Великая Армения
- 1 year ago
- 0
- 0
Арташа́т ( арм. Արտաշատ , др.-греч. Ἀρτάξατα — « Арта́ксата », лат. Neronia ) — город в Армении , административный центр Араратской области . Четвёртая столица Великой Армении . Находится в 28—30 км к юго-востоку от Еревана , примыкая к границе с Турцией .
Поселение на территории древнего Арташата существовало ещё во времена Урарту .
В 200 году до н. э. Армения была завоёвана царём Империи Селевкидов Антиохом III Великим . Наиболее крупными городами Армении в то время были: Армавир , Аршамашат , Аркатиакерт , , Ервандашат , Ервандакерт .
В 190—189 годах до н. э. была провозглашена независимость Великой Армении от Селевкидов , первым её царём стал Арташес I , основавший династию Арташесидов (хотя сам именовал себя продолжителем династии Ервандидов ).
Царь Арташес основал в Араратской долине город, назвав его своим именем. Название Арташат означает «радость Арташеса» (вторая часть слова — «шат» названия происходит из древнеперсидского языка и означает радость) или «город Арташеса» .
Дата основания античного Арташата ( эллины называли его Артаксата) указывается разная — от 190 до 170 года до н. э. Согласно основной версии, это — 176 год до н. э. Город стал столицей и таковым был долгое время, исключая краткий период, когда столицей стал Тигранакерт (с 77 по 69 годы до н. э). После поражения Тиграна II в битве с Лукуллом под Тигранакертом, столица была вновь возвращена в Арташат. Римляне считали Арташат армянским Карфагеном , а его основателем считали Ганнибала .
Арташат стоял на более удобном месте, чем прежняя столица (Армавир) — на перекрёстке торговых путей на холмах гавара (уезда) , что позволило ему стать быстро цветущим городом. Арташат находился у подножья горы Арарат на левом берегу реки Аракс в районе устья реки Мецамор (позже Мецамор поменял своё русло, его устье сдвинулось на северо-запад от Арташата). Цитадель и центральные кварталы города находились на девяти холмах, носящих ныне название Хор Вирап .
Плутарх писал:
Рассказывают, что карфагенянин Ганнибал, после того как Антиох окончательно проиграл войну с римлянами, перешёл ко двору Артакса Армянского, которому дал множество полезных советов и наставлений. Между прочим он приметил местность, чрезвычайно удачно расположенную и красивую, но лежавшую в запустении, и, сделав предварительные намётки для будущего города, позвал Артакса, показал ему эту местность и убедил застроить её. Царь остался доволен и попросил Ганнибала, чтобы тот сам взял на себя надзор над строительством. Возник большой и очень красивый город, которому царь дал своё имя и провозгласил его столицей Армении.
Плутарх тут имел в виду победу римлян над Селевкидским царём Антиохом . О городе Арташат упоминал не только Плутарх. Так, Страбон писал:
Артаксата недалеко от равнины Араксены — это благоустроенный город и столица страны. Она расположена на схожем с полуостровом выступе, а перед её стенами кругом проходит река за исключением пространства на перешейке, которое огорожено рвом и частоколом
Он также считал, что непосредственное участие в строительстве Арташата принял Ганнибал. Сегодня армянские историки считают, что это мнение основывалось лишь на сравнительном величии Арташата и сходством его с Карфагеном.
В «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци строительство Арташата описано более подробно. Кроме того, Хоренаци упоминает интересную деталь: первыми жителями города были иудеи из Ервандашата . Также, Мовсес Хоренаци говорит о самом Арташесе I:
Говорят, что при Арташесе не было ни клочка невозделанной земли в Армении, ни на горах, ни на долинах. Таково было благоденствие земли нашей.
Одним из выдающихся исследователей Арташата был Ж. Д. Хачатрян, который был главой экспедиции археологов, совершавшей исследование в 1970-х годах. Ему также принадлежит книга «Арташат, Античные некрополи». По его данным, территория Арташата составляла 400 гектар, длина стен-фортификаций (укреплений) — 10 тыс. метров, а население — 150 тыс. человек в период максимального расцвета.
