Interested Article - Нумайриды

Нумайриды , или Нумейриды ( араб. النميريون ‎, an-Numayriyyūn ) — династия, правившая в юго-западной Джазире (части территорий нынешних восточной Сирии и юго-восточной Турции ) с центром в Харране в 990 1081 годах, а в отдельных крепостях — до 1120 года.

География

Территория, подвластная Нумайридам (обозначена оранжевым цветом) между 1040 и 1057 годами.

Нумайриды правили , западной из трёх (наряду с и ) провинций Джазиры . Они более или менее постоянно контролировали земли между приевфратскими городами Харраном , Саруджем и Раккой между 990 и 1081 годами. Большую часть этого времени они граничили на юге и западе с халебским эмиратом Мирдасидов , на востоке — с мосульским эмиратом Укайлидов , на севере — с майяфарикинским эмиратом Марванидов , на северо-западе — с Византийской империей . Нумайриды, Мирдасиды и Укайлиды были арабскими династиями, а Марваниды — курдами. Все они были независимыми мелкими династиями, возникшими в северной Сирии и Верхней Месопотамии в конце X — начале XI веков из-за неспособности великих региональных держав, таких как Багдадский халифат Аббасидов , Каирский халифат Фатимидов и Византийская империя , контролировать или аннексировать эти регионы. В разное время Нумайриды присягали на верность и заключали союзы со всеми тремя этими державами.

Нумайриды также контролировали Урфу (Эдессу) , пока её не завоевали византийцы в 1031 году. В 1062 году Нумайриды уступили Ракку своим дальним родственникам и бывшим союзникам Мирдасидам , а к 1081 году их столица Харран и близлежащий Сарудж были завоёваны турками-сельджуками и их арабскими союзниками Укайлидами . Нумайридские эмиры продолжали удерживать изолированные крепости в Верхней Месопотамии, такие как и возле Самосаты , до начала XII века, но после 1120 года сведения о них в источниках исчезают.

История

Происхождение династии

Эмиры династии принадлежали к племени , которое было ветвью племени из кайситской группы арабских племён. Имя «Нумайр», вероятно, связано с nimr — арабским словом, означающим «леопард». В отличие от большинства детей легендарного прародителя Амира ибн Саса’а, которые стали родоначальниками крупных ветвей племени, Нумайр имел другую материнскую линию и его потомки не вступали ни в какие племенные союзы. На протяжении бо́льшей части своей истории Бану-Нумайр были бедной кочевой группой, которая в основном занималась разбоем. О них не упоминается в исторических записях до периода Омейядов ( 661 749 ), когда они доминировали на западе Ямамы в центральной Аравии . В результате Бану-Нумайр были рассеяны во время экспедиции аббасидского военачальника Буги аль-Кабира в 846 году, но восстановились в последующие десятилетия.

Переселение в Джазиру

Джазира и её провинции Дияр-Бакр, Дияр-Мудар и Дияр-Рабия.

Арабский биограф и историк XIII века считает, что Бану-Нумайр мигрировали в Верхнюю Месопотамию из Ямамы в 920 году, а современный историк Клиффорд Босворт относит их прибытие в Джазиру где-то между 940 и 954 годами. Это соответствовало второму крупному, постисламскому переселению арабских племён в Сирию и Месопотамию, на этот раз в связи с карматским движением. Как и Бану-Нумайр, многие племена, входившие в состав карматской армии, также были ветвями Бану-Амир из Аравии, в том числе , , и . Эти группы бедуинов в значительной степени вытеснили осёдлые арабские племена Верхней Месопотамии, сделав дороги небезопасными для путешествий и серьёзно повредив выращиванию сельскохозяйственных культур. По словам арабского географа и путешественника X века Ибн-Хаукаля :

Бану-Нумайр… изгнали их [крестьян и оседлых бедуинов] с некоторых из их земель, даже большинства из них, присвоив себе некоторые места и регионы… Они решают вопрос об их защите и деньгах на защиту.

