Тройка лошадей
- 1 year ago
- 0
- 0
Каменные изваяния лошадей и баранов — зооморфные надгробные каменные изваяния, распространенные на Южном Кавказе , на востоке Турции и севере Ирана , основная группа которых датируется XIII — XIX веками .
Многие изваяния животных достигают значительных размеров. Некоторые из них стоят на пьедестале. Попадаются фигуры баранов и лошадей, высеченные из камня схематично и грубо, но иногда встречаются изваяния, сделанные с большим художественным мастерством и экспрессией. Очень часто бока и спины лошадей и баранов, помимо надписей, бывают покрыты рельефными изображениями бытовых сцен. Каменные надгробия в виде лошадей и баранов, встречающиеся иногда с арабским или армянским шрифтом , характерны для армянских средневековых кладбищ . На мусульманских кладбищах также встречаются надгробия в виде лошадей и баранов с надписями, высеченными арабским шрифтом [ неавторитетный источник ] [ неавторитетный источник ] .
После завоевания региона арабами в VIII веке изображение живых существ в какой бы то ни было форме было ограничено . Но со второй половины IX века , когда владычество арабов было сильно потрясено и ослаблено движением хуррамитов и борьбой местных феодалов против халифата, народное творчество завоеванных арабами стран постепенно стало преодолевать запреты шариата . В народном искусстве вновь появились изображения живых существ. Считается, что намогильным камням зачастую придавали форму барана или лошади начиная с XV века . Эти каменные надгробья рассматриваются как пример нарушения догматики ислама . Лошадей всегда высекали в оседланном виде и в полном снаряжении. Кроме надписей, на таких памятниках изображали доспехи покойника — лук, стрелы, меч, щит, колчан и другие. На каменных баранах, помимо надписей, высекали изображения диких коз, оленей, в некоторых случаях сцены охоты на этих животных, а иногда и бытовые эпизоды .
Одним из первых о каменных баранах сообщил Роберт Портер , который в своей работе зарисовал и описал каменного овна с армянскими надписями, увиденного им на старом армянском кладбище в Джульфе. . В 1825 году , о подобной скульптуре сообщил Эдуард Эйхвальд , который опубликовал в своей книге зарисовку фигур лошади и баранов из Лорийской степи . В 1829 году в компании во время своего путешествия через Армению и Грузию в Персию, отмечали, что на армянском кладбище близ Эрзерума имеются каменные надгробия в виде овнов . В 1837 году Ричард Вилбрам побывавший в армянской деревне Ахтеран (Aghteran), также отмечал, что на кладбище близ деревни в качестве надгробий встречаются каменные бараны с армянскими надписями . Позже, говорил об увиденных овнах французский геолог Дюбуа де Монпере (1798—1850) в «Voyage autour du Caucase» . в 1849 году, сообщал, что путешествующие по Армении часто встречают гигантские каменные фигуры баранов . Помимо этого сведения о каменных овнах имеются в работе Perrot et Chipiez в «Histoire de la Societe nationale des l’antiquite» (том V, стр. 170), а затем пошли краткие упоминания в работах немецкого археолога в «Archäologishe Zeitung» за 1883 год , в «Bulletin de la Societe nationale des antiquares de France» за 1899 год (баланс тюркского кладбища в гор. Эривани ) — «Отчет вып. Археол. комиссии за 1898 год » . На чепраке изваяния лошади, найденном близ деревни Дых Курдистанского района Э. Я. Реслером выявлены письмена на южносемитическом алфавите . В начале 20 века американский учёный в нескольких часах езды от обнаруживает древнее армянское кладбище основанное героическим родом Мамиконянов , учёный особо выделяет, расположенные в его пределах, каменные изваяния баранов как надгробия характерные для древних армянских захоронений . Отмечалось изваяние лошади с седлом из Целкинского района Тифлисской губернии (И. П. Ростомов, Ахалкалакский уезд в археологическом отношении) . Перечисленная литература указывает на распространение каменных фигур лошадей и баранов по большей части в местах заселенных армянами, а именно в окрестностях Еревана, Даралагеза, Лорийской степи и Нагорном Карабахе, а также в Цалкинском и Ахалкалакском плоскогорьях .
