Иванов, Анатолий Михайлович
- 1 year ago
- 0
- 0
Михаил Михайлович Иванов ( 11 [23] сентября 1849 , Москва — 20 октября 1927 , Рим ) — русский музыкальный и литературный критик , композитор и переводчик .
Родился в Москве 11 ( 23 ) сентября 1849 года. В 1868 году окончил Санкт-Петербургский технологический институт технологом-химиком 1-го разряда . По полученной специальности никогда не работал, переменив профессию. Посвятил себя изучению музыки, был учеником П. И. Чайковского ( гармония ) и А. И. Дюбюка (фортепиано).
В 1870—1875 годах жил за границей, преимущественно в Риме , где в продолжении нескольких лет находился в кружке Листа и музыкальной молодежи, съезжавшейся отовсюду к Листу. В это время дополнил свое музыкальное образование занятиями у Блюма фон-Гирта ( контрапункт ) и Д. Сгамбатти (фортепиано и практическое сочинение).
Вернувшись в 1875 году Россию, занялся преимущественно литературной деятельностью (не только специально-музыкального, но отчасти и общего характера). Выступал в качестве музыкального критика в петербургских периодических изданиях « Всемирная иллюстрация », « », « », « Пчела », « », « ». Но, главным образом, его деятельность была сосредоточена в « Новом времени », где помещал еженедельные музыкальные фельетоны и обзоры под названием «Музыкальные наброски». С 1878 года он также заведовал литературным отделом музыкального журнала « Нувеллист ».
В начале своей карьеры музыкального критика он приветствовал творчество композиторов « Могучей кучки ». В 1880-х годах примкнул к группе консервативных музыкальных критиков; в статьях, нередко отличавшихся необъективностью и поверхностностью суждений, он выступал против новых, самобытных явлений русской музыки и в связи с этим был «постоянной мишенью для атак» В. В. Стасова .
Выступал также со статьями, посвященными духовным концертам, например: «Юбилейный концерт А. А. Архангельского и его хора» («Новое время». — 1903. — № 9648). В статьях «Московский съезд хоровых деятелей» («Новое время». — 1910, 26 июля. — № 12345), «Новый вопрос для Православной Церкви» («Новое время». — 1910, 9 ноября. — № 12451) и «Музыка в православных храмах» («Новое время». — 1912. — № 12338) он поддерживал идеи учителя пения и регента В. В. Уварова-Надина, выступавшего за введение инструментов в православное богослужение.
В 1918 году эмигрировал в Италию. Умер в Риме 20 октября 1927 года .
Большая часть его композиций не издана; из оркестровых партитур напечатаны только «Восточная сюита» и 1-я сюита из балета «Весталка».
Им были написаны: симфония-поэма «Кузнечик музыкант» (по поэме Полонского ; исполнена в Петербурге в 1882), большой реквием, симфонический пролог «Саванаролла» (1884), симфония «Майская ночь», увертюра и музыка к «Медее» (1883), «Suite champêtre», несколько увертюр и кантат, романсы и пьесы для фортепиано (почти все эти сочинения исполнялись); для сцены: балет «Весталка» (1889); оперы «Потемкинский праздник» (1888) и «Забава-Путятишна» (Москва, новый театр, 1899; шла также на частных сценах в Харькове и Петербурге; клавираусцуг напечатан).
М. М. Иванов также перевёл книгу Э. Ганслика «О прекрасном в музыке» (Москва, 1884) и «Историческое развитие камерной музыки и ее значение для музыканта» Ноля ( СПб. ,1882); составил (вместе с Перепелицыным) «Музыкальную памятную книжку на 1887» и брошюру «Исторический очерк пятидесятилетия музыкального журнала „Нувеллист“» ( СПб. , 1889); написал очерк «Пушкин в музыке» ( СПб. , 1900).
Им была составлена двухтомная «История музыкального развития России» ( СПб. , 1910—1912). Также он переводил романы современных ему итальянских писателей и написал «Очерки современной итальянской литературы» ( СПб. , 1902).