Interested Article - Великий сургун

Великий сургу́н ( арм. Մեծ սուրգուն Великое изгнание ) — насильственная депортация армянского населения из Восточной Армении на территорию центральной и северной частей Сефевидской Персии , которая была проведена в 1604—1605 годах по приказу шаха Аббаса I в ходе Турецко-персидской войны (1603—1618) .

По разным оценкам, число изгнанных армян составило от 250 000 до 300 000 человек. В ходе депортации армянские города и сёла были разграблены и уничтожены . Многие армяне были жестоко убиты, подвержены насилию или погибли в пути, менее половины выжили во время марша .

Великий сургун радикально изменил этническую картину Армянского нагорья , значительно снизив численность армянского населения в регионе . Массовая депортация армян сделала их меньшинством в Нахиджеване , а также заметно увеличила процент мусульман ( тюрков и курдов ) в других исторических областях, включая область Арцах (сегодня более известна как Нагорный Карабах ) .

Предыстория

Восточная Армения на карте 1740 года
Разделённая Армения. Персидская ( Восточная ) и Османская ( Западная ). Роберт де Ваугонди, 1753 год

На протяжении столетий Армения была местом непрерывных военных конфликтов и разорительных набегов .

Регион впервые подвергся мусульманским набегам в 40-х годах VII века в ходе арабских завоеваний . Позднее, в начале XI века, произошли первые набеги огуз-туркменских племён из Средней Азии . К 70-м годам XI века ( битва при Манцикерте ), сельджуки распространили своё влияние практически на всю территорию Армении, что со временем причинило значительный ущерб армянскому этносу региона . К XIII веку территория Армении становится местом многочисленных нашествий мусульманских кочевых племён, набеги которых стали разорительными для региона .

Уже в сельджукскую эпоху в регионе начинается многовековой процесс оттеснения армянского населения пришлым тюркским , особенно усилившийся после нашествий Тамерлана . В период монгольского владычества Армения подверглась разграблению, а с конца XIII века Газан-хан подвергал гонениям армянское население, особенно из Нахичевани и близлежащих областей . В 1385 году хан Тохтамыш уводит в плен из Арцаха , Сюника и Парскаайка десятки тысяч армян . Монгольское владычество также усилило демографические изменения, начавшиеся при сельджуках — численность мусульманского населения увеличивалась, а армянского уменьшалась .

Начиная с XVI века огромный ущерб Армении наносили непрерывные турецко-персидские войны , которые велись за контроль в том числе и над её территорией . Будучи разделённой между двумя враждующими империями, в течение большей части XVI века, страна служила полем их битвы и подвергалась опустошению согласно политике выжженной земли , проводимой как османами, так и Сефевидами . По мирному договору , завершившему первую Турецко-персидскую войну (1514—1555) , Османская империя расширила свои владения, присоединив исторические территорий Западной Армении, а Сефевидская Персия — за счёт территории Кавказа и Закавказья .

В 1578 году началась Турецко-персидская война (1578—1590) . Османская армия и 100-тысячное войско крымского хана совершали набеги на Восточную Армению . Опустошительные походы в Закавказье продолжались до начала 1590 года. Значительная часть местного населения была убита или бежала (только из Эривани было угнано в рабство 60 000 человек) . По результатам войны, Персия была вынуждена уступить Тебриз , Ширван и некоторую часть Восточной Армении, Азербайджана и Грузии ( Картлийское и Кахетинское царства) .

Причины и ход депортации

Шах Аббас I Великий

Персидский шах Аббас I, не смирившийся с поражением и желавший вернуть территории, уступленные в 1590 году , приступил к реорганизации своей армии, обучаемой на европейский манер английскими специалистами, и в 1603 году начал новую войну .

В 1603—1605 годах войска шаха, разбив Османскую армию у Суфиана , захватили и в очередной раз разграбили города Нахичевань , Тебриз и Джульфу . Из Эривани насильственному переселению подверглось большая часть армянского населения . С лета 1604 года территория Восточной Армении систематически подвергалась опустошительным набегам . На территории Араратской долины шах прибегнул к тактике «выжженной земли» , суть которой заключалась в насильственном переселении (опустошении территории ) всех местных жителей вглубь территории Персии, вместе со всем их имуществом .

