Скрижали Завета
- 1 year ago
- 0
- 0
Тхомманон ( кхмер. ប្រាសាទធម្មនន្ទ ) — один из двух индуистских храмов, построенных в правление Сурьявармана II (1113—1150) в Ангкоре , Камбодже . Этот небольшой изящный храм в честь Шивы и Вишну находится к востоку от , ведущих в Ангкор-Тхом , и к северу от храма Чау Сай Тевода . Тхомманон входит в число памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1992 года.
Название Тхомманон появилось позже храма. Составлено из слов языка пали : dhamma (закон, учение) и anantapannya , сокращённо nanda (вечная истина) .
По деталям храма исследователи установили время строительства — когда начались работы над храмом Ангкор-Ват . Другие считают женские фигуры, называемые деватами , в храме высекались в правление Джаявармана VI (1080—1113). Большинство исследователей сходятся во мнении, что Тхомманон выстроен при Сурьявармане II приблизительно в годы возведения Агкор-Вата и Бэнгмеалеа .
Вайшнавизм в Камбодже распространился при Джаявармане II и его сыне Джаявармане III . При них шиваизм и вайшнавизм соединились в храмах Тхомманон, Бэнгмеалеа, Чау Сай Тевода , и Ангкор-Ват .
Тхомманон стоит напротив возведённого позднее Чау Сай Тевода . Тхомманон и Чау Сай Тевода стоят слева и справа от ведущей к Та-Кео «аллее победы», выложенной в 1200 году в период строительства Ангкор-Вата .
В 1960-е годы Французский институт Дальнего Востока профинансировал реконструкцию храма Тхомманон . Работами руководил , прибегнув к методу анастилоза . Чау Сай Тевода находится в плачевном состоянии .
Храм был оставлен жителями неоконченным . Храм Тхомманон сегодня состоит из четырёх зданий из песчаника 70 метров в длину, ориентированные восток-запад: восточная гопурам (надвратная башня), мандапа (колонная галерея), (храмовая башня) и западная гопурам. Мандапа и прасат соединены коротким коридором антарала . Восточная гопурам имеет три входа и два боковых помещения, через проход мандапа ведёт к центральному святилищу . Восточная гопурам сохранила мифологические изображения богов, образ медитирующего среди лотосов Будды .
Украшения и резьба стен прекрасно сохранились и создают яркий контраст на фоне диких джунглей. Архитектурный стиль башни близок к Ангкор-Ват и в целом схож с храмом Чау Сай Тевода , сохранившемся несколько хуже. Причиной лучшей сохранности Тхомманона считается отсутствие в основе дерева, но применение песчаника, как основы для покрытия храма. Все двери имеют фронтоны .
Стены вокруг храма из латерита со временем разрушились , сохранились лишь дверные проёмы на востоке и западе. Центральная башня-это всё, что осталось от главного храма. Предположительно Тхомманон и Чау Сай Тевода могли соединяться центральной башней с большими вратами. Отдельно стоящим зданием была библиотека .
Изображения женских фигур божественных девата здесь столь же обильны, как и в остальных кхмерских храмах. Деваты носят цветочные короны, (камбоджийские юбки), ожерелья, пояса, браслеты на руках и лодыжках . Примечательно их сложное положение рук ( мудра ): цветок держат средним и безымянным пальцами, оттопырив указательный и мизинец. Такое положение называется «девата мудра» и также распространено в украшении Ангкор-Вата .
Юбки различны: древняя плиссированная юбка периода Бакхенг (примеры также имеются в Лолей и 900 года) и узорчатая со складками и фалдами (как в Ангкор-Ват) .