В I веке до н. э. — I веке н. э. население Армении колебалось в пределах 3,5—5 млн чел. Исходя из этого, столица могла иметь население в 150 тыс. человек.
Арташат был столицей и объединяющим центром страны на протяжении около 500 лет . Сразу после постройки он обрёл огромное экономическое значение, стал одним из важнейших транзитных центров международной торговли (в том числе, Великого шёлкового пути ). В результате этого армянские купцы стали импортировать из Китая : шёлк -сырец (коконы или снятое с них необработанное сырье) и шёлковые ткани, а экспортировать медь , свинец , шитые золотом ткани, стеклянные изделия и сосуды из Александрии и Месопотамии .
По сообщению Мовсеса Хоренаци, в Арташат была переведена часть населения Ервандашата , прежней столицы Армении. Здесь, следовательно, состоялся синойкизм — формирование населения новооснованного города путём передачи ему части населения старых городов, обычный способ заселения новых городов в эллинистическом мире. В Армении, однако, этот способ был недостаточен из-за малочисленности городского населения. Здесь применяли и переселение чужестранцев — как при Арташесе I, так и, особенно, при Тигране II.
В первой половине II века до н. э. в Армении, помимо Арташата, был основан целый ряд других городов. Они носили имя отца Арташеса — Зареха и протянулись цепочкой по территории Армении с юго-востока на северо-запад. Сохранились сведения о городах в Нор-Ширакане , Зарехаван в Багреванде , Заришат в Вананде и т. д. В Софене в этот же период был основан город Аркатиакерт .
Как и все города античной истории, Арташат неоднократно подвергался разрушениям. Предположительно, впервые это произошло на стыке II—I веков до н. э., когда в Армению вторглись парфяне и отняли у неё «семьдесят долин», уведя в качестве заложника царевича Армении (будущего Тиграна II).
Впоследствии Тигран II совершил обширные завоевания и перенёс столицу. Арташат остался на севере, новая столица, — Антиохия — находилась вне Великой Армении. Возникла необходимость создать столицу в таком месте, чтобы она находилась в одной из областей Армении и одновременно могла служить центром державы. Ради этого, в 77 году до н. э., на берегу одного из северных притоков верхнего течения Тигра , в армянской области Алдзник была основана новая столица Тигранакерт .
В 69 году до н. э., когда римские легионы ограбили и разрушили Тигранакерт, городу Арташат тоже угрожала подобная участь, но по пути к Арташату войска Лукулла были разгромлены Тиграном II. Спустя некоторое время Тигран потерпел поражение от Помпея , но римский полководец вступил на Арташатскую землю в 66 году до н. э. не в целях её захвата, а для переговоров. Тиграну был поставлен ультиматум, согласно которому он должен был отказаться от всех завоеванных им стран, взамен римляне оставляли Армению в её границах, какими они были до завоеваний, на что Тигран II согласился. В 50-х годах до н. э., в начале правления сына Тиграна, Артавазда II , консул Сирии Марк Лициний Красс собирался покорить восток вплоть до Бактрии . Согласно договору Тиграна II с Помпеем, Артавазд должен был оказать Крассу помощь войсками. Артавазд, сознавая последствия возможной победы Рима для Армении, заключил договор с парфянским царём Ородом II, закрепив его брачными узами своей сестры с парфянским царевичем. К тому времени римская армия потерпела сокрушительное поражение в битве у месопотамского города Карры. Погибло 20 тысяч римских воинов, в том числе, и сам Красс. В Арташате продолжались торжества, когда сюда была доставлена отрубленная голова Красса. Плутарх описывает это, а также цитирует фрагмент пьесы :
- Только что срезанный плющ -
- Нашей охоты добычу счастливую -
- С гор несём мы в чертог.
