Евреи в Гонконге
- 1 year ago
- 0
- 0
Евре́и ( ивр. יְהוּדִים — «йехудим», идиш ייִדן/אידן — «(й)идн», сеф. ג׳ודיוס — «джудиос») — народ семитского происхождения, восходящий к населению древнего Израильского и Иудейского царств , живущий во многих странах мира, однако с 1948 года существует также еврейское государство Израиль . Численность евреев на 2018 год оценивалась в пределах 14,6—17,8 млн человек, согласно « »; из них 44,9 % проживали в Израиле и 39 % — в США .
Традиционной религией евреев является иудаизм . Исторически понятия еврей и иудей тесно переплетены и в ряде языков неразличимы. В современном русском языке еврей — это национальность, а иудей — вероисповедание, религиозная принадлежность. Большинство евреев говорит на языках тех стран, в которых живёт. В Израиле государственным языком является иврит , возрождённый в качестве разговорного в XIX веке (см. « Война языков »). В разных странах существует также ряд специфических еврейских языков , крупнейший из которых — идиш — входит в германскую группу языков .
Современное название народа на иврите — עִבְרִים [иврим], יְהוּדִים [йехудим] ; на идише — ייִדן [йидн]; на сефардском языке — ג׳ודיוס [джудиос].
Древним названием евреев является также бней-Исраэль — «сыновья Израиля » (Иакова), то есть «потомки праотца Иаковa» (Израиля).
Согласно Танаху , корень евреев происходит из месопотамской семьи середины 2-го тысячелетия до нашей эры. Праотцы народа — Авраам , Исаак и Иаков. Потомки Иакова образовали 12 колен (племён) Израиля, живших во второй половине 2-го тысячелетия до нашей эры в Египте . Приблизительно к началу 1-го тысячелетия до нашей эры они вышли из Египта и обосновались на земле Ханаан .
Греческое слово Ἰουδαῖος происходит от древнееврейского יהודי [йехуди] . В свою очередь, от греческого слова происходят лат. judaeus , англ. Jew , фр. Juif , нем. Jude , польск. żyd , рус. иудей и т. д.
Изначальное название йехуди относилось к потомкам ( колена ) Иуды , впоследствии — к жителям Иудейского царства вне зависимости от их племенной принадлежности. После падения Иудейского царства название йехуди потеряло специфическую связь с Иудейским царством и превратилось в термин, обозначающий национально-религиозную принадлежность вне связи с какой-либо территорией или коленом.
На иврите слово «еврей» выглядит как иври (собственно, отсюда и название языка иврит — «еврейский», букв.: «еврейская» ). Слово עברי [иври] происходит от существительного עבר [э́вер] — «та сторона», например район Тель-Авива עבר הירקון [эвер ха-яркон] — «та сторона Яркона , Заярконье». Следовательно, иври — это прилагательное «потусторонний» либо «заречный», то есть «пришелец с той стороны (реки Евфрат )» . Впервые в тексте Библии это слово относится к Аврааму , вышедшему в Ханаан из Харрана ( Быт. ).
Другое традиционное толкование упоминает предка Авраама Евера (Эвера), правнука Сима . Существует также версия происхождения этнонима иври от названия группы племён хабиру .
Русское название народа «евреи» восходит через старославянский язык к древнегреческому Ἑβραῖος [ hebrajos ], позднее — [ эврэос ], которое, в свою очередь, происходит от древнееврейского самоназвания עִבְרִי [иври] . Подобным образом происходит и латинское hebraeus , к которому восходят англ. Hebrew , нем. Hebräer , фр. Hebreu , итал. ebreo , исп. hebreo и т. д.
Слово « жид » в современном русском языке считается оскорбительным . Оно, как и польск. Żyd , лит. Žydas или чеш. Žid , восходит к позднепраславянскому *židъ , заимствованному из итал. giudeo , что, в свою очередь, является продолжением лат. judaeus — « иудей ». Это обозначение евреев и/или иудеев сохранилось, например, в польском, чешском и литовском языках, где слово «еврей» не употребляется, и в юго-западном наречии украинского языка (но уже в языковом стандарте современного украинского языка предпочтительнее использовать слово єврей ).
Слово «гебреи» ( hebraeus ) является архаичной формой, происходящей от латинизированного названия, и сегодня почти уже не употребляется. Тем не менее дисциплины, изучающие еврейский язык, евреев и всё, что связано с еврейскими определениями, объединены в науку под названием гебраистика .
Наиболее древним источником, дающим определение «еврейства», является еврейское право — Галаха , основанное на постановлениях законоучителей Талмуда . Согласно Галахе,
евреем является человек, рождённый матерью-еврейкой или обращённый в еврейство в соответствии с религиозным каноном ( гиюр ).
