Ручной фонарь
- 1 year ago
- 0
- 0
«Синий фонарь» — первый сборник рассказов Виктора Пелевина , опубликованный в 1991 году . Назван по вошедшему в сборник рассказу « Синий фонарь » . В сборник вошло большинство вышедших ранее произведений Пелевина, а также несколько неопубликованных . В 1993 году за сборник рассказов «Синий фонарь» Виктор Пелевин был удостоен литературной премии « Малый Букер » .
Литературовед Т. В. Щучкина отмечает, что для рассказов сборника «Синий фонарь» характерна общая субъективная мистическо-философская направленность. В большинстве произведений сборника фигурирует образ синего фонаря, символизирующий грань между наши миром и потусторонним. Мистика рассказов сборника во многом основывается на принципах буддизма . В частности, что наша жизнь есть страдание, уйти от которого можно перейдя в мир высший. Темой большинства рассказов является осознание смерти в качестве перерождения и начала новой жизни .
По мнению писателя Евгения Некрасова , в рассказах сборника «Синий фонарь» Пелевин использует фантастику в качестве литературного приёма, а не в качестве жанра. По его мнению, автор стремился « изогнуть зеркало так, чтобы человек увидел искажённые, но свои черты, не привлекавшие прежде внимания оттого, что были привычны ». Критики также отмечали, что мотив произведений сборника преимущественно статичен; герои в основном заняты не действием, а осмыслением .
Часть 1: Принц Госплана
Часть 2: Спи
Часть третья: День бульдозериста
Часть четвертая: Ухряб
Часть пятая: Память огненных лет
Дебютный пелевинский сборник пришелся по душе российской публике, насмерть измученной диалектическим материализмом. Намёки на дхьяну и сатори ласкали ухо, оглохшее от лозунгов. Суконный язык, стилевые огрехи и картонные персонажи на этом фоне выглядели милыми и вполне простительными. А похабные каламбуры и вовсе повергали в сладкий восторг. Впервые с образованщиной заговорили на её языке — полуматерном, полуэзотерическом. Образованщина млела: ом Пелевин падме ху… хум, конечно.
Так родился Великий Писатель Земли Русской.
— Александр Кузьменков , «Пелевин. Сумерки. Затмение», 2013