Абашев, Дмитрий Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Дми́трий Никола́евич Чечу́лин ( 9 [22] августа 1901 , Шостка , Черниговская губерния , Российская империя — 29 октября 1981 , Москва ) — советский архитектор , художник , сценограф , педагог . Герой Социалистического Труда (1976). Народный архитектор СССР (1971). Лауреат трёх Сталинских премий (1941, 1949, 1953). Академик Академии художеств СССР . Академик Академии архитектуры СССР .
Главный архитектор Москвы в 1945—1949 годах . Известен как инициатор проекта высотного строительства в Москве , а также как автор ключевых для советской архитектуры 1960—1980-х годов зданий, в том числе гостиницы «Россия» (1964—1967) и Дома советов РСФСР (1965—1981).
Отец Дмитрия Чечулина, Николай Александрович, родился в Петрозаводске в рабочей семье. Получив специальность слесаря, он переехал в Санкт-Петербург , где работал на Путиловском и Охтинском пороховом заводах. В 1896 году был направлен на Шосткинский пороховой завод . В 1900 году за выдающуюся службу и производственные усовершенствования его наградили званием личного почётного гражданина. Супруга Николая Александровича — Анна Ивановна — была портнихой и зарабатывала частными заказами. 22 августа ( 9 августа ) 1901 года в селе Шостка , в доме на улице Заводской (ныне дом № 3 по улице Короленко), родился Дмитрий Чечулин. В семье, кроме Дмитрия, было ещё двое детей: брат Василий и сестра Валентина .
Семья Чечулиных была творческой: Николай Чечулин организовывал спектакли в заводском клубе, а Дмитрий помогал отцу в создании декораций. Василий стал художником, а сестра занималась художественной росписью по тканям .
Начальное образование Дмитрий получил в церковно-приходской школе , продолжил обучение в городском четырёхклассном начальном училище. В 1918 году поступил на химическое отделение политехнического техникума (ныне Химико-технологический колледж имени Ивана Кожедуба Сумского государственного университета ) при Шосткинском заводе, где работал в вечерние смены, чтобы поддержать семью после кончины отца в 1917 году. В те же годы служил в батальоне, созданном для охраны завода. Там он рисовал наглядные пособия и агитационные плакаты .
Первую самостоятельную работу создал в 17 лет. Это был деревянный обелиск с изображениями вождей революции в городском сквере Шостки, установленный взамен снесённого в январе 1918 году бронзового бюста императора Александра II . Бюст был создан в 1871 году в честь 100-летия Шосткинского порохового завода, на котором в своё время работал как сам Дмитрий Чечулин, так и его отец. Деревянный обелиск был уничтожен вошедшими в Шостку в начале апреля 1918 года немцами .
В 1921 году добровольцем зачислился в Красную Армию , стал заместителем командира батальона по политчасти и одновременно занимался изготовлением наглядной агитации. Командование, заметив его способности, отправило его получать профильное образование в Москву .
В 1923 году поступил на архитектурный факультет Высших художественно-технических мастерских в Москве, отказавшись от первоначальной идеи идти на живописный факультет . О том времени он оставил записи в своих мемуарах:
Собрался, взял с собой самодельный этюдник с самодельными красками… Вот и всё моё имущество. И ещё взял с собой мандолину , подарок отца. В длинной шинели с нашивками, в буденовке приехал в Москву. Поезд подошёл к перрону Киевского вокзала. Мог ли я подумать, что спустя несколько лет по моим проектам будут сооружены пригородный вокзал и станция метро «Киевская» ?
Поступив во ВХУТЕМАС, занимался в мастерской профессора- конструктивиста Николая Докучаева , а затем перешёл к Алексею Щусеву . При этом известно, что будущий архитектор не принимал конструктивистскую архитектуру своих учителей, она ему совершенно не нравилась . Чечулин оформлял выставки, витрины, писал портреты .
Параллельно с обучением на архитектурном факультете продолжал заниматься живописью. Полтора года проработал в художественной студии Авагима Миганаджаяна и вместе с ним в 1924 году победил в конкурсе на оформление интерьеров «Нововарваринской» гостиницы в Москве. Это привело к знакомству с театральными художниками, а затем и в театр: Д. Чечулин оформлял постановки столичных театров, в том числе спектакли «Елизавета Петровна» и « Царь Фёдор Иоаннович » для МХАТа , « Борис Годунов » для Большого театра и многие другие постановки. Однако увлечение театральной работой стало отвлекать от обучения и будущий архитектор свернул работу в роли художника .