В 941 году Бану-Нумайр служили во вспомогательных войсках губернатора Аббасидов в Верхней Месопотамии. Шесть лет спустя их таким же образом использовал Али ибн Абдаллах , хамданидский эмир Халеба ( 944 967 ), против вторжений ихшидидского регента Абу’ль-Миска Кафура . Вскоре после этого халебский эмир попытался сдержать бедуинские племена, чья сила росла за счёт осёдлого населения. Бану-Нумайр были изгнаны из и укрылись в Джебель-Синджаре в , восточной части Джазиры . Наряду с другими кайситскими племенами, Бану-Нумайр восстали против Али ибн Абдаллаха и его брата Хасана ибн Абдаллаха , эмира Мосула ( 929 969 ). Последний изгнал их в Сирийскую пустыню, а в 954 году Али добился их подчинения, после чего переселил их в район у реки Хабур в . В 956 году он предпринял ещё одну экспедицию против Бану-Нумайр, которые оказались нелояльными подданными.

Вассаб ибн Сабик

Руины Харрана, главного центра эмирата Нумайридов, которым они владели в 990 1081 годах.

Когда Али ибн Абдаллах умер в 967 году, его Халебский эмират вступил в период административного упадка. Это препятствовало способности Хамданидов эффективно контролировать окраинные районы , расположенные недалеко от враждебной византийской границы. С этой целью новый эмир ( 967 991 ) назначил губернатором Харрана и . В 990 году Вассаб восстал против Хамданидов и объявил Харран независимым эмиратом, что ознаменовало основание династии Нумайридов.

В том же году Вассаб захватил укрепленный город Сарудж к западу от Харрана, а в 1006 году отвоевал Ракку у её правителя . Во время своего правления Вассаб также аннексировал Урфу (Эдессу) к северу от Саруджа и передал её своему брату . Захват Урфы укрепил стратегическое положение Нумайридов, территория которых стала граничить с Византией с севера и запада. Вассаб умер в 1019 году.

Шабиб ибн Вассаб

Вассабу наследовал его сын . Нумайриды, возможно, потеряли контроль над Харраном через некоторое время после смерти Вассаба. Кроме того, во время раннего правления Шабиба жители Урфы (Эдессы) становились все более враждебными по отношению к их эмиру Утайру ибн Сабику из-за того, что он убил популярного наместника города. В 1027 году , марванидский эмир Майяфарикина и Амида ( 1010 1061 ), вмешался от имени жителей Урфы, убил Утайра и захватил город. Сведения о том, участвовали ли Ахмад ибн Марван или , мирдасидский эмир Халеба ( 1024 1029 ), в арбитраже о разделе Урфы после падения Утайра, расходятся. В любом случае сын Утайра, известный в источниках только как (хотя Эдуард фон Цамбаур называет его Салманом), был назначен губернатором главной цитадели Урфы, а его двоюродный брат , получил меньшую цитадель города. Таким образом, хотя Урфа и оставалась в руках Нумайридов, она фактически находилась вне контроля Шабиба.

В 1031 году между византийцами и Ибн-Утайром (или покровителями последнего из Марванидов) были начаты переговоры о передаче Урфы (Эдессы) под контроль Византии. В то же время начался конфликт между Ибн-Утайром и Ибн-Шиблем, что побудило Ибн-Утайра или Марванидов продать город византийскому императору Роману III за 20 тысяч золотых динаров и несколько деревень. После этой покупки войска Ибн-Шибля бежали, жители-мусульмане были убиты, а городские мечети сожжены. Тем временем Ибн-Утайр, по-видимому, перебрался в названную в его честь крепость недалеко от Самосаты .

