Interested Article - Тэдзука, Осаму
- 2021-02-21
- 1
Осаму Тэдзука ( яп. 手塚 治虫 Тэдзука Осаму , 3 ноября 1928 года, Тоёнака — 9 февраля 1989 года, Токио ) — японский мангака , аниматор , доктор философии по специальности «медицина» (степень получил в Нарском префектурном медицинском университете в 1961 году).
Осаму Тэдзука внёс значительный вклад в дело становления манги и аниме . За свою карьеру он создал около 500 манг, за что был удостоен многих премий и наград. Тэдзуку часто называют «богом манги», поскольку именно его работы принесли соответствующим стилевым направлениям популярность в Японии. Кроме того, Тэдзука считается основателем современной японской манги. Он оказал существенное влияние на эволюцию манги и аниме, заложив основы их будущего развития. Многие художественные приёмы Тэдзука перенял у Уолта Диснея . Стиль Тэдзуки оказал влияние на многих художников-мангак того времени; некоторых из них он непосредственно обучал искусству рисования. Автор, по заявлению специалистов, был крайне трудолюбив и работал над своими произведениями практически непрерывно. Он был женат на Эцуко Окаде и имел троих детей.
Биография
Детство, ранние годы
Все дети были эвакуированы в соседние округа, поэтому вряд ли кто-либо обратил внимание на этот фильм после его выхода в свет. Я находился в холодном кинотеатре Сётикудза, непонятным образом уцелевшим после бомбёжек, и смотрел фильм. Я смотрел и был поражён настолько, что начал плакать. Его лирический характер и по-детски искренний настрой были подобны тёплому свету, освещающему мою иссохшую душу, лишённую надежды и мечты. Тогда я поклялся, что когда-нибудь создам собственные анимационные фильмы.
Осаму Тэдзука родился 3 ноября 1928 года в городе Тоёнака , префектура Осака . Он был старшим из троих детей в семье . Своё детство он провёл в городе Такарадзука . Его отец увлекался фотографией и был поклонником кино; имея дома кинопроектор, он часто демонстрировал семье зарубежные фильмы, в частности, американские мультипликационные короткометражные фильмы и фильмы Чаплина . Мать же очень любила , особенностью которого было то, что все роли исполнялись женщинами.
Тэдзука унаследовал от родителей оба увлечения. С детства Тэдзука познакомился с достижениями мировой культуры, в том числе и российской, и с наиболее популярной довоенной японской мангой : Norakuro , , . Он также был поклонником творчества Уолта Диснея и Макса Флейшера ; дома он часто смотрел мультфильмы о Микки Маусе и коте Феликсе . Ещё одним увлечением мальчика было чтение романов. Он любил научно-фантастические работы писателя Дзюдзо Унно, а также романы « Война и мир » Льва Толстого и « Преступление и наказание » Фёдора Достоевского . С 11 лет он начал носить очки . Будучи школьником, он создал экспериментальный мультфильм, прокрутив три сотни заранее заготовленных рисунков через проектор . Когда юный Тэдзука начал проявлять интерес к рисованию, родители оказывали ему поддержку в его начинаниях, хотя надеялись, что в будущем мальчик пойдёт по стопам отца и станет врачом .
Рисовать комиксы автор начал во время Второй мировой войны , которая оказала огромное влияние на его творчество . В своих первых работах он, будучи увлечённым энтомологией , подписывался именем «Осамуси» ( рус. «жужелица, большой жук» ) . Увлечение насекомыми нашло своё отражение и в последующих работах мангаки — в них он часто изображал большое количество бабочек, кузнечиков, стрекоз, мух и других насекомых .
В 1944 году Тэдзука был мобилизован на производство асбестового шифера для военных целей . После войны он начал активно участвовать в деятельности театра Такарадзука, в частности, писал короткие истории для поклонников театра . В 1945 году Тэдзука попал на просмотр анимационного фильма Momotarou: Umi no Shinpei , который произвёл на него настолько сильное впечатление, что он решил стать аниматором. Однако в Осаке у него не было такой возможности, к тому же профессия аниматора в послевоенной Японии считалась бесперспективной. Тогда Тэдзука решил пойти другим путём и стать мангакой . Впоследствии Тэдзука писал о том, что данный фильм привлёк его не столько своей тематикой (он не поддерживал идею создания анимационных фильмов в целях пропаганды), сколько качеством анимации . Тяжёлые послевоенные годы развили в юноше стремление к миру и уважение любой формы жизни .
