Interested Article - Герасимов, Анатолий Александрович

Анатолий Александрович Герасимов , в написании латиницей Anatole (Anatoly) Gerasimov (08.10.1945 — 25.04.2013) — советский, американский и российский композитор и музыкант (саксофонист и флейтист), игравший в широком диапазоне джазовых стилей, от традиционных (мейнстрим, бибоп , модальный джаз ) до новейших ( джаз-рок , этно-джаз, фри-джаз ) , а также сотрудничавший с музыкантами из области электроники , этники и рока . Имел в профессиональном джазовом сообществе прозвище «Му-Му», полученное ещё во временя участия в московских джем-сейшенах в 1960-х годах. В период американской эмиграции (1973-1997) получил известность международного уровня работой в оркестрах под управлением Дюка и Мерсера Эллингтонов, Теда Джонса и Мела Льюиса . После возвращения в Россию много работал с джазменами и музыкантами более молодого поколения, существенно расширив стилистические границы своей музыки за пределы джаза. Включён в энциклопедию «Jazz Legends». По мнению редакции портала «Джаз.Ру», Герасимова «можно причислить к тем немногим, чьи интересы в музыке простираются гораздо дальше определенных жанровых, - и шире, - национальных границ» .

Биография

Советский период

Родился 8 октября 1945 года в Москве .

Окончил музыкальную школу по классу кларнета и другого формального музыкального образования не получил. В подростковом возрасте играл в ансамбле Московского городского Дома Пионеров под управлением Владимира Сергеевича Локтева вместе с будущим джазовым трубачом и композитором Олегом Степурко, с которым впоследствии сотрудничал и записывался.

В четырнадцать лет услышал джаз, самостоятельно освоил саксофон ( тенор- и сопрано- ) и к шестнадцати годам начал исполнять музыку этого жанрасамостоятельно. В семнадцать дебютировал на московской джазовой сцене (в одном из своих первых ансамблей сотрудничал с будущим Народным артистом РФ , пианистом Игорем Брилем ). В 1960-х и начале 1970-х играл во многих московских группах, включая именитые оркестры Анатолия Кролла (который на тот момент базировался в филармонии Тулы ), Эдди Рознера , Бориса Рычкова и «ВИО-66» Юрия Саульского . В составе оркестров аккомпанировал на записях популярным эстрадным исполнителям того времени — Валерию Ободзинскому , Ларисе Мондрус и т.п.

Со временем добавил к своему инструментарию флейту и впервые получил признание в прессе именно как флейтист, исполнив авторскую пьесу «Белый снег» на московском фестивале «Джаз-68» ( 1968 ), в связи с чем был явно упомянут в единственной (по мнению музыковеда и историка джаза Алексея Баташёва ) газетной рецензии на весь фестиваль: «Всех увлек поэтичный Герасимов». В дополнение к большому количеству ансамблей-однодневок, выступавших на непостоянной основе и без регулярной оплаты в музыкальных кафе столицы («Молодёжное», «Печора», «Ритм», « Синяя Птица », «Времена года»), Герасимов состоял в Московском объединении музыкальных ансамблей, обеспечивавших работой эстрадно-ресторанные коллективы. Из-за большого количества подработок и проблем с дисциплиной испытывал трудности с официальным трудоустройством и был отчислен из оркестра Саульского с формулировкой «за прогулы ». Во время пребывания в Москве оркестров Дюка Эллингтона и Теда Джонса Мела Льюиса общался с музыкантами этих составов, обменивался с ними контактами и музыкой, принимал участие в совместных джемах .

Эмиграция

В 1973 -м Герасимов эмигрировал из СССР (по его собственным словам, «очень неожиданно и внезапно» ). Для получения письма-вызова, необходимого для одобрения выезда со стороны ОВИР , была инициирована вымышленная история о родственнике, находящемся в Израиле (согласно самому Герасимову, это был «брат дяди отца» , однако Алексей Баташёв считает, что Герасимов «придумал себе еврейскую бабушку» ). Не состоявший в КПСС и в браке Герасимов был выпущен из СССР, но не допущен в Израиль фильтрационным центром в Вене . В ожидании разрешения из США о въезде в страну в качестве беженца Герасимов оказался в Риме , где три месяца играл в ансамбле джазового пианиста Романо Муссолини (младшего сына Бенито Муссолини ). Планируя американскую карьеру, послал открытку Мерсеру Эллингтону, сыну Дюка, пытаясь восстановить знакомство, но ответа не получил.

