Мищенко, Василий Константинович
- 1 year ago
- 0
- 0
Васи́лий Константи́нович Константи́нов (10 июня 1867 — 22 июня 1920) — инженер, депутат Государственной думы I созыва от Кубанской области и Черноморской губернии .
Летом 1864 году Екатерина Павловна Майкова , жена писателя и издателя В. Н. Майкова и мать троих детей, Евгении, Валериана и Владимира , возвращаясь с лечения, познакомилась на пароходе со студентом Фёдором Васильевичем Любимовым, сыном священника, родом из Сибири. По настоянию Екатерины Павловны он становится домашним учителем детей Майковых. Летом 1866 года Майкова вместе с Любимовым покинула свой дом и детей . В 1867 году у них родился сын, названный Василием Константиновичем Константиновым . Отчество и фамилия мальчика были образованы от имени крёстного отца, Константина Николаевича Иванова.
По одним сведениям мальчика отдали на воспитание некой Марии Линдблом , которая объявила его своим незаконнорождённым сыном. Маленький Василий был оставлен в Петербурге и «по совершенной бедности воспитывался на счёт благотворительных сумм» .
Детальная версия первых лет жизни Василия Константинова изложена в воспоминаниях В. М. Глинки , записанных им со слов его бабушки Людмилы Николаевны Кривенко, урождённой Меншуткиной (1852—1928), первой жены литератора С. Н. Кривенко . Людмила Николаевна жила с малолетней дочерью Надей в Чудове . Однажды она возвращалась с покупками со станции и случайно рассыпала конфеты. Оказавшийся рядом подпасок проворно подобрал их и подал хозяйке. От предложения взять конфеты себе он отказался со словами: "Нет, мне не надо. А вот осенью, когда пасти кончу стадо, вы мне хоть малость грамоту покажете?" . По словам местного писаря, Принцева, около 8 лет назад двухлетний Вася Константинов (а это был именно он ) был отдан богато одетой барыней на воспитание бездетному крестьянину Петру Савельевичу с условием высылать ему каждый год по 60 рублей на содержание и пропитание ребёнка. Но вот уже два года деньги не приходят, и крестьянин собирается с осени определить Васю "мальчиком" в трактир. Эта перспектива не понравилась Людмиле Николаевне. Она отправилась к Петру Савельевичу и сговорилась с ним, что он передаст ей на воспитание Василия, а она возместит ему 120 рублей за те два года, что он не получал денег. Большая по тем временам сумма была ей предоставлена братом мужа Александром Николаевичем Кривенко и Николаем Константиновичем Михайловским , каждый внёс по 60 рублей . Как рассказывает В. М. Глинка, обучение Василия проходило весьма успешно:
Она <моя бабушка Людмила Николаевна Кривенко> сама мне говорила, что ни до, ни после не встречала такой памяти и такой любознательностью. За десять уроков он запомнил азбуку и начал читать и запоминать написание цифр. <...> Вася переехал к ней и стал её учеником и помощником. Маме тогда было лет пять, и, хотя она была очень тихая и послушная девочка, но Вася стал её нянькой в те часы, когда кухарка и бабушка были чем-то заняты. А любознательность и память у него оказались такими, что он буквально пожирал книги, задавал бабушке бесконечные вопросы и за одну зиму и следующее лето исчерпал её не очень значительную программу институтской подготовки. Ещё год он по вечерам занимался у Принцева, который не мог надивиться способностям мальчика и порой говорил бабушке, что боится, не случилось бы у того болезни от перенапряжения. А в следующем году Вася, отвезённый бабушкой в Петербург, выдержал экзамены в 3-й класс гимназии. <...> В 4-м классе Вася Константинов учился на круглое 12, был освобождён от платы за обучение и начал репетировать отстающих учеников, так что сам стал оплачивать свой пансион. Его тяготило то, что он самый старший по возрасту в классе, и он подготовился за лето в Чудове, чтобы, минуя класс, перейти сразу в 7-й .