Начало карьеры
В период 1944—1945 гг. Тэдзука рисовал мангу Shouri no Hi Made, которая так и не была опубликована. В ней автор изобразил героев популярных американских и японских комиксов, участвующих в войне . Первая профессиональная манга Тэдзуки — четырёхкадровая Maachan no Nikkicho (1946), имевшая значительный успех у читательской аудитории . Манга Тэдзуки Shin Takarajima, опубликованная в 1947 году, достаточно быстро принесла известность автору и особенно привлекла внимание юных читателей . В этот период Осаму Тэдзука обучался на медицинском факультете Осакского университета, который успешно закончил в 1958 году, а в 1961 году защитил кандидатскую диссертацию в Нарском префектурном медицинском университете, однако в дальнейшем по своей медицинской специальности не работал . Тэдзука также занимался рисованием манги, известной как «акахон» ( рус. «красные книги» ), в которой использовались преимущественно одноцветные чернила, а на обложках доминировал ярко-красный или оранжевый цвет . Первые послевоенные годы он впоследствии вспоминал как период наибольшей свободы для художественных деятелей в Японии . В период с 1948 по 1951 год автор написал свою научно-фантастическую трилогию: Lost World, Metropolis и Next World . Он рассказывал, что при работе над мангой Metropolis основывался на собственных знаниях об одноимённом фильме Фрица Ланга, хотя сам фильм он не смотрел . В период начала своей профессиональной карьеры (1946—1947 гг.), опасаясь, что издательства сочтут его слишком молодым и не будут относиться к его работам всерьёз, Тэдзука прибавил себе два года, сообщая, что родился не в 1928, а в 1926 году .
Дальнейшая карьера
В 1952 году Тэдзука переехал в Токио, так как среди столичных издательств значительно возрос спрос на его работы, а сам автор обычно принимал поступающие ему предложения от редакций журналов . В Токио к нему приезжали учиться многие ставшие впоследствии известными мангаки: Сётаро Исиномори , Абико Мотоо, Хироси Фудзимото и др. . Они же помогали ему в различных рутинных задачах, таких как заполнение тёмных пространств в иллюстрациях, рисование рамок на страницах и т. п. Таким образом, Тэдзукой была заложена система, при которой над мангой работают основной автор и несколько его ассистентов . В период 1951—1952 гг. Тэдзукой для журнала Manga Shonen были нарисованы японские варианты комиксов о Бэмби и Пиноккио . В период с 1953 по 1966 год Тэдзука с перерывами рисовал мангу Ribbon no Kishi , ставшую одной из первых работ жанра « сёдзё ». Позднее автор рассказывал, что создать это произведение ему помогло увлечение театром Такарадзука .
4 октября 1959 года Тэдзука женился на Эцуко Окаде . От этого брака у него впоследствии родился сын Макото, ставший впоследствии режиссёром, и две дочери — Румико и Тико .
В 1960 году по мотивам манги Тэдзуки Gokuu no Daibouken студией Toei Animation был снят полнометражный анимационный фильм Saiyuki ; автор непосредственно принимал участие в работе над фильмом . Для него это был первый опыт работы над коммерческим анимационным фильмом . Осаму Тэдзука был недоволен тем, что американские мультсериалы пользуются в Японии бо́льшей популярностью, чем аниме . Желая исправить эту ситуацию, он в 1961 году организовал анимационную студию Tezuka Osamu Production, год спустя переименованную в Mushi Production . Тэдзука ставил своей целью создание как коммерческой, так и экспериментальной анимации . В 1962 году на студии было создано экспериментальное полнометражное аниме Aru Machikado no Monogatari, которое, однако, не принесло автору ожидаемого успеха . А в 1963 году начался выпуск культового аниме-сериала Tetsuwan Atom , созданного по одноимённой манге Тэдзуки и имевшего колоссальный успех. Идею создания телесериала по мотивам данной манги Тэдзуке предложил Юсаку Сакамото, один из режиссёров фильма Aru Machikado no Monogatari, в надежде на то, что сериал станет первым прибыльным творением студии . В том же году художник впервые посетил США, где уже начался показ сериала Tetsuwan Atom. Свои впечатления от поездки он позднее отразил в автобиографической манге Gachaboi Ichidaiki . В 1965 году на студии Mushi Production был снят цветной сериал Jungle Taitei . Тэдзука также заложил основы эротических аниме, выпустив фильмы Senya Ichiya Monogatari и Cleopatra . В 1967 году он организовал выпуск ежемесячного журнала . Помимо рисования манги и работы над анимацией Тэдзука писал статьи о комиксах, кинофильмах, театре, образовании, музыке и на другие темы .