В период до разрушения Первого Храма , когда евреи постоянно жили на принадлежащей им земле и еврейская национально-религиозная община жила устойчивой и полноценной жизнью, евреем являлся всякий, кто принадлежал к еврейскому национально-религиозному сообществу — даже если он не происходил от одного из колен Израилевых . Положение принципиально изменилось после возвращения из вавилонского пленения (538 до н. э.). Падение Израильского , а затем и Иудейского царств сопровождалось насильственным выселением завоевателями части еврейского населения и переселением в Землю Израиля неевреев. Следствием этого были смешанные браки, угрожавшие дальнейшему существованию еврейского народа, и ослабление национально-религиозного самосознания у евреев, остававшихся в стране. В результате Ездра (Эзра) и Неемия (Нехемия) распространили запрет Библии на смешанные браки на все окружавшие евреев народы ( Езд. ; Неем. , ). Принадлежность к общине определялась теперь в первую очередь на основании религиозного критерия, и община признавала своими членами лишь тех, кто принимал на себя религиозные обязательства. Строго религиозный критерий еврея, введённый Эзрой и его соратником Нехемией, привёл к культурно-религиозному обособлению евреев от языческого мира.
Если ещё в XVII—XVIII веках принадлежность к еврейству в глазах общины определялась галахическими критериями (происхождение от матери-еврейки или принятие иудаизма), а в глазах неевреев — вероисповеданием, то с наступлением эпохи эмансипации религия постепенно перестаёт служить критерием принадлежности к еврейству. По этим причинам, а также в связи с тем, что различные определения еврейства частично перекрываются и оказывают одно на другое взаимное влияние, вопрос определения «Кто является евреем?» остаётся предметом обсуждения и споров .
В то же время, определение того, кого считать евреем, давалось также и различными антисемитскими толкователями, с целью преследования евреев. Эти определения еврейства оказали значительное влияние на характер этого вопроса на протяжении всего XX века. Наиболее известным примером являются так называемые Нюрнбергские расовые законы .
Компании, предлагающие коммерческое «определение этнического происхождения по ДНК», нередко указывают в результатах «еврейство», что неоднозначно оценивается в еврейском сообществе .
С образованием Государства Израиль в качестве еврейского национального государства, возникла насущная необходимость в юридической формулировке критериев принадлежности к еврейству: должно ли это определение совпадать с галахическим или же евреем может быть признан всякий, кто заявляет о своей принадлежности к еврейскому народу. Закон о возвращении Государства Израиль в настоящее время гласит :
В применении к настоящему Закону евреем считается тот, кто рождён от матери-еврейки и не перешёл в другое вероисповедание, а также лицо, принявшее иудаизм.
Обращение в иудаизм происходит путём прохождения процедуры посвящения, называемой гиюром ( ивр. גִּיּוּר ), который сопровождается у мужчин обрезанием (брит мила) и окунанием в микву как мужчин, так и женщин. В отличие от христианства и ислама, иудаизм не приветствует прозелитизм , и гиюр пройти нелегко. Но очень развито обращение к светским евреям соблюдать заповеди, совершить «хазара бэ тшува» «возвращение к вере» (смысловой перевод), или «обратно возвращаясь» («возврат к ответу»). В Израиле человек, прошедший гиюр, официально считается евреем по национальности, что соответствует еврейской традиции. Прошедший гиюр за границей может претендовать по Закону о Возвращении на въезд в страну.
В новых течениях иудаизма — реформистском , консервативном и реконструктивистском — имеются иные правила для прохождения гиюра.
Как народ, древние евреи сложились во 2-м тысячелетии до н. э. на территории древнего Ханаана . По одной из версий, это произошло в результате ассимиляции семитоязычными скотоводами-кочевниками среднего течения Евфрата (« хапиру ») земледельцев оазисов Ханаана, говоривших на иных семитских языках ( амореи ) и местного досемитского населения [ источник не указан 1367 дней ] .
Согласно еврейской традиции, записанной в Торе, еврейский народ сформировался в результате Исхода из Египта и принятия Закона Торы у горы Синай . Пришедшие в Ханаан евреи были разделены на 12 племён («колен»), ведущих своё происхождение от сыновей Иакова -Израиля.
На рубеже 2—1-го тысячелетий до н. э. возникает Израильское царство Давида .
В X веке до н. э. царём Соломоном (Шломо) был построен Храм ( Бейт ха-микдаш , «Дом Святости») в Иерусалиме . После смерти Соломона еврейское государство разделяется на два царства — Израиль и Иудею . На протяжении многих веков создаётся Танах (еврейское Священное Писание ).
В 722 году до н. э. население Северного Израильского царства — потомки десяти из двенадцати колен Израиля были переселены ассирийцами в Мидию , где растворились среди окружающего населения. Предания о «десяти пропавших коленах» были популярны в еврейском, христианском и мусульманском фольклоре, до сих пор распространены среди восточных еврейских общин и среди иудействующих движений. Согласно одной из версий они вернутся перед приходом Мессии (Машиаха).
В 586 году до н. э. вавилоняне завоевали Иудейское царство , разрушили Иерусалимский храм и увели значительную часть евреев в Вавилон ( Вавилонское пленение ).
С завоеванием Нововавилонского царства персами и экспансией Персидской империи Ахеменидов ( 539 год до н. э. ) часть евреев возвратилась в Иудею, где был построен Второй Храм , вокруг которого возобновилась государственная и этническая консолидация евреев, а бо́льшая её часть стала расселяться по всей Персидской империи, которая простиралась от Индии до Эфиопии. С этого времени начинает складываться доминирующая модель этнического развития евреев, включающая символический и культурный центр в Израиле и обширную диаспору. Возникнув первоначально в Месопотамии, с конца 1-го тысячелетия до н. э. диаспора охватывает Северную Африку и Египет, Западное Средиземноморье, Грецию, Малую Азию, Сирию, Кавказ, Крым, Иран, Среднюю Азию и до Индии.
В период подчинения Земли Израиля Птолемеям и Селевкидам (IV—II века до н. э.) евреи подвергаются культурной эллинизации, наряду с древнееврейским и арамейским распространяется также древнегреческий язык ( койне ).
В результате восстания Маккавеев возникло Хасмонейское царство (164—37 до н. э.). В то время эллинизированные группы и нееврейские семитские народы Негева и Заиорданья влились в состав еврейского народа.
Завоевание Иудеи Римом (63—37 до н. э.) и разгром освободительных движений I—II веков н. э. привели к разрушению Второго Храма ( 70 год н. э. ) и изгнанию большого числа евреев, пополнивших еврейские общины диаспоры. Тогда же появился введённый римлянами термин « Палестина » , который должен был стереть память о еврейском присутствии в Эрец-Исраэль — Земле Израиля.
Когда варварские племена германцев завоевали сначала бывшую провинцию Германия, а потом всю Галлию , они обнаружили многочисленное еврейское население в таких городах, как Клермон , Орлеан , Кёльн , Париж , Марсель . Эти евреи были римскими гражданами, и большинство из них носило римские имена . Причина их появления здесь проста: евреев селили на северо-западе империи как мятежное племя, которое полезно расселять подальше от племенной территории .
Этнический центр в Палестине практически прекратил существование после арабского завоевания 638 года , хотя еврейское присутствие всегда сохранялось.
В диаспоре последовательно сменяется несколько доминирующих центров, где складывались этнические группы евреев ( эдот ), различающиеся по языку и бытовой культуре:
Одна из древнейших этнических групп — вавилонские или иракские евреи ( бавли ), сложилась в середине 1-го тысячелетия до н. э. Община использовала вначале арамейский язык , вытесненный около VIII—IX веков первой волной арабских диалектов (кылту), которые впоследствии сохранились в основном лишь у евреев и христиан, а окружающие мусульмане перешли на диалекты кочевников. Последние представители бавли покинули Ирак в начале американо-иракской войны (2003).
Евреи, сохранившие арамейский язык после арабского завоевания, были оттеснены в Курдистанское нагорье, где сформировались в этническую группу таргум, или лахлухов. В современном Израиле они известны как курдистанские евреи , сохраняют в быту еврейско-арамейские языки. Иранские евреи (парас-у-мадай) обитали в Иране и Средней Азии с ахеменидского периода. С VI—VII веков н. э. сохранились памятники еврейско-персидского языка. Впоследствии они разбиваются на собственно иранских евреев (джиди — 25 тыс. в Иране, 75 тыс. в Израиле, в XX веке большинство перешли с еврейско-иранских языков на фарси); татоязычных горских евреев ; афгано-среднеазиатскую группу, которая в XVIII веке подразделялась на среднеазиатских евреев и говоривших на одном из еврейско-персидских этнолектов афганских евреев, покинувших окончательно Афганистан в конце XX-го века.
С иранскими евреями была связана и группа китаеязычных кайфынских евреев в Китае, сформировавшаяся в VI—VIII веках н. э. и ныне почти ассимилированная китайцами; её немногочисленные потомки в городе Кайфын сохраняют отдельные признаки культурной обособленности.