В 1886 году окончил с золотой медалью петербургскую гимназию Императорского человеколюбивого общества . Сразу после этого, став в каком-то богатом доме репетитором, из первых заработков выслал 100 рублей Л. Н. Кривенко . В 1890 году окончил физико-математический факультет Петербургского университета с дипломом 1-й степени . Затем поступил на третий курс Института инженеров путей сообщения и в 1894 году получил диплом инженера путей сообщения . Из заработка в первый год инженерной деятельности Константинов возместил Н. К. Михайловскому и А. Н. Кривенко те суммы, которые они внесли за его "выкуп" и на поддержку его обучения в гимназии .
По словам В. М. Глинки, когда Константинов учился на 3-м курсе (не ясно Университета или Института инженеров путей сообщения) состоялось его знакомство с матерью. Он получил письмо, в котором "неизвестная особа просила его обязательно прийти для важного разговора о будущем" . Подозревая, что это связано с историей его рождения, Константинов обратился за советом к своей воспитательнице. Именно Л. Н. Кривенко настояла на встрече. По её словам, первые впечатления В. К. Константинова от встречи с матерью были неблагоприятны. Он нашёл её театральной и фальшивой, особенно неприятным о счёл то, что мать подчеркнула, что теперь "он, её наследник, ни в чём не будет нуждаться" . По-видимому, о возникших в дальнейшем достаточно прочных отношениях Василия Константиновича с его матерью Людмила Николаевна и её потомки не знали, хотя в доме у Кривенко и её дочери Константинов бывал вплоть до начала 1910-х годов .
Вот как описывают Константинова современники:
Высокий, худощавый, с грубоватым, некрасивым, но энергичным лицом, инженер путей сообщения Константинов был подлинным демократом… По внешнему виду он мало чем отличался от рабочего. В стоптанных чувяках, поношенной тужурке и фуражке с форменным значком, он пользовался большой популярностью среди рабочих .
Вспоминает Николай Штейп:
В жизни Константинов был человеком неприхотливым. <…> Василий Константинович обычно спал на полу, расстелив бурку, возил с собой инструмент и при необходимости мог подбить каблуки на сапогах .
С ноября 1894 г. отбывает воинскую повинность на правах вольноопределяющегося в должности кондуктора 2 класса унтер-офицерского звания в Кубанской инженерной дистанции Кавказского военного округа . В декабре 1895 г. уволен в запас.
В конце 1895 г. приступает к работе в Министерстве путей сообщения штатным инженером VIII класса и производителем работ по постройке Новороссийско-Сухумского шоссе. С апреля 1896 г. Константинов исполняет обязанности начальника по постройке III участка этой дороги ( Туапсе — Адлер ).
В течение 1895—1896 гг. участвует в экспедиции под руководством Н. С. Абазы для обследования площади бывших горских поселений и брошенных сельскохозяйственных угодий с выделением мест, удобных для освоения переселенцами. Исследования экспедиции показали, что «в прежнее время край был густо населён» и «что в хозяйстве горцев имели место разнообразные отрасли сельскохозяйственного производства» . По результатам экспедиции Константинов ведёт разработку сети горных дорог, позволяющих переселенцам освоить брошенные местным населением после окончания Кавказской войны внутренние области. В феврале 1896 г. участвует в совещании в Петербурге по вопросам строительства дорог на Черноморском побережье. К концу 1896 г. Константинов заканчивает проектирование дорог:
C 1897 г. основное значение приобретает строительство Краснополянского шоссе по бассейну р. Мзымта. Проектирование его осуществлял , а на месте руководил строительными работами В. К. Константинов . Условия строительства были очень сложными. Шоссе надлежало протянуть через узкое ущелье Ахцу , вдоль реки Мзымты, на пятисотметровой высоте над уровнем моря.
В 1898—1903 гг. под руководством Константинова был детально разработан проект дороги на плато Аибга протяжённостью более 38 вёрст (левый берег р. Мзымта — перевал — правый берег р. Псоу), но в связи с началом русско-японской войны ассигнования на строительство дорог в Черноморской губернии резко сократились. На выделенные правительством в 1904—1905 гг. скудные средства в 9050 руб. при активном участии Константинова готовились проекты горных дорог по среднему течению р. Шахе, по бассейнам рек Аше , Псезуапсе , Пшады .
В августе 1906 г. в связи с подписанием « Выборгского воззвания » был уволен с должности начальника III участка Новороссийско-Сухумского шоссе .
