Орден Стефана Великого
- 1 year ago
- 0
- 0
«В глубине́ Вели́кого Криста́лла» — цикл фантастических повестей Владислава Крапивина , объединённых общей картиной метавселенной , имеющей форму кристалла, каждая грань которого является отдельной вселенной, и частично перекликающимися сюжетами. Ведущую роль в произведениях цикла играют дети, имеющие особые способности, позволяющие им, в частности, проникать в параллельные вселенные. Особая роль отводится некоему сообществу Хранителей — Командоров, призванному охранять таких детей .
Образ Командора — наиболее интересная находка Крапивина в произведениях цикла, источником которой, вероятно, является жизненный опыт писателя, который в 1960—1980-е годы возглавлял пионерский отряд « Каравелла » .
На примере вымышленного мира автором рассматриваются проблемы реального мира — беспризорность, насилие над детьми и их защита от произвола . Ещё одним лейтмотивом произведений цикла является отношение матери и ребёнка , тоска детей по родителям, с которыми они так или иначе разлучены, проблемы отношений в неполных и распавшихся семьях.
Цикл является логическим продолжением трилогии « Голубятня на жёлтой поляне », перекликается с ним по целому ряду идей и содержит прямые отсылки к её героям и событиям.
Основная часть цикла состоит из пяти произведений, написанных в 1988—1991 годах:
Эти произведения составляют ядро цикла и именно они входили в первоначальный план .
Позже были написаны произведения, стоящие от основного цикла некоторым особняком :
Также к циклу «В глубине Великого Кристалла» примыкают роман « » (1993) и повесть « » (2001), не имеющие сюжетной связи с основными произведениями цикла , однако происходящие в тех же мирах с теми же свойствами .
Близкими по духу произведениями, хотя в них и не упоминается Великий Кристалл, являются ранний рассказ « Я иду встречать брата » (1962) и повесть « Оранжевый портрет с крапинками » (1985).
Впервые произведения цикла выходили в журналах « Пионер » («Выстрел с монитора»: 1988, № 10—12; 1989, № 1, 2; «Застава на Якорном Поле»: 1989, № 10—12, 1990, № 1, 2), « Урал » («Гуси, гуси, га-га-га…»: 1989, № 8-9) и « Уральский следопыт » («Крик петуха»: 1990, № 8—10; «Белый шарик матроса Вильсона»: 1991, № 6—8; «Лоцман»: 1992, № 1—3). «Выстрел с монитора», «Крик петуха» и «Белый шарик…» были оформлены иллюстрациями Евгении Стерлиговой , «Лоцман» — иллюстрациями сына писателя — Павла Крапивина, «Застава на Якорном Поле» — рисунками Е. Медведева.
В дальнейшем повести цикла публиковались как отдельными изданиями, так и в составе сборников. В 2005 году издательством « Эксмо » был выпущен двухтомник «В глубине Великого Кристалла», включающий девять произведений. В 2009 году тем же издательством цикл был выпущен в виде однотомника .
Цикл является логическим продолжением предыдущих работ Крапивина, прежде всего — трилогий « В ночь большого прилива » и « Голубятня на жёлтой поляне ». Именно в «Ночи большого прилива» впервые появились мотивы многовариантности пространств и связка героев «подросток — взрослый» в дополнение к традиционной для писателя связке «малыш — подросток» . В «Голубятне…» впервые появляется тип героя, который станет основным для цикла «В глубине Великого Кристалла», — Игнатик — мальчик с паранормальными способностями, способный проникать в параллельные пространства .
В повестях цикла описывается Вселенная, представляющая собой совокупность множества параллельных миров, в целом составляющая некое подобие бесконечно большого многомерного кристалла («Великий Кристалл»). Каждая грань этого кристалла — отдельный мир, со своей историей, географией, со своим течением времени. Как и в обычных кристаллах, в кристаллической Вселенной нет идеальной упорядоченности: где-то рёбра между гранями сглаживаются, где-то в толще кристалла могут оказаться трещины, где-то есть другие изъяны и аномалии. В мирах, находящихся на гранях, этим дефектам соответствуют различные «аномальные зоны», через которые иногда можно попасть из одного мира в другой. Вселенная устроена так, что миры на соседних гранях похожи друг на друга: они могут иметь близкую, хотя и отличающуюся географию, живущие там люди говорят на похожих языках, уровень научно-технического и социального развития человечества примерно одинаков, хотя и различий очень много.
С течением времени всё больше людей обретают паранормальные способности . Если раньше большинство из них ограничивалось мелкими бытовыми «чудесами», вроде телекинеза или пирокинеза , то теперь они обретают умение находить тропинки из одного мира в другой и пользоваться ими. Первыми обладателями этих способностей становятся дети; любопытство и жажда приключений толкают их навстречу неизвестности, но нередко это приводит к беде. Почти во всех мирах есть могущественные силы, знающие о существовании иных пространств и изучающие Кристалл, для которых дети, способные ходить между мирами — либо помеха, либо ресурс, который можно использовать в своих корыстных целях. Это правительства, военные, корпорации… В противовес им существуют Командоры — тайное братство тех, кто посвятил свою жизнь охране детей с необычными способностями.
