 годы. Две картины — «Св. Иероним проповедует льву» из Института Барбера , Бирмингем , и «Распятие» из музея Польди-Пеццоли, Милан , которые ранее считали его ранними творениями, сегодня у ряда исследователей вызывают сомнение.
Первая точная дата в биографии Джованни Беллини — 9 апреля 1459 года; тогда он упоминается у венецианского нотариуса Джузеппе Моизиса в качестве свидетеля. В это время он уже жил один в квартале Сан-Лио, но по-прежнему трудился в мастерской своего отца, которому помогал выполнять наиболее крупные заказы. По свидетельству Фра Валерио Полидоро в 1460 году он совместно с отцом и братом Джентиле работал над алтарным образом Гаттемелаты в соборе Сант-Антонио в Падуе, который, не сохранился.
Венецианская живопись XV века находилась под влиянием двух культур — византийской и нидерландской. Одухотворённое величие византийских иконных образов и скрупулёзный натурализм северной школы послужили основой для становления творчества мастера. Ещё одним источником вдохновения служили работы флорентийского скульптора Донателло в Падуе. Однако самое сильное влияние на Джованни произвело творчество Андреа Мантеньи , который породнился с домом Беллини, женившись в 1453 году на сестре Джованни — Николозии.
К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем». 1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина ( Павия ), «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона (Филадельфия), «Мадонну Леман» из собрания Лемана ( Нью-Йорк ), в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера (Милан). Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром. С момента своего создания она украшала Дворец дожей в Венеции; в Галерею Брера попала в 1808 году после церковных реквизиций, устроенных Наполеоном. Ранее считалось, что картина написана на византийский манер — по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке , сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба.
В венецианских домах хранилось большое количество икон византийского и крито-греческого происхождения, их влияние на творчество Беллини бесспорно; исследователи отмечают «нежную бесстрастность» беллиниевских мадонн, напрямую связывая эти качества с византийским наследием. Однако сама технология производства картины была позаимствована мастером у нидерландцев.
Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» ( пьета ), также ведёт своё происхождение из византийской традиции. «Пьета» из Академии Каррара ( Бергамо ) и «Пьета» из музея Польди-Пеццоли (Милан) стали прототипом целой серии картин, изображающих полуфигуру мёртвого Христа, возвышающуюся над саркофагом. Этот тип распространился и за пределами Венеции. «Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски. Совсем по иному решён по сути тот же сюжет в картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» из музея Коррер (Венеция). Произведение полностью выдержано в духе Мантеньи, исследователи считают его созданным около 1460 г. Безжизненное тело Христа в нём словно высечено из холодного мрамора.
Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини. К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер в Венеции, ранее находившееся в церкви Сан-Сальваторе, датировка которого точно не установлена. В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом. Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти. В «Преображении» из музея Коррер композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор , а внизу — поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Картина долгое время считалась работой Мантеньи, настолько близки были их манеры в тот период. Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте (Неаполь). На нем есть подпись Ioannes Belli/nus me pinxit , оно датируется 1490-95 годами.
Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» ( Национальная галерея , Лондон ), и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция). «Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи, и ранее ему приписывались обе картины. В ней можно видеть застылую, мертвенную атмосферу и голый, почти лишённый растительности пейзаж, вызывающие ощущение, что время остановилось. Исследования показали, что большая часть пейзажного фона была позаимствована Джованни из записной книжки с рисунками своего отца — Якопо Беллини.
Возможность сопоставить творчество двух мастеров предоставляют также две картины на тему «Принесение во храм». Одна из них, написанная Беллини, хранится в Галерее Кверини Стампалья в Венеции, другая, созданная Мантеньей, в Государственных музеях Берлина . Они идентичны по композиции и изображают один и тот же сюжет: Мадонну с младенцем и старого священника на переднем плане. Об окружающих их персонажах исследователи строили всякие догадки. Часть искусствоведов продолжает считать, что Беллини в своём варианте картины среди присутствующих изобразил мать, Анну Ринверси, сестру Николозию, отца Якопо, а справа Андреа Мантенью и себя. Картина Мантеньи появилась, судя по всему, позднее работы Беллини. Персонажи в ней заперты в раму, отделяющую изображённую сцену от зрителя; они застыли и как бы живут каждый своей отдельной жизнью. В картине Беллини они образуют вполне человечную и более динамичную толпу. У критики нет единого мнения касательно датировки картин.
