Interested Article - Кекавмен
- 2021-11-07
- 1
Кекавме́н ( греч. Κεκαυμένος ; около 1020 — после 1081 ) — византийский писатель, известный как автор « Стратегикона », руководства по военному искусству.
Биография
Он происходил из армянского рода, его предки перешли на службу Византии в конце X века. Они владели имением в Лариссе ( Фессалия ). Его дед по отцу, Кекавмен, был армянином, дед по матери, Димитрий Полемарх, происходил из Болгарии. Писатель родился около 1020–1024 гг. в Лариссе. Он стал полководцем. Летом 1041 года он участвовал в подавлении восстания Петра Деляна, был очевидцем свержения императора Михаила V (21 апр. 1042), а между 1042 и 1075 гг. занимал некую должность в Элладе. Вероятно, в конце жизни Кекавмен оставил службу и посвятил себя литературной деятельности .
Произведения
Произведение Кекавмена является ценнейшим источником сведений о культуре византийского общества XI века. В нем отразились религиозные, этические, общественно-политические взгляды автора. Он отражает мнение среды, в которой существует. В центре жизни, по мнению Кекавмена, находится семья, которую необходимо защищать от враждебного внешнего мира. Он критически отзывался о политике императоров середины XI века, как недостаточно опиравшихся на военную аристократию. Автор трактата ценил независимость от императорской власти. Кекавмен не отождествлял родовитость и личные достоинства человека, выдвигая на первый план не происхождение, а положение человека в государственной иерархии, как отражение его личных способностей — эта его идея близка к понятию «репутация». Автор трактата, судя по высказываниям о «божественном всеведении», был весьма религиозен, но несведущ в богословии, так как Писание воспринимал, в основном, как источник практических советов. В то же время он считал необходимым ежедневно посещать церковные службы, полагая, что участие в Литургии поддерживает земное существование человека и делает его «рабом в доме Божием». Бог в рассуждениях автора постоянно присутствует как некая «вершина миропорядка», а император является «богом» на земле .
Кекавмен является автором так называемых « Советов и рассказов » — важного источника по истории XI века (единственная рукопись хранится в Государственном историческом музее в Москве). В этой рукописи он писал, что Аральт был сыном василевса некой «Варангии» и у него был брат Юлав. Но на самом деле норвежский принц Гаральд Суровый (1015—1066) был сыном не норвежского короля, а знатного норвежца Сигурда Сира (ум. в 1015 году), а Олаф Дигри (король Норвегии с 1015 года по 1028 год) был его братом только по материнской линии .
Сочинения Кекавмена — новый жанр византийской светской литературы, объединяющий назидательные истории с житейскими советами. «Дейл Карнеги средневековья», он является создателем теории общения, тесно связанной с практической жизнью, разработавшим собственную концепцию бесконфликтного и успешного общения. Разработал подходы по самосовершенствованию, навыкам эффективного общения, выступления и другие.
Примечания
- ↑ . www.pravenc.ru. Дата обращения: 7 апреля 2020. 7 апреля 2020 года.
- Stender-Petersen. Varangica. P. 134—335
- Кекавмен. Советы и рассказы : Поучение византийского полководца XI века / Подготовка текста, введение, перевод с греческого и комментарии Г. Г. Литаврина . — Изд. 2-е, перераб., доп. — СПб. : Алетейя, 2003. — 711 с. — (Византийская библиотека. Источники). — ISBN 5-89329-568-4 .
См. также
Ссылки
- Советы и рассказы Кекавмена: Сочинение византийского полководца XI в. / Подготовка текста, введение, перевод с греч. и комментарии Г. Г. Литаврина . — М.: Наука, 1972. – 743 с., 1 л. карт.: ил.. — (Серия « Памятники средневековой истории народов Центральной и Восточной Европы »).
- Кекавмен. Советы и рассказы: Поучение византийского полководца XI в. / Подготовка текста, введение, перевод с греч. и комментарии Г. Г. Литаврина . — Изд. 2-е, перераб. и доп. — СПб.: Алетейя, 2003. — 711 с. — (Серия «Византийская библиотека. Источники»).
- by Eric McGeer from The Medieval City under Siege
- by William North
- Устян А. Р. Политическая концепция неовизантизма . — Москва.: Институт Социальных наук, 2003. — С. 42 (монография)
- 2021-11-07
- 1