Британский учёный Джеймс Фрэзер , рассказывая про найденное близ Микен каменное изваяние барана, отметил, что вырезанные подобным образом бараны с рельефными украшениями по бокам являются характерным украшением надгробий в Армении. Согласно ему, подобные надгробия относятся к христианским временам, некоторые из них могут относиться к раннему периоду. При этом немецкий профессор в свое время предполагал, что этот подобный тип надгробий может быть очень древним .
Турецкий специалист по исламскому искусству Биргюль Ачыкйылдыз полагает, что надгробия в виде формы баранов, встречающиеся на армянских кладбищах (к примеру на Джульфинском) с армянскими надписям и типичными армянскими орнаментами возникли под влиянием окружающих культур — курдской и азербайджанской традиций, хорошо известными в регионе. По словам Ачыкйылдыз зооморфные надгробия нетипичны для армянских кладбищ, которые более известны по хачкарам прямоугольной формы .
В 20-х годах XX века в процессе работы по археологической карте Азербайджана В. М. Сысоев зарегистрировал каменные изваяния лошадей и баранов в следующих пунктах: на Апшеронском полуострове на мусульманском кладбище селе Зых , в Курдистанском уезде на древнем армянском кладбище села Кутурлу , в Автономной области Нагорного Карабаха на мусульманском кладбище селе Караагаджи , в Нахичеванском крае в сёлах Азнабюрт, Азы (нижние), Вананд, Данагирд (на армянском кладбище), в городе Нахичевани , селе Ананаб, в Эрзинджанском армянском монастыре, и в Ленкоранском уезде в селениях Абидере, Балабур, Горикды, Лирик , Тангаруд, Эйчара . В том же уезде в селе Гоштурба (Кочтурба) находился надгробный памятник с изображением барана, аналогичный древне-армянским памятникам бывшей Эриванской губернии . Сысоев также отмечал, что местные жители селений Ордубада, Данагирта и Абракуниса обнаруживают подобные изваяния на древних кладбищах или в горах, часто вывозят их оттуда и устанавливают на могилах своих близких, придавая таким памятникам особенное значение [ неавторитетный источник ] . Экземпляр каменного барана был также в Боржоме в парке «на площадке», привезенный из окрестностей. В 1925 году разливом Куры этот баран был смыт и унесен рекой. Художественно исполненное изваяние барана имелось в селении Бердае близ Евлаха . Судьба этого барана, фотография которого имеется в архиве Государственного исторического музея, в настоящее время неизвестна .
В 1926 году археологом А. К. Алекперовым были открыты памятники в селе Уруд Зангезурского района (позже Сисианский район Армянской ССР), о которых коротко он писал следующее: «В селении Уруд на старом кладбище… много могильных памятников (в виде изваяний, курдючных баранов, с изображениями людей и надписями на боковых сторонах. На многих из этих памятников — дата от 993 по 999 г. х. и указание на смерть от чумы» .
Е. Пчелина отмечает, что такого рода памятники известны в литературе о Южном Кавказе и обычно приписываются армянам или тюркам . Она выделяет каменные надгробия в виде баранов и лошадей на древних армянских кладбищах Курдинстанского уезда расположенных близ селений: Кутурлу в верховьях реки Тертер (район Исти-Су), Минкенд , , близ курдского святилища Яныч-Югорук, которое является развалинами древней армянской церкви (между селениями Кизылав и на реке Акера ), и на древнем армянском кладбище села Шальва . Пчелина так описывает эти изваяния:
Животные изображены в спокойной позе ожидания. Бараны высечены особенно грубо. Это почти каменные брусья на двух подставках. Иногда высечена только голова с едва отмеченными резцом рогами, не выступающими из плоскости виска. Линия спины и зада дана отчетливо. Но ноги отмечены только рисунком и не отделены от туловища, представляя собой цельный камень.