Артавазд погиб в 34 году до н. э., став жертвой вероломного пленения со стороны Марка Антония. Столица Армении, как и вся страна, подверглась ограблению. Особенно пострадали храмы : римляне разрезали на части и унесли золотую статую из храма богини Анаит . Через год сын Артавазда, Арташес II (33—20 года до н. э.) провозгласил себя царём и отстоял независимость страны, перебив римских воинов, оставленных Антонием.
В середине I века римляне вновь вторглись в Армению под предводительством Домиция Корбулона. Они прошли с огнём и мечом через всю страну и осенью 58 году н. э. подошли к Арташату. Царь Трдат (Тиридат) сбежал в Атропатену , оказав римлянам слабое сопротивление, вследствие чего они заняли столицу. Весной следующего года под натиском армянских и союзных парфянских войск они отступили, но перед отступлением сожгли город. Об этом рассказывал Корнелий Тацит :
Что же касается Артаксаты, то, подожжённая нами, она была разрушена до основания и сравнена с землёй, ибо из-за протяжённости городских укреплений удержать её за собою без сильного гарнизона мы не могли, а малочисленность нашего войска не позволяла выделить такой гарнизон и вместе с тем продолжать войну; покинуть же её целою и невредимою безо всякой охраны означало бы, что мы не сумели извлечь для себя из овладения ею ни пользы, ни славы.
Римляне отступили к реке Арацани , где потерпели поражение от армянских и парфянских войск. Согласно заключённому миру в Армении установилась династия Аршакидов , первым царём стал Тиридат I , который отстроил столицу заново в 60—70-х годах. В 66 году Трдат с огромной свитой вернулся из Рима. Нерон, как передают римские источники, в качестве компенсации за разрушение Арташата передал Трдату огромную сумму денег и прислал ремесленников для восстановления города. Восстановленный Арташат после этого назывался Неронией . Таким образом, Римская империя считала себя обязанной восстановить Арташат и выполнила это.
В 161 году парфянский царь Вологес вторгся в Армению, сверг армянского царя Сохэма, римского клиента, и утвердил своего ставленника Пакора. Это послужило началом к очередной римско-парфянской войне 161-165 гг.
В 163 году Римские легионы под командованием Стация Приска, вытеснили парфян из Армении, взяв штурмом и разрушив Арташат. Стаций Приск основал новую столицу Кайнеполь («Новый город», сейчас -
Вагаршапат
), где восстановил на престоле Сохэма, который за время изгнания успел стать римским сенатором и получить консульство.
После перенесения столицы Арташат опустел . [ нет в источнике ]
В конце III века в Армению из Каппадокии вернулся Григорий Парфянин (Просветитель) . На арташатском холме, где возвышались дворцы, находился также Хор Вирап (глубокая яма), куда бросали смертников. С этой ямой связано предание о христианизации Армении. Царь Трдат III бросил в Хор Вирап Григория за то, что тот являлся сыном Анака , убившего царя Хосрова, отца Трдата, а также за то, что тот отказался исповедовать языческую веру. Там же, в городе Арташате его подвергли пыткам .
Впоследствии, после христианизации Трдата и принятия официальной религией в Армении христианства, Григорий вместе с армянским регулярным войском, которое вверил ему Трдат, вступил в Арташат дабы разрушить храмы верховной богини армянского пантеона Анаит и бога книжности, наук, искусства, торговли, толкователя снов . Известно, что храм Анаит находился в самом Арташате, а храм Тира — в селе Еразмуйн. Там состоялось сражение армян-язычников с армией Григория — в результате побеждённые язычники были вынуждены бежать на север, на Кавказ :
«Горе нам, горе нам, горе нам, ибо со всех мест изгнал нас Иисус, сын Марии, дочери человека. И отсюда тоже мы вынуждены бежать из-за этого распятого и умершего человека. Куда же нам теперь идти? Ведь его слава наполнила землю. Отправимся к жителям Кавказских гор, на север. Может быть, там мы получим возможность жить, и с их помощью исполним наше желание. Ибо он, не давая нам покоя и лишая воздуха, изгнал нас с мест обитания человека»
Сказать как выглядел разрушенный храм Анаит, сложно. Известно, как выглядели различные храмы Артемиды (которая отождествлялась с Анаит) и как выглядит единственный армянский языческий храм, доживший до наших дней — Гарни .