Книги цикла описывают несколько узловых моментов в истории группы параллельных пространств, более или менее соответствующих миру, в котором живёт современное человечество. Все сюжеты цикла увязаны между собой перекрестными ссылками, упоминаниями и замыкающимися в кольцо сюжетными линиями — именно так Крапивин передает всю сложность и запутанность пространств и времен внутри Кристалла.
Повесть построена по схеме «рассказ в рассказе» — Павлик Находкин, школьник, возвращающийся на речном пароходе от родственницы, выслушивает от случайного пожилого попутчика историю о событиях, происходивших в местах, по которым сейчас проплывает пароход. О городе Реттерхальме, который стоял в этих местах, и о его жителе, мальчике по имени Галиен Тукк (для друзей — Галька), однажды спасшем город от бомбардировки вражеским монитором . Из рассказа мальчик узнаёт о Командорах — немногочисленных защитниках детей с особыми способностями.
Сойдя с парохода, который остановился из-за сломавшейся машины, Павлик решает добираться до дома на автобусе, но попадает в петлю времени , оказавшись на сутки в прошлом и совершает чудо — силой своего желания переносится на много километров в родной город. В действии активно участвует старая монетка с изображением Юхана-трубача , выпущенная когда-то в городе Лехтенстаарн. Эта монетка ещё неоднократно встретится позже героям книг цикла. Само же упоминание Юхана-трубача — одна из переплетающихся нитей сюжета.
Это произведение является одним из самых серьёзных и нетипичных для Крапивина . Действие происходит в Западной Федерации, внешне благополучном мире будущего, в городе Реттерберге — первом после столицы. Каждому новорождённому гражданину страны делается прививка, превращающая его организм в источник специфического ненаправленного излучения, постоянно транслирующий в эфир «биологический индекс» — уникальный код-идентификатор этого человека. Индексы заменили все виды личных документов, они используются везде: от домашних компьютеров до банковской системы и полиции. От системы невозможно скрыться: уловители индекса покрывают территорию всей страны, а также и большинства соседних стран в регионе. Пенитенциарно-исполнительная система максимально упрощена: вместо разных наказаний за различные проступки осталось одно, унифицированное — смертная казнь . При любом нарушении порядка судебный компьютер бросает жребий ; чем серьёзнее нарушение, тем выше вероятность казни. Даже за мелкую кражу присуждается один шанс из десяти, а для совершивших тяжкие преступления вероятность смерти больше половины.
Главный герой книги — сорокалетний дизайнер рекламы Корнелий Глас, типичный обыватель. Глас получает повестку на казнь: он неправильно перешёл улицу, и ему выпал почти невозможный шанс — один из миллиона. Из-за накладок в процессе исполнения приговора Глас остаётся жив, но по документам казнь уже проведена и его идентификатор исключён из реестра индексной системы. Теперь Корнелия нельзя ни казнить официально, ни выпустить на волю. Ему ничего не остаётся делать, как оставаться в тюрьме. Полицейский инспектор приставляет его в качестве воспитателя к группе живущих там же безындексных детей (по негласному положению все такие дети изымаются из семей и воспитываются в тюремных интернатах). Там Корнелий знакомится с новоприбывшим Цезарем Лотом, ещё недавно — обычным и благополучным семейным ребёнком. Но у десятилетнего мальчика бесследно исчез индекс. Цезаря, согласно общему порядку, отправили в тюремный интернат, а родители оказались в секретном институте в роли подопытных.
Под воздействием обстоятельств происходит необратимая ломка обывательского сознания Корнелия, он решает спасти детей и помочь Цезарю воссоединиться с родителями. Большинство детей удаётся переправить в соседний мир, в котором нет индексной системы и где они смогут жить нормально. Сам Корнелий остаётся, чтобы освободить родителей Цезаря Лота из-под стражи и помочь им бежать. Впоследствии выясняется что на самом деле Глас приговорён не был — фальшивую повестку ради шутки сфабриковал его приятель Рибалтер. Рибалтеру, явившемуся в полицию с повинной, показательная судебная коллегия определяет в качестве наказания смертную казнь с вероятностью 999 999 из миллиона. Глас может вернуться домой и жить дальше своей спокойной обывательской жизнью, но он уже перешёл рубеж, за которым не может остановиться.
Полуостров, на котором находится гигантский мегаполис (возможно, в параллельном мире). Сирота Матвей Радомир по прозвищу «Ёжики», которое ему дала его мама за "колючий характер" живёт в интернате Особого Суперлицея, куда его почти насильно определил ректор Кантор в день "гибели" его мамы Иветты.
