Биллингс, Джоэл
- 1 year ago
- 0
- 0
Би́лли Джо́эл ( англ. Billy Joel , полное имя Уи́льям Ма́ртин Джо́эл , англ. William Martin Joel ; род. 9 мая 1949 , Бронкс ) — американский автор-исполнитель песен и пианист, один из шести наиболее продаваемых артистов в США за всю историю страны. Обладатель шести наград « Грэмми », в том числе в таких престижных номинациях, как «альбом года» («52nd Street», 1979), «запись года» и «песня года» («Just the Way You Are», 1978).
Билли Джоэл, внук немецкого текстильного магната Карла Йоэля (1889—1982) и брат дирижёра (род. 1971), родился в еврейской нью-йоркской семье небольшого достатка. Его отец, Говард Джоэл, работал в электрической компании, а в свободное время играл дома классику на пианино .
В четыре года Билли начал учиться игре на фортепиано . Устав от постоянных побоев на улице, он решил стать боксёром и провёл на ринге 22 успешных боя в рамках турниров « Золотые перчатки », пока ему не сломали нос в 24-м бою . 16-летнего Джоэла, хорошо игравшего на пианино , пригласили стать клавишником в дворовую команду The Echoes. Посвятив все время музыке вместо учёбы, Джоэл школу так и не окончил. С 1967 по 1969 годы играл в группе The Hassles , с которой было записано два альбома, а затем записывался с одним из её участников в составе дуэта Attila . Дуэт играл психоделический хард-рок : Билли Джоэл — на электронном органе, Джон Смолл — на ударных. Единственный одноимённый альбом Attila был записан на студии Universal , но оказался полностью провальным и на прилавках магазинов так и не появился. Дуэт распался.
После того, как Смолл увёл жену у Джоэлла, в его личной жизни наступил сложный период. Он впал в серьёзную депрессию и даже выпил мебельный лак, намереваясь свести счёты с жизнью . После недельного курса лечения в психиатрической лечебнице (обязательного в случае попытки самоубийства), он заключил контракт на 10 альбомов с малоизвестным лейблом Family Productions. Впоследствии ему стоило немалых усилий освободиться от обязательств по этому контракту (логотип Family Productions присутствовал на всех последующих альбомах Джоэла с 1971 по 1987 год, а Джоэл был вынужден отчислять владельцу Family Productions 1 доллар с каждого проданного им альбома вплоть до 1987 года). В ноябре 1971 под лейблом Family Productions вышел первый сольный альбом Cold Spring Harbor , но некоторые дорожки на нём были по ошибке записаны в ускоренном формате, что делало пластинку малопригодной для прослушивания. Сама же Family Productions не торопилась продвигать альбом, и он даже не появился в крупных музыкальных магазинах. Ситуация разозлила Джоэла, и он решил прекратить все отношения со своим продюсером Арти Рипом ( Artie Ripp ) и владельцем Family Productions: нарушив условия контракта, тайно уехал в Лос-Анджелес , и под именем Билл Мартин ( Bill Martin ) на полгода устроился пианистом в местный бар «Executive Room». Впоследствии, работа в баре легла в основу текста его знаменитого хита 1973 года «Piano Man».
Когда песня 1972 года «Captain Jack», записанная в живом радиоконцерте, стала хитом на местной радиостанции Филадельфии WMMR, лейбл Columbia Records счёл Джоэла многообещающим автором-исполнителем, который в перспективе может составить конкуренцию Элтону Джону .
В конце 1973 года Columbia выпустила альбом Джоэла Piano Man . С годами песня стала его визитной карточкой и вошла в составленный по опросу журнала « Rolling Stone » список 500 лучших песен всех времён .
Следующий альбом (1974) был задуман как концептуальный и содержал множество хитов, окончательно сформировавших композиторскую стилистику и вокальную манеру Джоэла.
В 1975 году, после трёх лет в Лос-Анджелесе, Джоэл вернулся в Нью-Йорк . Под влиянием этого события была написана одна из популярнейших его классических композиций — «New York State of Mind» (также хорошо известная в исполнении Барбры Стрейзанд ). Песня вошла в альбом (1976), который Джоэл спродюсировал сам, и в записи которого впервые участвовали члены его концертной группы, а не приглашённые музыканты. Альбом достиг лишь 122-го места в Billboard 200 . Но «New York State of Mind» впоследствии стала одним из неофициальных гимнов Нью-Йорка.