В раннем Средневековье вдоль путей международной торговли пряностями формировались говорящие на языке маратхи Бней-Исраэль в индийском штате Махараштра и кочинские евреи (говорящие на языке малаялам ), ранее обитавшие на юге Малабарского побережья , проживающие ныне в Израиле.
Еврейские поселения на Аравийском полуострове возникали с середины — 2-й половины 1-го тысячелетия до н. э. Мухаммед создавал новую религию в противостоянии с еврейским населением Медины, однако отдельные еврейские кланы вошли в первоначальную исламскую общину. Арабоязычные потомки евреев населения южной Аравии («тейманим», то есть йеменцы ) живут в основном в Израиле (около 140 тыс. человек), около 200 человек — в Йемене . В раннем Средневековье складываются арабоязычные группы в Северной Сирии и Южной Турции (халяби), Южной Сирии и Ливане (сами); с XVI века в их состав интегрировались беженцы-сефарды из Испании. В XVIII веке несколько кланов халяби и иракских евреев переселились в Индию на службу британской короне, откуда далее они расселились по Юго-Восточной Азии ( Сингапур , Мьянма (Бирма), Гонконг , Индонезия и др.), где они известны под названием багдади . С середины второй половины 1-го тысячелетия до н. э. складывалась этническая группа евреев Магриба, разбивавшаяся на многочисленные географические и субэтнические подгруппы, в том числе бербероязычных евреев Атласа .
В изоляции от всех этих общин развивались эфиопские евреи ( бета-исраэль , или фалаша ), до XX века говорившие на агавских языках, затем — на амхарском и тигринья .
Еврейское население Византии (еваним, романиоты) с XVI века подверглось интенсивной ассимиляции со стороны сефардов. Их потомки, в XX века сменившие этнолект греческого языка (еваника) на стандартный греческий язык, живут в Греции (около 1000 человек).
В Закавказье сформировалась группа грузинских евреев .
Этногенетически с романиотами, а также с хазарами и хазарскими евреями, вероятно связаны славяноязычные евреи Киевской Руси и западно-славянских земель X—XVII веков (кенааним), говорившие на еврейских этнолектах древнерусского и древнечешского языков и впоследствии ассимилированные расселившимися здесь из Германии ашкеназами.
На юго-западе Европы с поздней античности существовала еврейская группа сефардов , говорившая на этнолектах иберо-романских языков. После изгнания 1492 года из Испании они расселяются в Восточном и Западном Средиземноморье, где в их среде формируется еврейско-испанский язык. К ним культурно близки евреи Прованса и евреи Рима (ромаим), говорившие соответственно на этнолектах старопровансальского и итальянского языков (южный лоэз). Все эти группы сохраняли общееврейское самосознание, дополнительным к которому выступало самосознание субэтническое.
В годы, предшествовавшие Второй мировой войне и во время её, немецкими нацистами их союзниками и коллаборационистами в ходе Холокоста были целенаправленно уничтожены около шести миллионов евреев . Наряду с геноцидом армян в Османской империи является одним из самых известных примеров геноцида в XX веке .
Из польских евреев выжило около 300 тысяч: 25 тысяч спаслись в Польше, 30 тысяч вернулись из лагерей принудительного труда, а остальные — это те, кто вернулся из СССР. Уничтожение еврейской жизни, разруха и взрыв антисемитизма, пик которого пришёлся на погром в Кельце в июле 1946 года, вынудили большинство польских евреев оставить страну (по большей части нелегально), отправившись в Центральную Европу. После 1946 года в Польше осталось только 50 тысяч евреев.
В результате нацистского геноцида пришла в упадок и угасла культура идиш , как образ жизни восточноевропейского еврейства и восприятия им окружающего мира
По мнению военного историка Ярона Пашера, многолетние систематические усилия по геноциду еврейского народа привели нацистов к гигантским затратам материально-технических и людских ресурсов за счёт армии, что привело их к военному провалу .
Среди евреев, живших в диаспоре , всегда было распространено сильное стремление возвратиться на историческую родину . Преследования евреев в Европе, начавшиеся в эпоху « крестовых походов », способствовали эмиграции европейских евреев в Святую землю. После Альгамбрского декрета 1492 года этот поток существенно пополнился испанскими евреями, основавшими еврейскую общину Цфата .
Первая большая волна современной иммиграции, известная как Первая алия ( ивр. עלייה ), началась в 1881 году , когда евреи были вынуждены спасаться бегством от погромов в России .