Согласно Е. Пчелиной, каменные надгробия в виде лошадей и баранов представляют собой большой научный интерес, как памятники средневековой армянской скульптуры . Искусствовед Адиль Казиев отмечает, что каменные надгробия в виде фигур лошадей и баранов, встречающиеся в различных районах Азербайджанской Республики и Иранского Азербайджана, являются примерами памятников азербайджанской средневековой круглой скульптуры .
Существует также мнение о схожести популярных на азербайджанских, курдских и армянских кладбищах изваяний коней с огузским обычаем выставления чучела лошади над могилой .
Согласно азербайджанскому историку Саре Ашурбейли, надгробия в виде каменных лошадей связаны с конскими погребениями, которые в значительном количестве обнаружены в курганах на территории Азербайджана [ неавторитетный источник ] . Турецкие и азербайджанские исследователи связывают зооморфные скульптуры с практикой шаманизма у тюрков Средней Азии , у которых была распространена традиция погребения людей вместе с их конями. Со временем эта традиция изменилась и реальные кони были заменены скульптурами в виде коня на могилах. Надгробия же в виде баранов в Анатолии связывают в основном с представителями туркоманских династий Ак-Коюнлу (белобаранные) и Кара-Коюнлу (чёрнобаранные), перенесшими эту традицию из Средней Азии в восточную Анатолию и повлиявшими на местные культуры, где использование надгробий в виде животных было продолжено в дальнейшем . Энциклопедия « Ираника » называет данную теорию маловероятной так как подобные скульптуры были найдены во многих частях Персии, и сообщалось что они использовались на древних армянских захоронениях . Российский историк Виктор Шнирельман также подверг критике данный подход, отнеся его к ревизионистской концепции . Он отмечает, что положила начало этой традиции С. Б. Ашурбейли, которая говоря о местах обнаружения каменных баранов и лошадей, забывала упомянуть что встречались они на армянских кладбищах, расположенных рядом с армянскими средневековыми церквями. Согласно Шнирельману, армянские специалисты демонстрировали глубокие корни культа барана на Армянском нагорье и доказывали, что его каменные изваяния относятся к древней местной армянской традиции
Согласно Биргюль Ачыкйылдыз, раскопки в Гёбекли-Тепе в восточной Турции, в Телл-Мозане на территории северной Сирии и Гиян-Тепе в северо-восточном Иране показывает, что скульптуры животных (лошадей, баранов и львов) уходят корнями в древнюю Месопотамию и древнюю Персию .
В октябре 2012 года каменная скульптура лошади и барана XII—XIII вв. из села Товузского района была пожертвована Азербайджанской Республикой ЮНЕСКО по случаю 20-летия своего членства в организации .
Каменные изваяния, изображающие баранов и лошадей, по количеству и неординарности трактовки занимают ведущее место в ряду памятников пластического искусства XVI—XVII вв. представленного на территории Азербайджана. Территория распространения их широка — начиная с юга Азербайджана и доходя до северо-западных границ . На территории Азербайджана каменные изваяния лошадей и баранов (символов изобилия) встречаются на мусульманских кладбищах ряда селений Нахичеванского края , Нагорного Карабаха , Ленкоранского района , Мильской степи , вплоть до Апшерона , почитаются окрестным населением, и ассоциируются уже со сравнительно новыми поверьями и обрядами . Особенно распространены такие надгробия на мусульманских кладбищах Зыха (Апшерон), в Нагорном Карабахе близ селения Караагач , в ряде селений Нахичеванской АР , в районе города Ордубада , в Ленкоранском районе, в Мильской степи, на древнем мусульманском кладбище «Пейгамбар», близ развалин города Байлакан , в Курдистане и др. Аналогичные фигуры каменных баранов, имеющих такое же культовое назначение, встречаются и в Иране ( Xое , Мараге ). По словам Сары Ашурбейли, похожие формы подобных скульптур могли появиться в различных местах вследствие одинаковых условий развития [ неавторитетный источник ] .