В 332—338 годах царём Армении был Хосров III Котак . Ввиду изменения русла Аракса и ухудшившейся экологической обстановки, царь построил город Двин и переселил жителей туда. Мовсес Хоренаци говорит об этом следующим образом :
Ибо в то время Арес сопутствовал солнцу, и дули знойные, заражённые зловонием ветры. Не будучи в состоянии вынести это, жители Арташата добровольно согласились на переселение.
Однако даже после этого Арташат оставался крупнейшим городом .
Уже в третьем веке расстановка сил в регионе изменилась: в 226—227 пало союзное армянам Парфянское царство под натиском персидских Сасанидов, которые усилились и стали проводить агрессивную политику. В 360-х годах Армения вела ожесточенную борьбу против Персии. Персы вторглись в Армению, взяли и разрушили Тигранакерт, а затем, перейдя реку Арацани и продвигаясь по течению Евфрата, заняли Ани-Камах. Но в решительном сражении на Араратской равнине армянские войска, руководимые , наголову разбили врага. В войне наступил перелом, и все попытки персов продвинуться вглубь страны были отбиты. Однако распри между царём и нахарарами, утихшие было на время, вспыхнули с новой силой. Ввиду тяжёлого положения внутри страны, Аршак принуждён был искать мира. В 367 г. Шапур пригласил армянского царя и Васака Мамиконяна в Ктесифон, якобы для заключения мирного договора. Здесь обоих вероломно схватили. Васак был казнён, а Аршак II заключён в темницу.
Армянское царство оказалось в чрезвычайно затруднительном положении: Аршак имел сына Папа , но тот был ещё очень мал, а царица не пользовалась достаточным авторитетом, в стране наступило безвластие. Пользуясь этим, персы разрушили до основания все крупные армянские города: Арташат, Вагаршапат, Ервандашат, Нахчаван, Заришат, Ван и Тигранакерт, перебили в них всех взрослых мужчин, а детей и женщин угнали в Иран. Переселили почти всех городских жителей, переселяли в первую очередь, евреев, но много переселили и армян :
«После этого они пришли к большому городу Арташату, взяли его, разрушили стены, забрали хранившиеся там сокровища, и всех жителей города увели в плен. Из города Арташата увели в плен девять тысяч семейств евреев, которых привёл в плен из Палестинской страны царь Тигран Арташесян, и сорок тысяч семейств армян, которых увели (в плен) из города Арташата. Из городских строений деревянные подожгли и сожгли, каменные срыли, так и стену; все здания города разрушили до основания, камня на камне не оставили, город, лишив всех жителей, превратили в безлюдную пустыню. … А всё множество пленных они увели и поселили частью в Асорестане и частью в стране Хужастан».
К 368 году практически последним бастионом, сохранившимся у Армении, оставалась крепость Артагерс, где укрывались царица Парандзем с царевичем Папом. Папу вскоре удалось бежать к римлянам, а царица с оставшимися ей верными нахарарами и 11-тысячным гарнизоном больше года, несмотря на жестокий голод и болезни, выдерживала осаду персов. В 369 г. осаждавшим всё же удалось взять Артагерс и овладеть всеми царскими сокровищами. Парандзем вместе с другими пленными угнали в Иран. Для её поругания шах Шапур велел построить на площади своей столицы специальный дом, в котором каждый желающий мог совокупиться с низложенной царицей. Таким образом она была замучена до смерти. А в завоёванной Армении начались разрушение церквей и гонения на христиан.
