Interested Article - Воронин, Никита Исаевич
- 2020-12-06
- 1
Ники́та Иса́евич Воро́нин (1840—1905) — основатель и первый пресвитер баптистской общины Тифлиса . В официальной историографии евангельских христиан-баптистов признан « первым русским баптистом ».
Молоканский проповедник Никита Воронин в результате духовных поисков пришёл к баптистскому пониманию Священного Писания и принял водное крещение от немецкого колониста баптиста .
Современные евангельские христиане-баптисты считают ночь крещения Воронина (20 августа 1867 года) датой основания русско-украинского баптизма, а Тифлисскую общину баптистов — первой баптистской общиной из коренного населения Российской империи .
Биография
Никита Воронин родился в 1840 году в Балашове Саратовской губернии, в молоканской семье. Его родители, занимавшиеся торговлей, вскоре после рождения Никиты переехали в Тифлис .
Никита Воронин был состоятельным купцом, зарабатывавшем торговлей чаем . Ко времени своего крещения Воронин стал чтецом и толкователем Священного Писания в молоканском собрании . Миссионер Яков Деляков вспоминал, что Воронин «был яркий молодой человек, одарённый в речах и очень уважаемый в собрании молокан. Они ожидали, что он будет помощником их пастору и позже станет их главным пастором» .
Согласно описанию православного священника Николая Каллистова, Воронин, уже будучи баптистом, отлично знал Библию, был начитанным в области богословия и обладал свободным даром речи . Каллистов отмечал, ссылаясь на одного из лидеров баптистской общины Тифлиса, что Воронин перечитал всю богословскую литературу на русском языке, какую сумел найти . «Воронин может на какую угодно догматическую или нравственную истину не только сейчас же наизусть прочесть соответствующий текст, но и указать с математической точностью главу книги и даже стих, — позволительно думать, что в этом отзыве есть значительная доля правды» , — писал Каллистов .
Крещение Воронина
Согласно традиционному учению молокан, новозаветную заповедь о крещении нужно понимать духовно, а значит креститься не следует в буквальном смысле . Более того, крещение у них ассоциировалось с переходом в православие (язычество в их понимании) и духовной смертью . По воспоминаниям Воронина, к мысли о необходимости совершить водное крещение он пришёл в результате общения в 1863 году с проповедниками водных молокан: Яковом Танасовым и Никитой Северовым, а также собственных духовных поисков . На его взгляды повлияло также общение с шотландцем Джоном Мельвилем и пресвитерианским миссионером , ассирийцем по происхождению, , с которыми он познакомился в 1864 и в 1865 году . Воронин вспоминал, что от Мельвиля и Делякова он «подобно Аполоса от Акилы и Прискилы точней узнал путь Господень» .
Воронин обратился с просьбой о крещении к Делякову. Деляков, как пресвитерианский миссионер, иногда совершал крещения, однако в случае с Ворониным воздержался, « чтобы не впасть в пренебрежение молокан », как он писал позднее . Деляков познакомил Воронина с проживающим в Тифлисе немецким баптистом , переехавшим сюда из Литвы в 1863 году. По воспоминаниям Кальвейта, ко времени крещения Воронина в немецкой колонии Тифлиса существовала община баптистов из 15 человек . Все они были немцы, контактов с русскими не искали, жили тихо и спокойно, а русскоязычное население о них не знало до тех пор, пока Деляков не привел к ним « тщательно ищущего в Писании и желавшего креститься » Никиту Воронина . Кальвейт и члены его семьи через Делякова, выступившего переводчиком, провели с Ворониным собеседование и убедились, что его вероисповедание соответствует баптистскому. Ночью 20 августа 1867 года (то есть через несколько часов после знакомства) Кальвейт крестил Никиту Воронина в реке Куре в Тифлисе .
Тифлисская община
Опасаясь негативного отношения, Воронин некоторое время скрывал факт своего крещения от молокан, особенно от своей жены — женщины религиозной и ревностной . Он тайно посещал семью Кальвейта, состоящую из пяти или шести человек . Со временем тайна была открыта, и довольно скоро жена приняла веру мужа . Молоканские старцы, переживая переход проповедника в другую веру, приходили к Воронину увещевать и «наставлять на путь истинный». Собрания и собеседования с молоканами на богословские темы происходили ежедневно, иногда с утра до ночи, щедрый Воронин угощал гостей чаем и даже обедами . Постепенно вокруг него собралась группа молокан, согласных с баптистскими взглядами. Так возникла Тифлисская баптистская община, начались первые крещения бывших молокан .