Ещё во время обучения присоединился к работе драматурга Дмитрия Смолина в проектировании народного театра на 12 тысяч зрителей без живописных декораций, со сценой наподобие цирковой арены и использованием свето- и цветомузыки. Через два года, к 1928-му, был готов пятый вариант проекта, а в 1929 году на создание механического макета Наркомом просвещения были выделены 12 тысяч рублей. Однако проект так и не был реализован из-за отсутствия заинтересованного заказчика. Впоследствии новаторские идеи были применены в Концертном зале имени П. И. Чайковского и Концертном зале гостиницы «Россия» .
В 1927 году его направили в Тверь , где в рамках практики он руководил восстановлением разрушенных во время гражданской войны зданий, корпусов текстильных фабрик .
В январе 1930 года защитил диплом во ВХУТЕИНе (образован на базе ВХУТЕМАСа ) на тему «Здания для ведомства по вопросам культуры». Чуть ранее, в 1929 году по распределению начал работать в «Проектгражданстрое» под руководством Григория Бархина и Евгения Шервинского . Через год перешёл в Государственный институт проектирования городов , в отдел больничного строительства. Совместно с архитектором Н. В. Гофманом-Пылаевым построил хирургический корпус клинической больницы в Брянске , патолого-анатомический корпус при клинической больнице в Воронеже , поликлинику им. Дзержинского в Москве, а также больницы в Архангельске , Самаре , Дзержинске . К тому периоду относится и новое здание Горьковского индустриального института .
В июле 1931 года был объявлен конкурс на строительство Дворца Советов на месте снесённого Храма Христа Спасителя . Практически никто из крупнейших архитекторов, кроме Бориса Иофана и Ивана Жолтовского , не принял участие в первом этапе конкурса — это связывают с тем, что они могли знать о грядущей смене государственного стиля, повороте от конструктивизма к . Из 160 поданных проектов только два были решены в новой стилистике — проект И. Жолтовского и совместный проект Д. Чечулина и А. Жукова , также сподвижника А. Щусева. В феврале 1932 проект получил первую премию (всего было вручено 16 премий — 3 высших, 3 первых, 3 вторых и 3 третьих). На последующих этапах для Дворца было выбрано совершенно иное решение, однако успешное участие в конкурсе принесло известность архитектору .
В 1931 году Пленум ЦК ВКП (б) поставил задачу разработать Генеральный план реконструкции Москвы . В сентябре 1933 года для этого было созданы 10 проектных и 10 планировочных мастерских Московского совета , которым было поручено проектирование больших городских комплексов. Проектной мастерской № 2 руководил А. Щусев, и в сентябре 1933 года он пригласил к себе Д. Чечулина. В 1935 году его назначили бригадиром мастерской № 2. Где-то в 1937 или 1938 году, во время начавшейся кампании против А. Щусева, Д. Чечулин возглавил его мастерскую и достраивал с видоизменениями некоторые из зданий, спроектированные ещё А. Щусевым. Например, концертный зал имени П. И. Чайковского .
В мастерской, строящей гостиницу «Москва», Щусеву был доверен огромный коллектив молодых специалистов. Но он, видимо, не сумел оценить того высокого доверия, которое оказало ему государство, и поступил далеко не по-советски. Ущемление авторских прав молодых специалистов недостойно настоящего мастера Цитата из письма Чечулина, процитированного в « Правде »
В 1939 году его назначили начальником управления проектирования Моссовета . Позднее мастерская войдёт в состав Моспроекта, где он будет руководить ей вплоть до конца жизни .
В 1930-е годы начались работы по строительству первой линии московского метрополитена . Архитектор проектировал вестибюли станций метро « Комсомольская » и « Киевская ». В соответствии с лозунгом «Строим лучшее в мире метро!», принятым ЦК партии, обе станции вышли богато декорированными в противовес «голому функционализму западноевропейской подземки». Также он работал над вестибюлями метро « Динамо » и « Охотный ряд » .
