Interested Article - Лаурана, Франческо
- 2020-05-05
- 1
Франческо Лаурана ( итал. Francesco Laurana ) или Франческо де ла Врана ( хорв. Frane Vranjanin ; 1430 , , близ Задара — до 12 марта 1502 , Авиньон ) — скульптор и медальер из Далмации . Считается одновременно итальянским и хорватским скульптором.
Биография
Лаурана родился во , близ Задара в Далмации . Под властью Венецианской республики этот город назывался "Ла Врана", поэтому Франческо взял себе такой псевдоним.
Выучившись на скульптора, Франческо (или Лучано) начал самостоятельную карьеру в Неаполе , где он пребывал с 1453 по 1458 годы , работая над триумфальной аркой в честь Альфонсо V в замке Кастель-Нуово . После смерти Альфонсо Лаурана был приглашён во Францию в город Экс-ан-Прованс ко двору Рене Анжуйского , титулярного короля Неаполя. Последний поручил ему создать несколько бронзовых медалей с портретами своих придворных.
В 1466 году Лаурана переехал на Сицилию . Там он занимался часовней Мастрантонио и гробницей Пьетро Спечиале в в Палермо , боковой дверью в церкви святой Маргариты в Шакке , скульптурами Мадонны с младенцем в соборах Палермо ( 1471 ) и Ното , и бюстом, где, как утверждают, изображена Элеонора Арагонская , который сейчас находится во в Палермо .
В 1471 году Франческо вернулся в Неаполь, где выполнил скульптуру Мадонны в часовне святой Барбары. Дальше он три года ( 1474 - 1477 ) находился в Урбино , где работал его предполагаемый родственник Лучано де Лаурана .
Затем Лаурана окончательно перебрался во Францию . Приехав в Марсель , он построил небольшую капеллу в местном , первом здании во Франции, сооружённом полностью в стиле Возрождения . Там же им был создан мраморный алтарь святого Лазаря. В Авиньоне он работал над ретабло с изображением Голгофы в , а также над надгробиями Джованни Косса в храме святой Марты в Тарасконе и графа Карла IV в Ле-Мане .
Франческо Лаурана умер в 1502 году в Марселе или Авиньоне .
Творчество
Существует мнение (не подтверждённое документами), что Франческо — родственник архитектора Лучано де Лаурана . Хотя Лаурана родился и сформировался в Далмации , он испытал значительное каталонское и бургундское влияние.
Бюсты Лаураны выполнены в том же стиле, что и живописные портреты Антонелло да Мессина . Лучшие работы — портреты Элеоноры Арагонской и Баттисты Сфорца . В этих маленьких, ярких, излишне идеализированных портретах прослеживается влияние Пьеро делла Франческа .
Франческо Лаурана был одним из самых значимых и одновременно "сложных" скульпторов XV века . Его "сложность" заключается в пребывании в разных культурных кругах и подверженности множественным влияниям. Его лучшие работы стали результатом заимствования стилей самых разных творцов. В его портретных бюстах видна творческая индивидуальность, которая была замечена лишь в конце XIX века. Его поздние работы свидетельствуют о некой ассимиляции скульптора с северным реализмом , что отсутствует в его итальянских творениях.
Примечания
- Francesco Laurana //
- Francesco Laurana // (бук.) — 1978. — ISSN
- Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
- Laurana, Francesco // (итал.) — De Agostini Editore , 2001.
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме
- 2020-05-05
- 1