Английская готика
- 1 year ago
- 0
- 0
Коллегиальная готика ( англ. Collegiate Gothic ) или Академическая готика ( англ. Academic Gothic ) — стилевое течение в архитектуре неоготики , получившее распространение в строительстве образовательных учреждений аналогично коллегиальным (университетским) церквям в период историзма , накануне модерна , в 1800—1900-х годах в Великобритании , США , Канаде и других странах. Архитекторы «коллегиальной готики» следовали в основном стилю Нео-Тюдор, апеллирующему к Тюдор-Ренессансу с элементами готики в Англии XVI столетия .
Создатели коллегиальной готики опирались на традиции средневековой готики , которая в середине XVIII века пережила своё второе рождение в виде неоготики и была популярна на протяжении всего XIX века .
Долгое время корпусы университетов не были выдержаны в одном стиле, представляя «архитектурное ассорти». Американские университеты копировали Оксфордский и Кембриджский университеты, а готика 1860—1870-х годов часто неупорядоченно сочетала элементы похожих стилей . Конкуренцию коллегиальной готике на её начальном этапе развития составлял популярный боз-ар , напоминавший итальянские пантеоны . Однако, любовь ко всему английскому определила в итоге облик студенческих городков .
Первыми примерами использования неоготики на территории университетов в США были библиотеки Ричарда Бонда и Гор-холл (1837—1841, снесена в 1913 году) в Гарвардском университете , здание Свободной академии (1847—1849, снесено в 1928 году; сегодня Городской колледж Нью-Йорка ) архитектора . Архитектор шведского происхождения , вдохновлённый лондонским дворцом Хэмптон-корт , спроектировал Олд-Мэйн (1856—1857) в в Гейлсберге (Иллинойс) .
После Гражданской войны на местную архитектуру оказала влияние викторианская готика:
В 1871 году английский архитектор Уильям Бёрджес спроектировал ряд зданий под впечатлением от французской готики для Тринити-колледжа : Сибари-холл, Башня Нортам, Джарвис-холл. Все они построены в 1878 году в Хартфорде, штат Коннектикут .
Строительство в 1894 году Бэмбрук-холла в колледже Брин-Мар определило подстиль коллегиальной готики . Он получил широкое распространение среди образовательных учреждений, почитающих готику за строгость, древность и моральную дисциплину (поскольку, ряд образовательных учреждений находились в ведомстве религиозных общин) . Подстиль использовали также при строительстве корпусов Пенсильванского (1895—1911), Принстонского (1896—1902) университетов, Университета Вашингтона в Сент-Луисе (1899—1909) и многих других учебных заведений по всей стране .
Известные университеты в начале 1900-х продолжили пристраивать на своей территории кампусы в коллегиальной готике, используя современные материалы. Если экстерьер выдерживался в неоготическом стиле с использованием кирпича и камня, то внутри применялись сталь, штукатурка, глиняная плитка и гипсокартон .
спроектировал новый кампус (1903—1907) Городского колледжа Нью-Йорка в Гамильтон-Хайтс, Манхэттен в стиле коллегиальной готики. В 1901 году архитектурная фирма « » разработала план кампуса для Чикагского университета в коллегиальном стиле. Строительство завершилось через 15 лет. Некоторые сооружения, вроде Башни Митчелла (1901—1908), являются полными копиями исторических зданий .
Со стилем смогла познакомиться широкая аудитория на Всемирной выставке в Сент-Луисе, штат Миссури и на Олимпийских играх в 1904 году. Мероприятия проходили в недавно построенном кампусе Вашингтонского университета .
Создание Гэссон-хола в Бостонском колледже в 1908 году способствовало развитию коллегиальной готики. Работа архитектора для Йельского университета , к которой он приступил в 1917 году, из-за фантазий на тему историзма подверглась критике сторонников набирающего популярность модернизма . Выстроенное им здание Мемориальной библиотеки Стерлинга (1927—1930), напоминающее средневековый собор, вызвало недовольство студентов .
Канадский архитектор спроектировал новый кампус (1928—1930) в коллегиальном стиле для Университета Макмастера , переезжающего в Гамильтон (Онтарио ).
Закат коллегиальной готики начался с периода Великой депрессии .
Впервые термин «Коллегиальная готика» употребил архитектор в своей книге « Архитектура колледжей в Америке» (1929) .
Первоначально стиль использовался при строительстве университетских общежитий. Он демонстрировал «архитектурную поэзию», историческую преемственность — наследие Оксфорда и Кембриджа , но не Падуи , Виттенберга или Парижа . Как отмечал Вудро Вильсон , готические формы прибавляли тысячи лет к истории школы .
Стиль «соединял монастырь и кузницу» , выражал понятие «дисциплины» и давал в период стремительных перемен опору на понятное, изученное прошлое. Инициаторы строительства эстетически приятных кампусов соглашались с понятием, что «здания тоже учат». Американский историк Вернон Луис Паррингтон писал :
Лично мне кажется, что мы говорим слишком много о крупном университете и мало о красивом университете. Если мы надеемся обучать культурных мужчин и женщин, нам следует окружить их предметами, которые вдохновят и приобщат к культуре. Если и есть такое уютное, праведное и прекрасное место, то это — школа.
Строения в стиле коллегиальной готики преимущественно имеют прямоугольное горизонтальное расположение с пристройками в виде вертикальных башен. Арки повторяют технику средневековых готических соборов, особенно при оформлении сквозных проходов. Часто фасад дополнен выдающимися туреллями , контрфорсами ; окантовка по периметру крыши и башен нередко , как в средневековых замках, вершину шпиля венчает (как в Мемориальной часовне Хайнца) .
Ограниченный небольшим пространством при университете Питтсбурга архитектор Чарльз Клаудер прибег в вертикальному строительству, создав так называемый (1926—1937). Он представляет собой 42-этажный небоскрёб, второй по высоте в мире среди университетских и готических зданий , является последним ярким образцом неоготической архитектуры . Интерьеры с высокими сводами выдержаны также в неготическом стиле . К зданию примыкают неоготические кампусы работы Клаудера: Мемориал Стивена Фостера (1935—1937) и Мемориальная часовня Хайнца (1933—1938) в стиле французской готики.
Примеры коллегиальной готической архитектуры среди некоторых учебных заведений: