Студийский устав
- 1 year ago
- 0
- 0
Проскоми́дия ( греч. προσκομιδή «принесение, подношение» от προσκομίζω «приношу») — первая часть литургии западно-сирийского и византийского обряда (как в литургии Иоанна Златоуста , так и в литургии Василия Великого ). На ней путём особых священнодействий из принесённых хлеба и вина приготовляется вещество для евхаристии , при этом совершается поминовение всех членов Церкви, как живых, так и усопших.
Проскомидия совершается иереем или епископом в алтаре на жертвеннике во время чтения часов .
Хлеб для проскомидии должен быть свежим, чистым, пшеничным, хорошо промешенным и приготовленным с закваской , в современной практике — на дрожжах («квасный»). После церковной реформы патриарха Никона для проскомидии стали использовать пять просфор (до реформы литургию служили на семи просфорах) в воспоминание Евангельского чуда о насыщении Христом пятью хлебами пяти тысяч человек . По внешнему виду просфоры должны быть округлыми и двухсоставными (двухъярусными) в ознаменование двух естеств Иисуса Христа . Для проскомидии просфоры полностью не используется — из них копием изымаются частицы.
Для изъятия Агнца используется просфора с особой печатью сверху в виде знака креста, разделяющего собой надпись:
ІС҃ | ХС҃ |
НИ | КА |
(«Ιисус Христос побеждает»). На прочих просфорах могут быть изображения Божией Матери или святых . Исторические свидетельства об Агнце начинают встречаться с IX—X веков: видимо, в древности его приготовление не являлось ещё общепринятым литургическим действием. Первое по времени упоминание об Евхаристическом Агнце принадлежит Константинопольскому патриарху Герману .
Вино для проскомидии должно быть натуральным виноградным вином без примесей. B Православных церквях обычно употребляется красное вино , хотя в Румынской церкви допускают литургическое использование белого вина (так же, как и в латинском обряде у римо-католиков ) .
В церковных текстах нигде не оговаривается конкретная марка вина, но начиная с XIX века в Русской церкви сложилась традиция использовать для евхаристии вино марки « Кагор » — как одного из лучших вин XIX века (несмотря на низкое качество современного «Кагора», стандарт которого сформировался в советское время ).
Во время совершения проскомидии вино, соединённое с водой, вливают в потир , в воспоминание того, что, когда Господь Иисус Христос находился на кресте, один из воинов копьём пронзил Ему ребро, и из пронзённого ребра истекли кровь и вода. Никаких фруктовых соков вместо виноградного вина употреблять не положено .
Иерей творит входные молитвы , входит в алтарь, облачается , омывает руки и на жертвеннике при закрытых Царских вратах начинает совершать проскомидию. При каждом священнодействии он произносит строго установленные тайные молитвы .
Иерей берёт в левую руку просфору для Агнца — Агничную просфору, обращая её буквами IС ХС к себе, а в правую — копие и трижды творит копием знамение креста над печатью просфоры, произнося каждый раз слова « В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа ». Затем приступает к вырезанию из просфоры Агнца:
Иерей надрезает просфору с нижней её части и вынимает Агнец от надрезанных нижней и четырёх внешних сторон её, произнося слова: « Яко вземлется от земли живот Его » ( Ис. ). Затем полагает его в центре дискоса .
После этого Агнец крестообразно надрезается с нижней стороны с произнесением слов: « Жрется (приносится в жертву) Агнец Божий, вземляй (взявший на Себя) грех мира, за мирский живот (жизнь) и спасение ». После этого священник прободает (протыкает) копием правую сторону Агнца, произнося слова из Евангелия от Иоанна : « един от воин копием ребра Ему прободе и абие (тотчас) изыде кровь и вода; и видевый свидетельствова и истинно есть свидетельство его » ( Ин. ). По произнесении этих слов в потир вливается вино, смешанное с водой.
Затем вынимаются частицы из малых просфор (число которых не ограничивается), поданных заранее верующими. В это время читаются поминания о здравии и спасении живых и об упокоении усопших. Вынутые частицы помещаются на дискос вместе с частицами из четвёртой и пятой просфор.
Завершается проскомидия, когда на клиросе читаются 3-й и 6-й (а иногда и 9-й) Часы . На Пасху проскомидия совершается до пасхальной полунощницы — перед началом богослужения.
При совершении Литургии архиереем проскомидия с выниманием частиц из просфор заканчивается во время Великого входа .
Все частицы по окончании Литургии опускаются священником в потир со словами: « Отмы́й (омой) , Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих ».
На дискос с вынутыми частицами устанавливается звездица . Затем дискос и потир покрываются отдельными покровцами , а поверх одним большим покровом — возду́хом. Установленная звездица помогает при этом сохранить порядок частиц.
Затем иерей или диакон кадит перед Дарами, иереем произносится молитва, в которой он от имени всех литургисающих просит Бога благословить предложенные Дары, помянуть принёсших эти Дары и тех, за кого они принесены, самого же его сделать достойным для священнодействия.
На проскомидии вместе с воспоминанием о Рождестве Иисуса Христа воспоминаются Его страдания и смерть. Вследствие этого слова́ и действия проскомидии имеют двойной теолого-духовный смысл.
Приготовление Святого Хлеба и изъятие Агнца знаменуют рождение Иисуса Христа. Жертвенник знаменует Вертеп , дискос — ясли , в которых был положен младенец Христос, звездица — Вифлеемскую звезду , которая привела волхвов в Вифлеем , покровцы — пелены, которыми был укрыт Богомладенец. Потир, кадильница и фимиам знаменуют собой дары, принесённые волхвами. Творимые иереем молитвы и славословия знаменуют собой поклонение и славословие вифлеемских пастухов и волхвов. С точки зрения воспоминаний страданий Христовых дискос символизирует гроб Господень (Усыпальницу Христову), покровы — погребальные пелены, а крестообразное разрезание Агнца и протыкание (прободение) его копием символизируют распятие Иисуса Христа и излияние Его крови.
Соединение всех частиц вокруг Агнца на дискосе символизирует Христианскую Церковь , Глава которой есть Иисус Христос.
В Иконоборческий период (726—843) проскомидию иногда называли чином протесиса ( греч. πρόθεσης — предложение, или лат. credenza — жертвенник) — символическим изображением земной жизни Спасителя и главных моментов Его искупительных деяний, что во многом определялось особым христоцентризмом и взглядом на Евхаристические Дары как на единственное истинное изображение ( икону ) Иисуса Христа, характерным для иконоборческой эпохи .