В списке памятников народно-каменной скульптуры, взятых на учёт Министерством культуры Азербайджанской ССР в 1985 году, указано 97 надгробий в виде каменного изваяния барана и лошади на территории Нахичеванской АР . В городе Нахчичевани в открытом музее-парке «Кызлар булагы» 47 штук, в Ордубадском районе (в селах Аза, Вананд, Валавар, Дер) 5 штук, в Шахбузском районе (в селе Бадамлы, Гаджазур, Махмудоба, Арындж, Коланы, Куку, между селом Биченек и йайлагом Батабат, в массиве Кечалдаг, местности Гарибйери) 25 штук.
Каменные надгробия в виде фигур баранов и лошадей встречаются и в ряде районов Ширвана [ неавторитетный источник ] .
На джульфинском армянском кладбище хачкаров насчитывалось около двадцати каменных изваяний баранов. Из них большая часть, тринадцать, не имела никаких надписей и украшений. Три каменных барана были датированы, 1578, 1579 и 1601 годами, годами наибольшего расцвета джульфинских хачкаров. На изваянии датированном 1578 годом, рядом с изображением всадника с мечом написано по-армянски «Это могила Манука Назара». Из декорированных интересно, что только на одном было изображение креста и некоторые богато украшенные содержали только светские мотивы. Распространенная тема украшений, застолье с двумя или тремя сидящими фигурами. Центральная фигура, вероятно покойный, фигуры по сторонам вероятно ему прислуживают. Такие сцены встречаются как на хачкарах Джульфы, так и на хачкарах других регионов Армении .
В 2005 году кладбище хачкаров в Джульфе было разрушено и судьба каменных изваяний баранов на нём неизвестна.
В турецком городе Каракоюнлу функционирует музей под открытым небом с надгробными камнями в виде фигуры барана. Эти надгробные памятники остались со времён Кара-Коюнлу [ неавторитетный источник ] и, согласно взгляду Кара-Коюнлу, ставились на могилы отличившихся в бою мужчин и умерших молодых людей [ неавторитетный источник ] . По мнению Энтони Брайера , окончательно ясно и понятно заблуждение касаемо того, что скульптуры баранов, найденные за пределами армянских монастырей в Карсе или в Варзахане в Турции являются памятниками Ак-Коюнлу , на самом деле все они являются армянскими надгробиями .
Громадное пространство вокруг святилища занято тесно расположенными могилами, которые лепятся по отрогам холмов, спускаются к дороге и опять ползут вверх, сливаясь своими каменными надгробиями (в виде плит, изваяний баранов, лошадей, чалм на постаментах) с выступами серо-желтого массива горы. Здесь все мертво и на многие километры вокруг безмолвно.
На кладбище близ святилища Яныч-Югорук, а также на кладбищах селений Шальва, Минкенд, Кара-Кишлаг стоят очень грубые изваяния лошадей и баранов из серого камня. Животные изображены в спокойной позе ожидания. Бараны высечены особенно грубо. Это почти каменные брусья на двух подставках. Иногда высечена только голова с едва отмеченными резцом рогами, не выступающими из плоскости виска. Линия спины и зада дана отчетливо. Но ноги отмечены только рисунком и не отделены от туловища, представляя собой цельный камень.
