Король и птица
- 1 year ago
- 0
- 0
«Мальчик и птица» ( яп. 君たちはどう生きるか кимитати ва до: икиру ка? , букв. «Как поживаете?» ) — полнометражный анимационный фильм режиссёра Хаяо Миядзаки . Оригинальное название взято из одноимённой книги Ёсино Гэндзабуро 1937 года , однако сюжет фильма никак не связан с романом. Он представлен как «большой фантастический фильм» и рассказывает о мальчике по имени Махито Маки, который обнаруживает заброшенную башню в своём новом городе и попадает в фантастический мир с говорящей серой цаплей .
Фильм «Мальчик и птица», распространяемый компанией Toho , был выпущен в Японии 14 июля 2023 года и демонстрировался как в обычных кинотеатрах, так и в других премиальных форматах, таких как IMAX . За анимацию отвечает заново открытая студия «Гибли» . Выход фильма был отмечен намеренным отсутствием какой-либо рекламы, поскольку студия «Гибли» решила не публиковать никаких трейлеров, изображений, синопсиса или деталей кастинга фильма до его премьеры, за исключением единственного постера .
В североамериканском прокате фильм получил название «The Boy and the Heron» («Мальчик и цапля») .
В 1943 году, во время Второй мировой войны, мать 12-летнего Махито Маки Хисако погибает во время воздушного налёта на Токио. Отец Махито, владелец завода по производству авиационных боеприпасов, женится на Нацуко, младшей сестре своей покойной жены, и они эвакуируются в её поместье в сельской местности, где живут вместе с несколькими пожилыми горничными. В новом городе Махито приходится нелегко: он не вписывается в школьную жизнь и переживает напряжённые отношения с беременной Нацуко. Кроме того, в поместье Махито встречает загадочную серую цаплю, которая часто донимает его.
Однажды, вернувшись домой после драки с другими школьниками, Махито намеренно наносит себе увечья, ударяя камнем по голове, чтобы выставить себя жертвой. Поправляясь от ран в поместье, Махито обнаруживает книгу «Как поживаете?» с обращением к нему, сделанным почерком матери, которая хотела подарить ему книгу, когда он подрастёт. Махито обнаруживает, что цапля умеет говорить и на самом деле является маленьким человечком, живущим в теле цапли. Цапля дразнит Махито и приводит его к таинственной башне в лесу неподалёку от дома, которую построил его исчезнувший двоюродный дед Масато, знаменитый архитектор. Цапля утверждает, что мать Махито жива, и просит его войти в башню, чтобы спасти её. Махито не решается это сделать, но когда однажды он видит, как Нацуко уходит в лес, он решает помочь ей и входит в башню, оказываясь в волшебном мире.
В этом мире Махито встречает различных персонажей, в том числе Кирико — морячку, более молодую версию горничной из поместья, Хими — девушку с магическими способностями, которая помогает Махито и Кирико, и двоюродного дедушку Нацуко, правящего миром как могущественный волшебник. Махито, Хими и цапля проникают в замок, охраняемый попугаями-людоедами, и находят Нацуко, которая противится уходить с ними, пока Махито не называет её матерью. В реальном мире горничные рассказывают отцу Махито, что башня была не построена, а образовалась после падения на землю метеорита, и что когда его первая жена, Хисако, была моложе, она однажды исчезла на целый год, а потом необъяснимым образом вернулась, ничего не помня о случившемся.
Во время побега Хими попадает в плен к попугаям. Спасая Хими от короля попугаев, Махито встречается с двоюродным дедушкой. Тот показывает Махито строительные блоки, похожие на детский конструктор, которые он использовал для поддержания равновесия в мире, а также гигантский парящий камень, в котором заключена его сила. Дедушка просит Махито присматривать за камнем и поддерживать равновесие в мире, объясняя, что управлять камнем может только тот, кто связан с ним кровным родством и не имеет злого умысла. Махито отказывается, предпочитая вернуться в свой мир, и говорит дедушке, что рана на его голове свидетельствует о том, что он не свободен от зла. Король попугаев, желая узурпировать власть двоюродного деда, разрезает строительные блоки пополам, разрушая камень и заставляя волшебный мир самоуничтожиться. Спасаясь, Махито предлагает Хими забрать её в свой мир, но Хими отказывается, заявляя, что она — младшая версия Хисако и что они с Кирико должны вернуться в её собственное время, чтобы Махито мог родиться. Махито, Нацуко и цапля возвращаются в свой мир и воссоединяются с отцом Махито. В конце истории голос Махито за кадром говорит, что два года после окончания войны они вернулись в Токио, и мальчик с вещами спускается в холл к ожидающей его счастливой семье.
