Interested Article - Политические репрессии в Башкирской АССР
- 2021-11-24
- 1
Политические репрессии в Башкирской АССР ( башк. Башҡортостанда сәйәси репрессиялар ) — меры государственного воздействия, включающие различные виды наказаний и правоограничений, применявшиеся в Башкирской АССР к гражданам по политическим мотивам в рамках борьбы с «вредителями», « национал-уклонизмом » и репрессий по «национальным линиям» .
Политические репрессии 1920-х годов
Опыт проведения политических репрессий в Башкирии накапливался в результате деятельности Башкирской чрезвычайной комиссии , передавался опытными функционерами из Москвы. Первые аресты «национал-уклонистов» проходили в начале 20-х годов в результате разногласий Башревкома с обкомом РКП(б), Башкирским ЧК, Башвоенкоматом, Башкирским СНХ, Башнаркомпродом по вопросам реализации автономии и принципа федерализма в Башкирии. Башкирская чрезвычайная комиссия проводила анализ прошлого ответственных работников на валидовское и колчаковское прошлое, обвиняла их в контрреволюционности .
В 1921 году был арестован ряд ответственных работников Башкирии, включая политического секретаря обкома РКП(б) А. А. Биишева . БЧК, являясь органом с чрезвычайными полномочиями имела право на аресты и внесудебные репрессии. С 1922 года Башкирская чрезвычайная комиссии (БЧК) была преобразована в БашГПУ.
Репрессии крестьянства в БАССР происходили по нежеланию крестьян продавать хлеб по установленным ценам. 107-я статья Уголовного кодекса РСФСР, предусматривала лишение полной свободы по суду до трех лет с полной или частичной конфискацией имущества.
В 1928 году за 4 месяца осуждено 2424 человека. Приговоры по хлебным делам выносили народные суды. Осуждали на принудительные работы и к лишению свободы сроком до одного года.
В 1929 году меры наказания ужесточились. Появились несудебные органы – «тройки», куда входили руководитель районного отдела ОГПУ, председатель райисполкома и прокурор района. « Тройка » создаётся при ОГПУ БАССР. За 15 месяцев (1930—1931 г.) в Башкирии было арестовано 12 тыс. человек. Лишь за январь-март 1931 год «тройкой» при ОГПУ было осуждено 2878 человек, из них 143 — к расстрелу, 1587 — к заключению в лагеря, 1028 человек — к ссылке.
Репрессии в сталинский период
В сталинский период органы НКВД фабриковали уголовные дела о «башкирской буржуазно-националистической оппозиции и контрреволюционной организации» «агентов-валидовцев» (по имени находящегося в эмиграции видного деятеля башкирского национально-освободительного движения Заки Валидова ) и проводили репрессии против некоторых башкирских политических и общественных деятелей, а также других «вредителей». В ходе этих массовых сталинских репрессий разборами «преступлений» с 1934 года занимались особые суды — «спецколлегии».
Наиболее распространенными обвинениями в 30-е годы 20 столетия были агитация против создания колхозов и против закрытия мечетей, которые квалифицировались как контрреволюционное преступление и попадали под действие 58-й статьи Уголовного кодекса РСФСР.
Из экзотических видов преступлений придумывались такие, как «преследовал цель задержать распространение наречия, которым пользуется большая часть башкирского населения, и создать трудности в советизации башкирских масс» (обвинение зав. отделом пропаганды, агитации и печати Башкирского обкома партии Р.В. Абубакирова).
В 1933 году в СССР было сфабриковано дело «О контрреволюционной вредительской диверсионной и шпионской организации в нефтяной промышленности», а в 1936-1937 годах в БАССР были арестованы начальник геофизического цеха Геолого-поисковой конторы (ГПК) треста «Башнефть» С. Харитонов, главный геолог треста «Востокнефть» Я. Давидович, главный геолог ГПК В. Скворцов и другие нефтяники. 25 декабря 1937 года тридцать два нефтяника были приговорены к расстрелу с конфискацией имущества. В 1937-1938 годах были осуждены и расстреляны поочередно управляющие трестом «Башнефть»: Сергей Ганшин, А. Петерсон, И. Опарин. Все они обвинялись в пособничестве вредителям.
Комсомольцы осуждались по делу « », сфабрикованного в 1937 году. Был арестован первый секретарь Башкирского обкома ВЛКСМ , репрессированы секретарь Уфимского горкома ВЛКСМ М.М. Ползунов, редактор газеты «Комсомолец Башкирии» Коростелин, его заместитель А.Л. Бабин, секретарь обкома ВЛКСМ Ю.Г. Ахмеров и другие. Среди комсомольцев в районах Башкирии было «разоблачено» 18 «контрреволюционных гнёзд», оформленных в организации с различными названиями. Изгнаны из руководства 19 секретарей райкомов. Из рядов ВЛКСМ исключено 1673 человека, в том числе «враждебных элементов» – 273 человека, «классово-чуждых» – 366.
