День радио (спектакль)
- 1 year ago
- 0
- 0
Музыка́льный спекта́кль «Суд» ( иногда мю́зикл «Суд» ) — авторская концертная программа Игоря Талькова , созданная в 1991 году . Представляла собой мюзикл , театрализованный спектакль с исполнением социально-политических песен Игоря Талькова, главной идеей которого являлось совместное со зрителями осуществление суда над организаторами Октябрьской революции 1917 года и последующими руководителями советского государства, «…трудами которых — согласно утверждению Талькова — Российская империя превратилась из могущественнейшей мировой державы в едва ли не самую отсталую страну планеты, а говоря проще и точнее — в сырьевую базу развитых капиталистических стран» . Завершался спектакль лирическими песнями Талькова. Программа многократно демонстрировалась на многих концертных площадках СССР весной и летом 1991 года музыкальным коллективом Талькова « ».
Спектакль «Суд» известен в аудиоварианте (в виде многократно переизданной разными релизами записи концерта в Московском государственном театре эстрады от 25 мая 1991 года) и в видеоварианте (телезапись концерта в концертном зале телестудии «Орлёнок» от 9 мая 1991 года).
Фрагменты видеозаписи спектакля «Суд» были использованы в музыкальном фильме «Сны Игоря Талькова», который был снят в 1991 году примерно за месяц до смерти Игоря Талькова .
Сам Игорь Тальков в книге « Монолог » так описал причины создания концертной программы «Суд» :
Докапываясь до сути причин, так как этот вопрос не давал мне покоя десятилетие и служил стимулом движения по пути прозрения, перевернув кипы материалов, документов, неоспоримых фактов и исторических свидетельств, я нашёл наконец ответ и пришёл к выводу, что вождь мирового пролетариата был самым настоящим русофобом. Выясняя для себя, что такое русофобия, я невольно пришёл к изучению «сионизма». Оказалось, что одно — суть другого. Точки над «i» были расставлены. Я понял, кому был нужен октябрьский переворот, уничтожение веры, борьба с Православием, истребление генофонда и одебиливание масс.
- Мы — жестокого времени дети,
- Лес на лесоповале.
- Не живут с нами рядом на свете
- Те, что в бездну упали.
- В результате эпических фронд
- И безумных селекций
- Оскудел генетический фонд
- Богатейших коллекций.
(Иван Сакава)
- «Оскудел» — это автор смягчил.
- Генофонд уничтожен.
- Потрудились вожди-палачи
- Сделать всё, что возможно,
- Чтоб Россия уже никогда
- Не смогла разогнуться,
- Встать с колен и очнуться от сна
- И к истокам вернуться.
- Но, что сможем мы выжить и жить,
- Палачи вряд ли знали,
- И за это мы будем судить
- Их сегодня вот здесь, в этом зале.
Так начинается мой спектакль «Суд»…
По мнению критика портала km.ru Дениса Ступникова, программа «Суд» являлась «результатом недельного просиживания Талькова в архивах, где он пытался восполнить для себя „белые пятна“ российской истории». В спектакле, по мнению критика, «Тальков приоткрывал завесу над самыми трагическими эпизодами революции и Гражданской войны в России. Гвоздём программы была роскошная баллада „ Бывший подъесаул “, посвящённая расстрелянному командарму Филиппу Миронову » .
Фонограммы концертной программы «Суд» на протяжении 1991 года записывались на фирме «Мелодия» и вышли в конце 1991 года уже после убийства Игоря Талькова на пластинке певца с названием «Россия» .
Авторская концертная программа по замыслу состояла из 2-х отделений, диаметрально противоположных по смыслу и содержанию. В первом отделении звучали острые социально-политические песни, которые Игорь Тальков и группа «Спасательный круг» исполняли в мундирах, стилизованных под белогвардейские . В преамбуле исполнялась песня памяти Виктора Цоя , после чего происходило зажжение свечи по всем погибшим в период революции и Гражданской войны . Далее звучала вступительная часть, читались стихи в духе гражданской лирики , звучали остросоциальные песни « Родина моя » и « КПСС », после чего Тальков символично убивал «чудовище», олицетворяющее по замыслу автора советский строй, и осуществлялся диалог со зрителями, затем пелась одна из новых песен Талькова («Метаморфоза» или «Глобус»). В середине остросоциального блока Талькова якобы вызывали со сцены, и вместо него выходил некий Потапыч (переодетый под «человека из народа» Тальков), который пел наиболее острую часть блока песен: «Кремлёвская стена», «Стоп, думаю себе!», «Полугласность», « Господа демократы ».
