Interested Article - Натхамуни
- 2020-07-04
- 2
Натхаму́ни ( Nathamuni ) (824—924), известный также как Ранганатхаму́ни ( Ranganathamuni ) — первый учитель ( ачарья ) вайшнавизма (вайшнавской веданты ), дед Ямуначарьи , один из главных предшественников Рамануджи . Другими именами его называют Садамаршана Кула Тилакар (Sadamarsana Kula Tilakar), Соттай Кулатхутху Арасар (Sottai Kulaththu Arasar) и Ранганатха-ачарья (Ranganatha Acharya) . Главной заслугой Натхамуни стало объединение философии веданты, основанной на священных текстах Упанишад , « Брахма-сутр » и « Бхагавад-гиты », с духом преданности и служения альваров .
Стотра-ратна (Сокровище гимнов, [восхваляющих Вишну]) :
Господи, не думая о моих деяниях, будь милостив [ко мне], видя [моего] деда Натхамуни, мудрого, великого в [своей] искренней любви к Твоим лотосным стопам!
— Ямуначарья
Наследие альваров
Согласно преданию, Натхамуни родился в Виранараянапурам (Viranarayanapuram) возле Котуланадума (Kotulanaduma, Тамилнад) в семье брахманов . При рождении ему дали имя Ранганатха в честь формы Махавишну , которому поклоняются в Южной Индии . Под руководством отца он получил посвящение в веданту и практиковал йогу . Имя «муни» (святой) он получил благодаря своей преданности Господу Ранганатхе и обетам молчания. «Натхамуни» произошло от сокращения «Ранганатха-муни» до «Натха-муни».
Находясь в храме родного города, он услышал, как группа паломников поет какие-то песни. Его поразила необыкновенная красота поэзии, автором которой был Наммальвар . Тогда Натхамуни решил отправиться в Алвартерунагари (Alwarthirunagari, Тамилнад), возле современного Тирунелвели , на поиски остальных стихов.
Путешествуя от храма к храму, Натхамуни собрал и кодифицировал порядка четырех тысяч тамильских гимнов альваров в единый сборник « Дивья-прабандхам » («Божественное собрание»). Натхамуни воспринимал на слух стихи (тексты не передавались, а заучивались наизусть) и записывал их на пальмовых листьях. Натхамуни посетил все вайшнавские дивья-дешам . В общей сложности ему удалось собрать сочинения двенадцати тамильских альваров. Тем самым наряду с «Тройственным каноном» веданты он обеспечил второй источник философии вишишта-адвайты .
Оценка деятельности и заслуг
В вайшнавской традиции альвары рассматриваются как предтечи появления школы Рамануджи. Их сочинения в основном представляли любовную и чувственную поэзию. Они не столько способствовали формированию индийской философии , сколько создавали дух преданности и служения, которого не хватало священным текстам. До альваров брахманы полагались на средневековую схоластику , религиозные догмы и логику. По всей видимости, Натхамуни, как и большинство вайшнавских богословов своего времени, придерживался схоластического подхода к вопросам веры. Исходя из фрагментов его сочинения «Ньяя-таттва», можно заключить, что Натхамуни был схоластом, обладавшим живым интересом к философии, и даже к натурфилософии . Натхамуни вдохнул в философию веданты дух преданности и служения. Традиция считает его первым ачарьей школы Рамануджи. Он не заложил каких-либо основ вайшнавизма, однако его усилия уже были обращены к учениям будущей школы . По мнению некоторых индологов, хотя Ямуначарья использовал наследие своего деда, тем не менее как цитируемый авторитет Натхамуни у него не упоминается. Это может свидетельствовать о том, что Натхамуни был не столько ведантистом, сколько найяиком, то есть представителем школы ньяя , полагавшемся на законы логики .
Сочинения Натхамуни
Натхамуни считается автором двух не сохранившихся работ:
- «Ньяя-таттва» (Nyāyatattva, «Сущность ньяи») — трактат, посвященный гносеология, проблематике, включавший пять разделов (пада): знание ( джняна ), объект познания (прамея), субъект познания (праматри), действие (карма), логика (ньяя)
- «Йога-рахасья» (Yogarahasya, «Тайное учение йоги») — рассуждение на тему почитания Господа путем постоянной медитации на него.
Первая работа известна по многочисленным ссылкам и цитатам в сочинениях более поздних учителей вишишта-адвайты. Например, Ведантадешика часто приводил цитаты из «Ньяя-таттва». Обе работы были переведены Ямуначарьей в контекст ведантистской традиции.
Передача по семейной линии
Натхамуни передал гимны альваров двум своим племянникам в Шрирангаме и сделал их декламацию частью ежедневного ритуала в храме Ранганатхасвами , где он исполнял обязанности главы матха (монастыря). По наследству они перешли к его внуку, Ямуначарье, который заложил основы вайшнавской веданты.
Примечания
- Псху Р.В. Натхамуни / Степанянц М.Т. — Индийская философия: энциклопедия. — Москва: Восточная литература, 2009. — С. 559—560.
- Rajogopala C. The Vaishnavite reformers of India. — Madras: G.A. Natsan, 1909.
- Оберхаммер Г. Влияние традиционного вайшнавизма на вишишта-адвайта веданту и Панчаратру / Пер. с англ. Псху Р.В. — Историко-философский ежегодник 2010. — Москва: Центр гуманитарных инициатив, 2011. — С. 512.
- Neevel W. Yāmuna’s Vedānta and Pāñcarātra: Integrating the Classical and the Popular. — Harvard Dissertations in Religion. Harvard Theological Review. — Missoula, Montana: Scholars Press, 1977. — С. 100–101.
Литература
- Шри Натхамуни. Йогарахасья. Дрений трактат по йоге в изложении Шри Кришнамачарьи. Пер. с англ. — С.-Пб.: ООО ЭТО « Экслибрис », 2002.
- Bartley C. J. . — London: Routledge, 2002. ISBN 0700714596, 9780700714599. Source: [1] (accessed: Thursday March 18, 2010), p.1
- Flood G. . — Cambridge: Cambridge University Press , 1996. ISBN 0521433045
Ссылки
- 2020-07-04
- 2