Якудза
- 1 year ago
- 0
- 0
Якудза эйга ( яп. ヤクザ映画 , букв. «гангстерское кино») — жанр японского кинематографа , посвящённый якудза , в разные свои периоды допускавший то героизацию, то абсолютное отрицание данных персонажей. В 1960-х — первой половине 1970-х годов жанр абсолютно доминировал в кинопрокате этой страны .
В эпоху немого кино в Японии получили распространение фильмы о — предшественниках современных якудза. Чаще всего сюжеты были посвящены вымышленным или реальным историческим персонажам, благородным разбойникам-одиночкам, встающим на защиту притесняемых властью крестьян. Например, полулегендарному герою времён правления клана Токугава с 1911 по 1935 год были посвящены не менее 8 лент, среди которых трилогия « » . Во время Второй мировой войны японский кинематограф не допускал производства картин на подобные темы, так как был полностью подчинён выпуску пропагандистских фильмов . В 1948 году первым к тематике вернулся Акира Куросава с фильмом « Пьяный ангел ». Оккупация Японии союзными войсками не способствовала развитию национальных традиций и идей в кино, но после её завершения молодой тогда режиссёр Тэруо Исии снял с 1958 по 1961 год на студии Shintoho четыре фильма в стиле нуар : «Секретная зона белой линии», «Зона чёрной линии», «Зона жёлтой линии», «Сексуальная линия», которые стали первой послевоенной попыткой показать реальную, в том числе криминальную жизнь в кварталах Токио Асакуса и Гиндза .
Мукокусэки акусён ( яп. 無国籍アクション , буквально — безграничное действие или беспредельный экшн ) — поджанр якудза эйга , зародившийся на студии Nikkatsu (Никкацу) в конце 1950-х годов, для которого, по определению кинокритика Ивана Денисова, были характерены «новый японский индивидуализм и освобождение от уз традиционализма» . Режиссёры в своих картинах постепенно осознавали обретённую свободу, одновременно возвращаясь к национальным традициям киноязыка, свободно и органично использовали накопленный опыт криминальных фильмов Европы и США. Ещё одной особенностью мукокусэки акусён является создание не только гангстерских лент, но и так называемых « мисо -вестернов» (по аналогии со « спагетти-вестернами »). Наиболее значимыми работами поджанра стали: «Я жду» Корэёси Курахары (1957 год), « Ржавый нож » (1958 год), «Мой паспорт — кольт» Такаси Номуры (1967 год), «Три секунды до взрыва» (1967 год). Отдельно необходимо отметить Сэйдзюна Судзуки и его « » (1963 год, снятый по сути на основе сюжета « Кровавая жатва » Дэшилла Хэммета ), « Токийский скиталец » (1966 год) и « Рождённый убивать » (1967 год). За эту работу, объявленную непонятной зрителю, Судзуки был уволен со студии Никкацу . Практически тут же его место занял Тэруо Исии, он снял два фильма о женщинах-якудза « » (1969 год) и « » (1970 год), сделавших звездой Мэико Кадзи . В качестве, вероятно, главных исполнителей мужских ролей в Мукокусэки акусён необходимо назвать Акиру Кобаяси и Дзё Сисидо . Много лет спустя, в 2005 году, последний так сравнивал криминальные фильмы студии Никкацу и близкую продукцию компании Тоэи :
Эти боевики были совершенно разными. Никкацу , по сути, производила молодёжные фильмы - абсолютно человечные истории с молодыми героями, содержащими иногда криминальные персонажи или ситуации. Тоэи делала картины о настоящих якудза. <…> Они старались снимать реальность мира якудза, его этнос. Зрители были совершенно разными. Люди, пришедшие смотреть фильмы Тоэи , любили ленты о якудза. Но те, кто предпочитали Никкацу , ходили на драматургию. Никкацу экшн отличались от боевиков других стран. Мы не знали как организовать акробатику схваток или сложные эффектные эпизоды. Мы сосредотачивались на истории взаимоотношений между персонажами.