С 1934 по 1936 год был слушателем новосозданной Всесоюзной Академии архитектуры . Во время обучения в числе других аспирантов он побывал в Австрии , Италии , Франции , Греции , Египте , Ближнем Востоке , Турции . В 1937 году на I Всесоюзном съезде советских архитекторов его избирали членом президиума правления Союза советских архитекторов .
В 1939 году на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке был возведён павильон «Московская, Тульская и Рязанская области», сейчас известный как павильон № 59 «Зерно» (к 1954 году архитектор его несколько видоизменит) .
В 1940 году участвовал в экспериментах по поточно-скоростному строительству 12 жилых домов по Ленинскому проспекту ; конкретно ему принадлежит проектирование домов № 12 и № 16. Также он принимал участие в проектировании будущего Кутузовского проспекта , где уже после войны по его плану был выстроен дом № 18 .
В годы войны , занимая должность начальника проектирования Москвы, организовывал штаб маскировки города и командовал военизированной ротой инженерной разведки. С 1942 года возглавлял специальную комиссию по восстановлению разрушенных зданий и сооружений .
В 1943 году совместно со скульптором Николаем Томским создал один из первых военных памятников — путепровод со скульптурами и памятными знаками на Ленинградском шоссе , напоминающий о победе под Москвой .
В 1944 году, взяв в соавторы Михаила Посохина и Ашота Мндоянца , надстроил перемещённое при расширении Тверской улицы в 1937—1938 годах здание Моссовета — бывший дом московского генерал-губернатора. Этой реконструкции предшествовали 18 отвергнутых проектов Ивана Жолтовского, разработанных в 1939—1944 годах: архитектор отказывался реализовать идеи московских градоначальников .
Совместно с архитектором Абрамом Заславским в 1944 году подготовил предложения по первоочередным работам в Москве в связи с празднованием 800-летия столицы , которое отмечалось в 1947 году. Предполагалось завершить реконструкцию главных магистралей и площадей, отреставрировать памятники, возвести новые монументы, подготовить книги по истории архитектуры столицы .
Высотное строительство тоже было приурочено к юбилею. Сооружение высоток в Москве стало возможно согласно Постановлению Совета Министров СССР «О строительстве в Москве многоэтажных зданий», вышедшему в январе 1947 года и развивавшему идеи Генерального плана Москвы 1935 года , разрешавшего возводить дома выше 9—12 этажей. Формальным автором идеи строительства серии высоток считается И. Сталин , всё более разочаровывавшийся в идее Дворца Советов, однако в своих мемуарах архитектор указывал, что идею кольца московских небоскрёбов подал он лично .
Видя, что силуэт старой Москвы спасти невозможно, я много размышлял над тем, как сохранить исторически сложившийся характер нашей столицы. Мысль о высотных зданиях пришла во время работы над конкурсным проектом дома на Котельнической набережной. Некоторые коллеги, заботясь о том, как бы не перекрыть крупным зданием красивую композицию древних соборов на Швивой горке , предлагали построить здесь малоэтажное здание. Я же видел возможность масштабного сопоставления.
В 1945 году архитектор был назначен главным архитектором Москвы , незадолго до этого вступив в ВКП(б) . На новой должности с 1947 года он руководил работами по проектированию высотных зданий, для строительства каждого из которых были созданы авторские группы. Уже к весне 1949 года без всяких публичных конкурсов были готовы проекты восьми зданий. Сам архитектор работал над двумя запланированными высотками — жилым домом на Котельнической набережной (совместно с архитектором Андреем Ростковским и главным инженером Л. М. Гохманом) и административным зданием в Зарядье .
Дом на Котельнической набережной стал продолжением девятиэтажного жилого дома, стоявшего вдоль Москвы-реки и спроектированного архитектором ещё до войны. Один из корпусов будущей высотки начали возводить в 1937 году, и к началу масштабного строительства в 1947 году, когда для нового дома снесли четыре соседних переулка (Большой и Малый Подгорные, Курносов и Свешников), он стоял 8-этажным недостроем. Сложный характер местности с перепадом высот заставил архитектора включить будущий кинотеатр «Иллюзион» в тело нового дома. И чтобы компенсировать потерю площадей, центральную часть высотки архитектор увеличил с 16 до 26 этажей (вместе с техническими помещениями высота дома составила 32 этажа). Уже в 1952 году 176-метровый дом на 700 квартир начали заселять: большую часть квартир заняли сотрудники НКВД , остальные квартиры дали деятелям культуры и науки; среди жильцов дома был и сам архитектор .