После переезда в Нью-Йорк , врастая в музыкальное сообщество, Герасимов некоторое время преподавал и выполнял разовые подработки, включая выступления на свадьбах , бар-мицвах и т.п. и участие в записях малозначительных и конъюнктурных альбомов. Часть ангажементов он получал с помощью знакомых музыкантов оркестров Эллингтона, Джонса и Льюиса. Сотрудничал с другими джазовыми эмигрантами из СССР. В одном из своих американских составов играл с тенор-саксофонистом Игорем Высоцким и пианистом Игорем Яхилевичем (в состав также входили американские контрабасист Майкл Боккиккио и барабанщик Чип Уайт); с этим коллективом выступал в телепередачах, на джазовых концертах в Центральном парке , в клубе «Village Gate» с приглашённым тенор-саксофонистом Ларри Шнайдером, на пароходе с гостем квинтета саксофонистом Эдди Дэниэлсом в общем концерте с оркестром Вуди Германа ). В 1974 году принял участие в программе Лесли Бибера «Jazz At Noon» в ночном клубе «Shepheard», где были специально собраны джазмены, приехавшие в Нью-Йорк из СССР, в т.ч. трубач Валерий Пономарёв , пианист Игорь Яхилевич, барабанщик Михаил Брандсбург, саксофонист Игорь Высоцкий и тромбонист Александр Эдлин.

В начале 1974 года Герасимов при случайной встрече на улице с Дюком Эллингтоном поздоровался с маэстро, который узнал его и пригласил принять участие в концерте своего оркестра в «Rainbow Room». Через некоторое время Эллингтон вызвал Герасимова в Чикаго на запись, и начался период работы в оркестре под руководством сначала самого Дюка, а после его смерти 23 мая 1974 года — его сына Мерсера. В альбоме оркестра «Continuum» ( 1975 ) Герасимов играет соло на тенор-саксофоне в композиции «All Too Soon».

В 1977 году Герасимов работал в оркестре Джонса-Льюиса.

В США Герасимов писал музыку для кино и телевидения, приглашая для записи музыкантов высшего класса: в фонограмме документального фильма об использовании солнечной энергии по его инициативе играет гитарист Джон Скофилд , в другом фильме — Джако Пасториус . Параллельно Анатолий выезжал на гастроли и в частном порядке в Японию , Бразилию , Европу , где пополнял инструментальный арсенал (начал, например, использовать японскую флейту сякухати ), знакомился с национальной музыкой и местными музыкантами, которых теперь уже сам вводил в нью-йоркское сообщество. Среди собственных коллективов Герасимова в Нью-Йорке был состав сразу с тремя бразильцами, которым он помогал устроиться на новом месте — перкуссионистами Сиро Баптистой и Кафе Да Сильва и басистом Сержиу Брандау.

В 1983 году во время европейских гастролей спонтанно переехал во Францию : «...стоял на вокзале в Гамбурге и увидел поезд на Париж . Американцу — у меня американский паспорт — виза не нужна, я подумал: а почему мне не поехать в Париж? Поехал... и в результате провел там года три» . Во Франции Герасимов работал с музыкантами преимущественно фри-джаза и этно-джаза.

В целом в период американской и европейской эмиграции Герасимов работал и записывался с джазовыми, рок- и этно-музыкантами высшего эшелона (в их числе — Чет Бейкер , Элвин Джонс , Питер Хэммилл , Арто Тунчбояджан ), музыкантами ансамблей Майлза Дэвиса и Джорджа Бенсона , с клавишником Марком Копландом, барабанщиком Джимом Мэдисоном, пианистом Симоном Набатовым и т.п.

Российский период

В 1995 году Герасимов в первый раз с момента эмиграции посетил Россию ( Санкт-Петербург ) для записи альбома совместно с другим эмигрантом, задумавшимся о возвращении на родину — бардом Алексеем Хвостенко («Хвостом»), знакомство с которым состоялось ещё в 1966 году в Ленинграде . Работа 1995 года « Жилец вершин », создателем которой указывается проект «Хвост и АукцЫон », создана по стихам Велимира Хлебникова ; по словам Леонида Фёдорова , идея изначально принадлежит Хвостенко, который вместе с Герасимовым уже написал некоторые песни ещё до того, как группа «АукцЫон» согласилась на участие. Сотрудничество с Хвостенко продолжилось не только задокументированными совместными записями, но и, например, музыкой для пьесы «Лежит», написанной Герасимовым в 1997 году в Париже.

