Быстрорежущая сталь
- 1 year ago
- 0
- 0
Никола́ де Сталь (Николай Владимирович Сталь фон Гольштейн, фр. Nicolas de Staël ; 5 января 1914 , Санкт-Петербург — 16 марта 1955 , Антиб , Франция ) — французский живописец русского происхождения.
Сын последнего помощника коменданта Петропавловской крепости , генерала русской армии, остзейского барона Владимира Ивановича Сталь фон Гольштейна (1853–1921), мать — Любовь Владимировна Бердникова (1875–1922). Был наследственным владельцем усадьбы в поселке Репное под Воронежем, ныне — объект культурного наследия регионального значения «Усадьба Сталь фон Гольштейна».
После революции семья была вынуждена в 1919 эмигрировать в Польшу. В 1921 умер его отец, в 1922 — мать. Николай был при посредничестве крестной матери усыновлен в 1922 семьёй бельгийских католиков . Вырос в многокультурной, многоязычной среде.
В 1932 поступил в Бельгийскую королевскую академию наук и искусств, открыл для себя Рембрандта , Вермеера , Хальса , Геркулеса Сегерса . Путешествовал по Европе, жил в Париже , Марокко , Алжире , Испании, Италии.
В 1936 первая выставка его работ, близких к традициям византийской иконописи, состоялась в Брюсселе .
В 1939 художник записался добровольцем в Иностранный легион , в 1941 был демобилизован. Жил в Ницце, где познакомился с Хансом (Жаном) Арпом , Соней и Робером Делоне . Под их влиянием обратился в 1941 к абстрактному искусству и, пережив прежде влияние Сезанна , Матисса , Пикассо , Сутина , вполне самостоятельно синтезировал теперь выразительную нефигуративную манеру, параллельную поискам американского абстрактного экспрессионизма и французского ташизма . В 1943 вернулся в Париж , познакомился с Ж. Браком , в 1944 выставлялся вместе с В. Кандинским в галерее Жанны Бюше , на следующий год там состоялась его персональная экспозиция. В 1948 де Сталь подружился с живущим в Париже художником немецкого происхождения Джонни Фридлендером. К де Сталю приходит известность, в начале 1950-х его узнают в США и Великобритании, он иллюстрирует книги стихов Рене Шара ( 1951 ), Пьера Лекюира ( 1954 ). Его палитра светлеет, он частично возвращается к фигуративности.
В 1953 де Сталь переживает тяжелый нервный кризис и укрывается на юге Франции, в Провансе , где неожиданно кончает самоубийством, выбросившись из окна своей антибской мастерской. Он оставил незаконченным самое большое из своих полотен — «Концерт». Творческий путь художника уместился в пятнадцать лет, при этом от него осталось свыше 1000 работ.
В 2003 году 52 его картины были показаны на выставке в Государственном Эрмитаже .
Французский режиссер «Новой волны» Жан-Люк Годар называет Никола де Сталя непревзойденным художником . По словам режиссера, основные цвета — насыщенные красный, синий и желтый в фильме « Безумный Пьеро » являются цитатами и намеками на жизнь и работы де Сталя .