Interested Article - Беседа (евангельский журнал)
- 2020-04-06
- 1
Беседа (Вифезда) — нелегально распространявшийся в России в 1889—1898 годах протестантский евангельский религиозный журнал .
Задачи журнала
Целью журнала было распространение Евангелия среди русского народа , что включало объединение евангельских христиан, пусть даже и не слишком формализованное, основанное на общей вере в свидетельство Священного Писания и Искупительную жертву Иисуса Христа .
Название
По воспоминаниям И. С. Проханова , журналу намеренно было дано «невинное» название « Вифезда », чтобы не привлекать подозрений. «Вифезда» — купальня-пруд в Иерусалиме, название которого Иван Проханов трактовал как « беседа » . Позднее журнал выходил уже под русским заголовком «Беседа».
История
По воспоминаниям И. С. Проханова, он задумал издание «Беседы» в 1889 году, во время учёбы в Технологическом институте Санкт-Петербурга . В мае того же года, вернувшись во Владикавказ после экзаменов, он приступил к реализации задуманного . Первоначально «редакция» располагалась дома у Прохановых. Помимо самого Ивана , выпуском занимался и его младший брат Александр . Журнал печатался на гектографе , который приобрели братья (позднее издавался литографическим способом).
Первоначально журнал выходил в большом формате в печатного листа, с переездом в Стокгольм в 1894 году стал издаваться небольшим форматом в печатного листа (примерно соответствует тетрадному листу) . Он рассылался в евангельские церкви, а также служителям, в том числе находящимся в ссылке .
После возвращения Проханова в Петербург, журнал выходил там. К работе над изданием присоединились братский меннонит Герман Исаакович Фаст и бывший революционер- народник , обратившийся к Богу, Николай Елисеевич Горинович . Был сформирован Издательский совет, который возглавил Фаст (будучи на 9 лет старше Ивана Проханова). В первые три года фактически Фаст руководил изданием, позднее руководство перешло к Проханову .
В начале 1891 года на общероссийском съезде Союз русских баптистов признал «Беседу» своим изданием .
В 1894 году полиция установила ведущую роль Проханова в издании «Беседы». Он был вынужден скрываться и в 1895 году эмигрировал. Ещё в 1894 году издание журнала перенесли в Стокгольм (Швеция). Специально для этого туда из Саратова эмигрировала бывшая учительница Закавказского девичьего института Е. В. Кирхнер . В Россию журнал доставлялся заказными письмами. Значительная часть писем не доходила до адресата . После вынужденной временной эмиграции Проханов сам занимался пересылкой экземпляров журнала в Россию после получения его в Лондоне .
Журнал издавался до 1898 года . В 1898 году И. С. Проханов вернулся в Россию.
Содержание
Подзаголовок издания обозначал его статус: «Орган русских Евангельских христиан», а выноска к подзаголовку поясняла значение термина «Евангельские христиане»: « то есть основывающихся на чистом Евангельском учении (без всяких изменений и добавлений) ». С марта 1895 года слова «орган» было заменено на «издание» .
Благодаря влиянию Фаста и его единомышленников из числа деятелей Петербургского пробуждения , журнал имел евангельское свободно-конфессиональное направление, что обеспечило ему широкий по конфессиональному составу круг подписчиков , среди которых были русские и немецкие баптисты, меннониты , закавказские армяно-евангелики, пашковцы , англикане , евангелики Таврической губернии, молокане , толстовцы и т. д. .
Журнал имел разделы: «Назидание», «Повествование», «Общественная жизнь», «Слово защиты», «Письма», «Заметки», «Стихи». В «Беседе» публиковались назидательные статьи, евангельские гимны для ободрения страдающих от притеснений за веру, обсуждались вопросы помощи нуждающимся и создании приютов для детей осужденных христиан, выходили очерки по истории христианства (в том числе и евангельского протестантизма в России), материалы о штундистах и баптистах . В разделе «Из другого двора» публиковались материалы о деятельности заграничных протестантов .
Учитывая нелегальное положение журнала, его авторы публиковались под псевдонимами. В круг соработников Проханова входили не только баптисты , но и толстовцы , имеющие другую христологию . Статьи в журнал писали В. А. Пашков , В. В. Иванов , В. Г. Павлов , А. С. Проханов , Е. В. Кирхнер, И. Н. Скороходов, Н. М. Четвернин, П. Г. Демакин и другие . Одним из авторов был толстовец и революционер Д. А. Хилков .
Финансирование
Журнал распространялся по платной подписке. Кроме того, его материально поддерживали богатые христиане-протестанты Д. И. Мазаев и В. А. Пашков .
Примечания
- ↑ .
- ↑ , с. 98.
- ↑ , с. 207.
- , с. 161.
- ↑ , с. 28.
- , с. 162.
- .
- , с. 12 из приложения №3.
- ↑ , с. 163.
- ↑ , с. 246.
- , с. 166.
Литература
- Традиция евангельских христиан. Изучение самоидентификации и богословия от момента её зарождения до наших дней. — Москва: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея , 2010. — 523 с. — ISBN 978-5-89647-235-3 .
- Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). — Санкт-Петербург: РХГИ , 1997. — 480 с. — 2500 экз. — ISBN 5-88812-037-5 .
- Савинский С. Н. История евангельских христиан баптистов Украины, России, Белоруссии (1867 - 1917). — Санкт-Петербург: Библия для всех, 1999. — ISBN 5-7454-0376-4 .
- История ЕХБ в СССР . — Москва: ВСЕХБ , 1989. — С. 624.
- Кале В. Евангельские христиане в России и Советском Союзе. Иван Степанович Проханов (1869-1935) и путь евангельских христиан и баптистов. Перевод с нем. Скворцова П. И. = Evangelische Christen in Russland und der Sovetunion [Sowjetunion]. Ivan Stepanovich Prochanov (1869 - 1935) und der Weg der Evangeliumschristen und Baptisten. Von Wilhelm Kahle. — Онкен - Вуперталь и Кассель, 1978. — 627 с.
- Проханов И. С. . — Чикаго: Всемирный Союз Евангельских христиан , 1992. — С. 111.
- . — Сайт церкви ЕХБ «Ковчег». — Балашиха . от 24 марта 2017 на Wayback Machine
- Валькевич В. А. Записка о пропаганде протестантских сект в России и в особенности на Кавказе. — Тифлис, 1900.
- Степанов В. // Газета Мирт. — Санкт-Петербург, 2016. — Т. №2 (93) . — С. 26-33 .
- 2020-04-06
- 1