Interested Article - Яой
- 2020-03-27
- 1
Яой ( яп. やおい яои ) — жанр манги и аниме , изображающий гомосексуальные отношения между мужчинами. Целевой аудиторией яоя и авторами яойной манги являются девушки и женщины, как правило, гетеросексуальные . Появившись как одно из направлений сатирических додзинси (любительского творчества), яой как идеализированное отражение гомосексуальных отношений быстро стал популярной тематикой в манге, аниме, компьютерных играх — симуляторах свиданий , романах. В Японии , как правило, используется термин Boys' Love ( яп. ボーイズラブ бо:йдзу рабу , псевдоангл . «любовь мальчиков») или BL , хотя персонажами яоя являются не мальчики в буквальном смысле слова, а юноши и мужчины. Работы, в которых показаны гомосексуальные отношения с участием мальчиков, относятся к другому жанру, называемому сётаконом . Поджанром является Омегаверс , где сюжет основан на отношениях по иерархии доминирования: доминирующих «альф», нейтральных «бета» и покорных «омег» .
В среде западных отаку распространено мнение, что яой — это синоним термина сёнэн-ай ( сёнэн , юноша; ай , любовь). Однако произведения в жанре сёнэн-ай не содержат постельных сцен, в отличие от яоя. В Японии сёнэн-ай уже больше не является термином для жанра аниме и манги, вместо этого обозначая гомосексуальные отношения между мужчинами в обычной жизни.
Концепт
Сёнэн-ай
Слова яой и сёнэн-ай часто используются западными фанатами для того, чтобы различать содержание произведения. Обычно под яоем понимаются манга и аниме сконцентрированные на преимущественно сексуальном или даже порнографическом контексте, в то время как сёнэн-ай соответственно на романтическом контексте и побочным сюжетным темам, в то же время, элементы обоих жанров могут пересекаться между ними . Например, оригинальный Gravitation может восприниматься как сёнэн-ай, так как в нём основное внимание уделяется карьере главных героев и их романтических отношениям, в то время как их сексуальная жизнь остаётся за кадром. В то же время, додзинси «Gravitation Remix and Megamix» от того же автора, трактуется как яой из-за демонстрации сексуальных отношений героев.
Изначально данный термин использовался для обозначения эфебофилии или педерастии в Японии, но с 1970-х годов сёнэн-ай стал использоваться в качестве наименования новой разновидности сёдзё-манги группы « Союз 24 года », где в центре повествования были романтические отношения между парнями. В первое время жанр отличало довольно идеалистическое повествование и частый перенос сюжета в европейские реалии . Судзуки описывает сёнэн-ай как чересчур педантичные и сложнопонимаемые произведения, по её словам, «для полного понимания произведений сёнэн-ай часто необходимо знание истории, классической литературы и естественных наук. Помимо этого, в нём часто можно найти философские и абстрактные размышления». По её мнению, это развивало познания читательниц, а также позволяло находить больше нюансов в произведении при прочтении его в более старшем возрасте. С другой стороны, это сместило акцент сёдзё-манги с женского персонажа на мужского . Начиная с 1980-х, популярность сёнэн-ая снизилась ввиду всё большей популяризации яойных додзинси .
Сэмэ и укэ
Как правило, сюжет в яойных произведениях крутится вокруг двух персонажей — сэмэ ( 攻め ) и укэ ( 受け ) , то есть «дающего» и «принимающего», что отсылает к боевым искусствам , где позиции делались на «атакующего» и «защищающегося», откуда эти понятия впоследствии проникли в японский гомосексуальный сленг, где обозначали доминирующую и пассивную роль в однополом контакте . Ареальдо Загнеллини предполагает, что в этом случае традиции боевых искусств имеют большое значение для японской аудитории, так как архетип однополых отношений в Японии также включает в себя сюжеты об гомосексуальной любви между самураями . Оба типа в большинстве случаев изображаются как бисёнены и совмещают в себе как и мужские, так и женские качества .
Зангеллини считает, что именно самурайский архетип «несёт ответственность» за возрастную разницу иерархию в подобных произведениях . Образ сэмэ во многом связан с архетипом мужественности в аниме и манге , они заметно выше, старше, сдержаннее и мощнее, чем укэ, которые часто женственны или даже андрогинны, пассивны и более слабы по сравнению с первыми . Таким образом, яойные произведения часто посвящены соблазнению («атаке») персонажа сэмэ персонажа укэ и доминировании первого над вторым .
