Гетто в Лахве
- 1 year ago
- 0
- 0
Евре́йское сопротивле́ние в пери́од Холоко́ста ( ивр. התנגדות יהודית בשואה ) — организованное или спонтанное противостояние евреев политике нацистов, их союзников и коллаборационистов по преследованию и уничтожению евреев в период с 1933 по 1945 годы.
Сопротивление евреев проводилось в разных формах — как пассивных, так и активных: от духовного сопротивления до вооружённого отпора врагу.
Пассивное сопротивление было более распространено. Пассивными формами сопротивления были любые ненасильственные действия, которые содействовали выживанию евреев, вопреки планам нацистов. В частности, для противодействия планам массового умерщвления запертых в гетто евреев с помощью голода и болезней, в гетто нелегально доставлялись еда и медикаменты, поддерживалось насколько это возможно личная гигиена , создавались медицинские службы .
Одной из форм сопротивления были побеги. Евреи бежали с мест массового уничтожения, бежали из гетто и лагерей, скрываясь на оккупированной территории. В Европе евреи пытались бежать с территорий находившихся под контролем нацистов, например в Швейцарию , неоккупированную зону Франции (до ноября 1942 года), в Швецию , СССР и так далее . Из немецкой зоны оккупации Украины и Молдавии евреи бежали в румынскую зону, а также в Венгрию, где шанс спастись был значительно выше .
Другой формой сопротивления было самопожертвование. Например, когда в Даугавпилсе нацисты объявили что если не будет двух добровольцев для немедленной казни, то расстреляны будут все евреи, то двое раввинов сразу вышли вперед. В ряде случаев евреи, чтобы не попасть в руки палачей, кончали жизнь самоубийством. Известен ряд случаев коллективных акций , например самосожжение в Мозыре . Сюда же относится история девяносто трёх .
С самого начала оккупации евреи вынуждены были вести ежедневную борьбу за выживание. Большая часть пассивного сопротивления осуществлялась в повседневной и бытовой сфере. Например, в условиях, когда паёк узников не обеспечивал уровня физического выживания, важной задачей было добывание продуктов питания и нелегальная доставка их в гетто. Несмотря на требования немецких властей сообщать о каждом случае инфекционных заболеваний и запрет на беременность и роды, врачи замалчивали эту информацию, укрывая больных, рожениц и «незаконных» младенцев, несмотря на угрозу суровых наказаний. Важной частью жизни в гетто было культурное и духовное сопротивление, например, подпольные школы, совершение религиозных обрядов и т. п .
Кроме побегов для попыток спасения от облав и акций уничтожения использовались специально построенные укрытия, так называемые «малины» или бункеры. Немцы и коллаборационисты сжигали дома или взрывали их вместе с укрывшимися в малинах. Бункеры также использовались еврейскими подпольщиками для хранения оружия и других запасов .
Из активных форм сопротивления существовали: подготовка и организация побегов из гетто и концлагерей , переправка евреев в нейтральные страны, вооружённые восстания в гетто и концлагерях, участие в партизанской борьбе, диверсии и саботаж на немецких предприятиях.
Самой известной акцией сопротивления было восстание в Варшавском гетто . В крупнейшем еврейском партизанском отряде братьев Бельских к концу войны было 1230 человек.
Насильственное сопротивление нацистам непосредственно в гетто и концлагерях варьировалось от нападения безоружных или слабо вооружённых людей до тщательно продуманных и организованных восстаний. Единственным успешным восстанием в лагере смерти за весь период войны стало восстание в лагере Собибор под руководством Александра Печерского .
Во многих гетто были созданы подпольные организации. В частности, в Минском гетто было создано несколько десятков подпольных групп общей численностью более 300 человек. Подпольщики публиковали антинацистские листовки, слушали радио союзников и распространяли эту информацию, добывали оружие и медикаменты, проводили диверсии и акции саботажа, переправляли узников в партизанские отряды. Известны случаи, когда евреи прятали в гетто подпольщиков, раненых красноармейцев и партизан.
Евреи принимали активное участие в антинацистском партизанском движении , особенно в Белоруссии и, в меньшей степени, на Украине и в Литве . Большая часть евреев-партизан были беженцами из гетто. Всего в странах Восточной Европы историки насчитали примерно 100 еврейских партизанских отрядов .
