Interested Article - Шайкача
- 2020-05-05
- 1
Шайка́ча ( серб. шајкача / šajkača , от шајак — «валяная шерсть») — традиционный сербский национальный головной убор , появившийся в XVIII веке .
Это шапка обычно чёрного, серого или зелёного цвета, которая изготавливается из мягкой ткани и имеет V-образную форму. Шайкача является неотъемлемым элементом сербского национального костюма и национальным символом Сербии .
История
Шайкачу изначально носили в основном сербские крестьяне . Имя пришло в честь так называемого воинского формирования — ( серб. šajkaši / шајкаши ). Так называли сербских солдат , которые служили в армии Австрийской империи , а именно на речных флотилиях рек Дунай и Сава . Шайкаши участвовали в войнах против Османской империи, а их шапки были в форме дна перевёрнутой лодки — как правило, казацкой чайки ( серб. шајка ). Во время Первого сербского восстания шайкача стала распространяться достаточно быстро среди сербов-участников восстания: солдаты отряда Карагеоргия брали турецкие фески и переделывали их в шайкачи .
Шайкачу носят многие крестьяне региона Шумадия , а сама шапка получила двойное предназначение: её носили в мирное время люди, работая в сельской местности, а в военное время она становилась частью сербской военной формы . Так, в годы Первой мировой войны все солдаты сербской армии носили шайкачу . Шайкача также была в то время частью форменной одежды русской армии, и её выдавали солдатам тех частей, которым противостояли болгарские войска — поскольку болгарская и русская формы одежды были очень похожи и солдаты двух воюющих народов могли перепутать друг друга, отличить можно было только по наличии шайкачи у русских солдат. Популярность шайкачи среди сербов была настолько велика, что в 1916 году оккупационные власти Болгарии, занявшие Южную Сербию, запретили законом ношение и владение этой шапки , а остатки со складов передали немцам, а те обмундировали русинов (по-современному — мазепинка ). После становления Югославии сербские чиновники добились того, чтобы шайкачу носили и жители Боснии вместо турецкой фески . В годы Второй мировой войны шайкача стала традиционным головным убором четников из Югославских войск на родине . Несмотря на то, что в рядах титовских красных партизан большинство солдат носили пилотки- титовки , шайкача ей не уступала по популярности и долгое время использовалась частями Народно-освободительной армии Югославии, действовавшими на территории Сербии .
Во время распада Югославии шайкача снова стала переживать популярность: резервисты Армии Республики Сербской и члены паравоенных групп, участвовавшие в Боснийской войне , стали снова носить шайкачу как часть униформы (причём у высших офицеров шайкача была со своеобразным козырьком), а вскоре шайкача стала официальным элементом униформы Армии Республики Сербской . После битвы за Вуковар сербы Хорватии установили множество памятников павшим в сражении за город сербским солдатам, выполненных в форме шайкачи. В послевоенные годы эти памятники стали объектами многочисленных вандальных акций, вследствие чего сербская община вынуждена была установить другие памятники без каких-либо политических или национальных обозначений . В 1999 году во время бомбардировок НАТО сеть McDonald's в Сербии стала рекламировать свои продукты, размещая постеры с кириллическими надписями и изображением шайкачи на вершине буквы M, чтобы сделать более узнаваемой в мире шайкачу как символ Сербии и сербов .
В настоящее время шайкачу носят преимущественно пожилые люди в сельской местности , но при этом её как элемент народного костюма надевают мальчики и юноши, участвующие в фестивалях народной культуры . С начала XX века шайкача считается символом сербского национального движения .
Внешний вид
Шайкача имеет V-образную форму или форму дна перевёрнутой казацкой чайки ; узкая, обычно чёрного или серого цвета . Изготавливается из мягкой ткани, сделанной дома , в мирное время носится без символов или кокард. В военные годы на шайкачу надевали кокарду с изображением двуглавого орла и девизом « Только единство спасёт сербов » . В Первую мировую войну сербы носили шайкачу ещё и с королевской монограммой .
См. также
Примечания
- ↑ , p. 97.
- , p. 49.
- , p. 372.
- .
- , p. 48.
- , p. 268.
- , p. 20.
- , p. 224.
- , p. 76.
- , p. 74.
- .
- , p. 143.
- , pp. 71–73.
- , p. 211.
- , p. 194.
- .
- , p. 41.
- .
- , p. 59.
- , p. 38.
Литература
- Jasna Bjeladinović. . — Belgrade : Belgrade Ethnographic Museum, 2011. — ISBN 978-86-7891-059-3 .
- Christopher Deliso. . — : Greenwood Publishing Group, 2009. — ISBN 978-0-313-34436-7 .
- Bogdan Denis Denitch. . — : University of Minnesota Press, 1996. — ISBN 978-0-8166-2947-3 .
- Mirko Đorđević. Populist Wave Literature // / Nebojša Popov, Drinka Gojković. — Budapest : Central European University Press, 2000. — ISBN 978-963-9116-56-6 .
- David Jordan. The Balkans, Italy & Africa 1914–1918: From Sarajevo to the Piave and Lake Tanganyika. — London : Amber Books Ltd., 2008. — ISBN 978-1-906626-14-3 .
- Goran Jovanović. The Yugoslav War Through Cartoons // / Joel Martin Halpern, David A. Kideckel. — : Penn State University Press, 2000. — ISBN 978-0-271-04435-4 .
- Kruno Kardov. Remember Vukovar // / Sabrina P. Ramet, Davorka Matić. — : Texas A&M University Press, 2007. — ISBN 978-1-58544-587-5 .
- Laurence Mitchell. . — : Bradt, 2010. — ISBN 978-1-84162-326-9 .
- Andrej Mitrović. . — London : Purdue University Press, 2007. — ISBN 978-1-55753-477-4 .
- Sanimir Resić, Barbara Törnquist Plewa. . — Lund, Sweden : Nordic Academic Press, 2002. — ISBN 978-91-89116-38-2 .
- Tony Taylor. . — Melbourne : Melbourne University Press, 2008. — ISBN 978-0-522-85907-2 .
- Nigel Thomas. . — Oxford : Osprey Publishing, 2001. — ISBN 978-1-78096-735-6 .
- Nigel Thomas, Krunoslav Mikulan. . — Oxford : Osprey Publishing, 2006. — ISBN 978-1-4728-0196-8 .
- Gerardo R. Ungson, Yim-Yu Wong. . — : M.E. Sharpe, 2008. — ISBN 978-0-7656-2897-8 .
- Dragoljub Zamurović, Ilja Slani, Madge Phillips-Tomašević. Serbia: Life and Customs. — Belgrade : Applied Artists and Designers Association of Serbia, 2002. — ISBN 978-86-82893-09-7 .
- InASEA. Ethnicity, Nationalism, Migration // Ethnologia Balkanica: Journal for South-East European Anthropology. — 2002. — Vol. 6.
Ссылки
- (серб.) . Serbian Mirror (1 апреля 2010). Дата обращения: 18 апреля 2018. Архивировано из 28 ноября 2012 года.
- (серб.) . Upoznaj Srbiju (17 мая 2011). Дата обращения: 18 апреля 2018. Архивировано из 3 марта 2016 года.
- (серб.) . Vesti Online (30 апреля 2010).
- 2020-05-05
- 1