1971 год в США
- 1 year ago
- 0
- 0
«Дуэль» ( англ. Duel ) — американский телефильм 1971 года с Деннисом Уивером в главной роли, снятый по одноимённому рассказу Ричарда Мэтисона (он же адаптировал его в сценарий). Позднее фильм был перемонтирован с доснятыми сценами для демонстрации в кинотеатрах Европы , Австралии и ограниченно в США. Это первый полнометражный фильм Стивена Спилберга , и успех этого фильма позволил Спилбергу начать карьеру кинорежиссёра .
Фильм рассказывает о коммивояжёре , который на своём легковом автомобиле вынужден вступить в автомобильную схватку с таинственным 40-тонным бензовозом на дороге посреди калифорнийской пустыни . По признанию сценариста Ричарда Мэтисона , рассказ основан на реальном происшествии, случившемся с ним самим (в день убийства Джона Кеннеди его какое-то время преследовал грузовик); Спилберг также заявлял, что пережил нечто подобное в подростковом возрасте .
Дэвид Манн ведёт компактный красный « Плимут » по дороге Калифорнии . Но когда он пытается обогнать огромный бензовоз, водитель последнего воспринимает это как оскорбление и бросает ему личный вызов. Сначала невидимый водитель автоцистерны многократно обгоняет легковушку и притормаживает; затем начинает играть с Дэвидом в психологические игры, соблазняя его на обгон и тут же блокируя, и даже пытается разбить машину Дэвида.
Дэвид пытается спрятаться от погони в кафе на заправке, где панически высматривает, не окажется ли один из посетителей его преследователем. Решив, что опасность миновала, он продолжает путь. Но оказывается, что грузовик всё это время поджидал его у кафе и продолжает преследование. Дэвид останавливается помочь подтолкнуть школьный автобус с детьми, но безуспешно. Тогда внезапно появившийся грузовик сам подталкивает автобус. Гонка продолжается. На железнодорожном переезде грузовик пытается столкнуть легковушку под колеса поезда. Дэвид едва успевает сдержать свою машину. Дэвид понимает, что не может оторваться, и останавливается на несколько часов, надеясь пропустить грузовик вперёд. Но едва он снова начинает путь, оказывается, что водитель-маньяк дожидался его на дороге. Герой пытается вызвать полицию из телефонной будки у дороги, но появившийся грузовик сносит будку, едва не убив самого героя.
В конце концов герой понимает, что сбежать ему не удастся, и решает покончить с противником. На уже полуразбитой машине он заманивает грузовик на горное плато, где у того нет преимущества. Машины идут в лобовой таран друг на друга, но в последний момент Дэвид выпрыгивает из машины. Грузовик, протаранив машину, по инерции падает в пропасть, и злодей гибнет.
Изначально фильм был снят для показа по телевидению . Съёмки заняли 13 рабочих дней (с 13 сентября по 4 октября 1971 года ), хотя по плану предполагалось всего 10 дней, а затраты на производство составили только 375 тысяч долларов . В сценарии было всего 50 строчек диалогов — изначально Спилберг намеревался вообще обойтись без разговоров между персонажами на протяжении всего фильма, но на это не согласился продюсер . Съёмки проходили в Южной Калифорнии . Премьера состоялась 13 ноября 1971 года , картина была представлена как « » на телеканале ABC .
Позднее, после успеха на телевидении, фильм переделали для демонстрации в кинотеатрах . К оригинальной 74-минутной ленте досняли несколько сцен в общей сложности на 16 минут (эпизод со школьным автобусом , звонок из телефонной будки, железнодорожный переезд и начальная сцена во время титров, где машина выезжает из гаража); кроме того, исполнитель главной роли Деннис Уивер начитал закадровые комментарии. Соотношение сторон экрана с телевизионного 4:3 (1.33:1) было приведено к широкоэкранному 16:9 (1.85:1). Кассовые сборы фильма принесли 7 миллионов долларов .
Оригинальная партитура к фильму была создана , который ранее написал музыку для снятых Спилбергом эпизодов для сериалов «Ночная галерея», « Коломбо » (« Убийство по книге »). Из-за сжатого графика производства ему пришлось писать музыку во время съемок, и Голденберг посетил съемочную площадку на каньоне Соледад, чтобы понять, что именно от него потребуется . Затем Спилберг несколько раз ездил с Гольденбергом на автоцистерне , которой управлял каскадер Кэри Лофтин; этот экстремальный опыт испугал композитора, хотя в конце концов он привык к таким поездкам . Затем Голденберг примерно за неделю составил партитуру для струнных, арфы, клавишных и интенсивного использования ударных инструментов с эффектами синтезатора Moog, но избегая духовых и деревянных духовых инструментов. Большая часть его материалов в конечном итоге не была использована в готовом фильме . В 2015 году Intrada Records ограниченным тиражом выпустили альбом, включающий полную партитуру.
Фильм получил широкое одобрение критиков, завоевал множество призов и наград по всему миру, а в США снискал статус культового. Всё это привлекло к Спилбергу внимание известных кинопродюсеров, и вскоре ему предложили поставить полноценный художественный фильм для большого экрана, которым стал « Шугарлендский экспресс » .
При издании фильма на DVD из фильма по неизвестным причинам была вырезано около минуты экранного времени и заново переписана звуковая дорожка, и были удалены закадровые комментарии Уивера . В такой же редакции фильм был в итоге издан на Blu-Ray [ источник не указан 413 дней ] .