На посту главного архитектора Москвы также занимался разработкой и реализацией масштабного проекта реконструкции центра Москвы, рассчитанного на 20—25 лет. Необходимость реконструкции стала следствием строительства «высоток», требовавшего ансамблевого решения градостроительных узлов .
В сентябре 1949 года постановлением Совета министров СССР «О работе архитекторов Чечулина Д.Н. и Ростковского А.К.» за злоупотребления Чечулин был снят со всех занимаемых административных постов и отстранен от всех градостроительных проектов, кроме высотного здания в Зарядье, которое в итоге так и не было построено .
В январе 1950 года архитектора на посту главного архитектора Москвы сменил Александр Власов , приехавший из Киева вместе с Никитой Хрущёвым . С этого момента его влияние стремительно сходит на нет. Стройка в Зарядье начинает буксовать. Формально из-за нехватки ресурсов, так как все силы Управления строительством Дворца советов были брошены на скорейшее завершение второго проекта ведомства — Главного здания МГУ . К моменту смерти И. Сталина в 1953 году в Зарядье был готов фундамент, но последовавшая хрущёвская борьба с «архитектурными излишествами» не оставила проекту шансов. Архитектор разрабатывал десятки проектов новых зданий, которые использовали бы готовый фундамент, но их все отклоняли, что для архитектора было большим ударом .
В 1957 году посетил КНР и спроектировал Дом радио в Пекине . По возвращении он занимался проектированием типовых проектов школ, больниц и других общественных учреждений Москвы .
К 1958 году был достроен довоенный проект архитектора — гостиница «Пекин» напротив концертного зала имени П. И. Чайковского. Тогда же на площади появился памятник Владимиру Маяковскому .
В 1960 году предложил и реализовал проект открытого плавательного бассейна «Москва» вместо котлована, оставшегося после прекращения строительства Дворца Советов на месте взорванного Храма Христа Спасителя . Площадь бассейна составляла 13 тысяч квадратных метров, он мог принять до двух тысяч человек. На территории были построены павильоны и благоустроен пляж .
C завершением строительства Дворца Съездов в Кремле возникла необходимость во вместительной гостинице. Её проектирование поручили мастерской архитектора. Так у него появилась возможность использовать территорию Зарядья и уже готовые фундаменты . После краткой командировки 1958 года в Лондон и Париж архитектор создал проект гостиницы «Россия» , рассчитанной на пять тысяч человек (2722 номера). После строительства с 1964 по 1967 год она стала крупнейшим в мире гостиничным комплексом. В южном корпусе находился центральный концертный зал на 2600 мест, открытый в 1971 году, а в стилобате под ним — двухзальный кинотеатр «Зарядье» на 1500 мест. Объёмы гостиницы были сравнимы с объёмом основания непостроенной высотки.
В апреле 2004 года была впервые высказана идея снести гостиницу, в 2006 году «Россия» перестала работать как гостиница. Демонтаж начался в марте того же года и завершился к началу 2008 .
Также в 1959 году его назначили главным архитектором Всемирной выставки, которую планировали принять в Москве к 50-летию Октября в 1967 году.
Последней крупной работой архитектора стал Дом Советов РСФСР (ныне Дом Правительства Российской Федерации) на Краснопресненской набережной , за проектирование и строительство которого его отметили Ленинской премией . В его архитектуре он воплотил идею, заложенную в проекте Дома Аэрофлота: над развитой монументальной нижней частью сооружения поднимается высокий плоский корпус, углы которого мягко закруглены .
Преподавал архитектуру в Московском высшем художественно-промышленном училище .
Архитектор был крупным общественным деятелем, неоднократно избирался депутатом Моссовета , депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва. В декабре 1979 года был избран академиком Академии художеств СССР . Академик Академии архитектуры СССР . Председатель Московского отделения Союза архитекторов СССР (1937—1942).
Постоянно жил в Москве, в доме на Котельнической набережной. Умер 29 октября 1981 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 3; памятник — скульптор Г. Чечулина, архитектор Д. Великорецкий) .