В 1996 году Герасимов вернулся в Россию окончательно, а в 1997 получил гражданство (гражданства СССР он был лишён в 1973-м). Первой записью российского периода, когда он явно обозначен в числе лидеров, стал записанный в Новосибирске совместно с ансамблем «Siberian Jazz Project» местного басиста и бэндлидера Петра Ржаницына («Петруччо») альбом «Far Away».

Первый собранный в Москве собственный квартет Герасимова включал Юрия Погибу (клавишные), Дмитрия Севастьянова (ударные) и Антона Ревнюка (бас), в качестве гостя с этим составом регулярно выступал перкуссионист Юрий Генбачёв . Трижды в течение 1997 года коллектив выступал с концертами в прямом эфире радио «РаКурс» (еженедельная программа Кирилла Мошкова «Московский свинг»), в ходе которых к коллективу присоединялись гитарист Валерий Белинов и клавишник Одиссей Богусевич. По результатам этих выступлений, которые обеспечили более удачную по сравнению с клубными выступлениями звукорежиссуру записи, был выпущен альбом «Yes».

В 2008 году Герасимов вместе гитаристом Николаем Сарабьяновым начал еженедельные выступления в клубе «Олимпиада-80», располагавшемся в историческом здании спорткомплекса «Олимпийский» . К этому составу присоединились барабанщик Алексей Кравцов, перкуссионисты Вартан Бабаян и Владислав Окунев, и по инициативе арт-директора клуба и продюсера Араика Акопяна был выпущен ещё один альбом c записью живого выступления 3 апреля 2009 года, где имя исполнителя указано как «Anatoly»

В числе фестивалей, на которых Герасимов выступал со своими проектами — фестиваль в украинском Днепропетровске , московские «Богема-Джазз-99», Московский джаз-фестиваль (1999) и «Неофициальная Москва Джаzz Off» (1999), проводившаяся в нескольких городах «Джазовая провинция» (1998 и 1999), «Джаз над Волгой» ( Ярославль , 2003) , проведённый в Нью-Йорке в 1998 году фестиваль памяти Сергея Курёхина (где Герасимов играл в квартете с Чико Фриманом) и т.п.

В разные годы своего российского периода Герасимов работал с клавишниками Антоном Севидовым , Антоном Барониным и Сергеем Чипенко , гитаристом Игорем Золотухиным , вокалистками Екатериной Воробьёвой и Ириной Томаевой, барабанщиками Николаем Емельяновым и Загидом Алыковым , вибрафонистом Владимиром Голоуховым , саксофонистом Антоном Котиковым , басистом Аркадием Овруцким и многими другими. Заметную часть его творчества составляли проекты с рядом столичных диджеев (ZigZag, Чижевский, Студицкий, Mr. Lefik, Дольчик и т.п.) , с которыми он выступал в ночных клубах, далёких от традиционно-джазовой направленности . В собственном творчестве постоянно выходил за рамки традиционного джаза, привнося заметные элементы африканской и латиноамериканской музыки, регги и т.п., а в качестве сессионного музыканта регулярно сотрудничал со звёздами рок-музыки (включая группы «АукцЫон», « Сплин », « Би-2 » и так далее).

В последние годы жизни Герасимов часто и тяжело болел. В 2011 году был украден кофр со всеми его инструментами (тенор- и сопрано-саксофоны, шесть флейт). Новый инструмент музыкант получил при помощи фонда поддержки современной инструментальной музыки «АртБит» Алексея Козлова .

Умер 25 апреля 2013 года в одной из московских больниц.

Появление в СМИ и литературе, оценки профессионального сообщества

В 1983 году Герасимов упомянут Сергеем Довлатовым в книге «Марш одиноких» :

В Нью-Йорке обосновались три бывших московских саксофониста. Сермакашев, Пономарёв и Герасимов. Нелепо брать в Тулу — самовар. А в Нью-Йорк — саксофон. Однако Сермакашев играл у Мэла Льюиса. Пономарёв — у Арта Блейки. Герасимов записал пластинку с Эллингтоном. Сергей Довлатов

В 1997 году Герасимов стал лауреатом премии Московской ассоциации джазовых журналистов «Джаз'Ухо-97» в номинации «Мастер года» .