Через четыре года община насчитывала двенадцать человек, примерно в это же время к ней присоединился Кальвейт со своей группой . В числе присоединившихся к общине через крещение молокан был и Василий Павлов (в будущем пресвитер Тифлисской общины и председатель Союза русских баптистов ) и Василий Иванов (в будущем пресвитер Бакинской общины баптистов и редактор журнала « Баптист ») . В первые годы тифлисская церковь руководствовалась составленным Ворониным «Уставом богослужения и догматами веры» . В 1882 году Воронин при участии редактора тифлисской газеты и члена общины Василия Тресковского, а также Мартина Кальвейта и Василия Павлова издал сборник гимнов «Голос веры» .
К концу 1870-х дочерние церкви Тифлисской общины существовали в селе Воронцовка Борчалинского уезда и городе Гори Тифлисской губернии , селах Чухур-Юрт Шемахинского уезда и Андреевка Ленкоранского уезда Бакинской губернии , селах Ново-Ивановка , Ново-Саратовка и Ново-Михайловка Елизаветопольского уезда и селе Михайловка Казахского уезда Елизаветопольской губернии . В 1870—1880-х годах появились группы баптистов в Терской области — во Владикавказе , Моздоке , Георгиевске , Грозном , в станицах Павлодольская , Закан-Юртовская , Троицкая , Новотерская , Алекуйские хутора .
В декабре 1879 года Воронин был отлучён общиной за приобретение пая в банке, предоставлявшем ссуды под проценты . Отлучение Воронина не было признано всеми (например, его не признал Василий Иванов ), в результате более двух лет в Тифлисе существовали две баптистские общины, одну из которых возглавлял Василий Павлов, а вторую — Никита Воронин . В июле 1882 года состоялось полное примирение сторон, отлучение было отменено, общины воссоединились .
Преследования и смерть
Воронин дважды подвергался судебным преследованиям за свои религиозные взгляды : в 1887 и в 1894 годах.
В 1887 году — после того, как грузинский экзарх РПЦ Павел обвинил тифлисских баптистов в миссионерстве среди православных и предложил выслать Воронина ( «как самого вредного» ) и Павлова. Вместе с армяно-лютеранским проповедником Авраамом Амирханянцем Воронина и Павлова арестовали. После заключения в тюрьме Метехский замок их вместе с семьями сослали на 4 года в Оренбург под надзор полиции . Жили в селе Покровка в 10 км от Оренбурга: Павлов занимался земледелием, Воронин имел небольшую мельницу , Амирханянц работал над переводом Библии на турецко-азербайджанское наречие .
В 1894 году штунда (к которой причисляли и российских баптистов) была объявлена «одной из наиболее опасных в церковном и государственном отношениях» «сект» Российской империи, в результате чего Воронин вновь был сослан под присмотр полиции в Вологодскую губернию на 5 лет .
Никита Исаевич Воронин скоропостижно скончался 20 мая 1905 года, когда он участвовал в работе Всероссийского съезда баптистов и евангельских христиан в Ростове-на-Дону .
Значение крещения Воронина
Советско-российский религиовед Лев Митрохин назвал Воронина «пионером русского баптизма» . В официальной историографии современных евангельских христиан-баптистов (в частности, в издании ВСЕХБ о своей истории — книге «История евангельских христиан-баптистов в СССР» ) Воронин признан «первым русским баптистом» , а ночь его крещения утверждена, как дата основания русско-украинского баптизма . Это утверждение основывается на более ранних публикациях в баптистской печати и на том факте, что в 1967 году ВСЕХБ широко отмечал 100-летний юбилей братства евангельских христиан-баптистов в СССР . Последующие юбилеи баптистского движения в России также отмечаются в эту дату.
Альтернативные версии о «первом русском баптисте»
Коллежский асессор , помощник делопроизводителя Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе В. А. Валькевич написал большую работу антисектантской направленности «Записка о пропаганде протестантских сект в России и в особенности на Кавказе» (1900), содержащую уникальный материал по истории русского баптизма, в том числе протоколы следственных действий и частную переписку, изъятую у верующих при обысках. В числе прочего, Валькевич сообщал, ссылаясь на книгу священника Рождественского «Южнорусский штундизм» , что первым русским баптистом следует считать Матвея Сабуленко , крещённого Иоганном Вилером в 1863 году . О крещении Сабуленко в октябре 1863 года писал также Михаил Клименко, кроме того, он упоминал о крещении пяти русских на Молочной и в Хортице в 1862—1864 годах .
Также Валькевич, ссылаясь на помещённый в нелегальном протестантском журнале «Беседа» отчёт баптистского миссионера Ф. П. Балихина, утверждал, что последний, вероятно, был крещён около 1866 года . Что касается Воронина, то Валькевич считал его первым русским баптистом в Закавказье .
Комментарии
- Водные молокане - это молокане, приемлющие водное крещение. Однако в отличие от баптистов, считающих, что крещение должно обязательно являться результатом осознанного выбора и потому людей следует крестить только во взрослом или подростковом возрасте, водные молокане практикуют также детокрещение.