Но в то время, когда Армянское царство казалось уже окончательно сокрушённым, прибыл Пап с большим римским войском. Вокруг него стали объединяться разрозненные отряды патриотов, и вскоре ожесточенная война возобновилась. Потерпев несколько поражений, персы отступили. В 369 г. вместе с Мушегом Мамиконяном (сыном казненного персами Васака) царь вошёл в Арташат. В 371 г. Шапур опять напал на Армению. Решительное сражение произошло у подножия горы на Дзиравской равнине. Армянская армия, которую поддерживал большой римский отряд, присланный императором Валентом, сражалась с большим мужеством и одержала победу. Шапур вынужден был признать Папа царём Армении. Несмотря на юный возраст, тот проявил себя незаурядным государственным деятелем. В течение всего своего царствования ему удавалось поддерживать мир с Ираном и тем дать стране хотя и короткую, но очень нужную ей передышку.
Независимая и самостоятельная политика Папа (в особенности его частые сношения с шахом) не понравились римлянам. В 374 г. римский полководец Теренций пригласил Папа к себе на пир. Здесь прямо за столом армянский царь был зарублен римскими легионерами .
В 387 году Армения была разделена между Ираном и Византией . Однако город продолжил существование и после разорения Шапуром II. В кодексе Юстиниана в императорском эдикте 408—409 годов Арташат, наряду с Нусайбином в Северной Месопотамии и Калиником на Евфрате числится одним из пунктов международной торговли, но вероятно, значение он сохранил лишь благодаря тому, что находился на перекрёстке дорог.
В VII веке на месте некогда большого и цветущего города сохранилась крепость и небольшое поселение, жители которого занимались изготовлением армянской пурпурной краски — кошенили . Арабский историк Баладзори в связи с событиями VII веке называет Арташат «селением ал кирмиз» — красной кошенили. В дальнейшем Арташат исчезает с исторической арены.
Сохранился комплекс монастырей X—XIII вв. В XIII веке на месте ямы Хор Вирап возник одноимённый монастырский комплекс с высшей школой, руководимой одним из крупнейших учёных средневековой Армении — Варданом Аравелци . Современное здание церкви относится главным образом XVII веку, она состоит из главной церкви Богородицы, церкви Св. Григория на яме Хор Вирап и жилых хозяйственных помещений, примыкающих к ограде комплекса с её внутренней стороны.
В средние века известно как селение Камарлу .
На момент вхождения в состав России территория Арташата была заброшена и практически безлюдна. К концу XIX века — крупное село. В селе было развито садоводство, выращивание хлопка, виноделие, действовал небольшой винный завод.
С 1920 года — посёлок Камарлу. В 1920—1930-х годах Камарлу входил в состав Эриванского уезда . С 1930 года после упразднения уездов Камарлу становится районным центром, 4 сентября 1945 года вновь получает название Арташат. В 1938 году Камарлу получает статус посёлка городского типа , а в 1962 году Арташат получает статус города.
По данным «Сборника сведений о Кавказе» за 1880 год в селе Камарлу Эриванского уезда по сведениям 1873 года было 178 армянских и 90 азербайджанских дворов, проживало 1264 армян григорианского вероисповедания и 663 азербайджанца (указаны как «татары»), которые были шиитами . Также в селе было расположено 2 церкви, 1 мечеть , 60 лавок, базар и почтовая станция .
По статистическим данным 1893 года, в Камарлу жило 2084 человека, из которых 1413 — армяне , 668 — азербайджанцы («татары», согласно источника) . По данным Кавказского календаря на 1912 год, в селе Камарлу Эриванского уезда проживало 1083 армян и 744 азербайджанца, указанных как «татары» .
По материалам сельско-хозяйственной переписи населения 1922 года по Армении, в городе число армян составляло 1507 человек, азербайджанцев (указаны как «тюрко-татары») — 126, русских — 4. Всего — 1637 человек .
Население Арташата в 1897 году составляло 833 человека, в 1926 году — 2505, в 1939 году — 4148, в 1959 году — 7277, в 1974 году — 14 905, в 1976 году — 16 774 человека , согласно переписи 1989 года оно составляло порядка 32 000 чел. , в 2001 году — 22 600, по подсчётам на начало 2008 года составляет 20 900 человек .
Арташат расположен к юго-востоку от Еревана на Араратской равнине на левом берегу реки Азат . Город окружён плодовыми садами и виноградниками.