В 2000 году известный советско-литовский саксофонист-новатор Владимир Чекасин охарактеризовал созидательную натуру Герасимова :

Воспроизводящая культура в Москве на достаточно высоком уровне. А вот созидательная базируется там исключительно на воспроизводящей. Они всего лишь манипулируют блоками, заложенными в мейнстриме. Это концептуально другой подход. [...] из всех московских звезд совместные проекты я хотел бы делать только с Крамером, Разиным или Толей Герасимовым. Это те, кто более-менее раскован. Владимир Чекасин

В 2008 году в рецензии на книгу Кирилла Мошкова «Индустрия джаза в Америке» авторитетный российский музыковед и джазовый журналист Владимир Фейертаг оценил достижения Герасимова после эмиграции в негативном ключе :

...наши жертвы — убежавшие в джазовое небытие Берукштис и Мидный, Высоцкий, Герасимов, Пономарёв (только последнему и повезло). Владимир Фейертаг

Однако в 2009 году тот же автор в своём энциклопедическом справочнике «Джаз в России» пишет о Герасимове прямо противоположное:

...один из первых советских джазменов, добившихся успеха в США. Владимир Фейертаг

В 2015 году музыка Герасимова звучала в программе Михаила Митропольского «Бесконечное приближение» на « Радио России ».

В 2017-м о наследии Герасимова с учётом расширения стилистики его музыки в последние годы высказался композитор, музыкант и теоретик музыки Олег Степурко :

Герасимов впервые создал джазовый музыкальный материал, в котором наконец отразилась вся скорбь и тоска пространства 1/6 части планеты под названием Русь. Нечётные размеры и славянские лады, феноменально-парадоксальный и в то же время такой простой мелодизм — всё это создаёт «хуки»: крючки, которые так тебя ранят, что уже невозможно от него оторваться, как от травяного настоя, исцеляющего душу. Олег Степурко

Герасимов выступал живьём в « Программе А » Российского телевидения, где представил также клип режиссёра Григория Амнуэля на пьесу «Bloomdido» Чарли Паркера .

Проекту «Ритуальные танцы» с его участием была посвящена одна из передач цикла « Антропология » Дмитрия Диброва .

Известный советский и российский джазмен, композитор и теоретик музыки Юрий Маркин в своих воспоминаниях упоминает о курьёзном случае, когда Герасимов стал жертвой сложного для восприятия американцами имени :

Вот и саксофониста Анатолия Герасимова, когда он куковал там на Западе, объявляли в концертах известным всему миру именем: — Выступает Анатолий… Солженицын! Юрий Маркин, «Тройное совпадение»

Цитаты

Мне нравится, когда в музыке многое перемешано, и непонятно, откуда у неё ноги растут. Потому что тогда появляется какой-то элемент сюрприза, неожиданность. А так, бывает, слушаешь и думаешь, что вот сейчас будет вот такое соло саксофона, и правда - вот оно... Анатолий Герасимов, в интервью Александру Никитину, 2010

Я бы стал играть джаз, если бы было с кем. У нас джаз неправильно играют. Нет правильного отношения, релакса. Анатолий Герасимов, в интервью Александру Никитину, 2010

Меня прошлое, в общем, не интересует. Я много с кем играл, большое им за это спасибо, но самое интересное всегда происходит только в настоящем, именно сейчас! Анатолий Герасимов, в интервью Александру Никитину, 2010