Соглашение между Шабибом и византийцами было достигнуто в 1032 году, и во время определения границ Урфа (Эдесса) была закреплена за Византией, а остальная часть осталась под властью Нумайридов. После этого в течение неопределённого периода Шабиб платил дань византийцам. Он не мог эффективно противостоять византийцам, поэтому сосредоточился на расширении своих владений на восток и север, на территории Марванидов и Укайлидов . В 1033 году он напал на Насибин , удерживаемый Укайлидами, но был отбит. В следующем году, заручившись поддержкой византийцев Шабиб выступил против Амида , столицы Марванидов, но отступил после демонстрации силы коалицией Марванидов и Укайлидов. В том же 1034 году город Харран был возвращен Шабибу после сильного голода, чумы и восстания местного населения. К 1036 году Шабиб и Ибн-Утайр разорвали союз с Византией и присоединились к усилиям Марванидов и Укайлидов по изгнанию византийцев из Урфы (Эдессы) . Нумайриды захватили и разграбили город, взяли в плен несколько человек и убили многих жителей. Однако они не захватили цитадель, и Шабиб поспешно отступил, чтобы противостоять угрозе сельджуков Харрану. Византийцы заключили мир с Шабибом в следующем году, и Урфа была подтверждена как византийское владение.

Мир между Шабибом и его соседями позволил ему поддержать своего зятя (мужа сестры) , мирдасидского эмира Халеба ( 1029 1037 ), против наступления , фатимидского наместника Дамаска , в 1037 году. Фатимиды стремились расширить прямой контроль над северной Сирией, которой владели Мирдасиды, их номинальные вассалы. Последние были членами Бану-Килаб и, таким образом, дальними родственниками Бану-Нумайр. По словам сирийского историка Сухайля Заккара, два племени в целом поддерживали дружеские отношения, а Тьерри Бьянки считает, что «нумайро-килабский союз… контролировал всю северную Сирию и бо́льшую часть западной Джазиры ». Сестра Шабиба, ас-Сайида Алавийя, известная своим умом и красотой, была замужем за Насром ибн Салихом и позже сыграла важную роль в политике Халеба. Ануштегин ад-Дизбари убил Насра ибн Салиха в мае 1037 года и двинулся на Алеппо, что побудило Шабиба, ас-Сайиду и Самаля ибн Салиха), брата и преемника Насра, отступить в Верхнюю Месопотамию. После этого ас-Сайида вышла замуж за Самаля. К 1038 году Шабиб присягнул Фатимидам и приказал упоминать их халифа Ма’ада ибн Али аль-Мустансира как главу мусульман в пятничных молитвах . Это ознаменовало формальный разрыв с халифатом Аббасидов , религиозную легитимность которого Нумайриды ранее признали.

Междуцарствие

Мани ибн Шабиб продал крепость Калат-Джабар фатимидскому губернатору Ануштегину ад-Дизбари, но вернул её после смерти последнего в 1041 году.

Шабиб умер в 1039 году, не оставив взрослого наследника, и территория Нумайридов была разделена между его братьями и , совместно владевшими Харраном и Раккой , и неким , по-видимому, сыном Шабиба, правившего Саруджем . Смерть Шабиба положила начало длительной вражде между племенами Бану-Нумайр и Бану-Килаб из-за Ракки и плодородных пастбищ, окружающих этот город. На момент смерти Шабиба его сестра ас-Сайида жила в , в непосредственной близости от Ракки, переехав туда с Самалем после оккупации Халеба Фатимидами. По словам Ибн-аль-Адима, она стремилась захватить Ракку у наместника своих братьев и вышла замуж за Самаля, «чтобы поддержать свою власть и защитить свои интересы». Самаль захватил Ракку, тем самым расширив племенную территорию Бану-Килаб на всю территорию между реками Балихом и Евфратом . Примерно в то же время Ануштегин ад-Дизбари, опасаясь растущей власти Самаля в Верхней Месопотамии, купил крепость Калат-Джабар к северу от Ракки у Мани ибн Шабиба, сына Шабиба ибн Вассаба. Когда ад-Дизбари умер в 1041 году, Мани немедленно вернул себе Калат-Джабар. К тому времени Самаль примирился с Фатимидами и был возвращен в Халеб.