Актёр | Роль |
---|---|
Махито Маки | |
Масаки Суда | Серая цапля |
Хими | |
Нацуко | |
двоюродный дед | |
Ко Сибасаки | Кирико |
Такуя Кимура | Сёити Маки |
Король попугаев | |
пеликан | |
Идзуми | |
Утако | |
Айко | |
Эрико | |
Варавара |
В 2016 году Хаяо Миядзаки сказал, что хочет снять ещё один полнометражный фильм, несмотря на объявленный три года назад отход от дел . Продюсер студии «Гибли» Тосио Судзуки прокомментировал, что режиссёр будет делать раскадровки , пока не умрёт, на что другой сотрудник сухо заметил, что такой исход обеспечит фильму большой успех .
28 октября 2017 года было объявлено название фильма . Дата выхода не была определена, но Миядзаки изъявил желание выпустить картину до Олимпийских игр 2020 года в Японии . По словам мультипликатора, на работу должно было уйти три или четыре года . В 2018 году для музея Гибли вышел его короткометражный фильм «Гусеница Боро» с компьютерной графикой .
В октябре 2019 года Тосио Судзуки рассказал в интервью телеканалу NHK , что после 3,5 лет работы над анимационным фильмом готово всего 15 % от общего хронометража. Хаяо Миядзаки работал, создавая меньше минуты анимации в месяц, хотя в былые годы он мог делать и по 10 минут. По версии Судзуки, фильм должен был выйти между 2021 и 2022 годами. Продюсер также предполагал, что старый мастер не торопится завершать свою последнюю работу, поскольку не хочет по-настоящему уходить на покой, ведь после завершения этого фильма ему больше нечего будет делать и придётся жить как обычному пенсионеру. Скорее всего, Миядзаки будет работать всю оставшуюся жизнь. Студия больше не придерживалась какого-либо графика .
7 марта 2020 года Судзуки дал небольшое интервью изданию Huffington Post в Сибуе . Он подчеркнул, что Миядзаки работает над фильмом, но это занимает много времени и, конечно, стоит денег. Поэтому зарабатывать на производство они будут показом ранее выпущенных аниме на потоковых сервисах, таких как Netflix . Сам режиссёр не пользуется компьютером или смартфоном и ничего не знает об онлайн-трансляции, поэтому продюсер убедил его пойти на сделку, чтобы покрыть затраты, тем более что нынешний проект не похож на то, чем они занимались в прошлом .
К 13 мая 2020 года были закончены 36 минут аниме. Пандемия COVID-19 , которая остановила производство большинства фильмов и телепередач во всём мире, не повлияла на деятельность «Гибли». В разговоре с Entertainment Weekly Судзуки выразил надежду, что всё решится в ближайшие три года. Над фильмом работают 60 аниматоров, однако из-за большого количества ключевых кадров они производят всего одну минуту анимации в месяц, в итоге получается 12 минут в год. Процесс идёт полностью вручную без компьютерной графики. «Когда Миядзаки вернулся и сказал, что снова хочет снять фильм, я на самом деле ответил, что это не очень хорошая идея, потому что он уже многого достиг. Вы не можете вернуться и создать то, что уже делали в прошлом, нужно выдать что-то другое. Одна из идей, которая возникла в результате этого, заключалась в том, почему бы не потратить на фильм больше времени и денег? Итак, это один из новых подходов» . Предполагалось, что производство будет завершено в 2023 году .
В начале ноября 2020 года репортёры японского таблоида Flash спросили режиссёра, когда тот выходил из дома, насчёт предстоящего фильма. Миядзаки ответил: «Я работаю над этим. Как пенсионер. Спросите через Toho. Я должен идти собирать мусор» .
В марте 2021 года, в интервью журналу Sight & Sound , Судзуки сообщил, что не стоит ожидать выхода фильма в ближайшие три года. Из 125 минут была готова только половина . Миядзаки-старший вообще хотел заняться фильмом « Ая и ведьма », но продюсер уговорил его продолжить работу над «Мальчик и птица» .
В октябре 2021 года, отвечая на вопрос журналиста The New York Times Style Magazine : «Ваш следующий фильм называется „Как поживаете?“. Вы дадите ответ?», режиссёр, закуривая любимую сигарету Seven Stars кратко сказал: «Я снимаю этот фильм, потому что у меня нет ответа», и улыбнулся. Продюсер назвал предстоящий выпуск «грандиозным фэнтези » .