Осенью 1977 года Джоэл выпустил свой лучший альбом The Stranger , который разошёлся тиражом в 7 млн пластинок. Это был его первый альбом, записанный в сотрудничестве с продюсером Филом Рамоном ( Phil Ramone ), с которым Джоэл впоследствии сотрудничал до 1987 года.
Окончательно утвердил его в статусе суперзвезды следующий альбом — 52nd Street (1978), который провёл восемь недель на первой строчке Billboard 200. Только за первый месяц продаж разошлось 2 млн пластинок. Хотя ведущие музыкальные критики набросились на эту пластинку, обвиняя её в невыносимой пафосности, Джоэл забавлял своих поклонников, разрывая подобные рецензии на своих концертах в клочья и бросая их в толпу. Рок-критики полагали, что за запоминающейся мелодией нет подлинного содержания, а аранжировкам не хватает оригинальности.
В 1980 году Джоэл на протяжении шести недель занимал верхнюю позицию в чартах продаж с альбомом Glass Houses , который задумывался как ответ « новой волне » в музыке. В самой популярной песне этого альбома — «It’s Still Rock’n’Roll to Me», певец подтверждал приверженность рок-н-роллу 1950-х. Получив очередную «Грэмми» за лучший мужской рок-вокал, Джоэл выпустил сборник Songs in the Attic («Песни с чердака») — запись концертного исполнения ранних песен. В начале 1982 года он получил травму левой руки, попав в аварию на мотоцикле, а также развёлся с первой женой Элизабет Вебер (бывшей также его менеджером). Тем не менее, осенью 1982 года вышел концептуальный альбом , положительно встреченный критиками.
В 1983 году Джоэл записал альбом , удачно осовременив множество стилей американской музыки пятидесятых. Сингл «Tell Her About It» достиг первого места в Billboard Hot 100 , в то время как в Великобритании на первое место попала «Uptown Girl» (также известна в интерпретации группы Westlife ). На основные треки были сняты видеоклипы , которые регулярно находились в ротации на MTV . Следующим альбомом стал сборник лучших вещей, который подвел итоговую черту первому периоду творчества Джоэла. Сборник стал одним из самых кассовых двойных альбомов в истории США.
В 1986 году, после 3-летнего периода поисков нового звучания, выходит новый альбом The Bridge с популярным хитом «A Matter of Trust». Это был последний альбом с логотипом Family Productions и записанный под руководством продюсера Фила Рамона. В записи приняли участие Рэй Чарльз , Стив Уинвуд и Синди Лопер .
В 1987 году Джоэл принял приглашение Министерства культуры СССР и дал серию концертов в Советском союзе в рамках мирового тура The Bridge , став первым зарубежным исполнителем, представившим здесь полноценные стадионные шоу . Музыкант взял в поездку свою семью, надеясь «распахнуть окно» для Запада в СССР и развеять мифы о « врагах-коммунистах » . В организацию и проведение гастролей музыкант вложил 2,5 млн долларов .
Джоэл выступил в Тбилиси (спонтанно, после чего у него начались проблемы с горлом), в Москве (в спорткомплексе « Олимпийский », три концерта 26, 27 и 29 июля), в Ленинграде ( СКК им. Ленина , три концерта 2, 3 и 5 августа), а также принял участие в ТВ-программе « Музыкальный ринг » (исполнив, в числе прочего, песню Боба Дилана « The Times They Are a-Changin’ » ). Джоэл заинтересовался личностью Владимира Высоцкого и нанёс визит его родителям, а также посвятил исполнение композиции «Honesty» его памяти на одном из концертов .
Впервые в истории СССР концерт транслировался по радио на весь мир . На первом концерте в Москве, видя, что первые ряды практически не реагируют, музыкант отправился к задним рядам, которые вслед за ним двинулись к сцене . На втором концерте Джоэл (во время исполнения песни «Sometimes a Fantasy»), сорвался на осветителей из американской съёмочной группы — с криками «Stop lighting the audience!» («перестаньте светить на публику!») музыкант перевернул своё электропианино и несколько раз ударил микрофоном по роялю, продолжая исполнять песню . Зрители же хлопали в ладоши, думая, что всё это является частью шоу . Поскольку концерты снимали на камеры для будущего фильма, в зал периодически направлялись мощные прожекторы, попадая под которые, советская публика переставала танцевать и замирала, будучи уверенной, что охранники начнут выводить из зала людей . После концерта Джоэл извинился за эти «действия примадонны» :
Я был готов к трудностям, но не ожидал саботажа со стороны своей собственной команды. Они были увлечены съёмками кино, а не самим концертом. Самое смешное, что на следующий день на улице дети меня спрашивали: «Вы снова будете крушить пианино?»