Стремление к созданию собственного государства на Земле Израиля обрело организационные формы с появлением политического сионизма . Сионизм стал ответом на антисемитизм Нового времени , который отвергал ассимиляцию евреев . Важным событием в борьбе евреев за создание собственного государства стала так называемая « Декларация Бальфура », в которой Великообритания устами министра иностранных дел заявила, что не возражает против создания «еврейского национального очага» в Палестине . 24 апреля 1920 года на конференции в Сан-Ремо «Декларация Бальфура» была утверждена союзниками как основа послевоенного урегулирования в Палестине . На основании решений конференции в Сан-Ремо Лига Наций вручила в 1922 году Великобритании мандат на Палестину , объясняя это необходимостью « установления в стране политических, административных и экономических условий для безопасного образования еврейского национального дома » .
Рост иммиграции евреев в Палестину привёл к росту арабского национализма и к ухудшению отношений между арабами и евреями. Массовые протесты арабов вынудили Великобританию ввести ограничения на еврейскую иммиграцию и приобретение евреями земли. Часть подмандатной территории была отдана под образование арабского государства Трансиордании , где запрещалось селиться евреям. При этом арабы воспринимали британскую политику как подрыв идеи единого арабского мира. Как элита, так и народные массы объединились в неприятии создания еврейского государства . Наплыв в 1930-е годы еврейских беженцев из Европы, спасавшихся от нацистских преследований, закончился арабским восстанием . 17 мая 1939 года британское правительство опубликовало Белую книгу Макдональда , которая практически запретила еврейскую иммиграцию, и ревизовало Декларацию Бальфура, заявив, что «еврейский национальный очаг уже создан» . После 1945 года Великобритания оказалась вовлечена в нарастающий конфликт с еврейским населением . Во время Мандата евреи никогда не составляли большинство населения Палестины, но численность свою значительно увеличили, так, в 1920 году здесь арабы составляли абсолютное большинство (90 %), а к 1947 году евреи составили 31 % населения .
В 1947 году британское правительство заявило о своём желании отказаться от мандата на Палестину, аргументируя это тем, что оно не способно найти приемлемое для арабов и евреев решение . Созданная незадолго до того Организация Объединённых Наций на Второй сессии своей Генеральной Ассамблеи 29 ноября 1947 года приняла план раздела Палестины ( резолюция Генеральной ассамблеи ООН № 181 ). Большинство еврейского населения приветствовало предложенный план раздела Палестины. Арабские руководители, в том числе Лига арабских государств и палестинский Высший арабский совет , категорически отвергли план ООН по разделу Палестины .
Стычки между еврейскими и арабскими вооружёнными формированиями стали перерастать в полномасштабные военные столкновения, и британские власти не в состоянии были помешать этому. Великобритания объявила о прекращении Мандата с 15 мая 1948 года, на несколько месяцев раньше срока, предусмотренного планом ООН. Еврейское государство было провозглашено 14 мая 1948 года в здании музея на бульваре Ротшильда в Тель-Авиве , за один день до окончания британского мандата на Палестину .
В Декларации независимости Израиля говорилось о возникновении еврейского народа на Земле Израиля и его стремлении вернуться на историческую родину. Упоминались Катастрофа еврейского народа и выстраданное им право на собственное государство. Декларация ссылалась на Резолюцию ООН о создании еврейского государства, сообщала о формировании переходных органов власти и гарантировала открытость для репатриации всех евреев на планете , а жителям страны гарантировала «полное общественное и политическое равноправие всех своих граждан без различия религии, расы или пола … свободу вероисповедания и совести, право пользования родным языком, право образования и культуры», а также охрану святых мест всех религий и верность принципам ООН. Арабам предлагалось прекратить кровопролитие, блюсти мир и участвовать в строительстве нового государства на условиях гражданского равноправия .
О подсчётах еврейского населения в древности есть упоминания в Библии . Они приписываются Моисею (Чис. 1:2—46; 26:2—51, 62) и Давиду (II Сам. 24:2—9; I Хр. 21:2—5). Однако библейская критика полагает эти данные сомнительными. В Краткой еврейской энциклопедии приводится следующая оценочная таблица численности евреев в период 1000—586 годов до н. э. в тыс. человек :
1000 | 733—701 | 586 | |
---|---|---|---|
Иудея | 450 | 300—350 | 150 |
Израиль | 1350 | 800—1000 |
|
Всего | 1800 | 1100—1350 | 150 |
1300 г. | 1300 г. | 1490 г. | 1490 г. | |
---|---|---|---|---|
Страна | евреи | общ.нас. | евреи | общ.нас. |
Франция (включая Авиньон) | 100 | 14 000 | 20 | 20 000 |
Священная Римская империя (включая Швейцарию и Нидерланды) | 100 | 12 000 | 80 | 12 000 |
Италия | 50 | 11 000 | 120 | 12 000 |
Испания (Кастилия, Арагон и Наварра) | 150 | 5500 | 250 | 7000 |
Португалия | 40 | 600 | 80 | 1000 |
Польско-Литовское государство | 5 | 500 | 30 | 1000 |
Венгрия | 5 | 400 | 20 | 800 |
Всего | 450 | 44 000 | 600 | 53 800 |
Типичная рождаемость евреев в большую часть их истории оценивается в 5—6 рождённых детей на одну женщину . Рождаемость у евреев Центральной Европы начала снижаться уже в первой половине 19 века. Потом эта тенденция распространилась на Восточную Европу. Тенденция к снижению рождаемости у евреев в целом проявлялась раньше, чем у коренных народов тех регионов, где они жили .
В XXI веке общая численность евреев в мире оценивается от 12 до 15 млн человек. Численность еврейского населения, заявленная в переписях, может существенно отличаться от численности лиц, внутренне осознающих себя евреями.
В России в послереволюционных переписях национальность называл сам опрашиваемый. Поэтому, например, до 1930-х годов в них в качестве евреев не фигурируют люди, себя таковыми не считавшие (в то время около 20 %) . В дальнейшем доля евреев в СССР , не считавших разумным декларировать свою национальность , продолжала расти — вплоть до начала 1980-х годов.
№ страны | Страны | Евреи | % по стране | % от всех евреев | год |
---|---|---|---|---|---|
1 | Израиль | 6 772 000 | 74,1 % | 42,89 % | 2020 |
2 | США | 5 425 000 | 2,1 % | 38,02 % | 2013 |
3 | Франция | 606 000 | 1,0 % | 3,97 % | |
4 | Канада | 393 660 | 1,2 % | 2,58 % | |
5 | Великобритания | 350 000 | 0,57 % | 2,29 % | |
6 | Аргентина | 280 000 | 0,8 % | 1,84 % | 2005 |
7 | Россия | 157 641 | 0,14 % | 1,03 % | 2010 |
8 | Австралия | 120 000 | 0,56 % | 0,79 % | |
9 | Германия | 118 000 | 0,14 % | 0,77 % | |
10 | Бразилия | 96 500 | 0,05 % | 0,63 % | |
11 | Украина | 80 000 | 0,16 % | 0,52 % | |
12 | Южная Африка | 72 000 | 0,15 % | 0,47 % | |
13 | Польша | 50 000 | 0,6 % | 0,33 % | |
14 | Венгрия | 49 700 | 0,4 % | 0,33 % | |
15 | Испания | 48 409 | 0,12 % | 0,32 % | |
16 | Нидерланды | 45 000 | 0,28 % | 0,29 % | |
17 | Мексика | 39 800 | 0,03 % | 0,26 % | |
18 | Бельгия | 31 200 | 0,3 % | 0,20 % | |
19 | Молдавия | 31 187 | 0,7 % | 0,20 % | |
20 | Уругвай | 30 743 | 0,9 % | 0,20 % | |
21 | Италия | 30 213 | 0,05 % | 0,20 % | |
22 | Чили | 25 375 | 0,13 % | 0,17 % | |
23 | Венесуэла | 20 900 | 0,1 % | 0,14 % | |
24 | Иран | 25 405 | 0,035 % | 0,17 % | |
25 | Эфиопия | 20 000 | 0,027 % | 0,13 % | |
26 | Швеция | 20 000 | 0,2 % | 0,13 % | |
27 | Узбекистан | 17 453 | 0,065 % | 0,11 % | |
28 | Турция | 17 415 | 0,025 % | 0,11 % | |
29 | Швейцария | 17 000 | 0,2 % | 0,11 % | |
30 | Индия | 15 405 | 0,005 % | 0,101 % | |
31 | Белоруссия | 12 926 | 0,14 % | ||
32 | Панама | 10 029 | 0,33 % | 0,066 % | |
33 | Латвия | 9001 | 0,397 % | 0,059 % | |
34 | Австрия | 8184 | 0,1 % | 0,054 % | |
35 | Грузия | 7951 | 0,17 % | 0,052 % | |
36 | Азербайджан | 7911 | 0,1 % | 0,052 % | |
37 | Дания | 7062 | 0,13 % | 0,046 % | |
38 | Румыния | 6029 | 0,027 % | 0,040 % | |
39 | Новая Зеландия | 7077 | 0,17 % | 0,046 % | |
40 | Греция | 5334 | 0,05 % | 0,035 % | |
41 | Марокко | 5236 | 0,016 % | 0,034 % | |
42 | Казахстан | 4100 | 0,027 % | 0,027 % | |
43 | Литва | 3596 | 0,1 % | 0,024 % | |
44 | Колумбия | 3400 | 0,008 % | 0,022 % | |
45 | Чехия | 4000 | 0,03 % | 0,026 % | |
46 | Словакия | 3041 | 0,056 % | 0,020 % | |
47 | Перу | 2800 | 0,01 % | 0,018 % | |
48 | Коста-Рика | 2500 | 0,06 % | 0,016 % | |
49 | Болгария | 2300 | 0,031 % | 0,015 % | |
50 | Армения | 2000 | 0,035 % | 0,013 % | |
51 | Ирландия | 1930 | 0,045 % | 0,013 % | |
Итого | 51 страна | 15 256 487 | — | 100 % |
Организованные еврейские общины существуют в 110 странах мира.