Каменные изваяния лошадей и баранов известны в литературе о Ю. Кавказе и обычно приписываются армянам или тюркам. Монографии по этому вопросу, к сожалению, еще нет. Впервые о подобной скульптуре сообщил "Dubois de Montpereux в «Voyage autour du Caucase» Атлас, сер. III, табл. XII и серия IV, табл. XXVIII. Имеется также материал в работах Perrot et Chipiez в «Histoire de la Societe nationale des l’antiquite», т. V, стр. 170, а затем пошли краткие упоминания в следующих работах: Milchgoffer в «Archäologishe Zeitung» за 1883 г., «Bulletin de la Societe nationale des antiquares de France», 1899 г. 4 триместр, стр 385 (баланс тюркского кладбища в гор. Эривани. — «Отчет вып. Археол. комиссии за 1898 г.», Спб., 1901 г., (стр. 54-68); на чепраке изваяния лошади письмена на южносемитическом алфавите. Найден близ д. Дых, нынешнего Курдистанского района, Э. Я. Реслером. — С. Мажников. древности гор. Семшильде, в «Сборнике материалов по описанию местностей и племён кавказа», вып. XIII, стр. 8; изваяние лошади с седлом из Целкинского района Тифлисской губ. — И. П. Ростомов, Ахалкалакский уезд в археологическом отношении, там же, вып. XXV, стр. 47, 53, 64 и 96. — Микеладзе "Труды V Археол. съезда в Тифлисе…
Головы и спины их покрыты художественно исполненной резьбой. Прекрасный экземпляр каменного барана был также в Боржоме в парке «на площадке», привезенный из окрестностей. В 1925 г. разливом Куры этот баран был смыт и унесен рекой. Художественно исполненное изваяние барана имелось в сел. Бердае близ Евлаха. Судьба этого барана (фотография с которого имеется в „Архиве гр. П.С.Уваровой" в Москве, в Гос. историч. музее, в настоящее время мне неизвестен. В процессе работы по археологической карте Азербайджана В. М. Сысоевым зарегистрированы каменные изваяния лошадей и баранов в следующих пунктах на Апшеронском полуострове на мусульманском кладбище сел. Зых, в Курдистанском у. в сел. Кутурлу, в Автоном. обл. нагорного Карабаха на мусульманском кладбище сел. Караагаджи, в Нахичеванском крае в с.с. Азнабюрт, Азы (нижние), Вананд, Данагирд (на армянском кладбище), в гор. Нахичевани, сел. Ананаб, и в армянском монастыре Эрзинджанском. В Ленкоранском у. в сел.: Абидере, Балабур, Горикды, Лирик, Тангаруд, Эйчара.
Сохранившиеся на территории Нахичеванской АССР многочисленные художественные памятники занимают большое и важное место в истории искусства Азербайджанской ССР (См. Азербайджанская Советская Социалистическая Республика). Среди них — бронзовые, глиняные и каменные фигурки животных, керамика, остатки циклопических сооружений конец 2-го — 1-го тыс.- до н. э., средневековые башенные мавзолеи нахичеванской архитектурной шкоты (в Нахичевани (См. Нахичевань), Джуге (См. Джуга), Кара-багляре (См. Карабагляр)), жилые дома Ордубада (18—19 вв.), образующие характерную типологическую группу в народном жилище Азербайджана, а также надгробия в виде фигуры барана или коровы.
Каменные надгробия в виде фигур лошадей и баранов, встречающиеся в различных районах Северного и Южного Азербайджана, являются примерами памятников азербайджанской средневековой круглой скульптуры. Несмотря на запрет ислама изображать живые существа, особенно в круглой скульптуре, дающей тень, народные мастера все же создавали как в живописи и орнаментике, так и в скульптуре изображения человека, животных и птиц, придавая им декоративный характер.
Аналогичные фигуры каменных баранов, имеющих такое же культовое назначение, встречаются и в Иране. Сходные формы произведений пластического искусства могли возникнуть в разных местах как отражение одинаковых условий развития.
Надгробия в виде каменных лошадей, по-видимому, имели связь с конскими погребениями, которых очень много в курганах на территории Азербайджана.
Среди памятников материальной культуры Азербайджана XVI века, относящихся к пластическому искусству и представляющих большой интерес, имеются каменные скульптуры баранов и лошадей, а также каменные надгробные плиты с барельефными изображениями бытовых сцен, охоты, орнаментальных композиций, представляющих флору и фауну Азербайджана. На каменных надгробиях в виде фигур баранов и лошадей встречаются надписи, высеченные арабским шрифтом.