Мани ибн Шабиб

Напряжённость вокруг Ракки усилилась, когда достиг совершеннолетия и принял на себя верховенство над Бану-Нумайр между 1044 и 1056 годами. Мани считал себя законным наследником имущества Шабиба и стремился вернуть его силой. Он разорвал с Фатимидами и признал верховенство сельджукского султана Тогрул-бека ибн Микаила ( 1037 1063 ), который послал Мани почётные одеяния и издал указ о предоставлении ему Ракки. В апреле 1056 года, после того как Самаль отклонил требование Мани уйти из Ракки, между ними вспыхнули боевые действия. К тому времени Мани уже захватил Харран у своих дядей.

Фатимиды пытались стабилизировать ситуацию в Верхней Месопотамии и помочь , полководцу Бувейхидов , который сопротивлялся вторжению сельджуков в Ирак в 1055 году. Он был изгнан из Багдада, а затем обосновался в Рахбе , где разработал план по возвращению Багдада . Фатимидский посол придерживался крайне негативного мнения о Мани и склонялся к поддержке Самаля, но позже был убеждён Дубайсом I ибн Али , мазьядидским эмиром Джамиайна ( 1017 1081 ), в лагере аль-Бусасири, что Мани необходим для борьбы с сельджуками . Аль-Муайяд убедил Мани перейти на сторону Фатимидов. В награду аль-Бусасири захватил Ракку у Самаля и передал её Мани в октябре 1057 года. Однако, согласно летописцу , аль-Бусасири не захватывал Ракку; скорее, Самаль передал Мани и Ракку, и Рафику из-за военного давления.

Территория, подвластная Нумайридам в период их наибольшего могущества ( 1058 1060 годы).

Сдача Ракки Самалем была частью большей перемены власти в северной Сирии и Верхней Месопотамии, поскольку Фатимиды также вынудили Самаля покинуть Халеб в январе 1058 года. Тем временем они дали Мани большую сумму денег, чтобы заручиться его поддержкой кампании аль-Бусасири. Эти суммы позволили Мани прочно обосноваться в Харране , построив там дворец-цитадель на месте бывшего сабийского храма. В январе 1059 года аль-Бусасири удалось изгнать сельджуков из Багдада , свергнуть аббасидского халифа Абдаллаха ибн Ахмада аль-Каима ( 1031 1074 ) и провозгласить сюзеренитет Фатимидов над Багдадом. К тому времени Мани был богаче и могущественнее, чем когда-либо. Нумайриды не помогали аль-Бусасири в этой кампании, несмотря на их формальный союз. Тем временем Мани стремился обезопасить эмират Нумайридов на случай возрождения власти Аббасидов и Сельджукидов в Ираке; отсутствие поддержки как Мани, так и аль-Бусасири из Каира , в котором только что произошли значительные политические изменения, сподвигло Мани вернуться к поддержке Аббасидов и Сельджукидов. В том же году Мани расширил территорию Нумайридов до самой южной части, захватив города-крепости Рахбу и в междуречье Хабура и Евфрата . Более того, он предоставил убежище в Харране четырёхлетнему Абдаллаху ибн Мухаммеду аль-Муктади , внуку и наследнику халифа (будущему халифу в 1074 1094 годах), который был тайно вывезен из Багдада.

В 1060 году, после того как сороканедельное правление аль-Бусисири в Багдаде окончилось его поражением и казнью сельджуками, Мани выдал одну из своих дочерей за багдадского изгнанника в Харране — Абдаллаха ибн Мухаммеда, чтобы установить связи с семьёй халифа. Затем Абдаллах был возвращён в Багдад со многими дарами. Хотя это прямо не упоминается в хрониках, Мани, вероятно, снова стал вассалом Аббасидов после поражения аль-Бусасири. По словам историка Д.С. Райса, «Нумайриды извлекли большую выгоду из инцидента с аль-Бусасири, получив Ракку от Мирдасидов и приняв от Фатимидов большие суммы, не беря на себя обязательств участвовать в опасном предприятии по участию в попытке государственного переворота аль-Бусасири». Период между 1058 и 1060 годами был пиком могущества Нумайридов.