Избранная дискография

В качестве лидера или полноправного со-лидера

  • 1987: Anatole, « » (Nana Records / No. 1001)
  • 1991: Анатолий Герасимов, « » (Мелодия / C60 31489 005), лицензионное российское переиздание альбома 1987 года «Time Flies»
  • 1997: Siberian Jazz Project featuring Anatole Gerasimov, «Far Away» (SB Recording Studio, 1997)
  • 1997: Хвост, Герасимов, АукцЫон, « » (Отделение ВЫХОД / В052)
  • 1998: Anatole Gerasimov, « » (Boheme Music / CDBMR 809015)
  • 2000: Boris Prussakov, Anatoly Gerasimov, Yuri Genbachev, « » (LandyStar / LS-009-2000)
  • 2000: Анатолий Герасимов, Вячеслав Горский , Сергей Манукян , Йоэль Гонзалес, «Ритуальные танцы» (Kerama)
  • 2003: Anatole Gerasimov, « » (Dan Revival Records), посвящение погибшему при сходе ледника Колка оператору Даниилу Гуревичу
  • 2004: Virtual Flowers, « » (Random Records / RNDCD 006), состав трио: Иван Соколовский, Владимир Голоухов, Анатолий Герасимов
  • 2012: Anatole Gerasimov, « » / Анатолий Герасимов, «Живой ракурс» ( ArtBeat Music / AB-CD-04-2012-017)
  • 2013: Anatoly Gerasimov Band, « » ( FancyMusic / FANCY019)
  • 2014: Алексей Хвостенко, « » (Геометрия / GEO 089 CD)
  • 2017: Зиг Трио & Анатолий Герасимов, « » (издано лимитированным тиражом без указания лейбла, запись 2005 года)

В качестве сайдмена (рядового участника записи)

  • 1975: Duke Ellington Orchestra / Mercer Ellington, « » (Fantasy Records / F-9481)
  • 1978: Sinto, « » (Amayana / A 4506), в выходных данных указан как «Anatol Gerasimov»
  • 1995: Хвост и АукцЫон, « Жилец вершин » (SNC)
  • 1995: Yakov Solodkiy, «Percussion Music» (Kurizza Records)
  • 1997: Сплин, « » (SNC Records / SNCM 7063)
  • 1998: Алексей Хвостенко при участии музыкантов группы АукцЫон, « » (Отделение ВЫХОД / В 045/046)
  • 1998: Лисица Кицунэ, « » (Zvuki.ru)
  • 1998: Юлия Каган, «Белый дятел»
  • 2001: Хвост и АукцЫон, « » (Ulitka Records / U 0002)
  • 2000: Сплин, « » (Real Records / RR-037-CD)
  • 2002: Mike Ellis World Jazz Ensemble, «The Shamans’ Dance» (Dialog Music, 2002)
  • 2004: Олег Степурко, «Русский Funk» (Boheme Music)
  • 2005: Dubchairman & Second Hand Band, « » (Мистерия Звука / MZ 293-9/0)
  • 2005: Ornitology, « » (NuNote / NN-06CD/06)
  • 2006: Zventa Sventana , « » (Музыка Вдох / ВДОХ-16CD/06)
  • 2009: Би-2, « » (Мистерия Звука / CD-M+095-9/2)
  • 2009: Группа Ornitology, « » (Мистерия Звука / CD-M+077-2)
  • 2010: Нино Катамадзе & Insight, « » (Мистерия Звука / MZ487-9/DG)
  • 2011: Алексей Хвостенко, « » (RMG Records / RMG 3827 MP3)
  • 2011: Аукцыон, « » (Геометрия / GEO 035 CD)
  • Uncle L, « » (самиздат без указания года выпуска)
  • Rigonda, « » (указан каталожный номер 4245 без указания выпускающего лейбла и года выпуска)
  • Irina Fogelson, « » (Liberman Record Production / N-8815), год выпуска не указан

Сборники

  • 1984: V/A, « » (Milan / A 263), как композитор к музыке фильма «Liquid Sky»
  • 1988: V/A, « » (Milan / CD 263), как композитора к музыке фильма «Liquid Sky»
  • 1996: V/A, « » (Soyuz Records / SZ0632-96)
  • 1998: V/A, « » (Отделение ВЫХОД / В 029), в композиции Алексея Хвостенко «Импровизация (Дятел)» как один из композиторов и исполнитель
  • 1998: V/A, «Весь этот JAZZ» (Boheme Music), с композицией «Aurora»
  • 1999: V/A, « » (Stereo & Video / S&V 017), бесплатное CD-приложение к журналу «Stereo & Video», с композицией «To Burn But Not On Fire»
  • 2001: V/A, « » (Landy Star Music / LS-020-01), с композицией «Dance Of Dioge»
  • 2007: V/A, « » (Art Mania), с композицией «To Burn But Not On Fire»
  • 2007: V/A, « » (Art Mania), с композицией «For What?»
  • 2010: V/A, « » (Koktebel Jazz Festival Records / KJF07-09/1), с композицией «The Night»
  • 2011: V/A, новогодний сборник-визитка Фонда поддержки современной инструментальной музыки «АртБит» Алексея Козлова
  • 2013: V/A, « » (ArtBeat Music / Art Mania / AB-CD-06-2013-050), с композицией «Occation Music»
  • 2014: V/A, « » (Китайский Лётчик Джао Да), с композицией «Не в огне гореть»

Избранная фильмография

В роли композитора

В роли участника видеоряда (исполнителя и т.п.)

