Interested Article - Амадей (фильм)
- 2021-09-24
- 1
« Амаде́й » ( англ. Amadeus ) — кинофильм , снятый режиссёром Милошем Форманом по сценарию Питера Шеффера на основе одноимённой пьесы (1979), получивший 8 премий «Оскар» , ещё 32 награды и 13 номинаций.
Пьеса Питера Шеффера , лёгшая в основу фильма, является вольной и крайне беллетризованной интерпретацией биографий композиторов Вольфганга Амадея Моцарта и Антонио Сальери . Была написана под влиянием «маленькой трагедии» А. С. Пушкина « Моцарт и Сальери » и основанной на ней одноимённой оперы Н. А. Римского-Корсакова .
В 2019 г. включён в Национальный реестр фильмов .
Сюжет
1820-е годы. Антонио Сальери ( Ф. Мюррей Абрахам ) после неудачной попытки самоубийства попадает в сумасшедший дом . Молодой священник ( ) приходит исповедовать его, и Сальери рассказывает ему историю своей жизни.
В 1760-е совсем маленький Вольфганг Амадей Моцарт ( ) удивлял всех своим музыкальным мастерством, в то время как боготворивший его Сальери ( ) упорно занимался и молил Бога, чтобы тот сделал его музыкантом . К 1774 году Сальери получил должность придворного композитора в Вене и занимался с самим императором Иосифом II ( Джеффри Джонс ).
Через семь лет на приёме в честь покровителя Моцарта ( Том Халс ), князя-архиепископа Зальцбургского ( ), Сальери потрясён: гениальный музыкант оказывается бесшабашным, грубым, заливисто смеющимся юношей. Набожный католик Сальери не может понять, почему Всевышний наделил столь великим даром не его, а Моцарта. Ему начинает казаться, что Бог в насмешку над его посредственностью творит прекрасную музыку именно через Моцарта. Сальери отрекается от Бога и клянётся отомстить ему, уничтожив Моцарта.
Сальери притворяется союзником и другом Моцарта, прилагая все усилия, чтобы разрушить его репутацию и лишить его сочинения успеха. Здоровье, брак и репутация Моцарта при дворе серьёзно страдают из-за его пристрастия к спиртному, но его музыка по-прежнему превосходна.
Отец Моцарта ( Рой Дотрис ) приезжает к сыну в Вену и с неодобрением отзывается о его браке и поведении. Вернувшись в Зальцбург, отец вскоре умирает. Сальери заставляет Моцарта поверить, что его отец воскрес, чтобы заказать реквием по себе. Сальери надеется заполучить партитуру, убить Моцарта и затем исполнить реквием на его похоронах как своё сочинение.
Тем временем друг Моцарта, Эмануэль Шиканедер ( Саймон Кэллоу ), предлагает ему написать оперу «для народа». Моцарт соглашается и создаёт « Волшебную флейту ». Опера имеет большой успех, но во время представления переутомлённый Моцарт падает в обморок. Сальери отвозит его домой и уговаривает продолжить реквием, а сам записывает ноты под диктовку прикованного к постели Моцарта. Прервавшись, чтобы передохнуть, Моцарт благодарит Сальери за то, что тот всегда был его другом. Сальери же признаёт, что Моцарт — величайший композитор, которого он знает.
На следующее утро возвращается Констанция ( Элизабет Берридж ). Она требует, чтобы Сальери немедленно уехал, и прячет незаконченный реквием под замок. Констанция подходит к кровати Моцарта и обнаруживает, что он мёртв. Моцарта провожают в последний путь лишь немногие близкие, его хоронят в общей могиле.
Молодой священник потрясён исповедью Сальери. Престарелый композитор говорит, что «милосердный» Всевышний предпочёл убить Моцарта, чем позволить Сальери украсть его музыку. Затем Сальери с горькой иронией обещает молиться за молодого священника и всех посредственностей в мире как покровитель их ордена. Дежурный ( ) везёт Сальери в уборную мимо множества сумасшедших, Сальери приветствует их со словами: «Я прощаю вас, я прощаю вас всех…». Слышен заливистый смех Моцарта.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Ф. Мюррей Абрахам | Антонио Сальери |
Том Халс | Вольфганг Амадей Моцарт |
Элизабет Берридж | Констанция Моцарт |
Рой Дотрис | Леопольд Моцарт |
Джеффри Джонс | Иосиф II | император
Чарльз Кэй | граф |
Саймон Кэллоу | Эмануэль Шиканедер |
Джонатан Мур | ван Свитен | барон
Кеннет Макмиллан | Михаэль Шлумберг |
Родерик Кук | граф фон Штрак |
Патрик Хайнс | Джузеппе Бонно | капельмейстер
Ричард Фрэнк | отец Фоглер |
Кристин Эберсоул | Катерина Кавальери |
Синтия Никсон | Лорл, горничная Моцарта |
Николас Кепрос | Иероним фон Коллоредо, князь-архиепископ Зальцбургский |
Винсент Скьявелли | лакей Сальери |
Дуглас Сил | граф Арко |
Кенни Бейкер | командор в пародии на «Дон Жуана» |
Карел Фиала | Дон Жуан в «Доне Жуане» |
Эва Шенкова | Марцеллина в «Женитьбе Фигаро» |
Карел Эффа | Эмануэля Шиканедера | актёр театра
Съёмочная группа
- Режиссёр: Милош Форман
- Сценарист: Питер Шеффер
- Продюсеры: Сол Зэнц , Бертил Олссон, Майкл Хауссман
- Композиторы: Вольфганг Амадей Моцарт , Антонио Сальери , Джованни Баттиста Перголези
- Оператор: Мирослав Ондржичек
- Монтаж: Майкл Чендлер
- Художник по костюмам: Теодор Пиштек
Награды
Церемония награждения премией « Оскар » 1985 года проходила в Лос-Анджелесе 25 марта . В финале, для вручения награды за лучший фильм года на сцену поднялся престарелый Лоренс Оливье , он был настолько взволнован, что вместо объявления номинантов просто прочитал: «Это „Амадей“». После этого на сцену поднялся продюсер фильма, Сол Зэнц , который в своей благодарственной речи не забыл упомянуть других номинантов: « Поля смерти », « История солдата », « Поездка в Индию » и « Места в сердце ».