К периоду сильного влияния Мантеньи относят также «Благословляющего Христа» из Лувра , Париж , который был выполнен вскоре после 1460 года, и замечательную «Пьету» из Галереи Брера, Милан. В последней работе Беллини изобразил мёртвого Христа у парапета, фигуру которого поддерживают Мадонна и Иоанн. На парапете художник сделал латинскую надпись HAEC FERE QUUM GEMITUS TURGENTIA LUMINA PROMANT / BELLINI POTERAT FLERE JOANNIS OPUS (Когда эти опухшие очи вызовут стоны, творение Джованни Беллини сможет исторгнуть слёзы). Исследователи отмечают, что эти слова, взятые из первой книги «Элегий» Секста Проперция, свидетельствуют о серьёзной теологической подготовке художника.
К середине 1460-х годов Джованни становится известным мастером и начинает получать престижные заказы на исполнение церковных алтарей. Между 1460 и 1464 годами он участвовал в создании алтарей для церкви Санта-Мария делла Карита. Эта церковь в середине XV века была перестроена, и для четырёх фамильных алтарей Беллини были заказаны четыре триптиха: «Триптих св. Лаврентия», «Триптих св. Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества». Сегодня все они хранятся в Галерее Академии , Венеция. Исследователи считают, что по большей части эти алтари писали другие художники, а Джованни мог принадлежать сам замысел. Не вызывает сомнений только «Триптих св. Себастьяна», который считается работой, целиком выполненной рукой Джованни Беллини.
Следующее крупное произведение мастера — полиптих Святого Винченцо Феррера из венецианской церкви Санти Джованни э Паоло. Сооружение алтаря Святого Винченцо началось в январе 1464 года, об этом сохранилась расписка, выданная неким Ольрикусом да Арджентина тогдашнему настоятелю церкви Джованни да Мерано, в получении денег «pro fabrica altaris Sancti Vincentii» (для сооружения алтаря святого Винченцо). Вероятно, живописные работы последовали сразу за этим. Св. Винченцо Феррер был испанским святым, видным деятелем доминиканского ордена. Он был известен как талантливый полемист, страстный проповедник, духовник, а затем как яростный противник папы Бенедикта XIII . В 1455 году Винченцо был канонизирован, вслед за чем орден занялся широкой пропагандой и утверждением его культа.
Беллини написал полиптих , состоящий из девяти картин. Они расположены в три яруса. В верхнем — «Пьета» и две картины «Благовещения»; в среднем — «Св. Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св. Христофор» и «Св. Себастьян»; в нижнем ярусе три картины пределлы со сценами пяти чудес, сотворённых св. Винченцо: «Св. Винченцо спасает утонувшую и воскрешает погребенных под развалинами», «Св. Винченцо испепеляет силой слова тела мужчины и женщины, виновных в преступлении и спасает их души», «Св. Винченцо воскрешает младенца и освобождает пленников». По мнению исследователей, в изображении чудес святого художнику ассистировал один из его помощников Лодовико Падовано.
«Голова Иоанна Крестителя» (Пезаро, Городские музеи), и «Мертвый Христос, поддерживаемый двумя ангелами» из Берлина (Государственные музеи) очень схожи с полиптихом Св. Винченцо Феррера методом наложения красок, выразительностью форм и драматизмом. Однако с течением времени, к 1470-м годам, живопись Беллини делается менее драматичной, но более мягкой и трогательной. Это отразилось в алтаре из Пезаро «Коронование Марии», о датировке которого до сих пор ведётся дискуссия. Разные исследователи относят его создание к 1465-70 годам, к 1470-75 годам, и даже к 1480 м.
Столь же разнятся и мнения относительно повода, по которому этот алтарь был создан. По одной версии, решение о его создании было принято по случаю взятия в 1463 г. крепости Градары войсками Пезаро (о чём может свидетельствовать пейзаж с множеством башен и крепостью), по другой версии поводом для исполнения алтаря могло явиться бракосочетание синьора города с Камиллой Арагонской, состоявшееся в 1474 году. В любом случае исследователи видят в алтаре политико-религиозный подтекст, связывая пезарского святого — Теренция, и святого Георгия, изображённых на картинах пределлы, с желанием прославить гражданскую и военную власть правителей Пезаро — герцогского рода Сфорца . Картины алтаря исполнены маслом, что свидетельствует о знакомстве Беллини с техникой, которую окончательно ввёл в венецианскую живопись Антонелло да Мессина , приехавший в город в 1475 году. Кроме очевидного влияния Мантеньи, исследователи отмечают в алтаре следы знакомства Беллини с работами Пьеро делла Франческа , однако где он их мог видеть — загадка.