Затем на сцену снова возвращался Тальков в привычном образе и пел песню « Бывший подъесаул », снабжая происходящее на сцене комментариями и приведением исторической справки о главном герое песни — историческом персонаже Филиппе Миронове . Далее во время исполнения песни « Россия » он надевал форму, стилизованную под форму офицера Русской императорской армии , с планкой георгиевских крестов , воссоздавая образ русской армии времен Первой мировой войны . Далее в стихотворной форме звучало обращение к Ленину и песня « Я вернусь », которая фактически сигнализировала о завершении социального блока. В конце первого отделения звучала медленная песня « », после которой напряжение спадало и начиналось второе отделение — лирическое, развлекательное, в котором исполнялись такие песни как « Чистые пруды », « Летний дождь », «Звезда», «Самый лучший день» и др. Тем самым в начале концерта Тальков нагружал зрителей, а затем давал им возможность расслабиться, отдохнуть .
В своём спектакле «Суд» Тальков так определял круг тех, кого вместе со зрителями «присяжными заседателями» он «судит»:
Это относится к коммунистам, конечно, но не к рядовым коммунистам [аплодисменты зала] , потому, что рядовые коммунисты, они до сих пор, в общем-то, ничего не понимают. Это относится к тем, кто « разделяет и властвует »…
Аудиоверсия концертной программы «Суд» выдержала большое число переизданий многомиллионными тиражами на магнитных кассетах и дисках , в урезанном варианте (под коммерческим названием «Последний концерт», впервые издан в 1996 году ) и полном варианте (под названием «Суд», впервые издан двумя частями в 2001 году ). В основе издаваемых альбомов лежала сохранившаяся профессиональная запись концерта с программой «Суд» в Московском государственном театре эстрады от 25 мая 1991 года. Содержание данных альбомов следующее:
|
|
Центральным телевидением Гостелерадио СССР была осуществлена видеозапись музыкального спектакля «Суд», сыгранного 9 мая 1991 года в концертном зале телестудии «Орлёнок» . Но позднее профессиональная копия видеозаписи оказалась утрачена, так и не попав на экраны телевизоров. С целью донесения до зрителя основной концертной программы Талькова студией ДИВ при участии Музея Игоря Талькова была реанимирована архивная телевизионная копия этого концерта, которая была издана на видеокассетах в середине 1990-х гг.
Длительность видео 2 ч. 5 мин.
Некоторые реквизиты, применявшиеся в спектакле «Суд», в настоящее время находятся в экспозиции музея Игоря Талькова . В частности, там хранится мундир офицера русской армии с четырьмя георгиевскими крестами , который надевал Тальков во время исполнения песни « Россия » в спектакле, маска «зверя-КПСС», в которой на сцене плясало «чудовище» во время звучания песни « КПСС », и др.
Реальный суд над КПСС действительно начался в 1991 году, но был приостановлен Ельциным , — Тальков негодовал по этому поводу, о чём написал Ельцину письмо-ультиматум во второй половине сентября 1991 года, через две недели после чего он был убит при до сих пор невыясненных обстоятельствах .
Рецензент InterMedia в обзоре переиздания каталога артиста 2001 года назвал программу «Суд» «исчерпывающим представлением о Талькове»: «„Суд“, которым восхищались в 1991-м, в 2001-м выглядит паноптикумом . Надрывно-зло звучат хиты — на тот момент уже ставшие хитами. <…> Можно сколь угодно не любить коммунистов, демократов — кого угодно, однако разменивать дар на нелюбовь — пустое. Тальков- трибун звучит потрясающе несвоевременно, и не дай ему Бог своевременным быть. Иначе некуда будет возвращаться — с войны» .
Александр Морсин (« ТАСС », 2021 год): «Тальков стянул в один образ Галича , журнал „ Крокодил “, общество „Память“ , Говорухина с его „ Так жить нельзя “, эпиграммы Юлия Кима , рок-бунтарей и закрытый в годы застоя КВН — с одной стороны и Бориса Хмельницкого , Чака Норриса (с непременной повязкой на голове), Виктора Салтыкова и Джорджа Майкла в кожаной куртке — с другой» .