В яое преобладает тема анального секса, почти во всех произведениях он в той или иной форме присутствует. Сюжетная линия, где укэ не хочет иметь анальный секс с сэмэ, часто связывается со страхом читательниц перед первым сексуальным опытом в их жизни . При этом половой акт всегда происходит лицом к лицу, в отличие от традиций обычных гомосексуальных произведений. Как уже было сказано, активную роль фактически полностью играет сэмэ .
Примеры яоя
« Magnum opus » этого жанра называют аниме Ai no Kusabi (1992), снятое по одноимённому роману .
Популярность
Несмотря на то, что яой ориентируется на женскую аудиторию, среди его поклонников можно встретить геев , бисексуалов или даже гетеросексуальных мужчин . В одном из опросов американских поклонников яоя мужчин оказалось около четверти, а в другом интернет-опросе среди англоязычных читателей — около 10 % .
В то же время Лансинг предполагает, что японские геи предпочитает порнографическую литературу больше чем яой. То есть нельзя сказать, что большинство мужчин-гомосексуалистов являются поклонниками жанра, так как их отталкивает ориентированная на девушек стилистика, а также довольно неправдоподобное описание жизни гомосексуалистов . Вместо этого они читают в основном бара-мангу, которая в противоположность яою прямо ориентирована на них, и воспринимается гомосексуалами как более реалистичная. В то же время многие мужчины-авторы, пишущие в этом жанре, начинали с яоя .
Критика и оценка
Манга, посвящённая гомосексуальным отношениям, получила большое внимание критиков, особенно после появления переводов на другие языки . Оценка данных произведений была довольно смешанной. Так, Фредерик Шодт в 1983 году отмечал, что «эстетическое описание гомосексуализма стало популярно среди молодых девушек и было продолжением темы бисексуалов в сёдзё-манге» . Некоторые критики видели в подобном явлении отход в сексуальных фантазиях от своего тела , игнорирование женской сексуальности и в результате этого отказ от своей изначальной гендерной роли как первый шаг к феминизму . В другой, более сложной теории Кадзуко Судзуки видит яой как результат женского презрения и неприятия гетеросексизма с попыткой определить «идеальную любовь» между людьми .
Мидзуготи писала в 2003 году, что яой находится в сугубо женском пространстве, так как авторы, читатели и иллюстраторы в большинстве случаев являлись женщинами , причём культура этого пространства во многом напоминала поклонниц любовных романов . Параллели были также отмечены с порнографией для лесбиянок, благодаря чему яой отнесли к форме «женского фетишизма» . Писательница-фантаст Марико Охара, в частности, писала, что создала яойный фанфик на пару Кирк/Спок из-за того, что почти вся порнография того времени была ориентирована на мужчин, а яой вдохновляет её творческую фантазию, так же как и научная фантастика .
Другие критики были склонны видеть в основе яоя более радикальные гендерные вопросы. Так, Ситоми Сакакибара в 1998 году высказывала мысль, что увлечение яоем может демонстрировать у женщин гомосексуальную любовь к мужчинам- транссексуалам , причём в качестве одного из примеров она приводила себя . Для Сандры Баркли тематика бисёненов символизировала «половую дифференциацию» , а Джеймс Уолкер характеризовал бисёнен-характер как « квир », отмечая, что для критика манги Акико Мидзуготи сёнен-ай оказал помощь в осознании себя лесбиянкой . Уолкер также высказал мысль, что яой освобождает читателя не только от патриархата, но и от полового дуализма . Дрю Паглипзотти же заявил, что для японских геев и лесбиянок яой представляет не меньший интерес, чем для гетеросексуальных женщин .