Самый крупный партизанский отряд, целиком состоявший из евреев, был создан братьями Бельскими в 1941 году после вторжения немецких войск в Белоруссию и массовых расправ над еврейским населением. Отряд действовал до окончания оккупации Белоруссии в 1944 году и насчитывал к концу войны 1 230 человек, в том числе 350 вооружённых бойцов. Известность получил также еврейский партизанский отряд 106 Шолома Зорина , насчитывавший 600 человек, в том числе 137 — боевая рота, остальные гражданские (в основном женщины и дети) . Первым заместителем начальника Белорусского штаба партизанского движения был секретарь ЦК КПБ , двое евреев были командирами партизанских бригад .
К 1 апреля 1943 года на территории генерального округа «Литва» действовали 29 советских партизанских отрядов общей численностью в 199 человек, состоявших в основном из бежавших из гетто и концлагерей евреев. К лету 1944 года численность еврейских партизанских отрядов в Литве составляла 700 человек. Среди командиров известны Генрих Зиманас , Абба Ковнер , Хаим Елин и Иосиф Глазман. По мнению Ильи Альтмана общая численность еврейских партизан в Литве превышала 1000 человек . Около 1 500 евреев воевали в еврейских группах и отрядах на Украине. 26 украинских евреев командовали партизанскими отрядами и соединениями . Общая численность евреев-партизан на Украине была около 4 000 человек , из них в книге С. Елисаветинского «Полвека забвения. Евреи в движении Сопротивления и партизанской борьбе в Украине (1941—1944)» приведены поимённые списки в количестве 2000 .
В 70 чисто еврейских партизанских отрядах на территории СССР воевало примерно 4 000 человек. Всего в партизанских отрядах на территории СССР насчитывалось по разным сведениям от 15 до 49 тысяч евреев .
В Варшавском и некоторых других польских гетто действовала подпольная Еврейская боевая организация . В Центральной Польше действовало 27 еврейских и 13 смешанных партизанских отряда, в которых евреи составляли не менее трети . Масштабы партизанского движения в Польше были значительно меньше чем на территории СССР, поскольку бежавших из гетто евреев часто убивали местные националисты, а к тому времени когда на территории Польши развернулось мощное партизанское движение, большинство евреев было уже уничтожено . Известность после войны получил командир еврейского партизанского отряда Йозеф Серчук .
В рядах французского Движения сопротивления была создана «Еврейская боевая организация» ( фр. Organisation Juive de Combat ). «Еврейская боевая организация» провела около 2000 боевых операций, в том числе 750 диверсий на железной дороге и 32 взрыва на военных заводах. Среди шести основателей движения « Либерасьон-Сюд » трое были евреями, организацией « Фран-тирёр » ( Вольный стрелок ) командовали Жан-Пьер Леви, Йозеф Эпштейн («полковник Жиль») и З. Готесман («капитан Филипп») . Одним из руководителей Сопротивления в Лионе был известный историк и капитан французской армии Марк Блок . Он был арестован гестапо и казнён после пыток 16 июня 1944 года .
Немало было евреев среди членов Компартии Франции . Среди погибших членов коммунистического подполья — А. Сузин, Ж. Мейхлер, Л. Браславский, Ж. Яфо, С. Иткин и другие . Среди 23 казнённых нацистами членов знаменитой рядом диверсий против оккупантов группы Мисака Манушяна 11 подпольщиков были евреями .
В партизанских отрядах во Франции не менее 20 % были партизаны-евреи . В партизанской южной зоне под именем «Регина» воевала и погибла в июле 1944 года Сарра Кнут (урождённая Ариадна Скрябина ), жена еврейского поэта и создателя первой во Франции группы Сопротивления «Еврейский бастион» Довида Кнута . Посмертно она награждена военным крестом и медалью Сопротивления, памятник Сарре Кнут установлен в Тулузе
По разным оценкам от 1300 до 2000 евреев Греции в 1941 году вступили в партизанские отряды и воевали с оккупантами. По данным Краткой еврейской энциклопедии к 1943 году в Салониках и Фессалии были сформированы отдельные еврейские партизанские отряды , однако партизан Иосиф Матсас утверждает, что отдельных еврейских подразделений среди греческих партизан не было . В Афинах и ряде других греческих городов действовало еврейское подполье. Еврейские партизаны получили благодарность фельдмаршала Генри Вильсона , командующего войсками союзников на Ближнем Востоке , за помощь в освобождении Греции от немецкой оккупации .
