Interested Article - Табернакль

Табернакль церкви Орсанмикеле во Флоренции. Мастер А. Орканья . 1349 год. Алтарная картина «Мадонна с Младенцем» Б. Дадди.

Табернáкль ( фр. tabernacle , от лат. tabernaculum — будка, шатёр, палатка) — в западноевропейском Средневековье реликварий , дарохранительница , ковчег для хранения святых мощей .

В католических храмах и капеллах табернакли имеют архитектоническую форму, поскольку символически восходят к ветхозаветной скинии с Ковчегом Завета . Реликварий, повторяющий в миниатюре архитектуру Иерусалимского храма , называют сионом .

В архитектуре романского и готического периодов табернаклями также называли отдельное сооружение в виде шатра или архитектурно оформленную нишу, башенку, чаще с шатровым, готическим навершием, типа пинакля или турели . Во многих случаях табернакли использовали для обрамления статуи на кровле или внутри здания. В этом случае табернакль выполняет функцию балдахина , или кивория над алтарём или статуей .

Алтарь Королевской капеллы в Ахене
А. Орканья . Табернакль Капеллы дель Корпорале собора в Орвието. 1358

Табернакль также запрестольная композиция, алтарная картина в архитектоническом обрамлении, напоминающем готический храм в миниатюре. В этом случае явлен характерный для средневекового искусства принцип формообразования, называемый диминуцией (миниатюризацией): повторением целого в деталях, общей композиции здания в его отдельных частях, или уподобления форм в разных масштабах, как бы отражающихся одна в другой, что обеспечивает всепроникающую цельность и, соответственно, выразительность всей композиции— экстерьера или интерьера архитектурного сооружения .

Знаменитый золотой табернакль находится в Палатинской капелле в Ахене ( нем. Pfalzkapelle ). В интерьере Капеллы сохранился алтарь (из позолоченного серебра 1020 года, созданный по образцу Пала д’Оро (Pala d’Оro) собора Сан-Марко в Венеции и рака с мощами Карла Великого (1200—1215), украшенная эмалями и драгоценными камнями.

Во Флоренции, в церкви Орсанмикеле , справа от главного алтаря, находится огромный табернакль из белого резного мрамора с инкрустацией цветной смальтой в стиле « пламенеющей готики » работы Андреа Орканья (1349). Табернакль включает алтарную картину «Мадонна с Младенцем» Бернардо Дадди . Похожий табернакль Орканья сделал для Капеллы дель Корпорале собора в Орвието (1358).

В искусстве второй половины XVIII века, в мебели австрийского и немецкого рококо , табернаклем называли секретер .

Ещё одно значение слова «табернакль» — особый башмак с шарниром у опрокидывающихся (заваливающихся) мачт на небольших судах, баржах и речных яхтах.

См. также

Примечания

  1. Pevsner N., Honour H., Fleming J. Lexikon der Weltarchitektur. — München: Prestel, 1966. — S. 627
  2. Власов В. Г. Готика, готический стиль // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. III, 2005. — С. 257
  3. Власов В. Г. Табернакль // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IX, 2008. — С. 381—382

Литература

Источник —

Same as Табернакль