Критика
Впрочем, яой подвергается критике со стороны представителей японского ЛГБТ-движения, преимущественно в так называемых «яой-дебатах» . В мае 1992 года гей-активист Масаки Сато подверг критике художников и фанатов яоя в своём открытом письме, размещённом в феминистическом издании Choisir . В нём Сато говорит, что яой создаёт несуществующие стереотипы вокруг мужчин-гомосексуалов, в том числе их образ как богатых, красивых и хорошо образованных мужчин, в то же время игнорируя предрассудки и дискриминацию геев в современном обществе, служа лишь средством для эротических фантазий и мастурбации . Следствием стали споры с поклонницами яоя и его авторами, которые утверждали, что основная аудитория яоя — женщины, поэтому не следует искать там описание жизни геев или воспринимать как геев его персонажей . На интернет-ресурсах, созданных для геев, подобные дискуссии ослабли , но иногда они появлялись снова; например, в 2003 году Акико Мидзуготи охарактеризовала образ геев в яой-манге как «неправдоподобный и гомофобный» .
Подобные дискуссии возникали и на американских форумах . В 1993 и 2004 годах Мэтт Торн указывал на сложность этих понятий и высказал мысль, что поклонники яоя и слеша недовольны женственностью, которую им «навязывает» общество, а также социальной средой, которая не сочувствует их недовольству .
Популярность яоя в 1990-х годах в Китае привлекла широкое внимание прессы, чьи оценки были в большинстве случаев отрицательными. Впоследствии яойная манга была запрещена к распространению в стране . Исследователи отмечают, что наличие несовершеннолетних персонажей в большинстве яоя, подводит данные произведения под законы о детской порнографии в Канаде и Австралии. В то же время по законам Великобритании яой может обойти законы о детской порнографии, если произведение не использовалось для грумминга .
В 2001 году вокруг в Таиланде возник спор вокруг яойной манги. Телевизионные СМИ приписывали яою множество негативных последствий, в то время как многие издания ошибочно заявили, что большинство произведений не защищены авторским правом из-за страха уголовного преследования. В реальности, скорее всего, причиной было опубликованные незаконно, без разрешение оригинального японского издательства произведения. На данный момент яойная манга продаётся тиражом от 30 до 50 комиксов в день, а моральная паника вокруг данного жанра постепенно спала. По оценкам, тайские девушки слишком смущены перед гетеросексуальными эротическими произведениями, в то же время гомосексуальные воспринимаются ими как «безобидные» .
Яойный мангака Ёка Нитта отметила, что в Японии яойная манга это «далеко не то, что родители поощряют для чтения» и посоветовала прочитать несколько своих произведений тем родителям, которые озабоченны влиянием этого жанра . Хотя сэнен-манга вызывает больше обсуждений в японском обществе, чем яой, в стране была организована кампания против хранения манги этого жанра в общественной библиотеке в городе Сакаи, после чего сотрудники библиотеки перестали принимать яойные произведения, а уже имеющиеся ограничили выдачей лишь взрослым читателям. После ряда бурных дискуссий в социальной сети Mixi последнее ограничение было снято. По оценкам Маклеланда, яойная манга становится местом противостояния сторонников и противников политики гендерной открытости в обществе .
См. также
- Сётакон — жанр в манге и аниме, изображающий романтические и сексуальные отношения с участием мальчиков.
- Бара — жанр манги, изображающий гомосексуальные отношения мужчин, создаваемой художниками-мужчинами и ориентированной на читателей-мужчин.
- Юри — жанр манги и аниме , изображающий гомосексуальные отношения между женщинами.
- Футанари — жанр манги и аниме, изображающие сексуальные отношения гермафродитов, интерсексуалов или других людей, обладающих женским строением тела, но, кроме того, обладающими органами, напоминающими пенисы или увеличенные клиторы, а также и с мужскими и женскими половыми органами одновременно.
Примечания
- Краткий анимешно-русский разговорник // anime*magazine . — М. : Сакура-пресс , 2004. — № 5 . — С. 37 .
- Tamaki, Saito. «Otaku Sexuality» // . — University of Minnesota Press, 2007. — P. 236−237. — ISBN 978-0-8166-4974-7 . 5 июня 2011 года. . Дата обращения: 2 января 2010. Архивировано из 5 июня 2011 года.
- (англ.) . Anime News Network . Дата обращения: 13 июня 2022. 27 февраля 2022 года.
- プレスリリース・ニュースリリース配信シェアNo.1|PR TIMES . Дата обращения: 13 июня 2022. 6 апреля 2022 года.
