«Гре́тель»
(
англ.
The Gingerbread Girl
, дословно «
Пряничная девушка
») — повесть американского писателя
Стивена Кинга
, впервые опубликованная в США в журнале «
Esquire
» от 15 июня 2007 года. В 2008 году повесть была издана в США в составе сборника «
После заката
»
. На русском языке была опубликована издательством «АСТ» в 2011 году в составе этого же сборника
.
Английское название повести («The Gingerbread Girl») является аллюзией на сказку «
Пряничный человечек
» — аналог сказки про
Колобка
. В русском переводе название теряет эту аллюзию, отсылаясь на другую, но похожую сказку («
Гензель и Гретель
»).
Содержание
Структура повести
Оглавление
01. Только быстрый бег
02. Судя по голосу, ты плачешь
03. Опустевший Вермиллион-Ки наслаждался покоем
04. Не очень хороший человек
05. Он хочет показать ей мышку
06. По-прежнему 9:15
07. Будет больно
08. На стене у кровати висела фотография
09. Сила тяжести — наше всё
10. Её удивляла лишь красота
11. Она поднялась и побежала
12. Наверное, такой вариант мне больше нравится
Сюжет
Молодая женщина из
Кливленда
Эмили Оуэнсби, прожившая со своим мужем Генри 6 лет (последние 4 из которых были потрачены на попытки завести ребёнка), потеряла долгожданную новорождённую дочку Эми — она умерла во сне. Пытаясь отвлечься от мыслей о смерти дочери и заодно избавиться от появившихся жутких головных болей, Эмили начинает заниматься
быстрым бегом
; постепенно она начинает воспринимать его как «магическое действие», а слова «
поможет только быстрый бег
» становятся для Эмили практически
мантрой
. Проходит 6 месяцев, и эмоции, скрученные в пружину, однажды толкают её на разрыв с Генри — не выдержав его нравоучений, она швыряет в него книгой и убегает из дома (в самом прямом смысле):
Итак, Эмили Оуэнсби сбежала по подъездной аллее, затем вниз по холму к мини-маркету «Продукты от Коузи», затем на гаревую дорожку Колледжа Южного Кливленда. Она сбежала в отель «Моррис», сбежала от опостылевшего мужа, без оглядки, как сбегают уставшие терпеть женщины, у которых под ногами горит прошлое. Чуть позже Эмили (с помощью «
Саутвест эрлайнз
») сбежала в
, а там взяла напрокат машину и покатила на юг к
Нейплсу
.
—
Стивен Кинг, «Гретель»
Оказавшись на острове Вермиллион-Ки в архипелаге
Флорида-Кис
, где у её отца Рассела был летний коттедж «Зелёный шалаш», Эмили начинает новую и по-спартански строгую жизнь без чтения газет, просмотра телевизора и выхода в
Интернет
на стареньком компьютере — она только ест, спит, читает старые детективы в мягком переплёте и бегает. По прошествии двух месяцев она изучила уже почти всё побережье Вермиллион-Ки и окрепла настолько, что могла пробежать по пляжу «
шесть, а то и семь миль в день
». Других жителей (кроме Эмили, живущей в «Зелёном шалаше») на острове не было, на него приезжали в основном на сезонный отдых и приезжали только очень богатые люди. Среди особняков богачей, каждому из которых Эмили придумала прозвища, особо выделялись три «дворца» на южной стороне острова:
…«Дворец» с колоннами окрестила «Тарой», окружённый металлическим забором-решёткой — «Тюрьмой», огромный, спрятанный за уродливой стеной из серого бетона — «Секретным объектом», а второй (после отцовского) дом небольшого размера, обсаженный
пальметто
и
фенакоспермумами
— «Логовом
троллей
», обитатели которого весь сезон питаются исключительно печеньем для троллей.
