Interested Article - Исхак-бей Саруханид
- 2020-02-06
- 1
Исхак-бей Саруханид ( тур. Ishak Bey ; ум. 1378/79) — правитель бейлика Саруханогуллары , сын Ильяса-бея и внук основателя династии, Сарухана-бея .
Биография
Исхак был сыном Ильяса-бея и внуком основателя династии, Сарухана-бея . При жизни Ильяса-бея Исхак управлял от имени отца в Менемене . Музафферуддин Исхак-бей наследовал отцу, год смерти которого точно неизвестен . В связи с отсутствием достоверной информации о смерти Ильяса или его отстранении существуют разногласия между историками по поводу того, когда Исхак стал правителем: И. Узунчаршилы полагал, что это случилось примерно после 764 (1362 года) , а Е. Захариаду утверждала, что Исхак-бей управлял эмиратом уже в 1357 году .
Возможно, Исхак был участником событий в середине 50-х годов XIV века, связанных с похищением Халила Орханоглу . Согласно источникам, в них принимал участие бей Сарухана, но был это Ильяс или Исхак, не указывалось . В 1346 году дочь Иоанна VI Кантакузина и Ирины Асень , Теодора , была отдана в гарем Орхана , бывшего союзником Ильяса . В 756 / 757 (1355/56) году сын сын Орхана и Теодоры Халил отправился на прогулку. Генуэзские пираты захватили его в плен на побережье Гемлика и отвезли в Фокею . По требованию Орхана византийцы блокировали город с моря . Весной 1357 год Иоанн Палеолог (занявший престол после отречения Иоанна VI Кантакузина в 1354 году) заключил союз с саруханским беем, который окружил город с суши . Часть историков полагает, что к этому времени беем был уже Исхак . Согласно византийским источникам в это же время бей планировал захватить императора, и для этого пригласил его на совместную охоту, однако Иоанну донесли об этих замыслах, и он уклонился от встречи, не подав виду, что осведомлён о коварных планах и цели приглашения. В ответ император сам пригласил Исхака прибыть к себе то ли на судно, то ли на небольшой остров около Старой Фокеи, то ли на праздник, то ли для переговоров. Как только бей прибыл, Иоанн пленил его и заключил под стражу. Жена бея привезла императору большой выкуп и отдала в заложники детей, чтобы освободить мужа . Историки, относившие эту историю не к Исхаку, а к Ильясу, полагали, что он мог быть отстранён от престола из-за этого инцидента или же вскоре скончался .
Во времена правления Исхака бейлик пережил расцвет. Исхак-бей предпочитал проводить умеренную политику в отношении османов, которые постепенно укреплялись во время его правления. Когда Мурад I пригласил Исхака на обрезание своего сына Якуба и свадьбу другого сына, Баязида , с дочерью Гермияноглу , Исхак не поехал, но отправил посланника с дарами. Исхак старался поддерживать хорошие отношения со всеми анатолийскими правителями. Предположительно, бей Караманидов побывал в Манисе, объезжая беев и уговаривая их вступить в антиосманский союз. В Манису Алаэддин приехал из Кютахьи , от Якуба Гермиянида , при встрече беи обменялись дарами. По словам автора истории Караманидов Шикари, беи Гермияногуллары, Сарухаогуллары, Айдыногуллары и Ментешеогуллары ежегодно приезжали на три дня в столицу Караманогулларов, Ларинду , для подтверждения союза. В 1367 году туркменские бейлики (в том числе и Саруханиды) присоединились к Караманидам в экспедиции против Корикоса . Согласно мамлюкскому историку Аль-Калкашанди в Шаввале 767 (июнь 1366) года анатолийским беям (включая бея Саруханогуллары) мамлюкский султан отправил письма, приглашая принять участие в этой кампании. Нет данных, кто командовал войском Сарухана в походе на Корикос, вероятно, Исхак бей сам участвовал и послал одного из своих сыновей .
Исхак-бей был темно связан с орденом мевлеви , он использовал титул Челеби .
Сообщений о смерти Исхака в хрониках нет, дата на захоронении отсутствует. Ранее предполагалось, что Исхак-челеби умер в 790 (1388 году), и ему наследовал его сын Хызыр-шах . Последние сведения об Исхаке относятся к 780 году, в этом году Исхак построил медресе. К этому же году относится монета, отчеканенная в Манисе на десять лет раньше, в 780 (1378/79) году, с именем Орхана б. Исхака . Исходя из этого можно точно датировать смерть Исхака-бея 780 годом и сделать вывод, что наследовал ему его сын Орхан .
Семья
У Исхака было три сына: Орхан, Хызыр-Шах и Сарухан. Имена их матерей неизвестны. Жену Исхака звали Гюльгюн Хатун. От Гюльгюн Хатун у Исхака было шесть дочерей. Она построила мечеть Дере Масджид и хаммам при мечети. В мавзолее при мечети захоронены Гюльгюн Хатун с дочерьми, поэтому он также известен как Захоронение Семи Девушек .
Строительство
При Исхаке развернулось бурное строительство. Его основой послужил экономическим подъём, базировавшийся на пиратских набегах и торговле с латинянами. Установлено, что в этот период Маниса была центром работорговли .
Исхак построил у подножия горы Сипилус комплекс Улуджами (Большой мечети). В комплекс входят мечеть, медресе, гробницы, два фонтана и хаммам. Ранее всего была возведена мечеть — в 768 (1366) году, затем в 780 (1378-79) было построено медресе. По своим особенностям комплекс является интересным переходным примером от анатолийской к турецкой архитектуре .
В 770 (1368-69) году Исхак построил Мевлевихане (дервишский монастырь), известное ныне как Старое Мевлевихане Манисы. Здание является старейшей резиденцией ордена Мевлеви , сохранившей оригинальные черты. Мевлевихане функционировал и в османский период, когда город был местом проживания наследника султана .
Примечания
- ↑ .
- ↑ .
- ↑ .
- ↑ , с. 48.
- .
- .
- .
Литература
- Жуков К. А. . — Главная редакция восточной литературы издательства «Наука» , 1988. — 191 с.
- Uzunçarşılı İ. H. Saruhan ogullari // . — An. : Türk Tarih Kurumu Basımevi , 1969. — S. 84—91. — 372 S.
- Emecen F., Tanman M. B. (тур.) // Islam Ansiklopedisi . — 2009. — C. 36 . — S. 170—174 .
- Emecen F. . — Siyer Basim Yayin Dagitim San. Ve Tic. Ltd. Sti., 2018. — Vol. 11: Anadolu Beylikleri. — S. 93—112. — 1158 S. — (İslam Tarihi ve Medeniyeti). — ISBN 978-605-7558-41-1 .
- Tanman M. B. (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 2012. — C. 42 . — S. 110—111 .
- Tanrıkorur Ş. Bârihüdâ. (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 2003. — C. 28 . — S. 1—3 .
- Zachariadou E. A. Sarukhan / In Houtsma, Martijn Theodoor . — Leiden: E.J. Brill , 1997. — Vol. 9. — P. 69. — (E.J. Brill's first encyclopaedia of Islam , 1913–1936).
- 2020-02-06
- 1