Всего фильм был удостоен 8 премий «Оскар» , 4 премий BAFTA , 4 премий «Золотой глобус» и многих других престижных наград.
-
1985
«Оскар»
- Лучший фильм ( продюсер: Сол Зэнц )
- Лучший режиссёр ( Милош Форман )
- Лучший актёр в главной роли ( Ф. Мюррей Абрахам )
- Лучший адаптированный сценарий ( Питер Шеффер )
- Лучший дизайн костюмов — Теодор Пиштек
- Лучшая работа художника — Патриция Фон Бранденстайн (постановщик) , Карел Черны (декоратор)
- Лучший грим — Пол Леблан, Дик Смит
- Лучший звук — Марк Бергер, Томас Скотт, Тодд Бёкельхейд, Кристофер Ньюман
-
1986
BAFTA
- Лучшая работа оператора ( Мирослав Ондржичек )
- Лучший монтаж
- Лучший грим
- Лучший звук
-
1985
«Золотой глобус»
- Лучший художественный фильм в жанре драма
- Лучший режиссёр художественного фильма ( Милош Форман )
- Лучший актёр в художественном фильме ( Ф. Мюррей Абрахам )
- Лучший сценарий для художественного фильма ( Питер Шеффер )
-
1985
«Сезар»
- Лучший зарубежный фильм ( Милош Форман )
-
1985
David di Donatello
- Лучший зарубежный фильм ( Милош Форман )
- Лучший режиссёр зарубежного фильма ( Милош Форман )
- Лучший зарубежный актёр ( Том Халс )
Факты
- История, рассказанная в фильме, является вымышленной, а образ Сальери, созданный Шеффером, не имеет ничего общего с оригиналом. На самом деле Антонио Сальери в своё время был гораздо более известен, чем Моцарт, и, ни в коей мере не являясь ни бездарным, ни посредственным, пользовался заслуженным уважением со стороны коллег, в том числе и Моцарта ; Бетховен и Шуберт , ученики Сальери, посвящали ему свои сочинения. В течение 35 лет Сальери занимал в Вене высший музыкальный пост, имел немало завистников (на его пост — придворного капельмейстера — безуспешно претендовал и Моцарт) , но с лёгкой руки Пушкина сплетня, сочинённая недоброжелателями, превратилась в легенду: Сальери стал восприниматься как негодяй и завистливый монстр; хотя вина его никогда не была доказана и даже слух о том, будто на смертном одре он сам сознался в убийстве Моцарта, никем и ничем не был подтверждён. После того как английский театр представил в Италии пьесу Шеффера, вызвавшую негодование у соотечественников композитора, Миланская консерватория инициировала процесс над Сальери — по обвинению в убийстве Моцарта. В мае 1997 года суд, заседавший в главном зале миланского Дворца юстиции, заслушав свидетелей обвинения и защиты (исследователей жизни и творчества Моцарта и Сальери, а также врачей), вынес композитору оправдательный приговор .
- Тем не менее, в отличие от пьесы-первоисточника, в фильме Сальери не убивает Моцарта (хотя и думает об этом), тот умирает от естественных причин. Также Сальери показан ненадёжным рассказчиком, который в безумии мог выдумать всю эту историю.
- Человек в чёрном в фильме заказывает Моцарту реквием зимой, в действительности была середина лета и Сальери никакого отношения к этой истории не имел: имена заказчика и посредника музыковедам хорошо известны [ уточнить ] .
Примечания
- Braunbehrens V. Salieri. Ein Musiker im Schatten Mozarts? 2 Auflage. München — Mainz, 1992.
- Leopold Kantner. Antonio Salieri rivale o modello di Mozart? // AA.VV. Mozart e i musicisti italiani del suo tempo. Atti del Convegno internazionale di studi, Roma, 2-22 ottobre 1991. Лукка, 1994, с.9-19. См. также: от 6 июня 2016 на Wayback Machine . — Издательство: Композитор — Санкт-Петербург. С. 58-70
- от 20 ноября 2012 на Wayback Machine // «Наука и религия», № 10, 2002, с. 26-28.
- от 2 августа 2012 на Wayback Machine // Corriere della Sera, 18 maggio 1997, p. 18.
- от 29 сентября 2014 на Wayback Machine (англ.) (стр. 422)
Литература
- Мацайтис С. — Вокруг таланта (Амер. худож. фильм «Амадей». Режиссер М. Форман) // Советская Литва , 23 июня 1988
- 2021-09-24
- 1