В 1060 году Мани поддержал своего племянника — мирдасидского правителя Халеба (сына Насра ибн Салиха и ас-Сайиды Алавийи) — против попытки Самаля вернуть Халеб. Но в конечном итоге Махмуд потерпел поражение и получил убежище у Мани. Затем вмешалась ас-Сайида Алавийя и выступила посредником в заключении перемирия между Самалем и Мани. Тем не менее, последний потерпел ещё одну серьёзную неудачу от рук Мирдасидов, когда , брат Самаля, захватил Ракку в 1062 году. В следующем году Мани умер от припадка, не оставив способного преемника. Хайдеманн утверждает, что со смертью Мани «Бану-Нумайр потеряли бо́льшую часть своего значения и вскоре предались забвению».

Конец династии

Расширение власти Cельджукидов в Сирии и Верхней Месопотамии после их победы над византийцами в битве при Манцикерте в 1071 году угрожало эмирату Нумайридов: поражение Византии лишило Нумайридов и Мирдасидов мощного защитника. В 1081 году укайлидский эмир при поддержке сельджуков отвоевал Харран у преемников Мани, чьи имена не были записаны в источниках. Согласно средневековому историку Ибн-аль-Асиру , Муслим ибн Курейш назначил Яхью ибн аш-Шатира, нумайридского гуляма и администратора, губернатором Харрана, в то время как другой средневековый летописец, Сибт ибн аль-Джаузи , утверждает, что некий Джафар аль-Укайли был назначен наместником и продвигал там шиитский ислам. В том же году Укайлиды вырвали контроль над Саруджем у Хасана ибн Шабиба, который удерживал его непрерывно с 1039 года. Хасан получил взамен Насибин и правил этим городом как вассал Укайлидов.

Калат-ан-Наджм был последним упомянутым в источниках владением Нумайридов.

В 1083 году Абу-Джалаба, ханбалитский кади Харрана, и сын Ибн-Утайра возглавили восстание против Укайлидов. Повстанцы сражались во имя малолетнего принца Нумайридов, Али ибн Вассаба (возможно, молодого внука Мани), и захватили город на короткий период. К концу года мятеж был подавлен Муслимом ибн Курейшем, казнившим Абу-Джалабу и его сыновей, и ещё около ста участников восстания. Яхья ибн аш-Шатир продолжал управлять Харраном после смерти Муслима ибн Курейша в 1085 году и был вновь утверждён в 1086 году на своем посту сельджукским султаном Малик-шахом ибн Алп-Арсланом ( 1072 1092 ), которому он сдал город. Появление сельджуков и связанных с ними туркменских племён в это время фактически положило конец правлению в северной Сирии и Верхней Месопотамии арабских племенных династий, включая Бану-Нумайр.

Несмотря на потерю столицы и большую часть своей власти, Нумайриды сохраняли своё присутствие в регионе до начала XII века, удерживая несколько крепостей, которые были изолированы друг от друга, включая на северном Евфрате и . По словам Д.С. Райса, Бану-Нумайр «всё ещё были скачкообразно активны» в этот период. В 1102 году они убили в Хите одного из эмиров Укайлидов — Мухаммеда ибн Рафи ибн Рифа, а четыре года спустя совершили неудачный набег на сельджукского полководца Афшина. В 1110 году Нумайриды во главе с неким Джавшаном ан-Нумайри захватили Ракку у её туркменского правителя Али ибн Салима, которого они убили, но вскоре были вытеснены. Крестоносцы, вошедшие в этот регион в начале века, захватили Синн-ибн-Утайр у нумайридского эмира Мани ибн Утайра в 1118 году. Средневековый летописец записал, что Нумайриды все ещё владели Кала’ат ан-Наджмом в 1120 году, но после этого о Нумайридах ничего не слышно. Основываясь на своем исследовании, Историк Д. С. Райс обнаружил, что по состоянию на 1951 год потомки Бану-Нумайр продолжали жить в Харране и его окрестностях и были известны как Нмер (разговорная форма от «Нумайр»), и принадлежали к конфедерации Джес (разговорная форма «Гайс»). Он также отметил, что они не знали, «что их предки когда-то, в течение почти столетия, были владельцами Ракки, Саруджа и Харрана».