- Деляков на момент знакомства с Ворониным так же, как и водные молокане, считал допустимым детокрещение, однако спустя годы пришёл к характерному для баптистов убеждению, что крестить следует только в сознательном возрасте .
- По воспоминаниям Воронина, крещение состоялось в вечернее время . Позднее время, вероятно, было выбрано намеренно, чтобы скрыть факт крещения от молокан, благодаря чему Воронин, по собственным воспоминаниям, еще «с год» продолжал посещать молоканское общее собрание .
- По баптистской традиции крещение было совершено полным погружением в воду .
- Значимо, что крещение состоялось после нескольких часов знакомства (то есть влияние Кальвейта на формирование взглядов Воронина было минимальным), поскольку в дальнейшем фактом крещения Воронина от немца подкреплялся тезис о сильном немецком влиянии на формирование первых баптистских общин .
- Павлов некоторое время работал приказчиком у Воронина .
- Полное название — «Голос веры или собрание духовных песен и псалмов для пения, для употребления при общественном и домашнем богослужении христиан баптистского исповедания» . В современности псалмы из «Голоса веры» входят в сборник «Песнь Возрождения» .
- Несмотря на это, Воронин, как и многие ссыльные, испытывал острую нужду в материальных средствах. В письме проповеднику А. М. Мазаеву в 1889 году он писал: «совершенно не имею средств к жизни» .
- В самой книге «Южнорусский штундизм» на указанной Валькевичем странице (с.45) эта информация отсутствует.
Примечания
- ↑ , с. 163.
- , с. 14.
- ↑ , с. 38.
- ↑ , с. 521.
- , с. 157, 164.
- ↑ , с. 160, 162.
- ↑ , с. 162.
- ↑ , Приложение №5, с. 27.
- ↑ , с. 186.
- ↑ , с. 160.
- ↑ , с. 156.
- , с. 152.
- , с. 158—162.
- , с. 161, 164.
- , с. 163, 164.
- ↑ , с. 164.
- ↑ , с. 225.
- ↑ , с. 133.
- , с. 135.
- , с. 185, 241.
- .
- ↑ , с. 190.
- ↑ , с. 139.
- , с. 627, 629.
- , с. 645.
- , с. 636.
- , с. 653, 654.
- ↑ , с. 186, 187.
- , с. 187.
- , с. 244, 245.
- , с. 265.
- , с. 75.
- , с. 8—21.
- .
- ↑ , с. 59.
- .
- , с. 156, 157.
Литература
- Алексий (Дородницын) . . — Казань: Центральная типография, 1908. — 712 с. от 11 декабря 2017 на Wayback Machine
- Валькевич В. А. Записка о пропаганде протестантских сект в России и в особенности на Кавказе. — Тифлис: Типография Главноначальствующего гражд. ч. на Кавказе, 1900.
- Воронин Н. И. Голос веры или собрание духовных песен и псалмов для пения, для употребления при общественном и домашнем богослужении христиан баптистского исповедания. — Тифлис, 1882. — 290 с.
- Иванов-Клышников П. В. Шестидесятилетие. 1867—1927 // Баптист : журнал. — Москва, 1927. — № 5 . — С. 13—14 .
- История ЕХБ в СССР . — Москва: ВСЕХБ , 1989. — 624 с.
- Карев А. В. // Братский вестник : журнал. — Москва: ВСЕХБ , 1967. — № 4 . — С. 9—21 .
- Клибанов А. И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в. — 1917 г.). — Москва: Наука , 1965. — 348 с.
- Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). — Санкт-Петербург: РХГИ , 1997. — 480 с. — 2500 экз. — ISBN 5-88812-037-5 .
- // Братский вестник : журнал. — Москва: ВСЕХБ , 1947. — № 5 . — С. 38 .
- Павлов В. Г. Правда о баптистах . Очерк истории, церковного устройства и принципов баптистских общин. — Альманах по истории русского баптизма. — СПб. : «Библия для всех», «Протестант», 2006. — ISBN 5-7454-0380-2 .
- Рождественский А. (священник). Южнорусский штундизм. — Санкт-Петербург: Типография Департамента Уделов, 1889. — 295 с.
- Савинский С. Н. История евангельских христиан баптистов Украины, России, Белоруссии (1867—1917). — Санкт-Петербург: Библия для всех, 1999. — ISBN 5-7454-0376-4 .
- Синичкин А. В. // Богомыслие : альманах. — Одесса, 2018. — Т. 22 . — С. 152—165 . — ISSN .
- Klimenko M. Anfange des baptismus in sudrussland (ukraine) nach offiziellen Dokumenten. — Erlangen, 1957.
- 2020-12-06
- 1