В 1968 году вышел телесериал Vampire студии Mushi Production, в котором сочеталась анимация и съёмки живых актёров. В коммерческом плане этот экспериментальный сериал оказался провальным . В том же году Тэдзука организовал издательскую компанию Tezuka Productions , ставшую позднее анимационной студией . В 1969 году была издана книга Осаму Тэдзуки «Учебный курс манги» . Благодаря Тэдзуке с середины 1960-х годов аниме-сериалы приобрели такую популярность среди зрителей, что те начали постепенно терять интерес к игровому кино. Создавались новые аниме-студии, среди которых были Tokyo Movie Shinsha и Tatsuno Production . В 1970 году Тэдзука покинул пост руководителя Mushi Production. Впоследствии он стал проявлять интерес к некоммерческой анимации . В этот же период Тэдзука начал создание ещё одной манги под названием Buddha — авторской интерпретации биографии Будды . С 1981 по 1983 год художник рисовал детективную мангу Nanairo Inko, где каждая глава была создана по мотивам какого-либо литературного произведения: « Кукольный дом », « Пигмалион », « Ревизор », « На дне » и др. . В 1984 году Тэдзука выпустил полнометражное аниме Bagi, the Monster of Mighty Nature . Ещё одной его важной работой стала манга Hi no Tori , которую он создавал с 1967 по 1988 год .
Поздние годы, смерть
Осаму Тэдзука был первым президентом Ассоциации японской анимации . Начав лысеть, Тэдзука стал носить берет, ставший одной из отличительных черт мангаки. В 1989 году, в возрасте 60 лет, Тэдзука скончался от рака желудка . Даже в последние дни своей жизни он продолжал рисовать . На следующий день после его смерти в газете « Асахи симбун » была опубликована статья, призывающая молодых художников продолжить дело Тэдзуки . В 1994 году в городе Такарадзука, где он вырос, открылся музей его памяти, а в 1997 году были выпущены марки, посвящённые Тэдзуке .
Стиль, тематика и влияние
Осаму Тэдзука заимствовал многие художественные приёмы у Уолта Диснея , но вместе с тем он выработал свой собственный художественный стиль, вобравший в себя традиции японского изобразительного искусства и отличающийся от американской мультипликации . Тем не менее в ранние годы творчества Тэдзука тратил много времени, чтобы воспроизвести в своих работах стиль Диснея . Кроме того, на творчество Тэдзуки оказали влияние Макс Флейшер, а также японские художники-предшественники, такие как Рюити Ёкояма, Суихо Тагава и Нобору Осиро . Сам Тэдзука рассказывал, что американские комиксы оказали существенное влияние на его раннее творчество . Работы Тэдзуки значительно отличались от другой послевоенной манги. Они обладали более детальной и развитой сюжетной линией и имели бо́льший объём. Осаму Тэдзука также внедрил в технику рисования манги новые художественные приёмы, ранее характерные для съёмок кинолент: крупный план, смена ракурсов, оптические эффекты. Использование этих приёмов создавало у читателя ощущение, что он смотрит кинофильм. Впоследствии этот метод получил название «кинематографического». Тэдзука же начал записывать звуковые эффекты буквами и использовать подчёркивание движения в кадре . Благодаря применению этих приёмов прославилась его манга Shin Takarajima .
