Музыкальное образование Лейфс получил у себя на родине и в
Германии
. В
1916 году
он поступил в
Лейпцигскую консерваторию
, где учился у
Германа Шерхена
(дирижирование), Роберта Тайхмюллера (фортепиано) и Пауля Гренера (композиция). В 1921 г. Лейфс женился на пианистке
еврейского
происхождения Анни Ритхоф, с которой длительное время прожил в Германии, в
Вернигероде
и в
Баден-Бадене
. В 1923-24 гг. он был дирижёром Певческой академии в Лейпциге. В середине 1920-х годов совершил три этнографические экспедиции, в ходе которых записал большое количество исландских народных песен. В 1926 г. гастролировал в качестве дирижёра в Норвегии, Исландии и на Фарерских островах. В 1934-37 гг. находился в Рейкьявике, исполняя обязанности консультанта радиовещания и дирижёра, после чего вновь возвратился в Германию. В годы пребывания у власти
национал-социалистов
пытался лавировать между нацистами и оппозицией к ним. Событиям, происходившим с семьёй Лейфсов в период с
1933
по
1945 годы
, посвящён художественный фильм
«Слёзы камня»
(1995)
. Поначалу музыка Лейфса имела в нацистской Германии успех, но к концу 1930-х — началу 1940-х гг. популярность композитора ощутимо понизилась. В 1944 г. композитор получил разрешение на выезд из Германии и в следующем году вернулся на родину. Конец 1940-х — 1950-е гг. были отмечены для композитора душевным кризисом. В 1959 г. композитор женился на Торбьёрг Йоуханнсдоуттир (от которой у него двумя годами раньше родился сын Лейвюр), и приблизительно с того же времени вернулся к активному сочинению музыки. 1960-е гг., в противовес предыдущему десятилетию, оказались самым плодотворным периодом в творчестве Лейфса. Конец этому периоду положили тяжелая болезнь и смерть, наступившая 30 июля 1968 года.
В своих произведениях композитор опирался на скандинавский эпос (незавершённая ораториальная трилогия «Эдда», «Сага-симфония», «Песнь о Гудрун», «Заклинание Гроа») и события отечественной истории. Многие произведения описывают природу родного края («Гейзер», «Гекла», «Деттифосс»). Написанный в 1948—51 гг. второй струнный квартет обязан своим появлением личной трагедии композитора — он посвящён памяти дочери Лиф, погибшей в результате несчастного случая.
Избранные сочинения
Trilogia piccola (Маленькая трилогия)
для оркестра, Op. 1 (1919—24)
4 пьесы для фортепиано, Ор. 2 (1922)
Прелюдия и фуга для скрипки соло, Ор. 3 (1924)
Музыка к пьесе
Ловтюр-колдун
, Ор. 6 (1915—25)
Сюита из музыки к пьесе
Ловтюр-колдун
, Ор. 6а (1925)
Концерт для органа с оркестром, Op. 7 (1917—30)
Пасторальные вариации
для оркестра, Op. 8 (1920—30; переложение для струнного квартета: 1937)
Исландская увертюра
для смешанного хора и оркестра, Ор. 9 (1926)
Ловтюр-колдун
, увертюра для оркестра, Ор. 10 (1927).
Исландские танцы
для фортепиано, Ор. 11 (1929)
Отче наш
для голоса и органа, Ор. 12b (1929)
Исландская кантата
для смешанного хора и оркестра, Op. 13 (1929—30)
Две песни для голоса и фортепиано, Op. 14a (1929—30)
Новые исландские танцы
для фортепиано, Ор. 14b (1931)
Три прелюдии для органа, Ор. 16 (1931)
Ноктюрн для арфы соло, Ор. 19а (около 1934)
Оратория
Эдда I (Сотворение мира)
для солистов, смешанного хора и оркестра, Ор. 20 (1935—39)
Струнный квартет № 1
Mors et Vita
, Ор. 21 (1939)
Песнь о Гудрун
для меццо-сопрано, тенора, баса и оркестра, Op. 22 (1940)
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны
неавторитетными источниками
или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки
ссылками на соответствующие правилам сайты
или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).