Interested Article - Обон (праздник)
- 2020-02-19
- 1
Обон ( яп. お盆 ) или Бон ( яп. 盆 ) — японский трёхдневный праздник поминовения усопших. Согласно традиции считается, что в это время года души усопших возвращаются к живым и посещают своих родных. Нередко его называют Праздником фонарей, потому что с наступлением темноты они вывешиваются родными — дабы души усопших могли найти дорогу домой. В современном Обоне сплетаются исконные традиции и буддийские обычаи, складывающие его истоки. Несмотря на то, что Обон не является государственным праздником, многие компании закрывают свои офисы на эти три дня, и работники возвращаются в свой родной дом, в результате чего транспортная сеть перегружается.
Обон — один из важнейших буддийских праздников. В храмах в это время происходит чтение священных книг, родственники кладут свои подношения к алтарям. К вечеру в парках можно увидеть специальный исполняющийся под звуки фольклорной музыки и пения танец — бон одори — призванный успокоить души предков. Многие надевают юката для исполнения этого танца. Закрывается праздник торжественным торо нагаси ( яп. 灯籠流し то:ро: нагаси ) — красочные бумажные фонарики со свечами пускаются по реке или морю, указывая душам безопасный путь в царство мёртвых.
Исторически, Обон праздновался с 13 по 15 день седьмого месяца по лунному календарю . После перехода Японии на григорианский календарь в 1873 году, некоторые люди начали праздновать его по новому календарю (13—15 июля), некоторые 13—15 августа (поскольку это ближе к традиционной дате), а некоторые по старому лунному календарю. В последнее время вместе со спадом соблюдения религий, стала преобладать августовская дата. Кроме того, на это время приходится метеорный поток , который как нельзя лучше ассоциируется с душами умерших. В современной Японии дата празднования Обона различается в разных частях страны:
- 13—15 августа ( яп. 8月盆 Хатигацу Бон ) — бо́льшая часть страны;
- 13—15 июля ( яп. 7月盆 Ситигацу Бон ) — в некоторых районах Токио , в Иокогаме и в некоторых частях Тохоку ;
- по старому лунному календарю ( яп. 旧盆 Кю: Бон ) — на севере Канто , в некоторых частях Тюгоку , Сикоку и Кюсю , и на Окинаве .
Происхождение праздника
Слово «Обон» — это сокращение от японизированного названия буддистского праздника ( дев. उल्लम्बन ; яп. 盂蘭盆会 , урабонъэ), что на санскрите означает «висение вверх ногами» и подразумевает великое страдание. В ( англ. ) рассказывается история про Мокурэна ( Маудгальяяну ), ученика Будды, который использовал свои способности, чтобы повидаться со своей умершей матерью. Он обнаружил, что та попала в мир голодных духов и сильно страдала. Взволнованный, он пошёл к Будде и спросил, как ему вызволить свою мать. Будда посоветовал ему сделать приношения еды, благовоний и светильников множеству монахов, которые вернулись из летнего уединения, на пятнадцатый день седьмого месяца. Ученик сделал это, и его мать была освобождена .
Согласно легенде, он также стал замечать её прошлую бескорыстность и жертвы, на которые она пошла для него. Ученик от счастья, что его мать свободна, и в благодарность за её доброту стал танцевать. Считается, что от его танца и пошёл Бон одори, танец памяти предков и благодарности за их жертвы.
Бон одори
Бон одори ( яп. 盆踊り ) — традиционный японский танец , исполняемый во время празднования Обон и символизирующий выражения благодарности предкам.
Каждый регион Японии имеет собственную музыку и движения. Музыкой могут быть песнопения, имеющие отношения к общению с духами или к местному фольклору. Вследствие этого бон одори может существенно различаться в зависимости от места проведения. Северная часть Японии, Хоккайдо , известна своей песнью « » ( яп. ソーラン節 ) . Песнь «Токё ондо» происходит от Токио ( яп. 東京 то:кё: ) . Токусима на Сикоку известна танцем « Ава-одори » ( яп. 阿波踊り , также известен, как «танец дураков») , а далеко на юге, на Кагосиме , поют «Охара буси».
Типичный бон одори представляет собой хоровод вокруг высокой деревянной постройки под названием ягура ( яп. 櫓 , букв. «башня») , возведённой специально для праздника. Ягура также служит помостом для музыкантов и певцов. Танцоры могут двигаться как по, так и против часовой стрелки вокруг ягуры. В некоторых танцах направление может меняться, хотя обычно оно постоянно. Время от времени, танцоры перестают кружить и двигаются к и от ягуры. Также некоторые танцы, как «охара буси» и «ава одори», проводятся в виде процессии по улицам города.
Танец отдельного региона может изображать историю данного региона и его специализацию. Например, движения танца «танко буси» (песня добычи угля) старой шахты Микэ на Кюсю демонстрируют движения шахтёров, добывающих уголь (копание, погрузка, развешивание фонарей…). Все танцоры исполняют эти движения в унисон.
Во время танца могут также использоваться специальные предметы: веера, полотенца тэнугуи , деревянные трещотки . Например «ханагаса одори» префектуры Ямагата исполняется с украшенной цветами соломенной шляпой.
Музыка может не ограничиваться фольклорной музыкой. Некоторые современные энка (японские баллады) и мелодии с ритмом для марша также используются для бон одори, например «покэмон ондо», завершающая серии популярного в Японии аниме Покемон .
Традиция бон одори была заложена в конце периода Муромати как публичное развлечение. Со временем изначальная религиозность танца спала и он стал просто ассоциироваться с летом.
Примечания
- (англ.) . About.com Guide. Дата обращения: 9 декабря 2009. Архивировано из [gojapan.about.com/cs/japanesefestivals/a/obonfestival.htm оригинала] 15 марта 2012 года.
- (англ.) . Дата обращения: 9 декабря 2009. Архивировано из 15 марта 2012 года.
- (англ.) . Дата обращения: 9 ноября 2009. 15 марта 2012 года.
Ссылки
- (англ.)
- 2020-02-19
- 1