Расстояние до границы с Турцией — около 4 км . Площадь города — около 10 км² , протяжённость с юга на север — 5,5 км , с востока на запад — 3 км . Через город проходят Ереван — Ерасх и Ереван — Ехегнадзор — Капан . Из Арташата выходят 10 автодорог, ведущие в окрестные сёла. В 3 км к юго-востоку от Арташата находятся залежи известняка.
В городе функционируют винно-коньячный и консервный заводы, также работают заводы по производству свинца и стройматериалов.
Арташат и его окрестности — один из самых крупных по объёму производства сельскохозяйственных районов Армении. Здесь сильно развита оросительная сеть, использующая воды Арташатского канала и реки Азат. Основой сельского хозяйства являются виноградарство, плодоводство, овощеводство и молочное животноводство.
Все Хорвирапские холмы были огорожены крепостными стенами . Каждый холм имел свои стены, однако они не являлись отдельными укреплениями, а соединялись друг с другом, образовывая единую систему укреплений. Между холмами возводились двойные параллельные линии стен, образующие узкие проходы, которые, соединяясь, образовывали весьма обширную и мощную оборонительную систему. Вероятно, именно потому Тацит и говорит о необходимости многочисленного и сильного гарнизона для укрепления города. Следы крепостных стен видны на всех холмах, хотя местами они не сохранились, выветрились и разрушились.
При раскопках одной из крепостных стен были обнаружены фрагменты карасов , глиняных светильников и других видов керамики , относящихся к Ванскому царству ( Урарту ), это всё было известно археологам по находкам из Эребуни и Тейшебаини , Аргиштихинили . На первом холме под вымощенным камнями полом II века до н. э. была найдена урартская печать с сильно стёртыми изображениями жрецов или богов.
Вокруг крепостных стен располагался сам город. Дома традиционного местного облика, построенные из красноватого рваного камня, а также белокаменные монументальные здания, украшенные колоннами и перекрытые черепичными кровлями, представляли собой яркую и красочную картину под солнцем. Интерьеры зданий были украшены архитектурным убранством и стенной росписью. Единая планировка, искусное сочетание кварталов, улиц, площадей и строений с рельефом холмов и равнины, наличие коммунальных удобств ( акведук / водопровод , бани и прочее) — по всей видимости это всё и являлось основой для столь высокого отзыва о градостроительных достоинствах столицы древней Армении.
Так как город находился у слияния рек Аракс и Мецамор , Арташат был защищён и водными рубежами. Через Аракс был перекинут мост Таперакан, он находился перед городом и, вероятно, на него выходили одни из главных ворот города. Через этот мост шла магистральная дорога на юго-запад, соединявшая Арташат с Тигранакертом . У мецаморского моста дорога разветвлялась — в северо-западном направлении она вела к Вагаршапату , а в юго-восточном — в Иран . Эти дороги имели как военно-стратегическое, так и торгово-экономическое значение.
Город имел обширную и мощную оборонительную систему, состоявшую из крепостных стен, валов и рва, заполнявшихся водой. Защитники города пользовались в те времена луками , дротиками , катапультами , пращами и горючей смесью. Так, при раскопках на первом холме, у стен, как снаружи, так и с внутренней стороны, было найдено множество каменных ядер от катапульт .
В сентябре 2007 года в Арташате был обнаружен языческий храм, посвящённый древнеармянскому богу солнца — Михру . Была также найдена публичная баня, состоящая из 7 комнат с мозаичным полом площадью по 75 м² каждая .
Арташат имеет генеральный план, впервые разработанный и утверждённый в 1948 году. В 1968 году генеральный план был пересмотрен. Большая часть зданий в городе 3—5-этажные .
В 2002—2015 годах в городе была построена церковь Святого Иоанна Богослова .
Климат резко континентальный. Средняя температура июля-августа — 20—26 °C, января — −6 °C, наибольшая температура воздуха — около 42 °C, наименьшая — −32 °C. Среднегодовое количество осадков — 200—235 мм.