- Elizabeth Strickland: от 20 августа 2009 на Wayback Machine . The Village Voice , 2.11.2006
- Cha, Kai-Ming (7 March 2005) от 31 декабря 2010 на Wayback Machine Publishers Weekly
- Andrea Wood: «Straight» Women, Queer Texts: Boy-Love Manga and the Rise of a Global Counterpublic" . , 2006, p. 394—414
- Suzuki, Kazuko. 1999. «Pornography or Therapy? Japanese Girls Creating the Yaoi Phenomenon». In Sherrie Inness, ed., Millennium Girls: Today’s Girls Around the World . London: Rowman & Littlefield, p.250 ISBN 0-8476-9136-5 , ISBN 0-8476-9137-3 .
- Welker, James. 2006. "Beautiful, Borrowed, and Bent: 'Boys' Love' as Girls' Love in Shôjo Manga' Signs: Journal of Women in Culture and Society vol. 31, no. 3. page 842. doi :
- Kazuko Suzuki. «Pornography or Therapy? Japanese Girls Creating the Yaoi Phenomenon» . In Sherrie Inness, ed., Millennium Girls: Today’s Girls Around the World. London: Rowman & Littlefield, 1999, p. 252 ISBN 0-8476-9136-5 , ISBN 0-8476-9137-3
- ↑ Matthew Thorn. от 9 декабря 2013 на Wayback Machine . pp. 169—186, In Fanning the Flames: Fans and Consumer Culture in Contemporary Japan, William W. Kelly, ed., State University of New York Press, 2004. ISBN 0-7914-6032-0
- Aoki, Deb (3 March 2007) [manga.about.com/od/mangaartistswriters/a/EFriedman_2.htm Interview: Erica Friedman — Page 2] «Because the dynamic of the seme / uke is so well known, it’s bound to show up in yuri . … In general, I’m going to say no. There is much less obsession with pursued/pursuer in yuri manga than there is in yaoi .»
- ↑ Zanghellini Aleardo. // Social & Legal Studies. — 2009. — 20 мая ( т. 18 , № 2 ). — С. 159—177 . — ISSN . — doi : .
- ↑ Sharon Kinsella. . Journal of Japanese Studies, Vol. 24, No. 2 (Summer, 1998), pp. 289—316
- ↑ Camper, Cathy (2006) от 15 апреля 2012 на Wayback Machine
- Suzuki, Kazuko. 1999. «Pornography or Therapy? Japanese Girls Creating the Yaoi Phenomenon». In Sherrie Inness, ed., Millennium Girls: Today’s Girls Around the World . London: Rowman & Littlefield, p. 253 ISBN 0-8476-9136-5 , ISBN 0-8476-9137-3 .
- Jones, V.E. от 2 марта 2007 на Wayback Machine . Boston.com . April 2005.
- Avila, K. от 12 марта 2007 на Wayback Machine . Sequential Tart . January 2005.
- Drazen, Patrick . Anime Explosion! The What? Why? & Wow! Of Japanese Animation. — С. 95—97.
- ↑ Aoki, Deb. [manga.about.com/od/recommendedreading/tp/ReadersYaoiManga.htm Readers' Choice: Yaoi Manga. Best Boys Love and Essential Yaoi Manga as Picked Via Twitter] (англ.) . About.com . Дата обращения: 24 декабря 2009. 11 августа 2011 года.
- McLelland, Mark. от 15 апреля 2008 на Wayback Machine Refractory: A Journal of Entertainment Media Vol.10, 2006/2007
- Yoo, Seunghyun (2002) от 23 сентября 2002 на Wayback Machine
- Solomon, Charles. (англ.) // The Advocate : journal. — 2003. — 14 October. 10 октября 2012 года.
- Boon, Miriam. (неопр.) // . — 2007. — 24 May. 15 марта 2008 года.
- McLelland, Mark. (неопр.) . — Routledge , 2000. — С. , note 18. — ISBN 0-7007-1300-X .
- Brenner, Robin E. (неопр.) . — Libraries Unlimited , 2007. — С. chapter 3 p. 137. — ISBN 978-1-59158-332-5 .
- Lunsing, Wim. Beyond Common Sense: Sexuality and Gender in Contemporary Japan (англ.) . — London and New York: Kegan Paul International, 2001. — ISBN 0-7103-0593-1 .