Несмотря на внедрение подобных нововведений, после работы над мангой Shin Takarajima Осаму Тэдзука перешёл к более простой методике в целях экономии средств и времени . Своим персонажам автор обычно рисовал большие глаза, а женских персонажей предпочитал изображать с большими блестящими глазами, как, например, в манге Ribbon no Kishi . Произведения Тэдзуки известны позитивным настроем и затрагиваемыми в них гуманистическими темами, например, ценностью жизни . Кроме того, сам Тэдзука называл жизнь главной темой всех своих работ . Автор в своих мангах затрагивал достаточно разнообразный круг тем: наука, история, религия, космические исследования и другие . Он же стал основоположником многих новых на тот момент жанров манги, среди которых научная фантастика, фэнтези и триллер . В своей манге Tetsuwan Atom автор затронул тему социальных прав роботов . Особое внимание в некоторых его работах уделялось временному аспекту. Например, в манге Jungle Taitei главный персонаж-львёнок со временем взрослеет и становится взрослым львом . Тэдзука также разработал так называемую « звёздную систему », которая заключалась в том, что созданные автором персонажи были своего рода актёрами, игравшими разные роли в разных произведениях. Так, например, созданные им Мустатио, профессор Отяномидзу, Ламп и Хаммег фигурируют во многих работах Тэдзуки, часто под другими именами . Другой отличительной особенностью стиля Тэдзуки стало использование повторяющихся визуальных шуток; например, внезапно появлялся не фигурирующий в основном сюжете произведения персонаж, говорил или делал что-либо забавное, а затем сразу же исчезал . Стиль Тэдзуки оказал влияние на таких художников, как Мото Хагио , Хитоси Ивааки , Фудзико Фудзио , Лэйдзи Мацумото , Томоко Танигути и многих других . Работы Тэдзуки использовались в качестве учебного материала для японских начальных школ . В честь автора были названы учреждённая компанией Shueisha награда Тэдзуки и культурная премия Осаму Тэдзуки от « Асахи симбун » .
Работая в области анимации, Тэдзука ориентировался на малобюджетные фильмы, веря в то, что зрителя следует привлекать оригинальными и интересными сюжетами, а не дорогостоящими съёмками. Он выдвинул концепцию «ограниченной анимации», которая заключалась в том, что тщательно прорисовывались только основные сцены фильма, тогда как персонажи, фон, пейзаж и т. п. детально не прорисовывались, что позволяло экономить производственные и финансовые ресурсы. Во многом это была вынужденная мера, так как в 1960-е годы на развитие анимации выделялся малый объём средств . Тэдзука ввёл в обиход «банк анимации» — коллекцию стандартных кадров, которые использовались в одной ленте множество раз . Он также предложил сделать ставку не на полнометражные фильмы, а на телесериалы; тем самым он надеялся повторить успех американской студии Hanna-Barbera . Эта идея была поддержана владельцами телекомпаний, так как аниме-сериалы обеспечивали приток телезрителей . Нововведения Осаму Тэдзуки были взяты на вооружение индустрией японской анимации и стали стандартной практикой при создании аниме .
Работы
Осаму Тэдзука за свою жизнь создал около 500 произведений манги (по другим данным — около 600—700) и около 60 анимационных фильмов и сериалов . К наиболее значительным его мангам относятся следующие :
Название | Период выпуска |
---|---|
Maachan no Nikkicho | 1946 |
Shin Takarajima | 1947 |
Metropolis | 1949 |
Jungle Taitei | 1950—1954 |
Nextworld | 1951 |
Rock Boukenki | 1952—1954 |
Tetsuwan Atom | 1952—1968 |
Tsumi To Batsu | 1953 |
Ribbon no Kishi | 1953—1956, 1958, 1963—1966 |
Kenichi Tantei Chou | 1954—1956 |
Tonkaradani | 1955 |
Zero Man | 1959—1960 |
Captain Ken | 1960—1961 |
1963 | |
Big X | 1963—1966 |
1965—1966 | |
1965—1967 | |
Vampires | 1966—1969 |
Dororo | 1967—1968 |
Hi no Tori | 1967—1988 |
Chikyu o Nomu | 1968—1969 |
Umi no Triton | 1969—1971 |
Aporo no Uta | 1970 |
Alabaster | 1970—1971 |
Fushigi na Melmo | 1970—1972 |
1970 | |
Ayako | 1972—1973 |
Microid S | 1973 |
Black Jack | 1973—1983 |
1974—1984 | |
Mitsume ga Tooru | 1974—1978 |
Unico | 1976—1979 |
MW | 1978 |
Adolf Ni Tsugu | 1983—1985 |
1983—1987 | |
1987 | |
1987 | |
1987—1989 |
Награды
Осаму Тэдзука за свои работы удостоился многих премий и наград , среди которых орден Священного Сокровища , премия манги Shogakukan , премия манги Коданся .
