Interested Article - Шипков, Георгий Иванович

Гео́ргий Ива́нович Шипко́в (1863—1938) — богослов и пресвитер баптистской церкви Благовещенска-на-Амуре . Первый председатель (в 1913—1919 годах), а затем — духовный наставник Дальневосточного отдела Всероссийского союза баптистов .

В годы сталинских преследований был репрессирован, приговорён к расстрелу, умер в тюремной больнице.

Биография

Георгий Шипков родился 25 октября 1863 года в селе Тяглое Озеро Самарской губернии в семье крестьян. Родители по вере были «водными молоканами », то есть близкими к традиционному протестантизму молоканами, приемлющими водное крещение . Георгия воспитывали в строгом религиозном духе. В 1870-х годах его родители переехали в Приамурье ( Амурскую область ), с 1878 года жили в Благовещенске-на-Амуре , куда в те годы массово переселялись молокане . В юности Георгий проявил склонность к чтению, а также к изучению языков . Получив начальное образование в Самарской губернии, после переезда на Дальний Восток он занимался самообразованием . Его отец Иван Андреевич имел лавку, в которой сын часто оставался за продавца .

В дальнейшем Георгий служил в торговой фирме американца Иноко Эмери, где заведовал деловой корреспонденцией . В 1890 году, благодаря знанию иностранных языков, поступил телеграфистом-переводчиком в почтово-телеграфную контору, получил чин губернского секретаря . Параллельно со службой продолжил свое самообразование . В 1891 году Георгий сдал экстерном экзамены в благовещенской мужской гимназии и получил аттестат о полном среднем образовании .

В 1886 году женился на Софии Коропковой , происходившей, как и он, из самарских крестьян. София была православной, но впоследствии приняла веру мужа .

В 1889 году Георгий Шипков принял баптистское исповедание . Он интересовался теологией, перечитал всю богословскую литературу на английском, французском, немецком языках, какую смог найти в Благовещенске . Примерно с двадцатилетнего возраста Шипков стал собирать личную библиотеку, в том числе русскую классику, работы по истории, философии, астрономии, учебники иностранных языков. Особое место в его собрании литературы занимали книги по богословию и филологии библейских языков . К середине 1930-х годов его личная библиотека насчитывала порядка шести тысяч томов на разных языках

Для получения систематического богословского образования Георгий в 1894 году поступил на богословский факультет Американского университета в Пекине . Во время учёбы работал служащим чаеразвесочной фабрики фирмы «Токмаков-Молотков и Ко» в Тяньцзине . После окончания богословского факультета в 1898 году вернулся в Благовещенск и вновь устроился работать на телеграфе, прослужив там до 1921 года . Совмещал эту службу с преподаванием английского языка в различных учебных заведениях Благовещенска (диплом Американского университета не только подтверждал его богословское образование, но и давал право на преподавание шести языков: немецкого, английского, французского, латинского, греческого и древнегреческого) . Живя в Китае, он также научился общаться на китайском языке. Со временем преподавание стало его основной работой .

Был репрессирован в 1935 году, умер в тюремной больнице 21 марта 1938 года .

Церковная деятельность

В 1913 году по инициативе Шипкова в Благовещенске был проведён съезд (под председательством Василия Павлова ), принявший решение о создании Дальневосточного отдела Всероссийского союза баптистов . Шипков стал его первым председателем. В конце 1919 года его в качестве председателя сменил Яков Винс , Шипков стал его заместителем. Вместе с Винсом Шипков преподавал на созданных при Отделе краткосрочных курсах проповедников , которые пользовались большой популярностью .

В 1925 году, после реформирования Дальневосточного отдела Всероссийского союза баптистов в Дальневосточный союз баптистов (ДВСБ), стал его секретарём, а в 1926 году — духовным учителем и инструктором ДВСБ . В этом качестве в 1926 году принял участие в работе 26-го Всесоюзного съезда баптистов СССР в Москве, выступив там с докладом о работе ДВСБ . В 1928 году в качестве делегата от ДВСБ принимал участие в Четвёртом Всемирном конгрессе баптистов в Торонто , прочитав доклад на английском языке . После конгресса ему предложили остаться в Америке, но он отказался .

Помимо этого Шипков был пресвитером Благовещенской общины баптистов в 1898—1913 годах и в 1930—1935 годах (после ареста пресвитера Петра Винса и до своего собственного ареста) . Сына Петра Винса, родившегося в 1928 году, назвали Георгием в честь Шипкова . В 1930 году молитвенный дом, построенный верующими ещё в 1910 году, был конфискован, многие служители подверглись ссылке или заключению .