30 июня 2022 года на выставке Studio Ghibli в Токио Судзуки сообщил, что производство продолжается. «Моя самая важная работа… Раньше Ghibli занималась массовым производством и выпускала по фильму каждые два года, но сейчас фильмы снимают время от времени, и я не хочу, чтобы люди забыли о нас» .
В октябре 2022 года, накануне открытия парка развлечений Ghibli, председатель компании Кодзи Хосино на пресс-конференции заметил, что производство «продвигалось весьма гладко» даже во время пандемии и «похоже, что оно близится к завершению». Хосино не сообщил, когда именно выйдет «Мальчик и птица», но добавил, что это «будет последний фильм Миядзаки» .
13 декабря 2022 года аккаунт Studio Ghibli в « Твиттере » назвал дату выпуска — 14 июля 2023 года . Судзуки заявил, что выпускать трейлеры и рекламные материалы к фильму не планируется, и до его премьеры в кинотеатрах студия не будет разглашать никакой информации о нём, чтобы не испортить зрителям впечатления. Миядзаки похвалил постер, который используется для маркетинга, а этого, по мнению продюсера, вполне достаточно . В июне 2023 года в интервью Bungei Shunju на YouTube Судзуки сказал, что режиссёр позаимствовал у романа Ёсино Гэндзабуро только название, и описание сюжета, доступное в Интернете на основе краткого изложения книги, может быть неверным. Он объяснил, что необычная стратегия является уловкой, призванной «разжечь аппетиты» поклонников: «Они сами захотят увидеть, о чём фильм. И для этого им придётся пойти в кинотеатр» . Продюсер считает «Мальчик и птица» самым дорогим фильмом, когда-либо снятом в Японии. Производство заняло примерно семь лет (два с половиной года на подготовку и около пяти лет на работу ). Идея выпуска без рекламы появилась в 2017 году . Также было решено отказаться от производственного комитета .
«Мальчик и птица» стал первым фильмом Ghibli, показанным в системе IMAX; также объявлены сеансы Dolby Atmos , Dolby Cinema и DTS:X . Оператор-постановщик Ацуси Окуи рассказал, что обсуждал с Миядзаки применение Dolby Cinema, и режиссёру это понравилось. Планы появились во время производства «Ая и ведьма». В данной технологии Окуи привлекает чёткость изображения в ярких сценах, и тёмные участки не становятся чёрными . Материалы к фильму, включая интервью с создателями, иллюстрации, комикс и раскадровки, издаются в серии книг Studio Ghibli с 1 ноября 2023 года . В эксклюзивном видеопревью Entertainment Weekly Масаки Суда признался, что для озвучивания смотрел видео с настоящими цаплями. Миядзаки сказал ему: «Извини, что дал тебе такую странную роль». Суда пробовал разные голоса и обсуждал запись с одной женщиной, участвовавшей в производстве. Режиссёр слушал работу актёра, но ничего не комментировал, нагнетая напряжение. Только когда были представлены возможные варианты звуков цапли, он произнёс: «Ну всё!». После этого процесс пошёл быстрее. Певец Ёнэдзу добавил, что, сочиняя песню, трудился один на своей домашней студии, пребывая в растерянности: «Честно говоря, я думал, что умру» .
18 августа 2023 года Studio Ghibli впервые опубликовала кадры из фильма, а также список персонажей и актёрский состав . 6 сентября 2023 года американской компанией GKIDS был показан первый официальный трейлер .
7 сентября 2023 года «Мальчик и птица» открыл 48-й международный кинофестиваль в Торонто и стал первым анимационным фильмом в истории, открывшим его . Также «Мальчика и птицу» включили в программы 42-го 28 сентября — 8 октября 2023 года , 61-го Нью-Йоркского кинофестиваля 29 сентября — 15 октября 2023 года , 56-го кинофестиваля в Сиджесе 6 и 8 октября 2023 года , в открытие 71-го кинофестиваля в Сан-Себастьяне 22 сентября 2023 года и закрытие 50-го Гентского международного кинофестиваля 20 октября 2023 года .