- 1958 год — премия манги Shogakukan за манги Manga Seminar on Biology и Biiko-chan
- 1967 год — премия Офудзи Нобуро за аниме Tenrankai no E
- 1977 год — премия манги Коданся за манги Black Jack и Mitsume ga Tooru
- 1984 год — премия манги Shogakukan за мангу Hidamari no Ki
- 1986 год — премия манги Коданся за мангу Adolf Ni Tsugu
- 1989 год — орден Священного Сокровища (посмертно)
- 1990 год — премия Министерства образования Японии
- 2004 год — премия Айснера за мангу Buddha
- 2005 год — премия Айснера за мангу Buddha
- 2009 год — премия Айснера за мангу Dororo
- 2014 год — премия Айснера за мангу The Mysterious Underground Men
Оценки творчества
Осаму Тэдзука, заложивший основы современных аниме и манги, их эстетики и техники создания, а также внёсший значительный вклад в их популяризацию, получил прозвище «бог манги» . Именно Тэдзуку принято считать основателем современной японской манги . Некоторые специалисты полагали, что Тэдзука за свой вклад в индустрию манги должен был быть награждён Нобелевской премией по литературе . Исследователями отмечалось трудолюбие автора — начиная с 1950-х годов и до смерти Тэдзука не переставая работал над своими произведениями и придумывал новые идеи . Временами он спал по 3-4 часа в сутки, а остальное время уделял работе . При этом коллега Тэдзуки по студии Mushi Production Юсаку Сакамото рассказывал, что тот никогда не выглядел сонным . Сам Тэдзука сообщал, что за свою карьеру написал более 150 000 страниц комиксов . Многие мангаки, начинавшие свою карьеру в 1950-х и 1960-х годах, боготворили Тэдзуку . После его смерти газета « Асахи симбун » заявила, что именно Осаму Тэдзука стал главной причиной популярности манги в Японии .
Фредерик Шодт говорил, что в Японии Тэдзука стал одним из величайших людей XX века и в средствах массовой информации его иногда сравнивали с Леонардо да Винчи . Продуктивность мангаки он обозначил как «практически сверхчеловеческую», а самого Тэдзуку называл «крайним перфекционистом» . Шодт также говорил, что Тэдзука, подобно губке, впитывал в себя влияние всего того, чем восхищался, будь то романы, фильмы или художественные стили . Говоря о написанных Тэдзукой сюжетах, Шодт отмечал, что автор «создавал истории на достаточно непростые темы, пытаясь сделать с комиксами то, что другие уже сделали с литературой» . Журналист и кинокритик Борис Иванов назвал Тэдзуку «великим мангакой», который «был и остаётся величайшим мастером японских комиксов». При этом он отмечал, что Тэдзука не ставил перед собой задачи заработать на своих произведениях, и несмотря на то, что многие его экспериментальные проекты не имели коммерческого успеха, он не прекращал над ними работать . Доктор исторических наук Елена Катасонова называет Тэдзуку реформатором, благодаря которому послевоенная манга начала представлять собой принципиально новый культурный продукт . Она также высказала мнение, что реализовать свой талант Тэдзуке помогло отсутствие в послевоенной Японии жёсткой цензуры . Схожее мнение о реформаторстве высказывала и Дени Кавалларо . Сюзанна Филиппс утверждала, что именно Тэдзука сыграл решающую роль в становлении послевоенной манги, а Пол Граветт высказался, что «без Тэдзуки бум манги в послевоенной Японии был бы немыслим» . Положительно о художнике отозвался и Рэймонд Беттс, назвавший Тэдзуку виртуозом своего дела . Марк Шиллинг говорил о том, что Тэдзука, несмотря на свой дружелюбный характер, достаточно ревниво относился к успеху других мангак, даже если те являлись его помощниками. Так, однажды в письме поклонникам Тэдзука осудил работу своего бывшего ассистента Сётаро Исиномори, чем сильно его расстроил . Зависть Тэдзуки вызвал также успех комиксов « гэкига » в период 1960-х годов; вместе с тем автор перенял особенности данного стиля и для своих работ .
Комментарии
- В записи псевдонима автор использовал кандзи 虫 ( рус. «насекомое» ) и 治 (своё настоящее имя). По-японски его псевдоним записывался как 治虫 .
- Правда о его дате рождения вскрылась сразу после его смерти .
- Название студии обыгрывает один из символов кандзи (虫), который встречается в записи имени Осаму Тэдзуки .
- В связи с этим исследователи зачастую называли стиль рисования Тэдзуки «диснеевским» .