Преследования

Георгия Шипкова арестовали 27 апреля 1935 года и 19 ноября того же года Особое совещание при НКВД СССР приговорило его к трёхлетней ссылке на поселение в Омскую область без права переписки по статье 58-10 УК РСФСР . В Омске в связи с преследованиями в это время находилась большая группа баптистских служителей из Благовещенска и Хабаровска. Те из них, кто не содержался непосредственно в заключении, собирались маленькими группами для совместной молитвы. Георгий Шипков участвовал в таких встречах . Шипкова приютила семья дальневосточного служителя Василия Перцева, выделив ему небольшую комнату . Власти не оставляли его в покое, часто допрашивали и угрожали ссылкой ещё дальше на Север .

В 1937 он был этапирован обратно в Благовещенск . Его обвинили в шпионаже в пользу Японии (перед конгрессом в Торонто в 1928 году он побывал в Японии, что и послужило мотивом для обвинения) и 31 марта 1938 года приговорили к расстрелу . Однако Георгий Шипков скончался в тюремной больнице 21 марта 1938 года, то есть ещё за 10 дней до вынесения расстрельного приговора . В акте о смерти указано, что он умер в результате продолжительной болезни .

Георгий Иванович Шипков был посмертно реабилитирован 25 ноября 1991 года заключением прокурора Амурской области .

Богословие

Богословские статьи и проповеди Шипкова публиковались в разное время, в том числе и после его смерти, в журналах « Братский вестник », « Баптист », « Слово Истины », «Баптист Украины», « Братский листок » . Их отличает насыщенный и красочный язык , кроме того, автор демонстрирует хорошее знание истории религий — преимущественно греческой, египетской и еврейской, а также культуры и истории этих народов .

Статья «Основание и созидание Церкви» была подготовлена как реферат и прочитана в 1921 году в Благовещенской церкви баптистов. Эта работа затрагивает один из принципиальных вопросов баптистского вероучения — устройство Церкви . В этой статье прослеживается история основания и создания Церкви, — от первоапостольской до современности . Поводом для её написания стал тезис об апостольской преемственности священства , как «цепочки рукоположений», выдвигаемый православными миссионерами в дискуссиях с баптистами . Шипков утверждает факт наличия такой цепочки у баптистских служителей (через служителей- меннонитов ), однако не предаёт ей значение. По Шипкову, значение имеет преемство духа, учения и жизни апостолов, а самым надёжным признаком преемственности является живая Церковь, в которой люди рождаются свыше для новой жизни .

В других работах Шипков оппонировал адвентизму и субботничеству , практикам пятидесятничества и теории «двойного предопределения» кальвинизма .

О наступивших преследованиях верующих людей Шипков высказался так: «Искупительные страдания Его (Христа) за верующих (бывших грешников) необходимо должны компенсироваться их благодарственными страданиями за Него» . В 1934 году Шипков писал в одном из писем: «Если бы мы поступились собраниями, то наша община потеряла бы свое лицо, распалась бы, но… Он (Господь) внушил нам сознание угрожающей опасности — рассеяться по домам и желание во что бы то ни стало поддерживать Его дело. Впоследствии пришлось нам сделать чрезвычайные усилия по сбору материальных средств, и… мы вышли из затруднительного положения» . По Шипкову, если Бог допускает страдания, то верующим не следует разочаровываться и роптать, но надо переносить страдания с верой, упованием на Бога и благодарностью за спасение .

Высказывались предположения, что результаты труда Шипкова по толкованию Нового Завета были изложены им в большой рукописной книге, однако судьба этой книги неизвестна .

Библиография

Комментарии

  1. Мария (1889, Благовещенск — 1960, Новосибирск). Александр (20.01.1891, Благовещенск — 29.09.1938, Благовещенск), в 1909—1927 годах — казначей правления Общества типографских рабочих, в 1930-х — заводской рабочий. В 1938 году арестован по «политической» статье, умер в тюрьме. Реабилитирован. Генрих (родился 1893), умер младенцем. Лидия (10.03.1902, Благовещенск — 08.11.1996, Благовещенск), в замужестве Новосельская. Евгений (1903—1919). Нина (09.01.1906, Благовещенск — 22.11.1978, Ульяновск). Адольф (1910, Благовещенск — 04.1944, Брест). .
  2. Дата рождения 25.10.1863 указана в именном и биографическом справочнике-указателе «Благовещенцы. 1858—1920-е гг». изданном Амурским областным краеведческим музеем . По всей видимости её следует считать правильной. Альтернативную дату рождения (25.10.1865) сообщает Павел Иванов-Клышников в биографической справке, предваряющей одну из богословских статей Георгия Шипкова в журнале «Баптист» . Однако в «Книге памяти Амурской» области указано, что Шипков родился в 1863 году . 1863 год, как год рождения Шипкова, указывает также историк Елена Мурыгина, знакомившаяся с материалами уголовного дела Шипкова .
  3. Годы жизни: 30.09.1865 — 07.01.1950 .
  4. 156 томов из уцелевшей части библиотеки Шипкова хранится в Амурском областном краеведческом музее им. Г. С. Новикова-Даурского ; среди них — богословские труды Ж. Кальвина , Ф. Трейча, С. Драйвера, В. Саллимана, Р. Сталкера, А. Неандера , Ж. Ренана , Д. Штрауса , П. Шаффа , К. Моргана, Г. Спаргеона , Э. Штрюмпфеля, А. Гийота и др.