В годы первой мировой войны был начальником сочинского строительного участка Черноморской железной дороги (1914—1916), с сентября 1916 г. выполняет обязанности начальника строительных работ Кавказской армии .
Известный кавказский краевед, организатор Кавказского Горного клуба, располагавшегося в доме матери В. К. Константинова по улице Михайловского и ставшего впоследствии основой для создания Сочинского краеведческого музея (ныне Музей истории города-курорта Сочи ).
28 мая 1906 года в Екатеринодаре был избран в Государственную думу I созыва от неказачьего населения Кубанской области и Черноморской губернии . Активного участия в деятельности Думы не принимал .
10 июля 1906 года в г. Выборге подписал « Выборгское воззвание » и был осуждён по ст. 129, ч. 1, п. п. 51 и 3 Уголовного Уложения , был приговорён к 3 месяцам тюрьмы и лишён права баллотироваться на любые выборные должности.
В 1913 г. совместно с «Обществом изучения Черноморского побережья Кавказа» принимает участие в организации в Петербурге выставки «Русская Ривьера» .
11 октября 1915 г. входит в состав эвакуационной комиссии в связи созданием в Сочи эвакуационного пункта для раненых .
Занимался изысканиями в области почвоведения, публиковал на эту тему статьи.
Обстоятельства гибели неясны. Как следует из воспоминаний сотрудника Константинова Николая Штейпа, во время Гражданской войны В. К. Константинов жил в Ростове. Летом 1920 года Константинов перебрался в Новороссийск и пешком направился в Сочи. По дороге его задержали и расстреляли без суда и следствия . Это случилось 22 июня 1920 года, в тот же день умерла его мать, Е. П. Майкова.
Мать — Екатерина Павловна Майкова (урождённая Калита , 1836, Калитовка, Киевская губерния — 22 июня 1920, Сочи). В августе 1852 году 16 лет от роду была отдана замуж за Владимира Николаевича Майкова (1826—1885). В семье родилось трое детей: Евгения (1853 — ?), Валериан (1857—1899) и Владимир (1863—1942).
В Екатерину Майкову был влюблён И. А. Гончаров . Она стала прообразом Ольги Ильинской в « Обломове » и Веры Бережковой в «Обрыве» . В основе фабулы «Обрыва» лежит семейная драма Майковых .
Как сказано выше с отцом Константинова, Фёдором Любимовым, Екатерина Павловна познакомилась на пароходе, возвращаясь из-за границы. Она пригласила его в учителя своим детям, а в 1866 году они вместе бежали из дома. В 1869 году Майкова и Любимов переехали в коммуну в окрестностях Сочи . Две попытки Любимова получить высшее образование закончились исключением из института, он начал пить . В начале 1870 году Майкова порвала с Любимовым и поселилась в имении Уч-Дере .
Как выяснилось, Екатерину Павловну впоследствии связывали длительные близкие отношения с владельцем Уч-дере Александром Александровичем Старком (1849—1933), учёным-энтомологом, в прошлом управляющим поместьями великого князя Константина Николаевича . Сын Майковой и А. А. Старка — Эдуард Александрович Старк — был воспитан отцом. Он стал известным театральным критиком, скончался во время Ленинградской блокады в 1942 году .
В 1888 году Майкова, продав крестьянам доставшееся в наследство от отца имение, строит дом на улице Михайловской в Сочи, на первом этаже ею открыта первая общественная библиотека .
Кроме того, Майкова известна как детская писательница, сотрудничала в детском журнале «Подснежник» и в « Семейных вечерах ». В 1864 году ею была опубликована автобиографическая (с элементами вымысла ) повесть «Как началась моя жизнь». В 1867 году выпустила под псевдонимом Катри Майко «Азбуку и первые уроки чтения».
Таким образом, у Константинова были три единоутробных брата и сестра. По-видимому, он с ними был знаком, все они посещали Сочи, но семьи его они не составляли. Даже к своей матери он до конца жизни в письмах обращался исключительно на «Вы» . Собственной семьи у Константинова не было . В. М. Глинка утверждает, что Константинов "был серьёзно неравнодушен" к его матери, то есть к Надежде Сергеевне Кривенко в замужестве Глинке (1877—1956), нянькой которой он был в доме своей воспитательницы Л. Н. Кривенко .