- Большие глаза персонажей впоследствии стали одной из отличительных черт японской анимации .
- Встречаются также варианты «отец японской анимации» и «дедушка манги и аниме» .
- Вместе с тем среди японских учёных мнение о Тэдзуке, как о центральной фигуре в истории манги, является спорным .
Примечания
- , pp. 58—59.
- ↑ , p. 24.
- ↑ Esaak, Shelley. [arthistory.about.com/od/namesoo/p/osamu.htm Artists in 60 Seconds: Tezuka Osamu] (англ.) . About.com . Дата обращения: 17 октября 2014. 22 октября 2014 года.
- ↑ , p. 35.
- ↑ , с. 357—364.
- , pp. 24, 57.
- , pp. 24—25.
- , p. 57.
- ↑ , p. 175.
- ↑ , p. 26.
- ↑ , p. 237.
- Marran, Christine L. (англ.) // Mechademia : журнал. — 2013. — Vol. 8. — P. 73—85. — doi : .
- , p. 28.
- ↑ , p. 52.
- , с. 46, 49.
- , с. 78—79.
- , p. 58.
- ↑ , p. 24.
- , p. 27.
- ↑ , с. 76.
- , p. 22.
- ↑ (англ.) . tezukaosamu.net . Дата обращения: 29 июля 2014. 8 сентября 2012 года.
- ↑ , p. 62.
- , p. 18.
- , pp. 30—31.
- , p. 139.
- , p. 87.
- ↑ , p. 197.
- , p. 45.
- ↑ , с. 80.
- , pp. 45—46.
- ↑ , p. 44.
- ↑ , pp. 263—268.
- ↑ (англ.) . tezukaosamu.net . Дата обращения: 30 мая 2015. 18 ноября 2015 года.
- (англ.) . Anime News Network . Дата обращения: 14 июня 2015.
- , p. 63.
- ↑ , с. 115.
- ↑ , p. 64.
- , pp. 65, 68.
- ↑ , p. 4.
- , p. 39.
- , с. 63.
- ↑ , p. 651.
- , с. 78.
- , с. 116.
- , p. 11.
- ↑ Леонов В.Ю. № 6 Ч.1 . — С. 104—106 . 4 марта 2016 года. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики : журнал. — 2013. —
- (англ.) . Anime News Network . Дата обращения: 20 июня 2015. 5 июля 2015 года.
- (англ.) . Anime News Network . Дата обращения: 21 сентября 2015. 23 октября 2015 года.
- , p. 7.
- ↑ Godart, G. Clinton. (англ.) // Mechademia : журнал. — 2013. — Vol. 8. — P. 34—47. — doi : .
- (англ.) . International Animation Festival Hiroshima . Дата обращения: 10 июня 2015. Архивировано из 5 марта 2016 года.
- ↑ , p. 71.
- , p. vii.
- , p. 48.
- , p. 60.
- , с. 79.
- ↑ , p. 7.
- , p. 43.
- Holmberg, Ryan. (англ.) . The Comics Journal (16 июля 2012). Дата обращения: 19 октября 2014. 18 октября 2014 года.
- , с. 76—77.
- , p. 23.
- , pp. 6—7.
- , с. 77.
- ↑ , p. 67.
- Goldstein, Lisa; Phelan, Molly. (англ.) // Young Adult Library Services : журнал. — 2009. — Vol. 7, no. 4 . 18 мая 2015 года.
- , p. 50.
- , p. 77.
- Vollmar, Rob. (англ.) // World Literature Today : журнал. — 2012. — Vol. 86, no. 2 . 5 января 2016 года.
- , p. 122.
- , p. 43.
- (англ.) . Comic Book Awards Almanac . Дата обращения: 20 июня 2015. 29 сентября 2018 года.
- (яп.) . « Асахи симбун ». Дата обращения: 20 июня 2015. 7 апреля 2012 года.
- , с. 114.
- , с. 193.
- ↑ , p. 16.
- , pp. 174—175.
- ↑ (яп.) . Shogakukan . Дата обращения: 30 мая 2015. 29 сентября 2007 года.
- ↑ (англ.) . Comic Book Awards Almanac . Дата обращения: 30 мая 2015. 16 августа 2007 года.
- (англ.) . tezukaosamu.net . Дата обращения: 30 мая 2015. 18 ноября 2015 года.