В 1929 году женился на Александре Трофимовне Васюченко . Внучатая племянница архитектора Наталия Мажуга стала хранителем его творческого наследия. Проводятся тематические мероприятия и обобщаются материалы, связанные с деятельностью архитектора. [ источник не указан 1049 дней ]
|
|
|
|
---|---|---|---|
|
Здание 1-го корпуса Политехнического института | Нижний Новгород , улица Минина, 24 | Сохранилось, достроено архитектором И. Ф. Нейманом |
|
Вестибюль станции метро «Комсомольская» (радиальная) | Москва, Сокольническая линия метрополитена | Сохранился |
|
Восточный вестибюль станции метро «Охотный ряд» | Москва, Москва, Сокольническая линия метрополитена | Сохранился |
|
Здание поликлиники имени Ф. Э. Дзержинского Наркомтяжпрома СССР | Москва, Китайгородский проезд , 7 | Сохранилась |
|
Кинотеатр «Москва» (реконструкция) | Москва, Триумфальная площадь , 1 | Cохранился |
|
Восточный вестибюль станции метро «Киевская» (радиальная) | Москва, Филёвская линия метрополитена | Разобран |
|
Восточный вестибюль станции метро «Динамо» | Москва, Замоскворецкая линия метрополитена | Cохранился |
|
Павильон № 59 «Зерно» | Москва, ВДНХ | Cохранился |
|
Воронежская областная клиническая больница | Воронеж , Транспортный сквер | В руинированном состоянии сохранилась только ротонда |
|
Концертный зал имени П. И. Чайковского | Москва, Триумфальная площадь , 4/31 | Cохранился |
|
Жилые дома (совместно с архитектором Аркадием Мордвиновым ) | Москва, Ленинский проспект , дома 12 и 16 | Сохранились |
|
Мост Победы | Москва, Ленинградское шоссе | Видоизменён при реконструкции 1960—1961, сохранились скульптуры |
|
Скульптурная композиция «Триумф Победы» (совм. со скульптором Н. Томским) | Москва, Мост Победы | Сохранилась |
|
Жилой дом | Москва, Кутузовский проспект , 18 | Сохранился |
|
Жилой дом на Котельнической набережной | Москва, Котельническая набережная , 1/15 | Сохранился |
|
Павильон «Украина» | Москва, ВДНХ | Сохранился |
|
Гостиница «Пекин» | Москва, Большая Садовая улица , 5 | Сохранилась |
|
Памятник Владимиру Маяковскому | Москва, Триумфальная площадь | Сохранился |
|
Бассейн «Москва» | Москва, улица Волхонка , 15 | Демонтирован |
|
Здание Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино | Москва, Николоямская улица , 1 | Сохранилось |
|
Гостиница «Россия» | Москва, улица Варварка , 8А | Демонтирована |
|
Дом Правительства Российской Федерации | Москва, Краснопресненская набережная , 2 | Сохранился |
Опубликовал около 40 книг, брошюр, монографий и статей по вопросам архитектуры, градостроения и проектного дела .
В 1978 году были опубликованы мемуары архитектора «Жизнь и зодчество», записанные Ю. Бычковым .
Ещё в 1950-е годы высотные здания в Москве, строительством которых руководил архитектор, критиковались в рамках «борьбы с украшательством» и «излишествами в архитектуре». В целом же критика советского периода подчёркнуто нейтральна. Так, Анатолий Журавлёв — автор наиболее полного описания жизни и творчества архитектора — говорит, что его работы «в целом соответствуют генеральной направленности советской архитектуры», но тут же делает оговорку, что вкусы и решения Д. Чечулина не всегда разделялись его коллегами. Например, гостиницу «Пекин» критиковали за непропорциональность, критике подвергались и проекты в центре Москвы, построенные на месте исторического Зарядья : высотное здание «восьмая сестра», а позже — гостиница «Россия», признанная архитектурной ошибкой. Уже постсоветский исследователь истории советской архитектуры Дмитрий Хмельницкий ещё более радикален в оценках: по его мнению, «проекты и постройки Чечулина примитивны и одномерны даже с точки зрения внутренних критериев сталинской архитектуры» и во многих случаях являются «перепевами одного и того же мотива примитивно декорированной ступенчатой башни». И тем не менее признано, что высотные здания, построенные под руководством архитектора, являются архитектурными доминантами и признанными достопримечательностями Москвы .