—
Стивен Кинг, «Гретель»
Персонажи
Главные персонажи
Эмили Оуэнсби
(в девичестве
Джексон
) — молодая женщина, главная героиня повествования. После смерти своей новорождённой дочери начала заниматься бегом, чтобы отвлечься от навязчивых мыслей и головной боли («
мигреней от Эм
»). Намеревалась вернуть себе девичью фамилию, сбежав от мужа, с которым прожила 6 лет. На острове Вермиллион-Ки, возвращаясь с очередной пробежки, вошла в чужой двор, увидев свисающую из багажника автомобиля окровавленную прядь волос и попала в руки Пикеринга.
Джеймс (Джим) Пикеринг
— эксцентричный миллионер, мужчина 50-ти лет, бывающий на Вермиллион-Ки наездами (2 раза в год) и всякий раз с новой девушкой. Девушек он называет «племянницами» и привозит их в свой особняк на автомобиле; обычно их после этого никто не видит, но считается, что он потом увозит их на своей яхте (всегда стоящей у причала) в
Сент-Питерсберг
. Обнаруживает Эмили в тот момент, когда она увидела в багажнике
автомобиля
тело его очередной «племянницы», оглушает её, связывает и уходит, чтобы (предположительно) убить единственного возможного свидетеля (Холлиса). По возвращении он застаёт Эмили почти освободившейся и пускается за ней в погоню, во время которой он убивает молодого
латиноамериканца
(как ненужного свидетеля), но Эмили удаётся физически вымотать Пикеринга и завлечь его в
залив
, где он тонет.
Генри Оуэнсби
— муж Эмили. Слабохарактерный и туповатый человек.
Рассел (Расти) Джексон
— отец Эмили. Проживает в
Таллахасси
. Начинал как
автомеханик
, на момент начала повествования является одним из важных персон
студенческого городка
университета штата Флорида
. После побега от мужа Эмили в первую очередь звонит ему, и он предлагает дочери уединиться и провести время в его коттедже «Зелёный шалаш» на Вермиллион-Ки.
Второстепенные персонажи
Ричард (Дик) Холлис
— смотритель разводного моста между материком и островом Вермиллион-Ки, худощавый мужчина лет 50-70-ти. В своё время дружил с отцом Эмили, предупредил её о приезде Пикеринга (отметив, что он «
не очень хороший человек
») и посоветовал держаться от него подальше («
Если пригласит пропустить стаканчик или даже выпить чашечку кофе со своей новой „племянницей“, лучше отказаться… а если позовёт в круиз, следует отказаться категорически
»)
. Дальнейшая судьба Холлиса остаётся неизвестной — предположительно, Пикеринг убил его, когда оставил Эмили запертой и связанной в своём особняке.
Николь
— молодая девушка-
блондинка
, последняя из «племянниц» Пикеринга. Когда он начал домогаться её, ударила его ножом в руку, но Пикеринг отнял нож и зверски убил её.
Третьестепенные персонажи
Эми Оуэнсби
— новорождённая дочь Эмили и Генри. Её необъяснимая
смерть во сне
стала причиной порыва Эмили к занятиям бегом.
Ребекка (Бекки)
— подруга детства Эмили. Когда-то они вместе едва не свалились с высокого дерева и отец Эмили научил их, как нужно падать с высоты, чтобы при приземлении ничего не сломать (впоследствии этот навык помог Эмили при побеге из особняка Пикеринга).
Дебра Джексон
— жена Рассела, мать Эмили. Умерла от
рака яичников
.
Доктор Мендес
— практикующий врач-
терапевт
, прописавший Эмили
от головных болей.
Сьюзан Штайнер
— лечащий врач Эмили. Эмили солгала мужу, что именно она посоветовала ей начать заняться бегом, хотя после смерти дочери ни разу к ней не наведывалась.
Мариетта
— женщина, которая (по словам отца Эмили) должна была приходить и наводить порядок в его коттедже на Вермиллион-Ки. В повести не появляется.
Мелоди
— подруга Рассела Джексона.
Джоди Андерсон
— соседка Эмили, увидевшая её бегущей на стадионе практически до потери сознания и доложившая об этом Генри, что вызвало семейную ссору.