Весь мир | Израиль | Европа | США |
Другие
страны |
|
---|---|---|---|---|---|
1800 | 2,5 | — | |||
1825 | 3,28 | — | 2,73 | 0,55 | |
1880 | 7,73 | — | 6,8 | 0,93 | |
1883 | 7,8 | 0,024 | |||
1901 | 10,62 | 0,05 | 8,69 | 1,93 | |
1915 | 13,5 | 0,085 | 9,1 | 4,48 | |
1923 | 14,4 | 0,084 | |||
1926 | 14,8 | 0,136 | |||
1939 | 16,6 | 0,449 | |||
1940 | 16,724 | 0,449 | 9,48 | 7,244 | |
1948 | 11,275 — 11,5 | 0,650 | 3,781 | 6,844 | |
1951 | 1,203 | ||||
1956 | 11,8 | 1,5905 | |||
1961 | 1,9113 | ||||
1966 | 2,2991 | ||||
1967 | 13,455 | 2,776 | 3,688 | 6,991 | |
1971 | 12,63 | 2,282 | |||
1976 | 12,74 | 2,9594 | |||
1981 | 12,84—14,286 | 3,2827 | 4,102 | 6,901 | |
1986 | 12,87 | 3,5172 | |||
1991 | 12,87 | 3,9467 | |||
1996 | 12,892 | 4,5223 | |||
2001 | 12,914 | 4,9554 | |||
2002 | 12,936 | 5,025 | |||
2003 | 12,948 | 5,0942 | |||
2004 | 5,143 | ||||
2016 | 14,411 | 6,335 | 8,076 | ||
2017 | 14,4 —14,6 | 6,450 | 7,95—8,15 | ||
2018 | 14,7 | ||||
2019 | 6,668 | ||||
2020 | |||||
2021 | 15,2 | 6,9 | 6,0 | ||
2022 | 6,982 |
Общий коэффициент фертильности (среднее число детей, рождённых одной женщиной в течение её жизни) в Израиле на протяжении всей его истории неуклонно снижался.
Израиль | Евреи | Мусульмане | |
---|---|---|---|
1960—1964 | 3,85 | ||
1980—1984 | 3,13 | 2,8 | 5,54 |
1985 | 2,79 | 5,54 | |
1989 | 2,79 | 4,7 | |
2002 | 2,89 | 2,64 | 4,58 |
2017 | 2,39 | 2,83 | |
2018 | 2,98 | ||
2019 | 2,97 | 3,09 | |
2020 | 2,88 | 3,0 | 2,82 |
Наиболее крупными этническими группами среди евреев являются ашкеназы (из Центральной и Восточной Европы, в частности практически все евреи России) и сефарды (изначально из Испании и Португалии, затем рассеянные по всему Средиземноморью).
Другими этническими группами являются: арабские евреи ; лахлухи , персидские и бухарские евреи ; грузинские евреи ; горские евреи ; индийские евреи , романиоты , , фалаша и др.
Изучение генотипа разных групп евреев и сравнение с генотипами других народов дают противоречивые результаты. Согласно одним работам, основные еврейские группы ближе друг другу, чем к соседним народам. Это противоречит аргументам о том, что евреев объединяет лишь культурное, а не этническое происхождение . Однако согласно исследованиям митохондриальных ДНК (которые передаются по материнской линии), евреи ашкеназы произошли от европейских женщин .
По признаку вероисповедания к евреям относят себя так называемые криптоиудеи и иудействующие .
Криптоиудеи — потомки евреев, насильственно обращённых в христианство или ислам, продолжавшие тайно исповедовать элементы иудаизма и сохранять элементы трансформированной еврейской бытовой культуры:
Иудействующие — группы разного этнического происхождения, исповедующие или стремящиеся к исповедованию иудаизма (часто его своеобразной формы) и считающие себя частью евреев:
Наконец, на периферии еврейского этноса находятся караимов и самаритян . Последние не рассматриваются евреями как часть еврейского народа.