Шах преследовал цель обезлюдить эти районы и расселить армян по всей Персии, желая, тем самым, с одной стороны, обезопасить свои западные границы от потенциального османо-армянского сговора, а с другой, — руководствовался желанием использовать в своих коммерческих целях армянских ремесленников и торговцев .

Польский историк отмечает, что Шах Аббас не чувствовал опоры своей власти в недавно завоёванных областях Еревана и Нахичевани, в связи с чем « применил политику выжженной земли и предпринял массовое и насильственное переселение местного населения, главным образом армян, в центральный Иран » .

Согласно армянскому историку XVII века Аракелу Даврижеци , депортация началась в августе 1604 года и достигла своей кульминации осенью .

На первом этапе по приказу шаха был организован сбор армянского населения (из Нахичевани, Джульфы, Сюника , Севана, Лори , Абарана, Ширакавана , Карса , Вана , Алашкерта и Баязета ) в специально отведённых местах. Армяне выполнили приказ шаха, а узнав о его намерениях, всячески просили его отложить их переезд по причине скорого наступления зимы. Однако их просьбы были проигнорированы шахом .

Далее последовали действия по уничтожению всего оставшегося имущества армянского населения, дабы оно не могло достаться османским войскам . Только при переправе через реку Аракс жертвами стали тысячи человек .

В ходе депортации, в частности, для избавления от конкуренции армянских купцов, был разорён крупный центр купечества в Закавказье — армянский город Джуга , а его жители (согласно разным оценкам, от 20 тыс. человек до 12 тыс. семейств ) были переселены в Исфахан , где на выделенной им земле к югу от реки Зайендеруд в 1605 году основали Новую Джульфу (в память о некогда процветающем армянском городе ), другая часть переселённых рассеялась по всей Персии. Только в Шираз были вынуждены переселиться около 500 армянских семей .

Последствия и оценки

Первоначально отношение Аббаса к переселившимся армянам было благосклонным . В районе Исфахана армянские переселенцы получили свободу вероисповедания и торговли . Район постепенно осваивался и процветал . Армяне смогли создать крупный центр международной торговли, в том числе с Русским государством , Европой и Индией . Они получили монопольное право на торговлю шёлком . Однако после 1613 года, проводя политику исламизации , шах начал принуждать армянское население к принятию ислама , а армяне, переселившиеся в другие регионы Персии, часто подвергались различным формам дискриминации . Позднее, в середине 1650-х годов, армян изгнали уже из районов Исфахана, оставив им компактное проживание только в Новой Джульфе . Армянские общины также появились в городах Мазендеран , Казвин , Хамадан , Мешхед , Шираз и других .

Среди депортированного населения (около 350 000 человек) наибольшее количество составили армяне . Аракел Даврижеци упоминает в числе переселённых также некоторое количество мусульман и евреев . Количество депортированных армян оценивается, по разным данным, от 250 тыс. до 300 тыс. человек .

После переселения армян, на оставленные ими территории начали массово заселяться кочевые племена (в основном тюрки , а также курды ) , а города Арарат , Алашкерт и Баязет совершенно опустели .

Как свидетельствует Энциклопедия Ираника : «‎ На протяжении своей многовековой истории армянский народ ещё не подвергался столь серьёзной катастрофе » . Американский историк Джордж Бурнутян отмечает, что к XVII веку армяне стали меньшинством в некоторых частях своих исторических земель . Американский историк Ричард Ованнисян указывает на то, что насильственная депортация, проведённая шахом Аббасом и другие вынужденные массовые переселения армянского народа привели к тому, что к XIX веку армяне сохранили значительное большинство лишь в горных районах Карабаха и Зангезура . В Гяндже армяне также стали меньшинством .

В искусстве

Событие нашло своё отражение в во́хбах средневековых армянских исторических плачах .

В стихотворении « Шах и разносчик » армянский поэт Ованес Туманян описывал одну из сцен депортации — переход через Аракс . На русский язык её переводил известный переводчик Сергей Васильевич Шервинский , поэт из окружения Анны Ахматовой .