Роберт (Бобби) Трикетт
— продавец-
букинист
, у которого Эмили покупала детективы в мягком переплёте во время проживания на Вермиллион-Ки.
Вымышленные герои, упомянутые мимоходом
Скрудж Макдак
— персонаж
диснеевского
мультсериала «
Утиные истории
». Триллионер-скопидом, любящий свои богатства до умопомрачения — он в буквальном смысле купается в деньгах, ныряя в них с вышки, но расстаться даже с одной монеткой для него равносильно отрезанию конечности. Прообразом Скруджа Макдака послужил главный герой «
Рождественской песни
»
Чарльза Диккенса
, а само имя «
Скрудж Макдак
» стало нарицательным. В повести со Скруджем Макдаком сравнивается Пикеринг.
Роуд Раннер (Дорожный бегун)
— персонаж серии мультфильмов «Looney Tunes», прототипом которого стала
птица из семейства кукушковых
(распространена в
Северной
и
Центральной Америке
). Птицы этого вида хоть и могут летать, но предпочитают передвигаться бегом, имеют сильные длинные ноги и способны при беге развивать скорость до 20 км/ч. Эта характерная черта персонажа «Looney Tunes» отображена в Эмили: для неё бег — смысл жизни.
Норман Роквелл
— художник (на последнем фото живая Николь выглядит как «
официантка с первых картин Нормана Рокуэлла
»);
Ньюэлл К. Уайет
— художник-иллюстратор (индианку из книги с его иллюстрациями напоминает себе Эмили, когда заворачивается в одеяло перед побегом из особняка Пикеринга).
«
Rockets
» — французская рок-группа, карьера которой началась в 1975 году. Известны своим имиджем «
пришельцев из космоса
» и одними из первых в истории музыки масштабными шоу с использованием целого каскада спецэффектов (в частности, «инопланетных» декораций, пиротехники и лазеров). Упоминаются в повести в тот момент, когда Эмили во время бегства от Пикеринга по берегу Вермиллион-Ки осознаёт: «
Даже если её крик услышат проплывающие мимо на лодках, Пикеринг вряд ли стушуется. В нынешнем состоянии ему море по колено — он попытается заколоть её даже в
киноконцертном зале „Рэдио-Сити“
в разгар выступления шоу-группы „Рокетс“
»
.
Отсылки к другим произведениями Кинга
Образ женщины, взбунтовавшейся против обстоятельств и сбежавшей от мужа, рассматривается в романе «
Роза Марена
».
Образ связанной женщины, беспомощной перед затаившимся поблизости маньяком, был использован в романе «
Игра Джералда
».
Мотив особняков богачей, высящихся на островах подобно за́мкам и таящих за своими стенами самых неожиданных и порой опасных обитателей, возникает в романе «
Дьюма-Ки
»; в этом романе действие также разворачивается на Флорида-Кис.
В романе «
Бессонница
» есть персонаж
Чарльз (Чарли) Пикеринг
— родственник Джеймса (Джима) Пикеринга, параноик и член «Нашего дела» (одной из группировок движения «Друзей жизни», выступавшего против абортов), который провёл несколько лет в психиатрической клинике Джунипер-Хилл.
Интересные факты
В повести на одной из футболок Эмили изображена надпись «
Support The Support Team!
» («
Поддержи команду поддержки!
»), что является отсылкой к телесериалу «
Герои
» (он шёл по телевидению на момент публикации повести).
[
источник не указан 75 дней
]
Примечания
Stephen King.
. — USA: Scribner, 2008. — 367 p. —
ISBN 978-1416584087
.
7 ноября 2012 года.
Кинг, С.
После заката: (пер. с англ.) / Стивен Кинг. —
М.
: АСТ: Астрель, 2011. — С. 12-38. — 413,(3) с. —
ISBN 978-5-17-071135-2
.
↑
Цит. по:
Кинг, С.
Гретель
// После заката: (пер. с англ.) / Стивен Кинг. —
М.
: АСТ: Астрель, 2011. — С. 39-103.