На территории Словакии с 1942 активизировалось партизанское движение, в составе которого насчитывалось примерно 2500 евреев. В рядах участников Словацкого восстания воевало около 1200—1500 евреев. Одним из руководителей восстания был Рудольф Сланский , видными участниками — Фридрих Гильфрайх (Горный) и Иосиф Долина . Отдельным еврейским партизанским отрядом командовал Александр Бахнар, под его командой было около 300 бойцов. В отряде Бахнара была единственная во всей Европе отдельная « кошерная рота» из верующих евреев- ортодоксов В рядах восставших сражались 5 еврейских парашютистов из Палестины , четверо из них погибли. Существовало несколько отдельных еврейских подпольных и партизанских организаций .
Значительную часть партизанского движения в Югославии составляли евреи. В рядах партизан сражались 4572 еврея, из них 3000 — в боевых частях. В составе НОАЮ действовал еврейский батальон , сформированный 9 сентября 1943 года из добровольцев, освободившихся из концентрационного лагеря на острове Раб . В числе первых присоединился к югославским партизанам известный интеллектуал и деятель коммунистической партии Югославии Моше Пьяде , который впоследствии стал ближайшим помощником Иосипа Тито . Десять евреев были удостоены звания Народного героя Югославии . Среди них кроме Моше Пьяде были также Исидор Барух , , , Самуэль Лерер , Роберт Домани , , Павле Пап , Адольф Штейнбергер и Эстер Овадия . Семеро из них удостоены звания посмертно .
В ряде гетто и концлагерей существовали подпольные организации, в некоторых из них узникам удавалось добыть холодное и огнестрельное оружие. Обычно восстание в гетто было приурочено к очередной акции уничтожения или депортации в лагеря смерти . Самым известным и продолжительным стало восстание в Варшавском гетто , которое продолжалось целый месяц. Немцам пришлось применить против восставших танки, артиллерию и авиацию.
Восстания узников концлагерей были редкими, так как условия содержания были самые тяжёлые и возможности добыть оружие почти не было. Единственное успешное за всю историю войны восстание в лагере смерти произошло на территории оккупированной Польши — в Собиборе .
Кроме замалчивания Холокоста , в советской историографии не освещались и такие темы как антисемитизм среди советского населения на оккупированных территориях и партизан , а также участие евреев в сопротивлении оккупантам . Причины были те же, что и в случае замалчивания Холокоста — не допустить сомнения в представлении о «едином советском народе » до и во время войны и не допустить распространения информации, что немецкая пропаганда против евреев оказалась действенной и имела отклик у части населения на оккупированной территории .
Так, в 8 томе Белорусской советской энциклопедии , изданном в 1975 году, в статье о партизанах участие евреев в партизанском движении было скрыто под графой «другие национальности»: при упоминании грузин, армян, татар, адыгейцев и якутов, которых были считанные единицы, не было упоминания о десятках тысяч еврейских партизан . В 1983 году в справочнике «Партизанские формирования Белоруссии в годы Великой Отечественной войны» при указании численности партизан различных национальностей в разных отрядах, к примеру, в бригаде «За Советскую Белоруссию» Барановичской области среди 962 партизан было указано белорусов 495, русских — 237, украинцев — 30 и «других национальностей» — 200 человек. Таким образом, была скрыта информация о 127 евреях в этой бригаде . Даже в 1990 году в специальной энциклопедии «Беларусь у Вялікай Айчыннай вайне 1941—1945 гг.» были указаны имена представителей разных национальностей, при этом нет имён евреев — командиров и организаторов партизанского движения .
Историк Карл Щулькин ( англ. Carl Р. Schulkin ) отметил тезис писателя Рашке в послесловии к изданию 1995 года книги « Побег из Собибора », что многие авторы, пишущие о Холокосте, искажают реальную историю, изображая евреев исключительно в качестве жертвы, «как покорное стадо идущих на бойню овец». «Побег из Собибора» бросает вызов такому подходу, напоминая о тех, кто боролся и сражался. Щулькин согласился с аргументами Рашке и призвал преподавателей истории пересмотреть свой взгляд на роль еврейского Сопротивления .