Кадры переизданной версии выступлений в СССР демонстрировали полную свободу действий не только поклонников Джоэла в зале, но и самого Джоэла на сцене, где он взбирался по кулисам, «боксировал» с микрофонной стойкой, падал с разбега плашмя на рояль и в толпу , удерживавшую его на вытянутых руках в манере рок-концертов конца 80-х. Хотя Джоэл не полностью окупил стоимость поездки , он вернулся домой с триумфом, надеясь на большой культурный сдвиг в сознании советских граждан .
Живая запись ленинградского выступления легла в основу двойного альбома « Концерт » (название пишется на кириллице и в оригинале) . Под впечатлением от общения с советскими людьми Джоэл написал песню «Leningrad» , вошедшую в альбом 1989 года Storm Front . В 2014 году запись концертов в Ленинграде была переиздана на CD, DVD и Blu-ray дисках (« A Matter of Trust — The Bridge to Russia ») . Также вышел документальный фильм о поездке в СССР ; фильм посвящён цирковому артисту Виктору Разинову (с ним артист познакомился и подружился) и всем советским людям .
Тур в России был, наверное, высшей точкой в моей карьере исполнителя. Я увидел людей и понял, что они нам не враги. Я также надеялся, что американцы увидят и поймут, что мы делаем. Что ты скажешь, когда твой сын или внук спросит тебя: "А что ты делал во время Холодной войны, папа?" Теперь мне есть, что ему ответить .
В 1989 году Джоэл снова вернулся на первую строчку Billboard Hot 100 . Его новый сингл « We Didn’t Start the Fire » представлял собой каталог ключевых имён и событий послевоенной истории. Сингл вошёл в альбом Storm Front (1-е место в США), спродюсированный совместно с Миком Джонсом ( Mick Jones , группа Foreigner ). Также, в записи альбома участвовала полностью обновлённая команда музыкантов, за исключением ударника Либерти Де-Витто ( Liberty De-Vitto ).
Студийный альбом « » (1-е место в США) вышел летом 1993 года, и вновь, по желанию нового продюсера, с полностью обновлённой командой музыкантов. На этот раз пришлось уйти и ударнику Де-Витто, который воспринял увольнение с обидой (впрочем, это не помешало ему участвовать ещё в нескольких концертах Джоэла). Хотя запись удалась (особенный успех сопутствовал заглавному треку и снятому на него клипу), Джоэл объявил о том, что намерен завершить карьеру поп-музыканта и выпускать альбомы классической музыки . Между тем, время от времени появляются записи его концертов. В 1999 году Джоэла ввели в Зал славы рок-н-ролла , а на Бродвее поставили мюзикл «Movin’ Out» по одноимённой композиции из альбома 1977 года The Stranger, составленный полностью из классических номеров репертуара Джоэла.
В ночь с 1999 на 2000 год, в рамках празднования миллениума, прошёл 3-часовой концерт Джоэла в Мэдисон-сквер-гарден , часть новогоднего выступления транслировалась в прямом эфире по американскому телевидению. Впоследствии этот концерт выпущен в виде двойного альбома Night 2000 Millenium Concert . Однако фаны, сравнив пиратские записи с официальным изданием, пришли к выводу, что бо́льшая часть материала была записана на другом концерте тура или значительно отредактирована. Правка концертной записи могла объясняться большим количеством вокальных неточностей и инструментальных ошибок в выступлении. Представители музыканта отрицали внесение каких-либо изменений в финальную версию концерта.
В 2001 году вышел студийный альбом , где Джоэл выступил только в роли композитора. Альбом, составленный исключительно из инструментальных сочинений в стиле классической музыки рубежа XX века, был исполнен на рояле классическим музыкантом корейского происхождения ( Richard Joo ). По заявлению самого Джоэла, для правильного исполнения классической музыки его собственный «рок-н-рольный» стиль игры на рояле категорически не подходит, к тому же после аварии 1982 года у него так и не восстановился сломанный большой палец левой руки, поэтому для записи этого альбома был приглашён лауреат конкурса имени Стравинского.