Примечания

  1. .
  2. , с. 4.
  3. .
  4. , Приложение 3.
  5. , На жертвенной крови вырастает любовь.
  6. , с. 8.
  7. , Через тернии к знанию.
  8. , с. 10.
  9. , с. 479.
  10. , с. 50—51.
  11. , с. 31.
  12. , с. 77—81.
  13. , с. 104.
  14. , с. 66.
  15. , с. 40.
  16. , с. 95.
  17. , с. 215.
  18. , с. 10—11.
  19. , Путь в тысячу миль начинается с одного шага.
  20. , с. 69—71.
  21. , с. 73—74.
  22. , Три личности.
  23. , с. 142.
  24. .

Литература

  • 26-й Всесоюзный съезд баптистов СССР (протоколы и материалы). — Москва: Федеративный союз баптистов СССР в лице Одинцова Н. В. , 1927. — 138 с.
  • Абеленцев В. Н., Гаршин А. А. // . — Благовещенск-на-Амуре: Амурский областной краеведческий музей им. Г. С. Новикова-Даурского.
  • Винс Г. П. . — 2. — Санкт-Петербург: Библия для всех, 1997. — 308 с.
  • Воронков А. // Россия и АТР : сборник. — Владивосток: Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения Российской академии наук, 2004. — № 1 . — С. 8—11 .
  • Дерксен Т. В., Мурыгина Е. А., Фёдорова Ю. С. // ЦИО Амурского областного ИПКиППК Чтения памяти профессора Евгения Петровича Сычевского : сборник докладов. — Благовещенск.
  • Иванов-Клышников П. В. К статье «Братство во Христе» // Федеративный союз баптистов СССР Баптист : журнал. — Москва, 1927. — № 1 . — С. 4 .
  • История ЕХБ в СССР . — Москва: ВСЕХБ , 1989. — С. 624.
  • Коваленко Л. Е. // Облако свидетелей Христовых для народов России в XIX—XX вв. 3-е издание. — Киев: Центр христианского сотрудничества, 2006. — С. 116—118 .
  • Мурыгина Е. А. Приложение 3. Биография Г. И. Шипкова // Баптистские общины в поликонфессиональной структуре Дальнего Востока России во второй половине XIX — 30-е гг. XX вв / науч. руководитель д. и. н. Шиндялов Н. А.. — диссертация кандидата исторических наук. — Хабаровск: Благовещенский государственный педагогический университет , 2008.
  • Мурыгина Е. А. Духовное наследие Г. И. Шипкова // Дымова И. В. III Муравьевские чтения «От диалога культур — к гражданскому обществу»: Материалы международной научно-практической конференции : сборник. — Благовещенск: Амурская областная научная библиотека имени Н. Н. Муравьева-Амурского, 2006. — С. 85—87 .
  • Нагирняк А. П. Три личности. Служители, оказавшие особенное влияние на вероучение и практику баптистских церквей // . — Ассоциация «Духовное возрождение». — Книгоноша, Миссия Евразия, 2014. — (Национальные евангельские авторы). — ISBN 978-966-2615-81-4 .
  • Рудакова Ю.С. Сектанты в Амурской области (на примере судьбы Г. И. Шипкова) // Амурский госуниверситет Вестник АмГУ : журнал. — Благовещенск, 2000. — Вып. 10 . — С. 60—61 .
  • Савинский С. Н. История евангельских христиан баптистов Украины, России, Белоруссии. II (1917 - 1967). — СПб. : Библия для всех, 2001. — 10 000 экз. ISBN 5-7454-0594-5 .
  • // Правительство Амурской области Книга памяти жертв политических репрессий Амурской области : электронное издание. — Благовещенск.
Источник —

Same as Шипков, Георгий Иванович