8 сентября 2023 года на кинофестивале в Торонто вице-президент Ghibli Дзюнъити Нисиока заявил, что фильм не является последним для Миядзаки и у него есть новые идеи . В интервью для Libération от 2 октября 2023 года продюсер Судзуки рассказал, что режиссёр отошёл от «Мальчика и птицы» и думает о следующем проекте каждый день, отговаривать его бесполезно, «даже если он снимет провальный фильм. В жизни его радует только работа. Пока он работает, я не смогу уйти на пенсию» . В конце ноября 2023 года Судзуки согласился с мнением, что это самый личный фильм создателя, который является прообразом Махито, двоюродный дед — Исао Такахата (после его смерти в 2018 году сюжет был изменён в сторону отношений между мальчиком и птицей), а серая цапля — сам продюсер: «Я позаботился о том, чтобы он [Миядзаки] не изобразил меня в плохом свете» . 16 декабря 2023 года на канале NHK вышла передача Professional — work style , основанная на производстве «Мальчика и птицы» . В одном из эпизодов Такэси Хонда, режиссёр анимации и дизайнер персонажей фильма, подчеркнул: Миядзаки терпеть не может скучать, хотя и говорит, что не будет заниматься ещё одним проектом, но, вероятно, вернётся к работе .
В России права на мультфильм приобрела компания «Русский репортаж» , которая выпустила его в прокат 7 декабря 2023 года под названием «Мальчик и птица» . В российском прокате демонстрируются сразу две версии официального дубляжа — «классическая» и «современная» (фанатская) . После завершения проката фильм выйдет эксклюзивно на сервисе « Кинопоиск » .
Международная премьера фильма состоялась 8 декабря 2023 года, после специального предпоказа, стартовавшего 22 ноября 2023 года . В озвучивании английской версии приняли участие Кристиан Бейл , Дейв Батиста , Джемма Чан , Уиллем Дефо , Карен Фукухара , Марк Хэмилл , Роберт Паттинсон и Флоренс Пью .
Премьера фильма в Литве должна была состояться 23 декабря 2023 года, однако была отменена из-за предполагаемой связи прокатчика с Россией .
За первые 4 дня фильм в Японии посмотрело 1,35 миллиона зрителей, было собрано 2,14 миллиарда иен (15,45 миллионов долларов), что превышает достижения « Унесённых призраками » за аналогичный период и на 150 % опережает цифры « Ветер крепчает » . За первые 10 дней фильм в Японии посмотрело 2,32 миллионов зрителей, было собрано 3,6 миллиарда иен . За первый месяц проката число просмотров в Японии составило 4,125 миллионов человек, было собрано 6,235 миллиардов иен . По состоянию на 13 января 2024 года кассовые сборы фильма составляют 149,67 миллионов долларов . Из них с 25 октября до декабря 2023 года на втором месте после Японии оказалась Южная Корея . 9 декабря 2023 года фильм дебютировал в США (10,6 миллионов долларов), обойдя Godzilla Minus One , став первым оригинальным аниме в истории, возглавившим американский прокат . К 18 декабря 2023 года собранные 23,14 миллиона долларов сделали «Мальчика и птицу» самым кассовым фильмом Миядзаки и студии Ghibli, выпущенным в Северной Америке . Для России результат оказался высоким — 3,86 миллиона долларов .
В декабре 2023 года кассовые сборы фильма преодолели планку в 100 миллионов долларов , «Мальчик и птица» стал двадцать вторым аниме-фильмом в истории, собравшим такую сумму . Bloomberg заметил, что 2023 год был знаменательным для японских создателей, о чём свидетельствуют прибыльные показы « Братья Супер Марио в кино », , а также «Мальчика и птицы», наряду с трансляцией телесериала от Netflix « One Piece. Большой Куш » и выпуском игры The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom .
В январе 2024 года кассовые сборы «Мальчика и птицы» превысили сборы предыдущего фильма Мядзаки « Ветер крепчает ».
Business Insider Japan подчеркнул, что кассовые сборы фильма и эффект неразглашения (только название и постер) сказались больше, чем ожидали в киноиндустрии, хотя для сотрудников Studio Ghibli результат был очевидным. Они работали, чтобы сделать «Мальчика и птицу» хитом, как и «Унесённых призраками». Этому способствовали три фактора: отсутствие информации подогревало интерес аудитории; целью было вызвать ажиотаж и неоднозначные отзывы в социальных сетях; рекламой являлись фильмы Ghibli, которые показывались в программе Friday Road Show на Nippon Television в течение 10 лет. Феномен также объясняется тем, что поклонники, посетившие кинотеатры в первые четыре дня, проживают в мегаполисах, например Токио, но это не гарантирует высоких сборов по всей стране. Таким образом, успех «Мальчика и птицы» следует рассматривать как исключение. Неназванный дистрибьютор кино выразил обеспокоенность: если стратегия отсутствия рекламы окажется выигрышной, то у него будут проблемы — люди останутся без работы .