- ↑ Blackarmor: от 17 марта 2011 на Wayback Machine . 19.02.2008(In Japanese)
- Schodt, Frederik L. (1983) . pages 100—101 Tokyo and New York: Kodansha International. ISBN 0-87011-752-1
- Ueno, Chizuko (1989) «Jendaaresu waarudo no <ai> no jikken» («Experimenting with <love> in a Genderless World»). In Kikan Toshi II («Quarterly City II»), Tokyo: Kawade Shobō Shinsha, ISBN 4-309-90222-7 . Cited and translated in Thorn, 2004.
- Fujimoto, Yukari (1991) «Shōjo manga ni okeru 'shōnen ai' no imi» («The Meaning of 'Boys' Love' in Shōjo Manga»). In N. Mizuta, ed. New Feminism Review, Vol. 2: Onna to hyōgen («Women and Expression»). Tokyo: Gakuyō Shobō, ISBN 4-313-84042-7 . от 6 марта 2016 на Wayback Machine (in Japanese). Accessed 12 August 2008.
- . (1993) «Josei wa gei ga suki!?» (Women Like Gays!?) Bungei shunjū , , pp. 82-83.
- Suzuki, Kazuko. (1999) «Pornography or Therapy? Japanese Girls Creating the Yaoi Phenomenon». In Sherrie Inness, ed., Millennium Girls: Today’s Girls Around the World . London: Rowman & Littlefield, p.246 ISBN 0-8476-9136-5 , ISBN 0-8476-9137-3 .
- . Дата обращения: 13 февраля 2013. 7 апреля 2012 года.
- Brenner, Robyn от 7 июня 2011 на Wayback Machine
- Hashimoto, Miyuki от 7 июня 2011 на Wayback Machine Intercultural Communication Studies XVI: 1 2007 pp. 87-99
- McCaffery, Larry; Gregory, Sinda; Kotani, Mari; Takayuki, Tatsumi (n.d.)
- Sakakibara, Shihomi (1998) Yaoi genron: yaoi kara mieta mono (An Elusive Theory of Yaoi: The view from Yaoi). Tokyo: Natsume Shobo, ISBN 4-931391-42-7 .
- Buckley, Sandra (1991) «'Penguin in Bondage': A Graphic Tale of Japanese Comic Books», pp. 163—196, In Technoculture . C. Penley and A. Ross, eds. Minneapolis: University of Minnesota ISBN 0-8166-1932-8
- ↑ Welker, James. 2006. "Beautiful, Borrowed, and Bent: 'Boys' Love' as Girls' Love in Shôjo Manga' Signs: Journal of Women in Culture and Society vol. 31, no. 3. page 843. doi :
- Dru Pagliassotti: от 1 августа 2012 на Wayback Machine . Particip@tions Volume 5, Issue 2 Special Edition, november 2008
- ↑ Keith Vincent. от 15 декабря 2007 на Wayback Machine . Mechademia 2, 2007 pp. 64-79
- Akiko Mizoguchi. от 26 сентября 2011 на Wayback Machine . Session 187, Annual Meeting, New York, 27-30 March 2003
- M.J. Johnson. от 23 марта 2016 на Wayback Machine . Sequential Tart, may 2002
- Christopher Butcher. от 20 ноября 2008 на Wayback Machine . 18.08.2006
- McHarry, Mark. «Identity Unmoored: Yaoi in the West». In Thomas Peele, ed., Queer Popular Culture: Literature, Media, Film, and Television . New York: Palgrave Macmillan, 2007. ISBN 1-4039-7490-X . pp. 187—188.
- Lyle Masaki. от 17 мая 2008 на Wayback Machine . AfterElton.com, 6.01.2008
- Thorn, Matt. (1993) «Unlikely Explorers: Alternative Narratives of Love, Sex, Gender, and Friendship in Japanese Girls' Comics.» New York Conference on , , 16 October 1993.
- . Intersections.anu.edu.au. Дата обращения: 8 сентября 2009. 26 февраля 2013 года.
- Pilcher, Tim and Brad Brooks. The Essential Guide to World Comics . . 2005. 124—125.
- . Дата обращения: 18 сентября 2008. 18 сентября 2008 года.
- . Intersections.anu.edu.au. Дата обращения: 8 сентября 2009. 26 февраля 2013 года.
Ссылки
- — статья на сайте «Аниме и манга в России»
- 2020-03-27
- 1