В 2004 году звезда Билли Джоэла появилась на Аллее звёзд в Голливуде .
В 2006 году, после большого перерыва, Джоэл отправился в мировое турне в поддержку бокс-сета My Lives . В бокс-сет вошли 4 диска с ранее неизданными композициями и демозаписями. В рамках тура только в нью-йоркском Мэдисон-Сквер-Гарден было сыграно 12 концертов подряд, что стало новым рекордом зала и было отмечено специальным баннером с числом 12 на его стене. В честь события, в том же 2006 году был выпущен четвёртый по счёту двойной концертный альбом Джоэла 12 Gardens . Год также ознаменовался увольнением постоянного и бессменного ударника группы с 1975 года — Либерти Де-Витто, заменённого на Чака Бёрджи ( Chuck Burgi ). Отношения между Джоэлом и Де-Витто ухудшились к тому времени настолько, что в 2009 году тот подал на Джоэла в суд, потребовав части авторских гонораров за песни периода 1975—1993 годов, так как, по утверждению истца, он являлся соавтором многих мелодий и аранжировок. Де-Витто заявил, что, по требованию Джоэла, вклад в его песни музыкантов группы никогда не указывался в выходных данных альбомов, поскольку тот стремился представить свое творчество как исключительно единоличный продукт.
В 2007 году вышел юбилейный бокс-сет, посвящённый 30-летию альбома «Stranger» (1977). В бокс-сет вошли 3 диска: оригинальная версия альбома Stranger , ранее не издававшийся концерт 1977 года в Карнеги-холл , и DVD-диск с концертом 1978 года, записанным в Великобритании для «Old Grey Whistle Test», легендарной ночной программы телеканала BBC-2 , выходившей с 1971 до 1988 года. Одним из первых ведущих программы был известный рок-журналист Боб Харрис, а формат выступлений подразумевал близкий контакт с публикой и импровизационность.
По поводу отсутствия новых альбомов Джоэл высказался так:
...Есть артисты, которые продолжают записываться, потому что чувствуют, что именно так они сохраняют релевантность. Но если качество их работы ухудшается, это влияет на весь их каталог. Элтон [Джон] сказал мне: “Почему бы тебе не выпускать больше альбомов?” А я сказал: “Почему бы тебе не выпускать меньше альбомов?” Я не хотел говорить: “Ты разрушаешь своё наследие”… Люди чувствуют себя обязанными. Пол Маккартни по сей день [думает]: “Должно быть актуально. Должно быть что-то новенькое. Должен быть хит”. Я перестал чувствовать себя так давным-давно.
Первая жена — Элизабет Вебер Смолл, ставшая музыкальным директором Джоэла. Годы брака: 1973—1982. Общих детей не было. Билли и Элизабет познакомились в период существования дуэта «Attila» (Элизабет была сестрой Гэри Вебера, клавишника группы The Hassles и женой партнера Джоэла по дуэту, ударника Джона Смолла, от которого родила сына) . В 1970 году Смолл спас Джоэла от смерти, обнаружив приятеля в бессознательном состоянии. Рядом валялась пустая бутылка из-под мебельного лака, который показался депрессивному Джоэлу подходящим в тот момент средством сведения счетов с жизнью. Оправившись, Джоэл обратил благосклонный взор поэта на жену друга. По словам продюсера Джоэла, Арти Риппа, песни She’s Got a Way и She’s Always a Woman были посвящены Элизабет. Она же вдохновила Джоэла на образ официантки в песне Piano Man. После развода Джоэл подал в суд на бывшую супругу и ее родственников, также занимавшихся музыкальным бизнесом. Джоэл обвинил их в финансовых махинациях и потребовал возмещения многомиллионных убытков. Детали соглашения не разглашались.
В 1985—1994 годах был в браке с моделью Кристи Бринкли , у пары есть дочь (родилась в 1985 году), также ставшая певицей.
В 2004—2009 годах был женат на 23-летней (к моменту бракосочетания) Кейти Ли. Самому Джоэлу исполнилось к тому времени 55 лет.
Четвертая жена — Алексис Родерик. Бракосочетание состоялось в 2017 году, однако пара была в отношениях с 2009 года. Общие дети: дочь Дэлла Роуз Джоэл родилась в 2015 году, дочь Рэми Энн Джоэл родилась в 2017 году.
Монографии:
Публикации в газетах и журналах :