Kimitachi wa Dou Ikiru ka? Soundtrack | |
---|---|
яп. 君たちはどう生きるか | |
![]() |
|
Саундтрек Дзё Хисаиси | |
Дата выпуска | 9 августа 2023 |
Жанр | музыка к аниме |
Длительность | 68:45 |
Продюсер | |
Страна |
![]() |
Лейбл | Tokuma Japan Communications |
№ | Название | Длительность |
---|---|---|
1. | «Ask Me Why (Evacuation)» | 1:20 |
2. | «White Wall» | 0:46 |
3. | «The Blue Heron» | 0:23 |
4. | «Reminiscence» | 2:05 |
5. | «The Blue Heron II» | 0:41 |
6. | «Feather of Twilight» | 2:41 |
7. | «Puberty» | 1:14 |
8. | «The Blue Heron III» | 1:02 |
9. | «Silence» | 1:26 |
10. | «The Curse of the Blue Heron» | 1:40 |
11. | «Arrow Feathers» | 2:57 |
12. | «Ask Me Why (Mother's Thoughts)» | 1:48 |
13. | «Trap» | 2:23 |
14. | «Sanctuary» | 2:46 |
15. | «Lord of the Grave» | 1:44 |
16. | «Ark» | 3:07 |
17. | «Swarming» | 1:49 |
18. | «Reincarnation» | 2:32 |
19. | «Rain of Fire» | 1:35 |
20. | «The Cursed Sea» | 2:35 |
21. | «Farewell» | 0:51 |
22. | «Retrospective» | 2:23 |
23. | «A Sudden Approach» | 1:15 |
24. | «Diversion» | 1:02 |
25. | «Girl of the Flame» | 1:30 |
26. | «Mahito and Himi» | 1:38 |
27. | «Corridor Door» | 1:33 |
28. | «Burrow» | 0:47 |
29. | «Song of Prayer» | 3:48 |
30. | «Great-Uncle» | 1:08 |
31. | «Covert» | 0:35 |
32. | «March of the Great King» | 1:46 |
33. | «Great-Uncle's Thoughts» | 2:42 |
34. | «Ask Me Why (Mahito's Decision)» | 1:59 |
35. | «The Great Collapse» | 1:47 |
36. | «The Last Smile» | 2:54 |
37. | «Theme Song (Kenshi Yonezu — Spinning Globe)» | 4:33 |
Музыку к фильму написал давний соавтор Миядзаки Дзё Хисаиси , за музыкальную тему фильма «Chikyūgi» ( яп. 地球儀 «Глобус» ) отвечал Кэнси Ёнэдзу . Саундтрек состоит из 37 композиций и был выпущен 9 августа 2023 года компанией Tokuma Japan Communications . Диск занял 16 место в чарте Oricon .
Ёнэдзу рассказал, что в 2018 году впервые посетил студию «Гибли» и познакомился с Миядзаки. К работе над фильмом его пригласили из-за песни «Paprika», которую певец сочинил для Летних Олимпийских игр 2020 года — продюсер Судзуки, с которым Кэнси Ёнэдзу уже несколько раз встречался ранее, увидел, как Хаяо Миядзаки подпевал детям в детском саду под эту песню, которую он слышал по радио. Позже режиссёр прослушал демозапись на компакт-диске и утвердил завершающую композицию .
9 августа 2023 года в Японии Tokuma Japan Communications, компания по распространению музыки японского издательства , выпустила саундтрек к фильму, состоящий из 37 песен на CD и LP , а также на цифровых платформах и стримингах .
Композитор в разговоре с Variety подчеркнул, что вообще не встречался с режиссёром во время создания музыкального материала. У Дзё Хисаиси не было доступа к раскадровке и художественному оформлению, вместо этого он посмотрел уже почти готовую версию фильма в июле 2022 года. Миядзаки просто сказал ему: «Я оставляю всё на ваше усмотрение». Такой подход сильно отличался от их предыдущего сотрудничества. Миядзаки хотел, чтобы Хисаиси посмотрел фильм без каких-либо знаний, предвзятости и суждений. У них строго профессиональные отношения; они «не ходят вместе ужинать или что-то в этом духе». Тем не менее композитор включил в музыку к «Мальчику и птице» личное произведение — короткую мелодию «Ask Me Why», которую он подарил музею Гибли на день рождения режиссёра 5 января. Музыкант считает, что фильм не такой весёлый, как другие работы Миядзаки, но очень красочный и масштабный. Ему хотелось сделать картину последовательной и однородной. «Я не пишу музыку для персонажей», — добавил Хисаиси. «Я действительно пишу музыку в соответствии с миром, который построил господин Миядзаки» .