Культура

Государственное устройство

Придя к власти, Нумайриды предпочитали защищать, управлять и облагать налогом общины, населяющие сельскохозяйственные территории и города, которые они контролировали, а не грабить их. Это сделало их похожими на бедуинские племена Бану-Килаб в северной Сирии и Бану-Укайль в . Напротив, другие бедуины, современники Нумайридов, особенно Джаррахиды в Иордании и Палестине , грабили свою территорию и постоянно нападали на население. Тем не менее, Нумайриды сохранили аспекты своего кочевого образа жизни, в том числе боязнь жить в городской среде. Таким образом, эмиры и вожди Нумайридов воздерживались от проживания в городах, которые они контролировали; вместо этого они сформировали мини-княжества в сельской местности, окружающие их соответствующие крепости. Управление городами, включая налогообложение, возлагалось на наместника (которым обычно был гулям ), правившего от имени эмира. Исключением из этой системы был Мани, который проживал в самом Харране. По словам Хайдемана:

Строительная деятельность в Харране и, вероятно, в Ракке является доказательством того, что Мани рассматривал города не только как места для фискальной эксплуатации. Он также хотел представить себя в городе как городского правителя, сохраняя при этом свою опору власти, Бану-Нумайр, на пастбищах.

Нумайриды, как и их соседи Марваниды , использовали титул эмира. Эмиры Шабиб и Мани также использовали, под влиянием Фатимидов , титулы Сани’ат-ад-Даула и Наджиб-ад-Даула соответственно. Вероятно, они приняли эти титулы в периоды формальной верности Фатимидам. Нумайриды основали монетные дворы в Харране, а при Мани — и в Ракке. На монетах были выбиты имена правящих эмиров, что в средневековую исламскую эпоху символизировало суверенное правление.

Архитектурное наследие

В период расцвета своего государства, Мани превратил сабийский храм Харрана в богато украшенную укреплённую резиденцию. Раскопки современной цитадели Харрана показали, что постройка Мани частично состояла из двух небольших квадратных базальтовых башен, соединённых друг с другом украшенной аркой. Фрагменты куфической надписи, найденные на базальтовом блоке цитадели, указывают на постройку дворца в 1059 году. Райс заявляет, что надпись представляет собой «самый древний исламский текст, найденный до сих пор в Харране, и единственный сохранившийся эпиграфический документ династии Нумейридов».

считает, что во время правления Мани в Ракке и соседнем городе , вероятно, велась строительная деятельность, включая возможную реставрацию соборной мечети в последнем городе. Однако в Ракке и Рафике нет конкретных идентифицируемых следов строительства Нумайридов.

Образ жизни и религия

Как бедуины (кочевые арабы), большинство нумайридских эмиров избегали осёдлой жизни в городах, которые они контролировали; они управляли своими эмиратами из своих племенных лагерей в сельской местности, доверив управление городами своим гулямам . Исключением был эмир Мани ибн Шабиб (правил в 1044 1063 годах), при котором Нумайриды достигли своего территориального расцвета. Мани жил в Харране, превратив древний сабийский храм в богато украшенный укреплённый дворец.

Как и Фатимиды , Хамданиды (Мосул и Алеппо) , Мирдасиды , Нумайриды были мусульманами-шиитами . Первоначально они признали религиозный суверенитет Багдадского халифата мусульман-суннитов, по крайней мере, номинально, однако в последние годы правления Шабиба ибн Вассаба перешли на сторону шиитского халифата Фатимидов после того, как последний расширил свое влияние на север Сирии в 1037 году. При Мани ибн Шабибе Нумайриды снова признали верховенство багдадского халифа , но затем (в 1056 1059 годах) перешли к поддержке Фатимидов , а с 1060 года, вероятно, вернулись к подчинению Аббасидам .