В 1937 году в Башкирии было сфабриковано крупное дело по разоблачению якобы разветвленной националистической повстанческой организации, во главе которой стояли руководящие работники республики: председатели БашЦИКа А. М. Тагиров , председатель Совнаркома БАССР З. Г. Булашев , секретарь обкома партии А. Р. Исанчурин , председатель Госплана республики Ш. Даутов, военком республики М. Л. Муртазин , секретарь БашЦИКа Х. Кальметьев, нарком просвещения И. Х. Абызбаев, государственные и общественные деятели М. Д. Халиков , Н. Т. Тагиров , Р. В. Абубакиров , И. И. Мутин , Г. Я. Давлетшин , писатели Даут Юлтый , Габдулла Амантай , Губай Давлетшин , Тухват Янаби , Имай Насыри , Муслим Марат , Хусаин Кунакбай , Шагар Шараф , М. А. Бурангулов и многие другие .
В 1937 году в Башкирию приезжала член Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б) М.М. Сахъянова для проверки деятельности Башкирской парторганизации по разоблачению «врагов народа». Она обвинила руководство обкома партии БАССР в бездеятельности по разоблачению вредительства. 17 сентября 1937 года в газете « Правда » была опубликована статья Л. Перевозкина «Кучка буржуазных националистов в Башкирии», в ней говорилось о том, что практически весь партийно-хозяйственный аппарат республики состоит из «буржуазных националистов», «валидовцев» . В тот же в день в газете « Известия » вышла статья «Башкирские буржуазные националисты и их защитники». В октябре 1937 года в республику приезжал секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Жданов . На 3-м пленуме Башкирского обкома ВКП(б) он призывал к разгрому националистов и троцкистско-бухаринского блока, ликвидации шпионов и диверсантов, обвинял руководство обкома республики в том, что оно не вело борьбу с врагами народа и «выгораживало» их . Был снят с поста, арестован и затем расстрелян первый секретарь Башкирского областного комитета ВКП(б) Быкин Яков Борисович .
Репрессированные размещались в специально построенных поселках. В Белорецком районе Башкирии были организованы посёлки Нура, Кузь-Елга, Капкалка, Ермолаево, Верхняя Тюльма; в Нуримановском районе – Красивая Поляна, Осиновый Лог, Гоголевские прудки; в Караидельском районе – Берёзовый Лог, Верхний Резим; в Дуванском районе – Кульвараш; в Уфимском районе – посёлки Моторный завод и ЦЕС (у деревни Сипайлово), c 1948 года – посёлок Новостройка (г. Салават ), входивший в систему исправительно-трудовых лагерей ГУЛАГ.
Каждый спецпосёлок представлял собой небольшой концентрационный лагерь во главе с комендантом. Трудоспособные жители спецпосёлков работали на лесозаготовках, на строительстве жилых домов и промышленных объектов. Снабжение спецпосёлков продуктами питания было плохим. Медицинское обслуживание практически отсутствовало. Тяжёлый труд, голод, зимние морозы вызывали массовую смертность. Только за 1932-33 годы умерло 2156 человек.
Как и по всей стране, политические репрессии в Башкортостане и система исправительно-трудовых лагерей существовали вплоть до смерти И.В.Сталина.
Реабилитация осужденных проводилась после 19-й конференции КПСС. Сотрудники КГБ, Прокуратуры и Верховного суда БАССР проделали большую работу по реабилитации пострадавших. К апрелю 1991 года было реабилитировано 42 тысячи человек, в том числе более 23 тысяч незаконно осужденных несудебными органами.
11 февраля 1991 года вышло постановление Совета Министров Республики Башкортостан "О мерах по улучшению материально-бытовых условий граждан, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности в период массовых репрессий и впоследствии реабилитированных", а 7 июля 1993 – Указ Президиума Верховного Совета РБ "О пенсионном обеспечении жертв политических репрессий".
См. также
Статистические данные о масштабах репрессивной политики
В Башкирский АССР за её историю было репрессировано более 50 тысяч человек.
В БАССР репрессировано:
- по национальному составу: русских — 30 %, башкир −28 %, татар — 24 %, других национальностей — 18 %
- по образовательному уровню: неграмотных — 45 %, начальное — 40 %, среднее — 12 %, высшее — 2,5 %
- про занятости: крестьяне — 70 %, рабочие — 14 %, безработные — 3 %, интеллигенция −8 %, духовенство — 3 %.