Приезд в Венецию Антонелло да Мессины, исполнившего в этом городе алтарный образ для церкви Сан-Кассиано, способствовал серьёзному повороту в искусстве Венеции второй половины XV века. Созданный им алтарь, сохранившийся во фрагментарном виде ( Вена , Музей истории искусств ), соединял нидерландский реализм с чисто итальянским чувством формы в совершенно необычном для Венеции сочетании. Он произвёл впечатление на местных художников, включая Беллини, однако и Беллини в свою очередь повлиял на творчество Антонелло.
Около 1480 года Джованни пишет картину «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря венецианской церкви Сан-Джоббе (Св. Иова), которая сразу стала одним из наиболее известных его произведений. Этот францисканский храм заказал алтарный образ в знак благодарности св. Иову и св. Себастьяну за избавление Венеции от эпидемии чумы, и в качестве прославления Богородицы — защитницы Венеции, а также для утверждения францисканских ценностей над доминиканскими взглядами на Непорочное зачатие. Вокруг трона Мадонны художник изобразил святых Франциска, Иоанна Крестителя, Иова, Доминика, Себастьяна и Людовика Тулузского. Беллини вписал этот алтарный образ в архитектуру храма таким образом, что он создавал полную иллюзию продолжения храмового пространства. Колорит картины обыгрывает отблески полукруглой ниши апсиды , этому же способствует и мягкая моделировка форм, словно бы окутанная лёгкой дымкой.
«Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости. Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах). Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах. Они имели множество оттенков и предоставляли обширные возможности для импровизаций, разобраться в которых подчас крайне трудно. Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух.
К 1485 году относится свидетельство, что Джованни был женат на женщине по имени Джиневра. Судя по завещанию сына Беллини, она умерла в 1498 году. Однако в нотариальных архивах сохранилось завещание некой Марии, которая именует себя «вдовой живописца Джованни Беллини», из чего часть исследователей сделала вывод, что после смерти супруги Беллини женился вторично.
Следующей крупной работой художника является триптих из венецианской церкви Санта-Мария-Глорьоза-дей-Фрари . На нём художник изобразил в центре Мадонну с младенцем на троне, слева — святых Николая и Петра, справа — святых Марка и Бенедикта. На картине есть подпись художника и дата 1488 г. На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению). Исследователи отмечают, что в сравнении с алтарём из Сан-Джоббе, эта работа выглядит несколько архаично, поскольку придерживается схемы полиптиха, однако считают, что, возможно, такова была воля заказчика.
Этим же 1488 годом датируется «Мадонна с младенцем, Святыми Марком и Августином и коленопреклонённым Агостино Барбариго» из церкви Сан-Пьетро Мартире в Мурано (на ней есть подпись художника и дата). Заказчик картины Агостино Барбариго был братом венецианского дожа Марко Барбариго , которого он сменил на руководящем посту после его смерти. Однако многие считали Агостино виновником смерти брата, поскольку она случилась после их ссоры из-за политических разногласий. В первые годы своего правления Агостино делал множество крупных заказов на художественные и строительные работы общественного характера. Алтарная картина Беллини была одной из них; она была размещена на почётном месте в главном салоне семейного дворца и являлась как бы знаком искупления морального долга перед братом. На ней можно видеть, как св. Марк (покровитель брата) представляет Мадонне дожа Агостино. Исследователи считают произведение поворотным пунктом в творчестве Беллини, поскольку оно является первым опытом мастера в области тональной живописи, которая станет основой творчества Джорджоне и других позднейших венецианских мастеров.
Продолжением и развитием этой творческой линии является картина «Святое собеседование» (Венеция, Галерея Академии). На ней можно видеть, как из темноты пространства свет выхватывает фигуры Мадонны, св. Екатерины и св. Магдалины, объединённых молчанием и священными мыслями. Удачное художественное решение темы, найденное в этой картине, имело продолжение в нескольких вариациях, напр. «Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Анной (или Елизаветой)» из Национальной галереи Урбино , и «Мадонна с младенцем четырьмя святыми и донатором» (Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана).
