Interested Article - Кармир-ванк (Нахичевань)
- 2021-05-20
- 1
Монастырь Святого Степаноса или Кармир-ванк ( арм. Կարմիր վանք — дословно Красный монастырь ) — армянский мужской монастырь V или VII века в средневековом армянском городе Астапат (позже известном как Кармир-ванк ). На азербайджанском языке известен как Кызыл-ванк . Сооружение является «значительным памятником армянской средневековой архитектуры» . От называния армянского монастыря получила своё название кармир-ванкская культура . В советские времена монастырь со всеми историко-архитектурными сооружениями был включен в список памятников всесоюзного значения . Расположен в Нахичеванской Автономной Республике Азербайджана , близ села . Наряду с могильником Кызыл-Ванк , в 2001 году включен правительством Азербайджана в список археологических памятников мирового значения . Однако анализ спутниковых снимков , проведённый организацией «Caucasus Heritage Watch», показывает, что монастырь был снесён к 26 августа 2003 года, а очистка местности свидетельствовала о недавних земляных работах на участке .
История
Изначально в VII веке была построена часовня, впоследствии монастырь только расширялся . Первое письменное упоминание монастыря датируется 976 годом . В XVII веке вардапет Иаков обновил и значительно расширил монастырь . В период русско-персидской войны, в 1827 году генерал-майор Дмитрий Остен-Сакен , отмечавший важность армянского монастыря, докладывал что с целью предотвратить захват храма, он распорядился вооружить 20 армян и выделить им подкрепление состоящее из 1-го офицера 2-х унтер-офицеров и 30 гренадеров
« Большая Российская Энциклопедия » говоря о развалинах церкви, выделяет портал богато украшенный резьбой и остатки фресок .
Как отмечает российский историк Виктор Шнирельман , в Азербайджане касаемо армянского наследия велась политика замалчивания. Согласно ему это началось в 1950-е. Так в туристическом справочнике «Памятники истории Азербайджана» (1956 г.), об армянских памятниках культуры не было сказано ни слова. Из огромного числа древних армянских памятников республики был упомянут лишь Кармир-ванк , который позже азербайджанские учёные стали называть албанским (см. Фальсификация истории в Азербайджане ). В 2003 году монастырь был снесен .
Кармир-ванская культура
Территория на которой располагался монастырь была заселенной с древних времен. Во время археологических раскопок близ армянского храма был обнаружен ряд могильников и строений (см. Кызыл-Ванк ). По названию монастыря эта культура, известная в литературе как Нахичеванская , стала называться также Кармир-ванкской или Кызыл-ванкской .
См. также
Примечания
- ↑ №521. с. Кизил-Ванк // Государственный список памятников архитектуры общесоюзного значения. — М-во гор. строительства СССР. Упр. по охране памятников архитектуры. — Москва: -1-я тип. Гос. изд-ва архитектуры и градостроительства, 1950. — С. 35. — 40 с.
- ↑ Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Рецензент: Л. Б. Алаев . — М. : Академкнига , 2003. — С. 208. — 592 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94628-118-6 .
- // Свод статистических данных о населении Закавказского края, извлечённых из посемейных списков 1886 г. — Тифлис, 1893.
- . Дата обращения: 16 ноября 2019. 21 сентября 2021 года.
- ↑ . Caucasus Heritage Watch. 20 сентября 2022 года.
- ↑ П.Семенов. Кармир-ванк // Гeогpaфичeско-cтaтиcтичecкий cлoваpь Рoccийcкой Импepии. Том II. — Санкт-Петербург, 1865. — С. 517.
-
Вреж Нерсесян
. «Treasures from the Ark: 1700 Years of Armenian Christian Art» Getty Publications, 2001; p. 117 — pp. 240
ISBN 0-89236-639-7
, 9780892366392
Цитата: On the back of the frame is the following inscription: 'This holy staff [gavazan] of the Apostle Bartholomew was restored in Astapat by vardapet Ghubat’shah and son K’ekhwsi in memory of all the workers. Amen. And the sinful in the Armenian era 892 [I443]. I<.E. Karapet'. The name Ghubat' in the inscription is found in a manuscript colophon dated 1490 The place Astapat is a small village on the banks of the river Arax, where two monasteries were located: the Monastery of St Vardan, built in 1655 and of St Step’anos, first mentioned in literary sources in 976. - Дата обращения: 27 ноября 2019. 27 ноября 2019 года.
- : [ 14 мая 2019 ] / А.Ю. Скаков // Крещение Господне — Ласточковые. — М. : Большая российская энциклопедия, 2010. — С. 507. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 16). — ISBN 978-5-85270-347-7 .
- Кызылванский могильник // Большая советская энциклопедия . — 1950. — Т. XXIV . — С. 165 .
- Абибуллаев О. Раскопки холма Кюль-тапа // Краткие сообщения ИИМК . — 1953. — Вып. 51 . — С. 36 .
- Южный Кавказ в ІХ—ІІ тыс. до н. э: Этапы культурного и социально-экономического развития. — Петербургское Востоковедение. — Санкт-Петербург, 1993. — С. 164. — 311 с. — ISBN 5020273562 . — ISBN 9785020273566 .
Литература
- Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Рецензент: Л. Б. Алаев . — М. : Академкнига , 2003. — 592 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94628-118-6 .
- 2021-05-20
- 1