Metacritic поставил 91 балл из 100 возможных на основании 54 рецензий . На сайте Rotten Tomatoes рейтинг составляет 97 % с учётом 242 критических обзоров .
Первые отклики были в целом положительными, хотя и неоднозначными : фильм богат деталями и смыслом, возможно, слишком насыщен, чтобы быть полностью понятым за один просмотр. Не случайно поклонники выстроились в очередь перед кинотеатрами в Японии рано утром 14 июля 2023 года, чтобы первыми всё увидеть, но они не представляли, чего ожидать. Спекуляции вокруг «Мальчика и птицы» распространялись в течение нескольких месяцев, потому что эта работа считалась последней для 82-летнего режиссёра . Сам Миядзаки с юмором признал: «Возможно, вы не поняли фильм. Я тоже его не понял» после первого закрытого показа, предназначенного для сотрудников Studio Ghibli . Ряд критиков отмечает, что им необходимо посмотреть фильм еще раз, чтобы понять все его тонкости. Так, японский журнал Cinemas+ пишет: «Чтобы глубоко понять контекст и сюжет, необходимо многократно просмотреть фильм, изучая различные сцены и анализируя Хаяо Миядзаки как личность», указывая на полуавтобиографический аспект картины. Издание описывает картину как кульминацию всего творчества Миядзаки, однако более мрачную и личную, чем другие фильмы . Схожим образом Таитиро Ёсино, журналист и внук автора книги «Как поживаете?», на которой основан фильм, заканчивает статью о своих первых впечатлениях следующим образом: «Пока что мне придётся вернуться в кинотеатр в поисках подсказок, которые я не смог найти, посмотрев фильм один раз» . Японский сайт Eiga Channel добавил: «Ghibli, создавшая фантастические произведения, которые легко понять детям, наконец-то представила работу, которая требует времени и размышлений для понимания, поэтому вполне естественно, что зрители будут несколько растеряны. И, несомненно, есть много людей, которые были просто потрясены визуальной красотой» .
После открытия кинофестиваля в Торонто 7 сентября 2023 года фильм также получил высокие оценки критиков . Гильермо дель Торо , присутствовавший на премьере, сказал, что Миядзаки — мастер уровня Моцарта и Ван Гога , «он понимает, что красота не может существовать без ужаса, а деликатность не может быть без жестокости» . IndieWire назвал «Мальчика и птицу» «сказочным прощанием бессмертного человека, готовящегося к собственной смерти» . TheWrap считает его самым глубоким и мрачный фильмом Studio Ghibli со времён « Могилы светлячков »: смерть может быть концом жизни и началом вечности . Variety отмечает, что не обязательно последняя полнометражная картина Миядзаки кажется не столько шедевром, завершившим карьеру, сколько утраченным фильмом из ранних работ, рассказывающим о недовольном ребёнке в стране чудес, похожей на чистилище. «Реальный мир» в данном случае — горестное место, затронутое трагедией и войной. «Мальчик и птица» вряд ли является идеальной отправной точкой для знакомства с творчеством режиссёра. Это одновременно утешает и разочаровывает. Миядзаки не сделал ничего предосудительного, но и не расширил горизонты, напоминая, насколько привычен мир, который он создавал долгие годы . Vulture связал «Мальчика и птицу» с « Порко Россо »: Махито удаётся сделать то, что не получилось у лётчика, потерявшего своего лучшего друга — он спасается от боли существования, сбегая в царство мёртвых, которое хочет отвергнуть живых . « Мир фантастики » перечислил следующие похожие произведения: « Лабиринт фавна », « Ходячий замок », « Бесконечная история » и « Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф » . Рецензент The Guardian дал среднюю оценку вопреки остальным отзывам — три звезды из пяти . Сайт « Афиша » поставил 7 из 10 баллов .
