Interested Article - Страт, Ян ван дер

Ян ван дер Страт , также Джованни Страдано , или Иоганн Страданус ( нидерл. Jan van der Straet , итал. Giovanni Stradano , лат. Stradanus ; 1523 , Брюгге 2 ноября 1605 , Флоренция ) — фламандский и итальянский живописец периода маньеризма . Работал в основном во Флоренции XVI века .

Он был разносторонним мастером: писал алтарные картины и фрески , рисовал картоны для шпалер , выполнял рисунки для гравюр и изделий из керамики. Жанры его творчества включали исторические сюжеты , мифологические сцены, аллегории, пейзажи , бытовые сцены , портреты , архитектурные пейзажи, изображения животных. Был придворным художником семьи Медичи . Он был одним из первых членов Академии рисунка , основанной во Флоренции в 1561 году. Проживал в Риме и Неаполе . Скончался во Флоренции в 1605 году .

Жизнь и творчество

Художник родился в Брюгге Западная Фландрия , первые навыки рисунка получил от отца. Затем с 1535 по 1537 год продолжил обучение в мастерской мало известного мастера из Брюгге Максимилиана Франкена. Позднее переехал в Антверпен , где с 1537 по 1540 год учился в мастерской Питера Артсена , голландского живописца бытового жанра . Там он совершенствовал свои технические навыки и умение создавать сложные композиции . В 1545 году был зарегистрирован в качестве мастера антверпенской Гильдии Святого Луки .

Х. Гольциус. Портрет Страдануса. 1591. Бумага, сангина, чёрный мел. Фонд Кустодия, Париж

Затем Ян ван дер Страт переехал в Венецию , где провёл несколько месяцев. В Венеции он познакомился с фламандским мастером шпалер Яном Ростом, который возглавлял недавно созданную мануфактуру Arazzeria Medicea во Флоренции, принадлежащую великому герцогу Тосканы Козимо I Медичи . Рост посоветовал Страдано приехать во Флоренцию. Он последовал совету и в 1550 году достиг Флоренции, где поступил на службу к великим герцогам Медичи. Он стал одним из главных помощников Джорджо Вазари , живописца, архитектора и главного советника Медичи по вопросам искусства. Страдано выполнил свои первые заказы в качестве рисовальщика картонов для шпалер в Arazzeria Medicea. Он разработал ряд композиций шпалер и фресок для украшения Палаццо Веккьо во Флоренции и виллы Медичи в Поджо-а-Кайано , проектов, которые находились под общим руководством Вазари и выполнялись примерно двадцатью его помощниками .

В период с 1550 по 1553 год Джованни Страдано (ван дер Страт) жил и работал в Риме . Вместе с Франческо Сальвиати и Даниэле да Вольтерра декорировал интерьеры дворца Бельведер в Ватикане . В этот же период Страданo женился на Лукреции ди Лоренцо Гвардьери. Двумя детьми от этого брака были Лукреция (до 1556) и Шипионе (1556—1612). Шипионе стал живописцем и сотрудничал с отцом в некоторых проектах. Страдано добился в Италии финансового успеха и смог приобрести дом и другое имущество, а также жертвовать значительные суммы религиозным учреждениям. Одним из них был монастырь Сант-Агата, где его дочь Лукреция в 1569 году стала монахиней.

После возвращения во Флоренцию он украшал росписями Палаццо Веккио и виллу Поджио-а-Кайано. Страдано работал во Флоренции в среде, в которую входили Вазари, Бронзино, Аллори и Сальвиати. Он был одним из первых членов Академии рисунка (Accademia e Compagnia delle Arti del Disegno) после того, как её учреждение по предложению Вазари было одобрено двором Медичи 13 января 1563 года. Aкадемия действовала одновременно как учебное заведение и в качестве гильдии для всех работающих художников Флоренции. Страдано позднее стал «консулом» этого учреждения. Он также преподавал в Академии, и одним из его учеников был Антонио Темпеста . Он сыграл ключевую роль в проектировании гробницы Микеланджело , умершего в 1564 году, в церкви Санта-Кроче во Флоренции (1570).

