Interested Article - Сказания Земноморья (аниме)

«Сказания Земноморья» ( яп. ゲド戦記 Гэдо сэнки ) — полнометражное аниме Горо Миядзаки по циклу книг Урсулы Ле Гуин о Земноморье , вышедшее на экраны в Японии 29 июля 2006 года . Фильм основан на всех книгах цикла, по большей части на третьей (« На последнем берегу ») и четвёртой (« Техану »).

«Сказания Земноморья» — первая работа Горо Миядзаки, сына Хаяо Миядзаки , в качестве режиссёра .

Сюжет

Для жителей архипелага Земноморье настали трудные времена: нарушено равновесие в мире, взбунтовалась природа — засуха, плохие урожаи, загадочные болезни скота и людей. Драконы , никогда ранее не появлявшиеся в восточных краях архипелага, теперь приводят в ужас мирных жителей.

Мучимый раздвоением личности принц Аррен убивает своего отца и сбегает, забрав фамильный волшебный меч . Юноша сам не понимает, зачем сделал это, и скитается по миру в надежде скрыться от чего-то. В пустыне Аррен встречает верховного мага Ястреба, и дальше они путешествуют вместе. В городе, куда они приходят, Аррен спасает девушку Терру от работорговцев . Позже этим же вечером Аррен сам становится их жертвой и теряет свой меч, но Ястреб спасает его и отвозит на ферму своей старой знакомой Тенар. У неё же живёт и Терру, которую женщина подобрала в детстве покалеченной и выходила.

Причиной всех бедствий в Земноморье оказывается злой маг Паук, живущий в большом замке у моря, единственный маг в этих краях, ещё не разучившийся колдовать. Он одержим мыслью о вечной жизни, так как однажды побывал в безводной стране мёртвых и теперь боится снова туда попасть. Он узнаёт, что Ястреб прибыл в эти края, и поручает своим солдатам найти верховного мага. В поисках солдаты навещают Тенар, но Ястреб отлучился в город, чтобы найти меч Аррена. В городе он случайно получает информацию о Пауке. Аррен в это время сбегает из дома Тенар и приходит на болото, где встречает пугающую его и похожую на него как две капли воды тень, от которой он и убегает. Он падает в воду и теряет сознание. Паук, наблюдавший за ним через волшебную чашу, прилетает на болото и похищает его. В замке он лжёт Аррену, что в нём сокрыта тайна вечной жизни, и Ястреб будто бы для того и взял его к себе, чтобы получить бессмертие. Паук убеждает Аррена сказать его настоящее имя ( Лебанен ). С помощью настоящих имён людей, предметов или явлений волшебство при использовании становится могущественней.

Солдаты Паука по его приказу похищают Тенар, чтобы заманить Ястреба в ловушку. Тенар увозят в замок, а Терру оставляют привязанной к забору, но она вскоре вырывается и сбегает. По дороге девушка встречает верховного мага и рассказывает ему о произошедшем. Ястреб спешит к Пауку, оставив ей найденный меч Аррена. Терру неожиданно замечает тень, и она тоже приводит её в замок. Эта тень — воплощение света в душе Аррена, но тьма так его переполнила, что свет вынужден скитаться по миру вслед за телом. Тень просит Терру передать Аррену меч и сообщает ей его истинное имя. Терру находит Аррена, заставляет его перестать бояться смерти, говорит ему своё собственное истинное имя ( Техану ), и они бегут спасать Тенар и Ястреба, которых собираются сбросить с башни. Аррен ранит Паука своим мечом, открывая его настоящий облик. На самом деле злой маг давно уже стал стариком, но скрывал это. Паук хватает Терру и сбегает на соседнюю башню. Аррен преследует его и пытается сам убедить в том, что смерти не нужно бояться, но маг не слушает его. Когда восходит солнце, Терру принимает обличье дракона и сжигает Паука.

Зло побеждено, друзья возвращаются обратно на ферму. Мультфильм заканчивается тем, что верховный маг с принцем опять уходят в странствия, пообещав навестить Тенар и Терру в будущем.

Персонажи

А́ррен (истинное имя: Леба́ннен 17 лет) — наследный принц богатого королевства, совершивший убийство своего отца по непонятным мотивам. После этого за ним постоянно следует его Тень.

Сэйю :

Терру́ (истинное имя: Техану́ ) — девочка с сильным характером и очень непростым прошлым, которое оставило отпечаток на её лице (красный шрам). Застенчива и неохотно идёт на контакт с посторонними людьми. Вначале боялась принца Аррена, несмотря на то что он спас её от работорговцев. В действительности является драконом. Родившись как дракон, она одновременно человек, что бывает раз в поколение.