У мальчика лишь одно утешение — он часто ездит по кольцевой линии местного метро, где объявления станций были записаны его мамой, и слушает её голос. Однажды, когда Ёжики едет знакомым маршрутом, происходит странное: объявляется станция «Якорное Поле», которой никогда не было на линии, причём объявляет новую станцию всё тот же голос его давно погибшей матери. Ёжики выходит и попадает на поле, усеянное якорями всех форм и размеров. Там он встречается и играет с подростками Рэмом, Лис (Лизой) и Филиппом, а потом возвращается назад через станцию и метро. Когда Ёжики пытается выяснить, откуда взялась новая станция, чиновники метрополитена объявляют, что её нет и никогда не было. Ректор лицея уверяет Ёжики, что Якорное Поле — лишь плод его воображения, придуманный из-за тоски по матери.
Из подслушанного разговора ректора Кантора с лицейским доктором Ёжики понимает, что его обманывают, что его мать жива, но насильно отправлена куда-то организацией, представляемой ректором. Эти люди добиваются проявления в детях сверхспособностей, а поскольку такие качества чаще проявляются в моменты сильных переживаний, нередко имитируют гибель родителей нужных им детей.
Однажды к Ёжики попадает Яшка — разумный кристалл, который может общаться с человеком и проявлять себя как личность. Когда-то давно кристаллик Яшка, модель мироздания, был выращен учёной женщиной мадам Валентиной («Выстрел с монитора»). Яшка помогает Ёжики подать жалобу, которая позволит ему уйти из лицея, вернуться домой и жить с тётей; Ёжики, используя свои особые способности, запускает Яшку в космос, чтобы тот, как мечтал, мог стать звездой .
Ёжики при первой же возможности возвращается в метро и бросается по тоннелю навстречу поезду. Когда поезд уже близко и гибель неминуема, Ёжики удаётся прямой переход — он попадает в мир, где находится Якорное поле и где теперь живёт его мама, с которой он и встретился.
Главный герой повести — Витька Мохов, — проводит каникулы в засекреченной обсерватории «Сфера», занимающейся проблемой многомерных пространств, где работают его отец, находящийся в разводе с матерью, и дед (отец матери). Отец Витьки — Михаил, — опередил коллег в эксперименте и проник в Западную Федерацию («Гуси, гуси, га-га-га…»), где остался жить. Годом раньше отец на некоторое время вернулся в «Сферу» и показал сыну путь в параллельный мир. Витька начал регулярно навещать отца, а через несколько месяцев по просьбе отца помог перевезти в свой мир группу детей, освобождённых Корнелием Гласом. Позже Витька подружился с Цезарем Лотом, и их совместная авантюра по массовому удалению индексов у жителей Западной Федерации привела к развалу системы машинно-полицейской диктатуры. Дружба с Цезарем и стремление чаще видеть друга стимулировала развитие Витькиных способностей, и мальчик обучился прямому переходу.
Также рассказывается история Филиппа — мальчишки из мира, куда в «Заставе на Якорном поле» попал в итоге Матвей Радомир. Филипп знакомится с петухом Кригером, выброшенным из «Сферы» при неудачном эксперименте, и благодаря этому знакомству учится прямому межпространственному переходу.
В конце повести Пограничники (как называли себя дети, способные переходить границы между гранями) собираются в Башне с Маятником, находящейся в месте пересечения многих пространств. Там их находит постаревший Павел Находкин ("Выстрел с монитора") — он завершил свои командорские дела, и теперь передаёт обязанности Командора Цезарю.
Повесть «Крик петуха» можно считать центральным произведением цикла — она интегрирует остальные книги цикла, объединяя их отдельные истории в целостную картину, в ряде случаев отвечая на оставшиеся в этих книгах вопросы и разрешая недосказанности.
Конец 1940-х годов, город Туре́нь, прототипом которого стала Тюмень — родной город автора . В повести описывается история преданной дружбы Стасика Скицына, которого за мечту стать моряком прозвали Матросом Вильсоном, и Белого Шарика, маленькой звезды, возникшей из запущенного Ёжики в космос кристаллика, которая научилась превращаться в мальчика Яшку. Из-за постоянных энергозатратных переходов из звёздного мира в мир людей связь Яшки с космосом обрывается и он становится обыкновенным мальчишкой, которого принимают в семью Скицыных.
Главный герой повести — мультипликатор и художник Валентин Волынов из Восточной Федерации — попадает в детский лагерь, возле которого происходят сверхъестественные события, вроде появления НЛО и высадки пришельцев. Одиннадцать детей из интерната, якобы контактировавших с инопланетянами , оставляют после окончания смены с Волыновым под предлогом нового контакта. Впоследствии, однако, выясняется, что никакой контакт не планировался, а опасных детей просто собираются уничтожить. Волынов собирает детей и выводит их из лагеря через болото.
«Лоцман» — самое необычное произведение цикла и вообще малохарактерное для автора . Главный герой повести — писатель Игорь Петрович Решилов — больше других взрослых героев Крапивина похож на него самого . В повести о путешествии Решилова и его юного проводника Сашки в таинственный мир Подгорья (где они случайно видят и Яшку Скицына) поднимаются серьёзные этико-философские проблемы .