Среди репрессированных в возрасте 70-74 лет расстреляно 80 процентов, в возрасте 60-64 лет (36,4 процента), 55-59-летние (расстреляна одна треть).
«Тройка» при ОГПУ БАССР за три месяца 1931 года осудила к расстрелу 5, к заключению в лагеря — 72, к ссылке — 76 представителей духовенства. Из репрессированных священнослужителей 69 % являлись муллами, 13 % — православными священниками; 23,3 % из общего числа приговорены к высшей мере наказания — расстрелу; наибольшее количество арестов духовенства приходится на 1930 год — 36 % и на 1937 год — 31 %.
Память
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Кабинет министров РБ от 5 января 1995 г. принял постановление «О мерах по увековечению памяти жертв политических репрессий».
Изданы 5 томов Книги памяти жертв политических репрессий РБ. Состав биографических справок: фамилия, имя, отчество, год и место рождения, национальность, партийность, образование, место работы и должность, дата ареста, дата вынесения приговора, статьи обвинения, мера наказания, дата расстрела, дата реабилитации. Иллюстрации: документы, портреты.
В Уфе в Юбилейном сквере Советского района (бывшее Ивановское кладбище - место захоронений жертв репрессий) установлен памятник жертвам политических репрессий . Авторы: архитектор Л. Дубинский, скульптор, автор проекта - заслуженный художник Башкирии Ю. Солдатов.
С целью защиты прав, достоинства интересов жертв политических репрессий и пострадавших от политических репрессий, сохранения и увековечения памяти о жертвах, восстановления исторической правды о преступлениях тоталитаризма в РБ учреждена Ассоциация жертв политических репрессий .
Примечания
- . Дата обращения: 20 октября 2013. 5 августа 2020 года.
- Алмаев Р. З. // Педагогический журнал Башкортостана : журнал. — 2007. — № 5 . — С. 131—139 . — ISSN . 8 июня 2020 года.
- Узиков Ю. А. . Башвестъ (30 октября 2006). Дата обращения: 22 января 2016. Архивировано из 9 июня 2016 года. (башк.)
- Зиновьев А. . Башинформ (13 июня 2007). Дата обращения: 22 января 2016. 8 июня 2020 года.
- (недоступная ссылка)
Литература
- Книга памяти жертв политических репрессий Республики Башкортостан в 5 томах. Редкол.: Х. Х. Ишмуратов (гл. ред.), К. А. Аралбаев и др. Уфа. Изд. Китап, 1999 г. т. 1: А — В, т. 2: Г — И, т. 3: К — М, т. 4 (Н — С), т. 5 (Т — Я) и 6 (дополнительный) — новые имена по результатам реабилитации; имена репатриированных военнопленных.
- Гарипова Г. Л. Масштабы репрессий в Башкортостане в 30-40 гг. // Ватандаш. 2002. № 2.
- Давлетшин Р. А. Великий перелом и трагедия крестьянства Башкортостана. Уфа, 1994.
- Давлетшин Р. А. История крестьянства Башкортостана 1917—1940 г. Уфа, 2001
- Коллективизация сельского хозяйства Башкирской АССР. — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1980.
- Мардамшин Р. Р. Башкирская чрезвычайная комиссия. — Уфа: Китап, 1999.
- Национально-государственное устройство Башкортостана (1917-1925 гг.). Документы и материалы: В 4 т. /Авт.-сост. Б. Х. Юлдашбаев. Т.3. Уфа: Китап, 2002.
- Рассказов Л. П. Карательные органы в процессе формирования и функционирования административно-командной системы в Советском государстве (1919-1941 гг.). Уфа, 1993.
- Тупеев С. Р. Тревожные годы в Башкортостане // Ватандаш. 1999. № 6.
- Шафиков Г. И совесть, и жертвы эпохи. Уфа, 1991.
- Р.Бикбаев. «Спецпосёлки ГУЛАГа в Башкирии». Советская Башкирия. 1990 г.,
- Возвращённые имена. Уфа, 1991; Трудный путь к правде. Уфа, 1997.
- Земсков В. Н. Спецпоселенцы (по документации НКВД — МВД СССР) //Социологические исследования. 1990. № 11;
- Земсков В. Н. Массовое освобождение спецпоселенцев и ссыльных //Социологические исследования. 1990. № 11.
Ссылки
- // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов . — Уфа : ГАУН « Башкирская энциклопедия », 2015—2020. — ISBN 978-5-88185-306-8 .
- // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов . — Уфа : ГАУН « Башкирская энциклопедия », 2015—2020. — ISBN 978-5-88185-306-8 .
- от 28 марта 2018 на Wayback Machine
- от 8 июня 2020 на Wayback Machine
- 2021-11-24
- 1