Визуальный размах фильма (по словам Тосио Судзуки, работа аниматоров была более тщательной, чем в предыдущих фильмах Ghibli, с большим количеством рисунков в секунду) заслуживает особого одобрения: «Каждый кадр этого фильма выглядит как самостоятельное произведение искусства, которое становится ещё более значительным, когда занимает свое место в грандиозной схеме фильма. Это фильм, который можно смотреть сотни раз, открывая для себя все новые и новые моменты той или иной сцены. … Это настоящий анимационный подвиг, не похожий ни на что, что мы видели за последнее десятилетие», — пишет сайт Anime News Network , а Пьер-Вильям Фрегонезе, младший научный сотрудник кафедры современного искусства Киотского университета искусств, отмечает роль режиссёра-аниматора Такэси Хонды: «Анимация действительно более динамичная и живая, которую мы бы не ожидали увидеть от Миядзаки» . The Verge назвал фильм красивой реликвией и концом эпохи . По мнению Polygon , «Мальчик и птица» имеет все задатки идеальной лебединой песни . Антон Долин на сайте Meduza характеризовал фильм как «полный юмора и боли художественный слепок мира, который потерял равновесие и вот-вот рухнет»; кроме того, это «персональный манифест индивидуальной ответственности». Недостатком критик посчитал работу композитора Дзё Хисаиси, написавшего не самый выразительный саундтрек, хотя местами лаконичный . The Wall Street Journal выпустил рецензию под заголовком «Творческая какофония Хаяо Миядзаки», указывая на запутанность произведения, которое содержит необычайно мрачный подтекст для детского фильма. Высказывание «Скоро её [Японию] поглотит пламя» близко Роберту Оппенгеймеру .
Фильм содержит автобиографические элементы. Главный герой фильма, Махито Маки, повторяет детство Миядзаки. Отец Миядзаки, как и Махито, работал в компании, занимавшейся производством деталей для истребителей. Во время войны семья Миядзаки также эвакуировалась из города в сельскую местность. BBC описывает фильм как «сказку о взрослении, в которой ребенок должен преодолеть свой эгоизм и научиться жить для других» . Time Out назвал его зрелым, сложным шедевром, соединяющим прошлое, настоящее и будущее режиссёра. Везде присутствуют многочисленные « пасхальные яйца » из его предыдущих работ, поэтому в день премьеры в Токио подавляющее большинство зрителей были взрослыми, которые выросли на культовых мультфильмах Миядзаки . Nikkei Asia считает, что «Мальчик и птица» — самое загадочное, сокровенное и, за неимением лучшего, эгоистичное произведение создателя. Когда отец женится на младшей сестре матери Махито, которая выглядит гораздо лучше, то фрейдистский подтекст безграничен. Миядзаки присуще недоверие к критике и мнению взрослых. Он фетишизирует детскую точку зрения, что проявляется как квази сексуальные фантазии , например когда лягушки прыгают на мальчика. Но подобные моменты быстро заканчиваются и кажутся галлюцинациями. Махито хочет спасти свою мачеху, чтобы стать достойным человеком — «торговая марка Миядзаки». Многие фанаты аниме критикуют его как чрезмерного проповедника и сурового учителя, стремящегося заставить зрителей перейти на более высокий уровень существования. С 1963 года он не переставал учить и поощрять японцев к совершенству. Но теперь режиссёр, возможно, сказал последнее слово и ушёл. Для миллионов поклонников по всему миру эта мысль может быть пугающей, но также и освобождающей .
Фильм призывает создать «мир без конфликтов своими руками» . Slant Magazine добавил, что книга Ёсино Гэндзабуро была написана в первую очередь для того, чтобы помочь выработать строгий моральный кодекс для мальчиков. Но режиссёр, хотя и не лишённый морализаторства, предпочитает оставить вопрос «Как поживаете?» открытым. Стареющий мастер обращается к потомкам с просьбой: «Ещё многое нужно сделать». И поторопиться, потому что в один момент всё исчезнет . Таким образом, он взял идею Гэндзабуро о том, чтобы научить молодёжь самостоятельному мышлению . Сотрудник The Japan Times признался, что заплакал после финальных титров, где был указан Миядзаки, который однажды заявил в интервью, что хватит около минуты, чтобы сказать, хорош ли фильм. «Мальчик и птица» это подтверждает. Как и в лучшем игровом кино, истинные чувства раскрываются в недосказанности. Мнение аудитории может разделяться из-за подачи сюжета, а не технического исполнения. Сильная привязанность Махито к матери отражает любовь Миядзаки к собственной, которая вдохновила многих женских персонажей режиссёра. В основе, как и в фильмах « Мой сосед Тоторо » и «Унесённые призраками», лежит вера в то, что дети в трудных обстоятельствах смогут оказаться на высоте и добиться большего успеха, чем предыдущее поколение. Японское название, взятое из романа Гэндзабуро, предлагает выбор: жить подобно тем, кто вызвал хаос Второй мировой войны, или найти лучший путь .