Нинкё эйга ( яп. 仁侠映画 нинкё: эйга , буквально — героический фильм или рыцарский фильм) — фильмы поджанра якудза эйга , выпускавшиеся преимущественно компанией Toei (Тоэи). В 1961 году упоминавшаяся выше студия Shintoho разорилась, и Тэруо Исии перешёл в Toei , где снял криминальную комедию « » с начинающим тогда актёром Кэном Такакурой . Работы актёра и режиссёра набирали популярность, пик которой пришёлся на выход фильма 1965 года « » (в ближайшие три года последует выпуск ещё 17 сиквелов этой ленты, девять из которых снимет Тэруо Исии). Эти фильмы легли в основу поджанра «нинкё». Он характеризуется романтизацией «благородного» прошлого якудза. Сюжеты развивались главным образом в начале XX века, а противостояние происходило между «положительными, бескорыстными» якудза и «новыми» бандитами — алчными негодяями. Стремление героизировать якудза появилось не случайно: криминальный бизнес активно входил в кинопроизводство. Известным актёром этого жанра стал Нобору Андо , в прошлом — босс криминальной семьи Андо-гуми . Ещё одним актёром — бесспорным лидером, и даже олицетворением жанра, был Кодзи Цурута . Однако его приверженность «нинкё» некоторыми журналистскими источниками приписывалась принуждением со стороны реальных гангстеров, в частности Кадзуо Таоки . Среди актрис нинкё наиболее заметна была Дзюнко Фудзи , особенно после серии « ». Кинокритик Иван Денисов, считая в целом поджанр самым схематичным и мелодраматичным из всех якудза-фильмов , называет этот цикл наиболее достойным внимания .
Дзицуроку эйга ( яп. 実録映画 , буквально — фильм-хроника, летопись) — ещё один поджанр якудза эйга , сформировавшийся в начале 1970-х годов. Его отличительной особенностью было создание образа послевоенных якудза как алчных и жестоких гангстеров, забывших во имя наживы устои и традиции своих «благородных» предшественников. Родоначальником направления стал режиссёр Киндзи Фукасаку своим 5-серийным фильмом «Битвы без чести и жалости» с участием Бунты Сугавары . По мнению обозревателя Time Out :
Эта разрушительная антология убийств изменила направление всего жанра якудза-эйга. Ушли традиционные истории о кодексе чести и чувстве долга, их сменили волчьи законы, отсутствие морали с гарниром из чрезмерного насилия и абсурдных кровавых сцен.
Выход первого фильма цикла совпал по времени с чередой политических потрясений в Японии: кровавая драма в аэропорту Лод , попытка государственного переворота Юкио Мисимы и другие действия националистов сформировали у граждан их негативный образ. Эта ситуация обеспечила успех картины, открыто отвергающей националистический идеализм и криминальные методы в политике и экономике. По итогам XX века она была признана одним из высших достижений японской культуры . В середине 1970-х Фукасаку развил успех «Боёв» фильмам « » (1975 год), « » (1976 год).
В начале 1980-х годов из-за широкого распространения домашнего видео производство картин якудза-эйга пошло на спад. Режиссёры и актёры стали работать в новых жанрах. Однако, в 1989 году в кино о гангстерах пришёл новый режиссёр — Такэси Китано . Во время съёмок « Жестокого полицейского » Киндзи Фукасаку заболел, и роль постановщика взял на себя ведущий актёр, Китано. После этого последовал выпуск ещё нескольких картин о якудза: « Точка кипения », « Сонатина », « Фейерверк ». При общих крайне положительных отзывах об этих лентах, критик Иван Денисов отмечает их «замедленный ритм и злоупотребление специфическим юмором», что не позволяет им соревноваться с прошлыми шедеврами Якудза-эйга . Однако вышедшие позже « Затойчи » и « Беспредел » оцениваются как достойный возврат к лучшим традициям жанра.