Особенно распространены такие надгробия на мусульманских кладбищах Зыха (Апшерон), в Нагорном Карабахе близ селения Карагач, в ряде селений Нахичеванской АССР (сс. Азнабюрт, Низкие Азы, Вананд), в районе города Ордубада, в Ленкоранском районе, в Мильской степи, на древнем мусульманском кладбище «Пейгамбар», близ развалин города Байлакан, в Курдистане, Xое, Мараге и других районах.
В. М. Сысоев сообщает, что местные жители селений Ордубада, Данагирта и Абракуниса находят эти каменные фигуры на древних кладбищах, в горах или других местах, придают им какое-то особенное значение, часто вывозят их оттуда и ставят на могилах своих близких. Многие изваяния животных достигают значительных размеров. Некоторые из них стоят на пьедестале.
Попадаются фигуры баранов и лошадей, высеченные из камня схематично и грубо, но иногда встречаются изваяния, сделанные с большим художественным мастерством и экспрессией. Очень часто бока и спины лошадей и баранов, помимо надписей, бывают покрыты рельефными изображениями бытовых сцен.
В экспозиции Музея истории Азербайджана есть найденная в Нахичевани каменная скульптурная фигура барана курдючной породы с сильно загнутыми крупными рогами, сделанная реалистически. Длина барана в верхней части 81 см, в нижней части 53 см, высота 43 см. Шея барана украшена орнаментом в виде плетения, столь характерным для памятников архитектуры и материальной культуры XVI века. С одной стороны скульптуры высечен рисунок, изображающий вооруженного охотника с короной на голове, стоя стреляющего из лука в оленя с большими ветвистыми рогами, которого настигает стрела; справа видна фигура животного, похожего на безоарового козла. Сцена, по-видимому, изображает сюжет из произведения Низами «Семь красавиц»: шах Бахрам на охоте поражает джейрана.
На другой стороне скульптуры, тот же всадник верхом на коне преследует оленя; в руках он держит предмет, похожий на кинжал; позади фигура животного, напоминающего безоарового козла. На спине барана имеется рельефная надпись сделанная арабским шрифтом: «Аллах, Мухаммед Али… Аrа» и слово, которое можно прочесть как «падар» (рис. 13 а, б). Изображенная на боках фигуры барана сцена с характерным рисунком и орнаментом встречается на ряде других памятников, датированных XVI веком; эту скульптуру также можно отнести к этому периоду.
На мусульманском кладбище в сел. Зых на Апшероне сохранились каменные надгробья в виде скульптурных фигур баранов и лошадей, часто с надписями, высеченными арабским шрифтом.
Арабское завоевание (7 в.) и распространение ислама вызвали появление новых типов сооружений (мечети, минареты, медресе, мавзолеи), а ограничение изображения живых существ определило преимущественное развитие орнаментальных форм декоративного искусства.
Отметим также в качестве своеобразной параллели каменные надгробья с изваяниями коней или баранов, называемые в народе гон, которые служат ещё одним примером нарушения догматики ислама…
Одним из наиболее распространенных видов памятников материальной культуры азербайджанского народа являются художественно оформленные намогильные камни с высеченными надписями и орнаментом. Намогильные камни в большинстве случаев состоят из двух частей: стелы высотой от 2 до 2,5 м, шириной 30 — 60 см, толщиной 10—15 см (рис. 1) и «сундука» размером 120X40X50 и 150Х5ОХ60 см (рис. 2). В некоторых районах, вместо сундуков, встречаются плоские каменные плиты размером 120X60 и 150X75 см. Более распространенным памятником является стела без сундука, встречающаяся во всех районах Азербайджана. Памятники в виде стелы с сундуком (рис. 3) или одного сундука без стелы характерны для Ширвана, т. е. для районов, расположенных к северу от р. Куры, начинаяот Геокчайского района до Апшеронского полуострова включительно…
Но со второй половины IX в., когда владычество арабов было сильно потрясено и ослаблено народно-освободительных движением хуррамитов и борьбой местных феодалов против халифата, народное творчество завоеванных арабами стран, в том числе и Азербайджана, постепенно стало преодолевать запреты шариата. В народном искусстве вновь появились изображения живых существ.