Параллельно с религиозной живописью Беллини с 1470-х годов занимался портретами. Они немногочисленны, но значительны по своим результатам. Исследователи видят в них несомненное влияние Антонелло да Мессины, который был замечательным мастером этого жанра. Самый ранний портрет Беллини имеет дату 1474 год, это «Портрет Йорга Фуггера». Он создан до того, как Беллини познакомился с портретным искусством Антонелло да Мессины , в нём ощущается застылость, и ещё видна связь с портретом поздней готики. Работы 1480-х годов имеют совершенно другой характер. И хотя Беллини не удаётся в них достигнуть той степени психологического контакта со зрителем, который присущ работам Антонелло да Мессины, эти портреты глубоко реалистичны. На нескольких портретах юношей из Лувра, Париж; Национальной галереи, Вашингтон ; Галереи Уффици, Флоренция ; можно видеть молодых людей с характерным для итальянского Ренессанса мечтательным выражением лица. Таков же и портрет «Юноши в красном» (1485-90 гг.) из вашингтонской Национальной галереи.
Несколько иная разновидность портрета представлена «Портретом кондотьера» (1480-84, Национальная галерея, Вашингтон) и знаменитым «Портретом дожа Леонардо Лоредано» (1501 г. Лондон, Национальная галерея). В «Портрете кондотьера» Беллини уже отходит от влияния Антонелло да Мессины. Относительно героя этого произведения велась долгая дискуссия; в качестве претендентов назывались имена Бартоломео д'Альвиано , Джакомо Марчелло, Витторио Павиони, Бартоломео Коллеони. Исследователи из вашингтонской Национальной галереи искусства считают, что на портрете изображён Джованни Эмо, генерал венецианской армии времён войны с Феррарой в начале 1480-х годов.
Портрет Леонардо Лоредано исполнен гораздо позже, около 1501 года. Это самый большой из портретов Беллини. На нём изображён шестидесятипятилетний венецианский патриций, который в 1501 году был избран дожем (он занимал эту должность до 85-и лет). В портрете тщательно переданы морщины, детали одежды; Лоредано изображён в повороте на ¾, в то время как официальный портрет дожа писался всегда исключительно в профиль. Лоредано неподвижен, параден и официален — таковы были условности для изображения важного правящего лица.
К периоду между 1490 и 1500 годами относится одно из самых загадочных произведений Беллини — «Священная аллегория» (другое название — «Души чистилища») из Галереи Уффици (Флоренция). Именно в отношении этой картины, именовавшейся в то время «Озёрной Мадонной» и относимой к традиционной иконографии Святых собеседований , в 1946 году итальянский историк Н. Расмо предложил термин «Священная аллегория» ( итал. Allegoria Sacra ). Картину считают аллегорией Рая или «Очищения души». В первой половине XX века немецкий ученый Гюстав фон Людвиг предположил, что эта композиция является иллюстрацией французской аллегорической поэмы XIV века Гийома де Дегийвиля «Паломничество души» (Le pèlerinage del’ame) .
С середины XX века стали появляться новые интерпретации: сцена Святого собеседования (Расмо); сложное аллегорическое изображение дочерей Бога — Сострадания, Справедливости, Милосердия и Мира (Вердье); видение Рая (Браунфельс); размышление о таинстве воплощения (Робертсон). Окончательной ясности нет до сих пор, саму же картину ранее приписывали Джорджоне .
Рядом со «Священной аллегорией» обычно упоминают четыре маленьких картины на дереве, которые раньше украшали туалетный столик с зеркалом и полочкой, принадлежавший художнику Винченцо Катене. На них Джованни изобразил четыре аллегории: «Сладострастие», искушающее добродетельного человека, или «Убеждение» (Вакх предлагает воину блюдо с фруктами); изменчивую «Фортуну» (женщина с земной сферой в руках на неустойчивой лодке); «Благоразумие» (обнажённая женщина, указывающая на зеркало); «Ложь» (человек, выходящий из раковины). По другой версии, обнажённая женщина — это аллегория Vanitas (суета сует), а мужчина в раковине — аллегория Virtus Sapientia (добродетели знания, или мудрости).