Примечания

  1. Большая советская энциклопедия / Вавилов С.И. — 2-е. — М. : Большая советская энциклопедия, 1949. — Т. 3. — С. 103. — 630 с.
  2. , с. 47.
  3. , pp. 65, 241.
  4. , p. 237.
  5. , p. 252.
  6. .
  7. , p. 168.
  8. , p. 106.
  9. , p. 96.
  10. , pp. 249, 251.
  11. , p. 1.
  12. , p. 54.
  13. , с. 518.
  14. , p. 44.
  15. , с. 46—47.
  16. , pp. 70—71.
  17. , с. 515.
  18. .
  19. , p. 267.
  20. . Encyclopædia Iranica . Дата обращения: 17 апреля 2023. 24 марта 2023 года.
  21. , p. 105.
  22. , с. Глава XXIII. Народы Кавказа и Средней Азии в XVI и первой половине XVII в..
  23. , с. 77.
  24. , с. 465.
  25. , p. 32.
  26. , p. 19.
  27. (азерб.) . — Б. , 1981. — Т. V. — С. 128.
  28. , p. 20.
  29. , с. 19.
  30. , p. 33.
  31. , p. 38.
  32. , p. 24.
  33. .
  34. , pp. 128—129.
  35. , pp. 33—34.
  36. , p. 208.
  37. , с. 93.
  38. , с. Глава XXII. Государство Сефевидов.
  39. , p. 25.
  40. .
  41. , p. 159.
  42. , с. 563.
  43. , с. 44.
  44. , p. 23.
  45. , p. 129.
  46. , p. 128.
  47. , pp. 154—155.
  48. , с. 116.
  49. , p. 238.
  50. , p. 72.
  51. , p. 23.
  52. , pp. 24—25.
  53. , с. 274.
  54. , p. 38.
  55. , p. 71.
  56. .
  57. , p. 250.
  58. , p. 21.
  59. , с. 113.
  60. .
  61. , p. 1.
  62. Peter Cowe. Medieval Armenian Literary and Cultural Trends (Twelfth-Seventeenth Centuries) // / Hovannisian R. G. — Basingstoke: Palgrave Macmillan, 1997. — Vol. I. The Dynastic Periods: From Antiquity to the Fourteenth Century. — P. 313. — 386 p.
  63. . — М. : Litres, 2018. — ISBN 9785040624874 .

Литература

Книги

На русском языке

  • Акопян Т.Х. Очерк истории Еревана. — Ер. : Издательство Ереванского университета, 1977. — 490 с.
  • Аракел Даврижеци . 4 // . — М. : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1978.
  • Новосельцев А.П. , Пашуто В. Т. , Черепнин Л. В. . — М. : Наука, 1972. — 338 с.
  • / Рыбаков Р.Б., Алаев Л.Б., Ашрафян К.З. и др.. — М. : Восточная литература, 2000. — Т. 2. Восток в средние века. — 716 с. — ISBN 5-02-017711-3 .
  • / Рыбаков Р.Б., Алаев Л.Б., Ашрафян К.З. и др.. — М. : Восточная литература РАН, 2002. — Т. 3. Восток на рубеже средневековья и нового времени XVI-XVIII вв.. — 696 с. — ISBN 5-02-017913-2 .
  • Петрушевский И. П. . — Ленинград: Ленинградский университет, 1949. — 182 с.
  • / М. М. Смирин. — М. : Соцэкгиз, 1958. — 823 с.
  • Рыбаков Б. А. , Белявский М. Т. , Новицкий Г. А. , Сахаров А. М. История СССР с древнейших времён до конца XVIII в.. — 2-е изд., перераб. и доп.. — М. : Высшая школа, 1983. — 415 с.
  • Гильом де Рубрук . Продолжение путешествия по Араксу. О городе Наксуа, о земле Сагенсы и о других местах // . — М. : Мысль, 1997. — 461 с. — ISBN 5-244-00851-X .
  • Малхасян М. . — Ер. : Изд. ЕГУ, 2020. — 300 с.

На английском языке

Статьи

На английском языке

  • Bournoutian, George A. (en.) // Nationalism and social change in Transcaucasian. — 1980. — 25 апреля.
  • Moreen, Vera B. (en.) // Journal of Near Eastern Studies. — The University of Chicago Press, 1981. — Vol. 40. No.2. — С. 119—134 .

Энциклопедии

Источник —

Same as Великий сургун