Interested Article - Бакаджикский Спасский монастырь

Бакаджикский Спасский монастырь ( болг. Бакаджишки манастир "Св. Спас" ) — мужской монастырь Сливенской епархии Болгарской православной церкви , расположенный на северном склоне горе Бакаджик , близ села Чарган (община Тунджа , Ямболская область ) в 10 км от города Ямбол .

История

После окончания русско-турецкой войны 1877—1878 годов , приведшей к освобождению части Болгарии от многовекового турецкого ига, русская армия ещё два года оставалась в стране . В начале 1879 года генерал-лейтенант Михаил Скобелев обсуждал с жителями Ямбола идею построить храм в память о русских воинах. Решено было, что она будет воздвигнута, на северной стороне возвышенности . Было выбрано то место, где во время Апрельского восстания 1876 года располагался старый византийский монастырь Святого Спаса. Рассказывают, что генерал Скобелев лично избрал Бакаджик в качестве места будущего храма .

Строительство было начато весной 1879 года силами 30-й пехотной дивизии . Средства на строительство поступали от пожертвований из России и Болгарии. В числе жертвователей были мать генерала Скобелева — Ольга Николаевна Полтавцева-Скобелева и его сестра — княгиня Белосельская. Местное население, довольно бедное, помогало в основном свои трудом. В праздник Вознесения Господня люди привозили, кто что мог взять — шерсть, пшеницу, коноп, шкуры и разыгрывали товар на аукционе, а средства от их продажи жертвовали на строительство .

12 мая того же года протоиерей Алексий Кузнецов, благочинный 30-й пехотной дивизии, вместе с её командиром генералом Шнитниковым заложил у села Чарган , в 13 верстах от города Ямболь, каменную церковь во имя святого благоверного великого князя Александра Невского в память о спасении Императора Александра II при покушении на него Д. В. Каракозова 2 апреля того же года. На закладке присутствовало и болгарское духовенство , но не сослужило из-за греко-болгарской схизмы .

Церковь во имя святого Александра Невского была задумана и построена с размерами 16,70 м в длину и 5,20 м в ширину. В ней, по старому обычаю, было сделано и женское отделение, как делали во время турецкого ига .

После вывода российских частей, генерал Скобелев-младший подарил строящемуся храму евангелие и выгравированный крест, а строительство было завершено из ямбольцами при финансовой помощи болгар и русских. Иконостас был создан русскими моназами, а хоругви и иконы перенесены из Киево-Печерской лавры .

При церкви-памятнике на 200 человек без колокольни был открыт мужской монастырь во имя Святого Спаса, который числился в составе Херсонской епархии , но как и прочие зарубежные приходы управлялся Санкт-Петербургским митрополитом . Настоятелем монастыря стал бывший полковник иеромонах .

Монастырь владел полями, скотом и пасекой и большим виноградником. На территории стояли два двухэтажных дома для братии и хозяйственные постройки .

Неподалеку от монастыря, на горе , стояла деревянная Вознесенская часовня, очень почитаемая окрестными жителями. На Вознесение к ней стекались тысячи паломников, благодаря пожертвованиям которых монастырь и мог существовать .

В 1900 году после смерти иеромонаха Парфения (Павлова) настоятелем был назначен иеромонах .

В 1902 году на русские деньги, вместо деревянного, было выстроено каменное здание часовни, освящённое 30 августа того же года митрополитом Сливенским Гервасием (Георгиевым) . Одновременно в монастыре возведена каменная гостиница .

После вступления Болгарии в октябре 1915 году в Первую мировую войну на стороне Германии и Австро-Венгрии монастырь становится жертвой русофоба Васила Радославова , который назвал его «гнездом русского шпионажа» . Иеромонах Ювеналий, очень уважаемый местным населением, был интернирован в городе Котел , где в 1916 году скончался. Основное имущество монастыря оказалось опечатано, а управлять обителью назначили болгарского иеромонаха Кассиана .

В 1919 году в монастырь вернулся псаломщик Ювеналия, который взялся вести хозяйство, пришедшее в упадок, так как болгары конфисковали часть угодий и претендовали на доходы от часовни .

В монастыре какое-то время, начиная с 1921 года, в монастыре жил митрополит Херсонский и Одесский Платон (Рождественский) , который вскоре был назначен управляющим Северо-Американской и Алеутской епархией . В обители нашли приют также некоторые монахи разоренного Григорие-Бизюковского монастыря в его епархии. В Ямболе обосновалось военное училище Войска Донского и появились два русских воинских кладбища, на одном из которых в 1921 был воздвигнут памятник погребённым-эмигрантам, которым была передана Александро-Невская церковь .

В начале 1930-х годы в обители Святого Спаса имелось два храма и 12 насельников . В 1934 году обитель переходит в юрисдикцию Болгарской православной церкви .

В 1938 году по просьбе архиепископа Серафима (Соболева) Священный Синод Болгарской православной церкви оказал материальную помощь русскому монастырю Святого Спаса .

По состоянию на 2014 год монахов в монастыре не было. Монастырское имущество поддерживал один болгарский священник и его супруга .

Примечания

  1. . Дата обращения: 17 сентября 2015. 23 июня 2015 года.
  2. . Дата обращения: 17 сентября 2015. 3 октября 2015 года.
  3. . artrz.ru (14 марта 2014). Дата обращения: 17 сентября 2015. 4 июля 2016 года.
  4. Хараламби Баев, В. Дума. (болг.) . dveri.bg (24 апреля 2007). Дата обращения: 17 сентября 2015. 5 марта 2016 года.
  5. Шкаровский М. В. // Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви. — 2008. — Вып. 2 (27) . — С. 28-62 . 28 сентября 2015 года.
Источник —

Same as Бакаджикский Спасский монастырь