Interested Article - Кипчаки Ферганы
- 2021-07-21
- 1
Кипчаки Ферганы — исчезнувший тюркский народ, ранее обитавший в Ферганской долине и прилегающих территориях Средней Азии до 1930-х годов . В дальнейших переписях учитывались как киргизы и узбеки .
История
Ферганские кипчаки с 1843 года активно участвовали в дворцовых переворотах Коканда.
В 1845 году влиятельный кипчакский феодал Худояр-хана и женит его на своей дочери. При этом, он, устранив юного хана от управления государством, становится фактически регентом. Кипчаки, придя к власти, начали истреблять виднейших представителей духовенства ( улемов , шейхов , сейидов ) и светскую знать — эмиров. Были казнены шейх-уль-ислам Намангана Закир-ходжа, мударрис соборной мечети Хальфа Сафо, Домулла Халмухаммад-раис, Домулла Ходжам-кули алам, Сулейман-ходжа — сын шейх-уль-ислама и Мавлави Ахмад Кашшак Андижани и др. В борьбе против кипчакской аристократии активно было и кокандское духовенство, так как среди казненных Мусулманкулом находились и крупнейшие муллы и шейхи.
возводит на кокандский престолНасилия и бесчинства кочевников в Коканде были нормой. Переселение массы кипчаков в Коканд сопровождалось изгнанием домовладельцев из своих домов. Арыки объявлялись собственностью отдельных кипчаков, которые взимали за пользование ими плату. Время господства кипчаков усугублялось тем, что кочевники относились к массе оседлого населения как к чему-то низшему и неполноценному. Тяготясь опекой Мусульманкула, Худояр-хан стал опорой анти-кипчакской партии, сверг Мусулманкула и казнил его в 1852 году . Это событие закончилось повальным истреблением ферганских кипчаков . Их было убито около 20.000 вместе с Мусульманкулом. С этого периода началось самостоятельное правление Худаяр-хана (1853-1858) .
По приказу Худояра свыше 20 000 кипчаков было убито . Уцелевшие спаслись в горах. После этого влияние кипчаков уменьшилось.
Ассимиляция
По данным статистического обследования населения Средней Азии, в 1924 году насчитывалось 128 тысяч кипчаков, в том числе в Ферганской долине — около 60 тыс. чел. . Согласно Всесоюзной переписи населения 1926 года представителей кипчакской национальности насчитывалось 33 502 человек . А уже в переписи 1939 года кипчаки не были зафиксированы. К этому времени кипчаки были инкорпорированы в состав киргизского и узбекского народов.
Антропология
Есть данные об антропологическом типе населения Кокандского ханства. Автор «Та'рих-и Шахрухи» всех кочевников объединяет эпитетом «косоглазые» (кадж). Тем самым, кипчаки, как и другие кочевники, по своему физическому типу отличались от осёдлого населения Ферганы. Это свидетельствует о ярко выраженной монголоидности кочевников Кокандского ханства .
Этноним кипчак по кокандским источникам
В источниках кипчаки интерпретируются по-разному.
При передаче событий 1858—1865 годов в «Та'рих-и Шахрухи» и «Та'рих-и Фергана» употребляется этноним киргиз-кипчак или кипчак-киргиз когда идет повествование о киргизах и кипчаках. Употребление данного этнонима приходится на период военно-политического объединения двух этносов против центральной власти Коканда .
В написанной в середине XIX века поэме «Тарих-и Худайар-хан» ферганские кипчаки названы «казак», «кипчак» или «казак-кипчак».
По «Тарихи Шахрухи» кипчаки причисляли себя к одному из 92 племен узбеков, что указывает на этническую близость ферганских кипчаков и оседлых жителей, обозначаемых этнонимом узбек.
Лингвистика
Специалисты сравнительного языкознания отмечали ближайшую общность киргизского и кипчакского языков. В частности, известный советский лингвист Е. Д. Поливанов , проводивший в 30-х годах в республике исследования по киргизскому языкознанию, в одной из своих неопубликованных работ заключал: «единственным действительно ближайшим и специфически близким киргизскому языку оказывается лишь крайне незначительный в статистическом отношении т. н. кыпчакский язык, язык ферганских кыпчаков (в своё время игравших столь известную роль в династической истории Кокандского ханства)...» .
Родоплеменной состав
В составе кипчаков Ферганы зафиксированы племена :
- Кулан
- Жетикашка (Йетти кашка)
- Улмас
- Йашик
- Элатан
См. также
Примечания
- Юрий Евстигнеев. . — ISBN 5457236641 .
- ↑ Набиев Р. Из истории Кокандского ханства. Т., 1973, с.38
- Бейсембиев Т. К. «Та’рих-и Шахрухи» как исторический источник. Алма-Ата: Наука, 1987,с.23
- Бабабеков Х.Н. История Коканда. Т.: Фан 2006, с.35
- Кыргыз Тарыхы. Энциклопедия. Мамлекеттик тил жана энциклопедия борбору. Бишкек, 2003. И. Арабаев атындагы Кыргыз мамлекеттик педагогикалык университети.
- Шаниязов К. Ш.: Кипчаки в узбекском этнической среде в дооктябрьский период (процессы интеграции) // Этнические процессы у национальных групп Средней Азии и Казахстана. М., 1980.
- Демоскоп Weekly — Всесоюзная перепись населения 1926 года. Национальный состав населения по республикам СССР
- Бейсембиев Т. К. . — Алматы: «Наука» Казахской ССР, 1987. — С. 79. — 202 с.
- Бейсембиев Т. К. . — Алматы, 2009. — С. 206. — 1264 с.
- Бейсембиев Т. К. «Та’рих-и Шахрухи» как исторический источник. Алма-Ата: Наука, 1987,с.9
- Бейсембиев Т. К. «Та’рих-и Шахрухи» как исторический источник. Алма-Ата: Наука, 1987,с.79
- В.М. Плоских. . — Фрунзе, 1977. — С. 157. — 391 с.
- Бейсембиев Т. К. . — Алматы: «Наука» Казахской ССР, 1987. — С. 23. — 202 с.
- 2021-07-21
- 1