  • 1997: Аукцыон, « » (Дубль Видео / DV-001)
  • 2006: Крематорий, «Видеоклипы + Концерт 20 Летия Группы» / АукцЫон, « »/ Пикник, «Королевство Кривых Live!»
  • 2011: Нино Катамадзе & Insight, « » (Мистерия Звука / MZ502-0/DG)

Примечания

  1. Джаз.Ру, Редакция (рус.) . «Джаз.Ру» (25 апреля 2013). Дата обращения: 27 октября 2023.
  2. . www.kommersant.ru (25 апреля 2013). Дата обращения: 27 октября 2023.
  3. www.jazz.ru . Дата обращения: 27 октября 2023.
  4. Джаз.Ру, Редакция (рус.) . «Джаз.Ру» (22 сентября 2016). Дата обращения: 27 октября 2023.
  5. . www.jazz.ru . Дата обращения: 27 октября 2023.
  6. . Афиша . Дата обращения: 27 октября 2023.
  7. Российский джаз. В 2-х т. Т. 1 / под ред. К. Мошкова и А. Филипьевой. — СПб. : Лань, 2013. — С. 400—419. — 608 с. — ISBN 978-5-8114-1447-5 .
  8. . jazzquad.ru . Дата обращения: 27 октября 2023.
  9. www.jazz.ru . Дата обращения: 27 октября 2023.
  10. Джаз.Ру, Редакция (рус.) . «Джаз.Ру» (22 марта 2013). Дата обращения: 27 октября 2023.
  11. . www.jazz.ru . Дата обращения: 27 октября 2023.
  12. www.jazz.ru . Дата обращения: 27 октября 2023.
  13. . jazzquad.ru . Дата обращения: 27 октября 2023.
  14. Джаз.Ру, Редакция (рус.) . «Джаз.Ру» (2 февраля 2015). Дата обращения: 27 октября 2023.
  15. Джаз.Ру, Редакция (рус.) . «Джаз.Ру» (13 сентября 2016). Дата обращения: 27 октября 2023.
  16. . jazzquad.ru . Дата обращения: 27 октября 2023.
  17. . jazzquad.ru . Дата обращения: 27 октября 2023.
  18. (рус.) . (2004–2020). Дата обращения: 27 октября 2023.
  19. . www.sergeidovlatov.com . Дата обращения: 27 октября 2023.
  20. . www.jazz.ru . Дата обращения: 27 октября 2023.
  21. . jazzquad.ru . Дата обращения: 27 октября 2023.
  22. . www.moshkow.net . Дата обращения: 27 октября 2023.
  23. Džaz v Rossii: kratkij ėnciklopedičeskij spravočnik / Vladimir Borisovič Fejertag. — Sankt-Peterburg: Izdat. Torgovyj Dom SKIFIJA, 2009. — 497 с. — ISBN 978-5-903463-23-7 .
  24. Митропольский, Михаил (рус.) . «Джаз.Ру» (1 октября 2015). Дата обращения: 27 октября 2023.
  25. Степурко, Олег (рус.) . «Джаз.Ру» (23 августа 2017). Дата обращения: 27 октября 2023.
  26. (рус.) . «Джаз.Ру» . Дата обращения: 27 октября 2023.
  27. www.jazz.ru . Дата обращения: 27 октября 2023.
  28. www.jazz.ru . Дата обращения: 27 октября 2023.
  29. . jazzquad.ru . Дата обращения: 27 октября 2023.
  30. . nestor.minsk.by . Дата обращения: 27 октября 2023.
  31. Мошков, Кирилл (рус.) . «Джаз.Ру» (29 марта 2021). Дата обращения: 27 октября 2023.
  32. . www.jazz.ru . Дата обращения: 27 октября 2023.
  33. . jazzquad.ru . Дата обращения: 27 октября 2023.
  34. Волков, Константин (рус.) . «Джаз.Ру» (12 июня 2018). Дата обращения: 27 октября 2023.
Источник —

Same as Герасимов, Анатолий Александрович