Сэйю: Аои Тэсима

Ястреб, или Хайтака (истинное имя: Гед ) — верховный маг. Имеет белый шрам на левой половине лица. Несмотря на то, что является сильным магом, не любит использовать магию в повседневной жизни.

Сэйю: Бунта Сугавара

Тена́р — женщина, владеющая искусством врачевания (соседские женщины приходят к ней за лекарствами), приютила изувеченную Терру и живёт в своём сельском доме. Вылечила Аррена после того, как Гед спас того из рабства.

Сэйю:

Паук — маг с внешностью и голосом андрогина , который из-за страха смерти потерял смысл жизни и, одержимый тягой к бессмертию, совершил недопустимое: открыл дверь между мирами живых и мёртвых. Затаил зло на Геда, который однажды уличил его в запрещённом колдовстве.

Сэйю:

Заяц — предводитель подручных Паука. Охотится за людьми с целью в будущем их продажи в рабство.

Сэйю:

Музыкальные композиции

Композитором аниме стал Тамия Тэрасима .

Награды и номинации

  • 2006 — номинация на премию Японской киноакадемии в категории «Лучший полнометражный мультфильм года» .

Также в Японии фильм получил антипремию «Худший фильм» на награждении Bunshun’s Raspberry Awards (аналог премии « Золотая малина »), а Горо Миядзаки был назван «Худшим режиссёром» .

История создания

Съёмки фильма начались 6 сентября 2005 года и длились в общей сложности 8 месяцев и 17 дней .

Выпуск

Аниме демонстрировалось на внеконкурсной программе 63-го кинофестиваля в Венеции . По окончании его показа зрители устроили овацию, продолжавшуюся более шести минут . В Японии «Сказания Земноморья» имели коммерческий успех, собрав 70 миллионов долларов за всё время проката . Из-за проблем с лицензированием (права на экранизацию книг Урсулы Ле Гуин принадлежат каналу Sci-Fi Channel , который в 2004 году выпустил мини-сериал « Легенды Земноморья ») в США фильм не мог выйти ранее 2009 года, когда истекает срок действия лицензии. Премьера в кинотеатрах Северной Америки прошла 13 августа 2010 года. Распространителем выступила компания Touchstone Pictures . В России аниме было показано по телеканалу « 2x2 » .

Критика

Metacritic дал только 47 баллов из 100 на основании 11 обзоров .

Мнения критиков относительно фильма разделились. Многие называли дебют Горо Миядзаки неудачным и несравнимым с творчеством отца . Прежде всего упрёки касались того, что произведение Горо вторично и в основном использует наработки Хаяо .

Также из недостатков фильма отмечены были затянутость повествования, нелогичная сюжетная линия и неживой мир .

Борис Иванов в рецензии на кинопортале Film.ru выставил 5 из 10 баллов. По его словам, «Сказаниям Земноморья» далеко до «Ходячего замка» или «Унесённых призраками». Это медлительная, преимущественно разговорная лента, и для понимания диалогов нужно хорошо знать книжный цикл. Профессионализм художников чувствуется, а вдохновение — нет. Оказывается, мало носить фамилию Миядзаки, чтобы создать анимационный шедевр .

Художественное решение фильма вызвало противоположные оценки критиков — одни были недовольны уровнем прорисовки персонажей , другие наоборот называли его «мастерским» и сравнивали фильм с «ожившей картиной» .

Положительные отзывы касались в основном музыкального сопровождения картины .

Сама же Урсула Ле Гуин не была впечатлена фильмом, хотя признала за автором право интерпретации и назвала его «хорошим» .