Страдано также работал над различными проектами эфемерных (временных) украшений придворных торжеств и общественных мероприятий, проводимых во Флоренции. Он был одним из художников, участвовавших в оформлении Студиоло Франческо I , небольшой комнаты в Палаццо Веккьо с цилиндрическим сводом без окон, заказанной герцогом Франческо I Медичи и завершённой в 1570—1572 годах по проекту Вазари. Комната представляла собой «кунсткамеру», или «комнату чудес» (Wunderkammer), содержащую обширную коллекцию редких и драгоценных предметов, таких как драгоценные камни, медали, ювелирные изделия, фармацевтические препараты и многое другое. Стены украшали изображения четырёх элементов (земли, воздуха, огня и воды). Страдано привнёс в украшение комнаты две картины: «Лаборатория алхимика» и «Цирцея, превращающая спутников Улисса». Во Флоренции он также стал иллюстратором « Божественной комедии » Данте .

Он начал получать заказы на большие алтари для самых важных церквей Флоренции, начиная с церкви Санта-Кроче в 1569 году, за которой последовали Сантиссима-Аннунциата , Санто-Спирито , Санта-Мария-Новелла и другие храмы и монастыри. Он также стал работать для тосканских городов за пределами Флоренции, таких как Пиза , Прато , Ареццо и Форли .

В 1576 году он переехал в Неаполь , где его нанял недавно назначенный вице-король Неаполя Иоанн Австрийский. Около 1578 года художник посетил Антверпен , возможно, путешествуя из Неаполя в компании Иоанна Австрийского, который был назначен штатгальтером Испанских Нидерландов. В то время Антверпен был важнейшим центром издательского дела в Европе. После этой поездки Страдано начал создавать рисунки гравюр для типографий Антверпена. Он сотрудничал со знаменитыми нидерландскими гравёрами Иеронимом Коком и семьей Галле .

В 1583 году Страданo вернулся во Флоренцию. В том же году он работал на семью Пацци , для которой написал обширный цикл фресок для капеллы виллы Пацци аль Паруджано в Монтемурло недалеко от Флоренции. Между 1585 и 1587 годами он работал по заказу Алессандро Оттавиано Медичи (впоследствии папы Льва XI) над фресками для капеллы Палаццо Делла Герардеска во Флоренции .

Он умер во Флоренции 2 ноября 1605 года. Похоронен в капелле делла Компанья ди Санта-Барбара церкви Сантиссима-Аннунциата во Флоренции. По сей день его могилу украшает бюст художника, выполненный по портрету его сына Шипионе, вместе с надписью, указывающей на его фламандское происхождение.

Галерея

Иллюстрации к «Божественной комедии» Данте Алигьери. «Ад»

Примечания

  1. — 2009.
  2. Jan van der Straet // (нидерл.)
  3. Giovanni Stradanus // — 2009.
  4. — 2003.
  5. Thieme / Becker. Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart. — E.A. Leipzig, 1899
  6. Leesberg М. Johannes Stradanus at Hollstein от 7 октября 2023 на Wayback Machine
  7. Sellink M. Johannes van der Straet, Gevierd Brugs schilder in Florence // Ons Erfdeel. Volume 51 (2008) от 6 октября 2023 на Wayback Machine
  8. STRADANUS Johannes & GALLE Philippe & COLLAERT Adrian, La mésaventure du chasseurhttps //www.iberlibro.com/primera-edicion/m%C3%A9saventure-chasseur-STRADANUS-Johannes-GALLE-Philippe/4856762765/bd]
  9. Stradanus (1523—1605), artist at the Medici court. Exhibition: 9 October 2008 — 4 January 2009 at Codart. — Retrieved 4 October 2019 от 7 октября 2023 на Wayback Machine
  10. Three drawings by Jan van der Straet, called Stradanus (1523—1605) // Stephen Ongpin Fine Art: 2018. — Master Drawings Catalogue, published on 9 January 2018. — Р. 16—27 от 6 октября 2023 на Wayback Machine

Литература

  • Uta Bernsmeier: Die Nova reperta des Jan van der Straet — ein Beitrag zur Problemgeschichte der Entdeckungen und Erfindungen im 16. Jh. Diss. Universität Hamburg, Fachbereich Kulturgeschichte und Kulturkunde, Hamburg, 1984.
  • Rolf Kultzen: Jagddarstellungen des Jan van der Straet auf Teppichen und Stichen. Ein Höhepunkt jagdlicher Darstellungen des 16. Jahrhunderts. Parey, Hamburg, Berlin 1970 ISBN 3-490-31211-2 .
Источник —

Same as Страт, Ян ван дер