В фильме есть эпизоды, которые по анимации намного превосходят все ранние работы Миядзаки, это апофеоз всей его 60-летней карьеры как аниматора. Подобно старому волшебнику, смотрящему на своё творение с вершины башни над облаками, знаменитый глава студии «Гибли» использует «последний фильм», чтобы укрепить собственное наследие. Отправляясь в путешествие самопознания в стиле « Алисы в Стране чудес », Махито убегает из дома и следует за большой серой цаплей на башню воображения. Достигнув вершины, Махито встречает там хозяина этого сооружения: старого волшебника. Могущественный волшебник просит мальчика восстановить его башню и стать его преемником — эта метафора фильма практически кричит на зрителя. Миядзаки, создавший свою фантастическую башню, желает передать эстафету следующему поколению аниматоров, надеясь, что они сохранят красоту его творения. Журнал Esquire отмечает: после просмотра «Мальчика и птицы» становится ясно, что мир анимации без Миядзаки превратится в страшное место. «Прекрасная башня Миядзаки рушится, и мы должны сохранить её» . The Guardian дополнил, что создатель находился под влиянием классической английской детской литературы. По мнению кинокритика Питера Брэдшоу этот аспект заслуживает более широкого обсуждения, поскольку события в фильме в разное время напоминают не только о книге Льюиса Кэрролла , но и о романе « „Покоритель зари“, или Плавание на край света » Клайва Стейплза Льюиса .
Награда | Дата | Категория | Номинант | Результат | Источник |
---|---|---|---|---|---|
Награда кинофестиваля в Торонто | 17 сентября 2023 года | «Мальчик и птица» | Третье место | ||
4 ноября 2023 года | Silver Scream Award | Победа | |||
Премия Нью-йоркского общества кинокритиков | 30 ноября 2023 года | Победа | |||
Награда Национального совета кинокритиков США | 6 декабря 2023 года | Десять лучших фильмов |
Победа
|
||
Премия Общества кинокритиков Бостона | 10 декабря 2023 года | Победа | |||
Премия Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса | 10 декабря 2023 года | Лучший анимационный фильм | Победа | ||
10 декабря 2023 года | Номинация | ||||
Лучшая озвучка | Масаки Суда | Номинация | |||
Премия Ассоциации кинокритиков Чикаго | 12 декабря 2023 года | «Мальчик и птица» | Победа | ||
Номинация | |||||
17 декабря 2023 года | Второе место | ||||
Премия Ассоциации кинокритиков Торонто | 17 декабря 2023 года | Второе место | |||
18 декабря 2023 года | Победа | ||||
19 декабря 2023 года | Победа | ||||
21 декабря 2023 года |
Победа
|
||||
Номинация | |||||
Победа | |||||
Лучшая музыка к фильму | Дзё Хисаиси | Победа | |||
3 января 2024 года | Лучший анимационный фильм | «Мальчик и птица» | Победа | ||
5 января 2024 года | Лучший анимационный фильм | Второе место | |||
Лучший международный фильм | Номинация | ||||
6 января 2024 года | Лучший анимационный полнометражный фильм | Номинация | |||
Лучший международный режиссёр | Хаяо Миядзаки | Победа | |||
Премия «Золотой глобус» | 7 января 2024 года | Лучший анимационный полнометражный фильм | «Мальчик и птица» |
Победа
|
|
Лучшая музыка к фильму | Дзё Хисаиси | Номинация | |||
8 января 2024 года | «Мальчик и птица» | Номинация | |||
Лучший международный фильм | Номинация | ||||
9 января 2024 года | Победа | ||||
10 января 2024 года | Номинация | ||||
Лучший международный фильм | Номинация | ||||
Премия «Выбор критиков» | 14 января 2024 года | Лучший анимационный полнометражный фильм | Ожидается | ||
Премия Лондонского кружка кинокритиков | 4 февраля 2024 года | Ожидается | |||
Лучший анимационный фильм | Ожидается | ||||
Премия «Спутник» | 18 февраля 2024 года | Лучший анимационный фильм | Ожидается |