В 1500—1505 годах художник написал картину «Читающий святой Иероним в пейзаже» (Вашингтон, Национальная галерея ) и один из своих шедевров — «Мадонну на лугу» (ок. 1505 г., Лондон, Национальная галерея). « Мадонна на лугу » долгое время считалась работой Марко Базаити . Она находится не в очень хорошем состоянии сохранности, так как в 1949 году не слишком удачно была переведена с дерева на холст . Картина полна умиротворения, возвышенной религиозности и человеческой нежности. Беллини достигает в ней сложного синтеза поэтичности и религиозной метафоричности, который отражает всю тонкость его щедро одарённой натуры. Картина полна разными символами, из которых соткано сложное смысловое полотно. В таком же духе трактована Беллини «Мадонна с благословляющим младенцем Христом» (1509, Детройт , Институт искусств).
В старости Беллини не утратил способности как к восприятию нового, так и к обновлению своего искусства. Несмотря на преклонный возраст (в 1505—1510-х годах ему было приблизительно 75 лет), он оказался способным создать новые шедевры. 23 февраля 1506 г. Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись о смерти Джентиле Беллини и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самый превосходный живописец Италии». Альбрехт Дюрер, посетивший в том же году Венецию, в письме Виллибальду Пиркгеймеру сообщал: «…Джованни Беллини… очень хвалил меня в присутствии многих господ, ему хотелось иметь что-нибудь из моих работ. И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал. Он же хорошо мне заплатит. Все говорят мне, какой это достойный человек, и я тоже к нему расположен. Он очень стар, но всё ещё лучший в живописи».
В 1505 году Джованни пишет еще одну алтарную картину «Мадонна с младенцем на троне и святыми Петром, Екатериной, Лючией и Иеронимом» для церкви Сан-Заккариа в Венеции. Картина издавна считалась одним из самых изысканных и прекрасных его произведений. Композиционно Беллини здесь повторил опыт с алтарём Сан-Джоббе — апсида, в которой расположились Мадонна с младенцем и предстоящие, как бы продолжает пространство храма.
После смерти старшего брата Джованни получил в наследство книгу рисунков своего отца Якопо Беллини, но при условии, что он должен завершить неоконченную картину «Проповедь святого Марка в Александрии», которую Джентиле начал в 1504 году для Скуола Гранде ди Сан-Марко. Сохранился документ, согласно которому Скуола ди Сан-Марко поручала Джованни завершение картины, однако критики до сих пор расходятся во мнении, что в ней принадлежит кисти каждого из братьев.
В этот же период была создана великолепная «Пьета» из Галереи Академии (Венеция), на пейзажном фоне которой можно узнать главные здания Виченцы — собор, башню, базилику, а также колокольню церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне . Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике. По предположению Роберто Лонги, она являлась продолжением неоконченного Мантеньей живописного фриза для украшения одного из залов дома некоего Франческо Коронаро, богатого выходца из Мантуи, жившего в Венеции.
В 1513 году Джованни подписал и датировал алтарную картину с фигурами святых Христофора, Иеронима и Людовика Тулузского из церкви Сан Джованни Кризостомо в Венеции. Она была заказана в 1494 году купцом Джорджо Дилетти, распорядившимся в своём завещании возвести алтарь и написать образ с этими святыми. Между заказом и исполнением прошло почти двадцать лет, и внесённые за эти годы художником изменения и дополнения вызвали множество вопросов у исследователей. Картина была подвергнута сложному иконографическому анализу. Святые Людовик и Христофор символизируют две разновидности церковной деятельности, Людовик — церковную службу во всех её видах, Христофор — проповедничество. Святые размещены под аркой, символизирующей церковь, на которой по-гречески написана строфа из 14 Псалма: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога». Изображённый за парапетом св. Иероним, отшельник и Отец церкви, представляет вершину духовной жизни — аскезу и науку, открывающую истину. Вероятно, Беллини был в курсе религиозных дебатов, которые велись в начале XVI века.