- (яп.) . hagiomoto.net . Дата обращения: 13 июня 2015. 15 июня 2015 года.
- , p. 44.
- (англ.) . tezukaosamu.net . Дата обращения: 28 июня 2015. Архивировано из 12 сентября 2015 года.
- (англ.) . Comic Book Awards Almanac . Дата обращения: 30 мая 2015. 7 февраля 2012 года.
- (англ.) . Comic Book Awards Almanac . Дата обращения: 30 мая 2015. 7 февраля 2012 года.
- (англ.) . Comic-Con . Дата обращения: 30 мая 2015. 28 июля 2009 года.
- (англ.) . Anime News Network (26 июля 2014). Дата обращения: 30 мая 2015. 29 июля 2014 года.
- , p. 165.
- , p. 305.
- , p. 3.
- , p. 26.
- , p. x.
- , p. 68.
- ↑ , p. 68.
- , p. 49.
- , p. 121.
- , p. viii.
- , pp. 16, 46.
- Choo, Kukhee. (англ.) // Post Script : журнал. — 2009. — Vol. 28, no. 2 . 2 апреля 2015 года.
- , p. 59.
- , p. 69.
Литература
- на русском языке
- Иванов Б. А. Введение в японскую анимацию. — 2-е изд. — М. : Фонд развития кинематографии; РОФ «Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры», 2001. — 396 с. — ISBN 5-901631-01-3 .
- Катасонова Е. Л. Японцы в реальном и виртуальном мирах : очерки современной японской массовой культуры. — М. : Восточная литература, 2012. — 357 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036522-3 .
- на английском языке
- Betts R. F. . — Routledge, 2004. — 192 p. — ISBN 978-1-13-459839-7 .
- Brenner R. E. Understanding Manga and Anime. — Greenwood Publishing Group, 2007. — 356 p. — ISBN 978-0-31-309448-4 .
- Brown S. T. Cinema Anime. — Palgrave Macmillan, 2006. — 256 p. — ISBN 978-1-40-398308-4 .
- Cavallaro D. Anime Intersections: Tradition and Innovation in Theme and Technique. — McFarland, 2007. — 209 p. — ISBN 978-0-78-643234-9 .
- Clements J. The Anime Encyclopedia: A Guide to Japanese Animation Since 1917 / Jonathan Clements, Helen McCarthy. — 2-е изд. — Stone Bridge Press, 2006. — 867 p. — ISBN 978-1-93-333010-5 .
- Gravett P. . — Laurence King Publishing, 2004. — 176 p. — ISBN 978-1-85-669391-2 .
- Gray G. . — Berg, 2010. — 192 p. — ISBN 978-1-84-788760-3 .
- Katzenstein P. J. / Peter J. Katzenstein, Takashi Shiraishi. — Cornell University Press, 1997. — 416 p. — ISBN 978-0-80-148373-8 .
- Kovacs G. / George Kovacs, C. W. Marshall. — Oxford University Press, 2011. — 288 p. — ISBN 978-0-19-979236-8 .
- MacWilliams M. W. Japanese Visual Culture: Explorations in the World of Manga and Anime. — M.E. Sharpe, 2008. — 352 p. — ISBN 978-0-76-561602-9 .
- McCarthy H. . — Ilex Press, 2009. — 272 p. — ISBN 978-0-8109-8249-9 .
- Onoda Power N. . — University Press of Mississippi, 2009. — 219 p. — ISBN 978-1-60473-220-7 .
- Patten F. . — Stone Bridge Press, 2004. — 383 p. — ISBN 978-1-88-065692-1 .
- Perper T. / Timothy Perper, Martha Cornog. — ABC-CLIO, 2011. — 254 p. — ISBN 978-1-59-158908-2 .
- Petersen R. S. . — ABC-CLIO, 2011. — 274 p. — ISBN 978-0-31-336330-6 .
- Power D. / Dominic Power, Allen J. Scott. — Routledge, 2004. — 280 p. — ISBN 978-1-13-432974-8 .
- Schilling M. . — Weatherhill, 1997. — 343 p. — ISBN 978-0-83-480380-0 .
- Schodt, Frederik L. . — Stone Bridge Press, 2007. — 248 p. — ISBN 978-1-933330-54-9 .
Ссылки
- (англ.) . Tezuka Productions. Дата обращения: 5 августа 2016. 17 апреля 2016 года.
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|
- 2021-02-21
- 1