Примечания

  1. Агния Левская. . Журнал «Эксперт» (12 марта 2007). Дата обращения: 14 августа 2010. 1 июня 2012 года.
  2. от 21 октября 2007 на Wayback Machine (англ.)
  3. от 17 июля 2007 на Wayback Machine Production began on 6 September 2005 and finished on 23 May 2006, a total of 8 months and 17 days.
  4. от 28 сентября 2007 на Wayback Machine .
  5. . Дата обращения: 23 августа 2020. 1 октября 2020 года.
  6. . Дата обращения: 31 января 2020. 16 мая 2022 года.
  7. . Дата обращения: 28 июля 2007. 22 июня 2007 года.
  8. от 16 сентября 2011 на Wayback Machine
    Сын не художник и не потрудился нарисовать что-то своё. Эскизы все без исключения позаимствованы из работ отца — вы их узнаете без труда; в архивах музея не было недостатка в подобном материале. Сюжетные приемы тоже взяты из отцовского наследия и сумбурно перемешаны. Ну а большую часть фильма герои проводят, замерев ради анимационной экономии, и шевелящимися губами читают друг другу занудные морали настолько общими словами, что понятен не смысл, а лишь тон, призывающий к чему-то общеизвестному.
  9. от 10 октября 2007 на Wayback Machine
    Что можно было бы счесть недостатком фильма — повторяемость видеоряда. Коб-паук, обращающийся липкой грязью как чудища в «Замке Хаула», стая волков будто бы из «Мононоке», мальчик, поглощаемый водой, тупые лица злопакостных стражников, общие контуры городов, странные механизмы, даже как бы лошадь — были в прежних фильмах.
  10. от 11 августа 2007 на Wayback Machine
    Больше всего вопросов вызывает сюжет картины. Он был перенесен в фильм с должным старанием, вот только вместо одной книги туда впихнули все четыре.
  11. от 10 октября 2007 на Wayback Machine
    Да и вообще, мир Земноморья, по версии Горо Миядзаки, оказался до обидного пустым и безжизненным. Пейзажам, при всей их величественной красоте, явно не хватает какой-нибудь дополнительной живности, растительности, или хотя бы разбросанных тут и там камней, словом, тех мелочей, которые делают миры Хаяо Миядзаки по-настоящему живыми. Ощущение пустоты не покидает даже во время городских эпизодов, когда с оживленных улиц действие, ни с того, ни с сего, переносится в какие-то заброшенные руины. Да и на улицах статисты, скорее, играют роль мебели, умудряясь ни разу не запомниться.
  12. от 12 июля 2007 на Wayback Machine
    А вот сюжет и проработка героев подкачали. Интриги нет почти никакой: добрые персонажи должны победить злых (кто-нибудь сомневается в исходе?), изначальный посыл, что откроются врата между миром людей и драконов и всем наступит хана, к концу как-то вообще забывается, а драконы почти и не появляются (вообще плохо понятно, зачем они здесь нужны), главная злодейка бредит какими-то вратами между жизнью и смертью, открыв которые, можно получить бессмертие (этот бред мне напомнил похожие поиски незнамо каких врат в нашем убогом «Волкодаве»), герои так много и с удовольствием говорят, причём изрекают такие банальные истины, что временами от этого устаёшь. Из главных героев наиболее подробно прописан лишь один — Аррен, который борется со своим вторым, тёмным «Я». Остальные — такие застывшие и однозначные персонажи, что даже особо задумываться не стоит, что они сделают или скажут в тот или иной момент.
  13. Борис Иванов . . Film.ru (12 мая 2015). Дата обращения: 25 февраля 2020. 25 февраля 2020 года.
  14. (недоступная ссылка)
    Никакой гипнотической бытовой магии во всем этом нет. Хоть фильм и сделан на той же студии Ghibli и теми же художниками, что работают со старшим Миядзаки, качество прорисовки деталей, индивидуальность персонажей и даже просто фоны не идут ни в какое сравнение.
  15. от 28 сентября 2007 на Wayback Machine
    Художественное решение «Сказаний Земноморья» вообще оставляет желать лучшего. Образы главных героев мало детализированы, а их движениям и мимике недостает пластичности. Фон местами проработан неравномерно и словно нарисован акварелью.
  16. от 28 сентября 2007 на Wayback Machine
    «Сказания Земноморья» в первую очередь сражают прекрасными пейзажами: города, моря, небо, поля — все выполнено настолько мастерски, что хочется самому превратиться в мультипликационного персонажа.
  17. от 12 июля 2007 на Wayback Machine
    Самая сильная сторона «Сказаний Земноморья» — это визуальная. Как и папа, Горо Миядзаки проявляет себя настоящим перфекционистом, отчего его мультфильм почти превращается в ожившую картину… И потому смотреть на дело рук Горо и его команды — настоящее пиршество для глаз: живописнейшие пейзажи, причудливая городская архитектура, разнообразие одежд персонажей. Особое внимание уделено небу, имеющему в «Сказаниях Земноморья» множество оттенков — прямо как в реальной жизни.
  18. от 10 октября 2007 на Wayback Machine Озвучка — одна из самых больших удач фильма. Она делает мультипликационный фильм не просто реалистичным — реальным. Не только удачно подобранные мелодии и потрясающая песня Техану…
  19. от 12 июля 2007 на Wayback Machine
    У «Сказаний Земноморья» есть и ещё один большой плюс — это замечательная музыка композитора Тамия Тэрасимы в исполнении испанца Карлоса Нуньеса.
  20. от 25 июня 2007 на Wayback Machine
    г-н Горо Миядзаки спросил, понравился ли мне фильм. Учитывая ситуацию, вопрос был сложный. Я ответила: «Да. Это не моя книга, это ваш фильм. Фильм хороший».

Ссылки

  • (яп.)
  • (англ.)
  • (англ.)
В базах данных
Источник —

Same as Сказания Земноморья (аниме)