Завершающий этап его творчества, 1514—1516 годы, на удивление богат новыми темами и блестящим художественным их решением. В этот период он написал «Опьянение Ноя» (Музей изящных искусств, Безансон ), в котором видно влияние Джорджоне. Беллини воспринимал новые художественные тенденции XVI века, не отказываясь от воспитавшего его искусства кватроченто и оставаясь верным рисунку как основе произведения. В этот же период он создал картину «Обнажённая перед зеркалом» ( Музей истории искусств , Вена), которая своей светскостью достаточно резко выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. Он ещё раз обратился к теме «Оплакивание Христа» (Галерея Академии, Венеция); этот алтарный образ из ныне разрушенной церкви Санта Мария деи Серви был написан совместно с коллегами из его мастерской. К этой поре относится «Маленький Вакх с вазой в руке» из Национальной галереи искусства (Вашингтон), которого тематически всегда связывают с поздним шедевром Беллини — картиной « Пиршество богов » (Вашингтон, Национальная галерея искусства).
«Пиршество богов» имеет дату и подпись художника. Сохранились документы, согласно которым 14 ноября 1514 года секретарь герцога д’Эсте заплатил Джованни восемьдесят пять золотых дукатов за «картину», а именно за «Пиршество богов», которое, следовательно, к этому времени было завершено. Из переписки Изабеллы д’Эсте с Пьетро Бембо известно, что герцогиня поручила Бембо заказать Беллини картину ещё в 1505 году. Эта разница в датах породила целый вал исследований и предположений, включая сомнительную гипотезу, что Джованни мог долгое время отказывать дому д’Эсте .
Первоначально картина находилась в так называемой «камерино ди алабастро» Альфонса I д’Эсте в Ферраре. Эта комната располагалась в частных апартаментах Альфонса и, вероятно, получила своё название от находившихся там мраморных рельефов Антонио Ломбардо. Живописные «истории» (то есть картины на мифологические сюжеты) для её украшения создавались в соответствии с программой, разработанной самим Альфонсо, возможно, совместно с гуманистами, и должны были включать также три композиции Тициана («Вакх и Ариадна» Лондон, Национальная Галерея; «Празднество Венеры» и «Вакханалия на острове Андрос» — обе в Прадо, Мадрид).
Картины были заказаны Тициану специально для того, чтобы составить ансамбль с «Пиршеством богов» Беллини. По словам Вазари, Тициан даже непосредственно вмешался в «Пиршество», написанное Джованни: поскольку тот, «будучи очень старым, не мог закончить произведение, то поручил это Тициану как самому знаменитому живописцу среди всех, чтобы он его завершил». Исследования в рентгеновских лучах, проведённые в 1956 году, подтвердили вмешательство в картину двух художников — Доссо Досси и Тициана, однако это вмешательство относилось главным образом к лесистому пейзажу, составляющему фон сцены.
Согласно общепринятой интерпретации, произведение иллюстрирует отрывок из «Фаст» Овидия . Приап , бог плодородия, воспользовался моментом, когда другие божества задремали, усыплённые вином на празднике, устроенном Кибелой , чтобы посягнуть на богиню целомудрия, называемую Вестой , или Лотос. Но его постигла неудача, потому что боги были внезапно разбужены рёвом осла Силена . По другой версии (П. Фель, 1974) Беллини иллюстрировал не «Фасты», а отрывок из Ovidio volgarizzato (перевод Овидия для простонародья), опубликованного Джованни ди Буонсиньори. В этом тексте говорится о вакханалии, участниками которой были не боги, а люди.
Последним законченным произведением мастера считают «Портрет Фра Теодоро из Урбино», на котором есть дата, 1515 г., и подпись Беллини. Художник изобразил старого прелата в виде святого Доминика в черном монашеском одеянии на фоне затканной цветами занавеси. Скупой колорит картины только подчёркивает её психологическую выразительность. Беллини не успел закончить другое произведение — «Мученичество Святого Марка», заказанное ему за год до смерти Скуола Гранде ди Сан-Марко. Оно долго оставалось незавершённым, и одиннадцать лет спустя его дописал Витторе Беллиниано, который оставил на нём дату и подпись.
29 ноября 1516 года Марин Санудо в своём «Дневнике» оставил такую запись: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный живописец … прославленный во всём мире». Джованни Беллини был удивительным мастером, способным на протяжении своей карьеры, продолжавшейся более 60 лет, улавливать новые веяния и воспринимать их, оставаясь, тем не менее, самим собой. К концу жизни в своём искусстве он далеко ушёл от того, с чего начинал, и в этом отношении его сравнивают с Рафаэлем . Его творчеством открывается то, что принято называть «золотым веком венецианской живописи», когда достигло расцвета творчество его учеников или последователей — Джорджоне и Тициана, а также Тинторетто и Веронезе .