Начиная с XV в., намогильным камням зачастую придавали форму барана или лошади. Лошадей всегда высекали в оседланном виде и в полном снаряжении. Кроме надписей, на таких памятниках изображали доспехи покойника — лук, стрелы, меч, щит, колчан и другие. На каменных баранах, помимо надписей, высекали изображения диких коз, оленей, в некоторых случаях сцены охоты на этих животных, а иногда и бытовые эпизоды (рис. 4).
Заботясь о наилучшем художественном оформлении намогильных камней, каждый мастер старался создать новый орнамент. Одновременно резчики широко использовали в украшении намогильных камней разнообразный орнамент, который был принят и на бытовых предметах. Особенно интересны стилизованные рисунки роз, цветков айвы, граната, листьев винограда, инжира и съедобной зелени, занимавшей важное место в пище населения. Оформляя надгробие, народные мастера-резчики на протяжении веков запечатлели в камне разнообразнейшие виды орнамента местного происхождения. В рисунках намогильных камней до некоторой степени отражены занятия и быт местного населения.
The form of this animal appears to have been a favourite type in sepulture, throughout Armenia after the introduction of Christianity. But having observed it first in some old burying grounds near Ouroomia, and in others beyond Tabreez, I conceived that it must be over Mahomedan graves, and probably marked the last beds of some heroes of the Black and White Ram factions; but finding it thus at Julfa, I can have no hesitation in supposing it an emblem connected with the Christian faith. Subjoined isv a sketch I made from one of the largest, and most ornamented; which may be sufficient to giVe an idea of the uncouthness of shape, but indefatigable labour of ornament, exhibited in these strange memorials of the dead. On one of the sides, the legend of St. George slaying the dragon, is most curiously carved; and on the other, some second champion, followed by three walking personages bearing a long pole. The tail also is honoured with the figure of an equestrian Saint, bound round with a scroll stampt with Armenian letters. A sort of net-work covers the neck of the animal
In the extensive cemetery of the largest church, we first observed specimens of the singular monuments which distinguish most of the old burial places throughout Armenia. They are of stone, rudely carved in the form of a ram
Several of the tomb-stones, like those still to be found in some of the burying-grounds in Switzerland, were ornamented with emblems of the trade, in calling of him whose ashes reposed beneath. The most striking was a rudely sculptured ram, standing upon a broad slab of stone, carved with Armenian letters
In Armenia the traveller is often startled by the appearance of a gigantic stone figure of a ram, far away from any present habitation. This is the tomb of some ancient possessor of flocks and herds, whose house and village have disappeared and nothing but his tomb remains to mark the site which once was the abode of men.
Изваяния коней, в духе огузского обычая выставления чучела лошади над могилой, между тем популярны и на азербайджанских, курдских, армянских кладбищах (рис. 3,4).
Stone images of rams (symbols of wealth) and saddled horses with weapons are found everywhere in the valleys, forests and mountains of Azerbaijan.
В ряде районов Ширвана встречаются каменные надгробия в виде фигур баранов и лошадей, а также каменные плиты с барельефными изображениями бытовых сцен, охоты, орнаментальных композиций, представляющих флору и фауну Азербайджана.
A final and understandable misconception is that the sculpted rams found outside such Armenian churches as the Twelve Apostles at Kars, or at Varzahan (midway between Sinir and Bayburt) are Akkoyunlu monuments: in fact all appear to be Armenian tombs
Фотографии отдельных изваяний: , , , , , , .