Список правителей

Известные по письменным источникам правители из династии Нумайридов:

Годы правления Титул и имя Примечание
начало конец
после 967 1019 Вассаб I аль-Му’заффар ибн Сабик сын Сабика ибн Джа’бара; наместник Хамданидов в Харране и Рухе (после 967 990 ); эмир Харрана и Саруджа (с 990 ), Ракки (с 1006 )
до 1019 1027 ̔Утайр I ибн Сабик сын Сабика ибн Джабара; эмир ̔Урфы (Эдессы)
1019 1039 Сани’ат-ад-Даула Шабиб ибн Вассаб сын Вассаба ибн Сабика; эмир Харрана (в годы правления и с 1034 ), Ракки и Саруджа
1027 1036 Салман ибн ̔Утайр сын ̔Утайра ибн Вассаба; эмир ̔Урфы (в главной цитадели) (до 1031 , 1036 1036 ), Синн-ибн-̔Утайра (с 1031 )
1027 1031 ибн Шибль внук Сабика ибн Джабара; эмир ̔Урфы (в малой цитадели)
1036 до 1083 ̔Утайр II ибн Салман сын Салмана ибн ̔Утайра; эмир Синн-ибн-̔Утайра
1039 1044 / 1056 Мута’ин ибн Вассаб сын Вассаба ибн Сабика; эмир Харрана, Ракки (до 1040 ); соправитель брата Кавама
1039 1044 / 1056 Кавам ибн Вассаб сын Вассаба ибн Сабика; эмир Харрана, Ракки (до 1040 ); соправитель брата Мута’ина
1039 1063 Наджиб-ад-Даула Мани’ I ибн Шабиб сын Шабиба ибн Вассаба; эмир Кал’ат-Джабара ( 1039 1040 и с 1041 ), Харрана (с 1044 / 1056 ), Ракки ( 1057 1062 )
1039 после 1081 аль-Хасан ибн Шабиб сын Шабиба ибн Вассаба; эмир Саруджа (до 1081 ); наместник Укайлидов в Насибине (с 1081 )
1063 1081 Вассаб II ибн Мани’ сын Мани’ ибн Шабиба; эмир Харрана
1081 до 1110 ̔Али ибн Вассаб сын Мани’ ибн Шабиба; эмир Кала’ат-ан-Наджма, Харрана (в 1083 )
до 1083 1118 Мани’ II ибн ̔Утайр сын Салмана ибн ̔Утайра; эмир Синн-ибн-̔Утайра
до 1110 после 1120 Джавшан ибн ̔Али сын Мани’ ибн Шабиба; эмир Кала’ат-ан-Наджма, Харрана (в 1110 )

Генеалогия

Генеалогическое древо Нумайридов.

Примечания

  1. D.S. Rice : Medieval Harran. — сс. 44, 53, 57, 74—75, 77—83
  2. The encyclopaedia of Islam. — т. XI, сс. 180—181
  3. T.A. Sinclair : Eastern Turkey. — сс. 203—205
  4. S. Heidemann : Numayrid Raqqa. — сс. 93, 96—104
  5. C.E. Bosworth : The new Islamic dynasties. — с. 93
  6. The encyclopaedia of Islam. — т. VIII, с. 120
  7. S. Zakkar : The emirate of Aleppo. — сс. 55, 69—70, 150
  8. T.M. Green : The city of the Moon god. — с. 97
  9. S. Heidemann : The citadel of Raqqa. — сс. 130—131
  10. D.S. Richards : The chronicle of Ibn al-Athir. — сс. 65, 105, 139—140
  11. E. de Zambaur : Manuel de généalogie et de chronologie… — с. 138

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Нумайриды