Древнейший язык евреев — древнееврейский язык ( иврит ), на котором написан Танах (еврейская Библия). В первые века н. э. его в качестве разговорного сменил один из арамейских языков , позднее в диаспоре на основе языков окружающих народов возникли еврейские языки и этнолекты . Древнееврейский язык перестал быть средством устного общения, но сохранялся в форме лешон-ха-кодеш («языка святости») в качестве основного письменного языка, обслуживавшего религиозную, литературную, образовательную, культурную и деловую сферы. В XX веке этот язык был возрождён в форме современного иврита и стал официальным и основным разговорным языком евреев Израиля .
В странах диаспоры иврит (древнееврейский язык) сохраняется как основной язык иудаизма . Разговорным языком ряда хасидских общин в США , Израиле, Бельгии , Великобритании , Канаде и некоторых других странах служит идиш . Из других специфически еврейских языков и этнолектов наиболее сохранились также сефардский , татский (горско-еврейский), еврейско-арамейские , еврейско-иранские . На сегодняшний день около 45 % евреев говорят по-английски (в США, Канаде, Великобритании, Австралии, ЮАР , Израиле и др.), приблизительно 34 % — на иврите (в Израиле и США), 13 % — по- русски , около 5 % — по-испански, около 4,5 % — по-французски, около 4 % — на идише, приблизительно 3,5 % — по-арабски (в том числе на еврейско-арабских диалектах ); среди евреев многие говорят также на немецком , итальянском , румынском , персидском , польском , амхарском , португальском , венгерском , нидерландском , турецком и других языках.
Большинство верующих евреев являются последователями иудаизма (иудеями). Термин «иудаизм» происходит от греч. йуда́исмос , который восходит к ивр. яхадут (יהדות), однокоренному с йехуди «еврей / иудей».
Священная книга еврейского народа — Танах (еврейское Священное Писание — аббревиатура от Тора ( ивр. תורה ), Невиим ( ивр. נביאים ), Ктувим ( ивр. כתובים ) — « Пятикнижие , Пророки и Писания»). Танах является частью Священного Писания христиан ( Ветхий Завет ) и почитается в исламе .
Также существуют крупные христианские течения еврейской идентичности, включая Евреи за Иисуса и мессианский иудаизм . Значительная часть русскоязычных евреев исповедует православие .
См. также: Иерусалимская православная церковь , Выкресты
Неполноправный социально-экономический статус евреев в диаспоре способствовал сложению у них специализированной культуры. Участие евреев в сельском хозяйстве повсеместно ограничивалось, основными занятиями были ремесло и торговля, часть занималась предпринимательством и ростовщичеством , свободными профессиями. Большинство евреев жило замкнутыми общинами (кегила) в городских кварталах ( гетто в Италии и Германии , худерия (жудерия) в Испании и Португалии , меллах в Северной Африке , махалла в Иране и Центральной Азии ). Самоуправление ( кагал ) возглавлялось экономической элитой (гвир — «сильный», парнас — «кормилец») и раввинатом.
Сохранялись пережитки большой семьи, на Ближнем и Среднем Востоке до середины XX века — полигамия (нормативная моногамия введена у ашкеназов в X веке ). Счёт родства патрилинейный , но по иудаистическим нормам евреем считается только рождённый от матери-еврейки (см. Еврейство ). Общееврейские черты материальной культуры определялись предписаниями иудаизма: кашрут в пище, обязательное покрытие головы для мужчин и замужних женщин и др.
С отменой ряда ограничений прав евреев в Новое время в большинстве европейских стран происходили их ассимиляция и аккультурация , отход от ортодоксального иудаизма , распространились смешанные браки; евреи Восточной Европы и Азии дольше сохраняли традиционную культуру.
Одновременно развивалась консолидация евреев, выражавшаяся в появлении общееврейских культурных и политических движений. В 1881 — 1914 годах усилились миграции евреев (особенно из Российской империи) — в Западную Европу , Америку , Австралию и др., с распространением идеологии сионизма началось их переселение в Палестину .
Этническое развитие европейских евреев было разрушено Холокостом во время Второй мировой войны . После её окончания усилилась эмиграция евреев в страны Нового Света, а также во вновь образованное Государство Израиль , где складывается нация израильтян .
Еврейская история, вклад евреев в мировую культуру и науку и другие темы в рамках иудаики, как и антисемитские идеи, широко отражены в филателии
В 1933 году в СССР была выпущена этнографическая серия почтовых марок «Народы СССР». Среди них была марка, посвящённая евреям.