Interested Article - Тень Каравеллы

Тень Каравеллы — автобиографическая повесть Владислава Крапивина . Состоит из двух частей: первая часть, «Тень Каравеллы», была опубликована в журнале в 1968 году в журнале « Пионер » (№ 9 и 10); вторая часть, «По колено в траве», была напечатана в 1970 году там же (№ 9—11). Повесть принесла автору вторую премию Всесоюзного конкурса на лучшее произведение художественной литературы для детей и юношества (1971) . По оценке биографа писателя А. Щупова , «Тень Каравеллы» получила широкую популярность и стала одним из знаковых произведений Крапивина .

Создание и публикации

Согласно А. Щупову, писатель работал над повестью почти одиннадцать лет; автор признавался, что «Тень Каравеллы» была наиболее трудным для написания произведением, было испробовано множество вариантов, изменялся состав героев. Черновики включали рассказ «Камень с морского берега», написанный в студенческие годы, рассказ «Осколок моря» и незаконченную повесть «Осколок с берега моря». Первоначально вместо игры с парусником герои помещали камешек в перископ, луч от которого оказывался в том или ином месте на карте. Придумав кораблик, Крапивин закончил работу над обеими частями в общей сложности за три месяца. Вторая часть дописывалась в Приамурье, куда писателя отправили как лейтенанта запаса во время пограничного конфликта на острове Даманском .

Первая часть повести, «Тень Каравеллы», была опубликована в журнале в 1968 году в журнале «Пионер» (№ 9 и 10) . вторая часть, «По колено в траве», была напечатана в 1970 году там же (№ 9—11). В 1971 году обе части составили книгу «Тень Каравеллы», вышедшую в издательстве «Детская литература» с иллюстрациями Е. Медведева.

Содержание

Действие происходит зимой во время войны . Автор на основе собственных воспоминаний описывает тыловые будни двух мальчишек . Повествование ведется от лица семилетнего Владьки , худенького болезненного первоклассника, который вместе с четвероклассником Павликом переживает все невзгоды военного времени. Их жизнь протекает в не всегда отапливаемой комнате, дети проводят время в очередях, разделяют друг с другом чай с сахарином и ломтик чёрного хлеба, ожидая вестей с фронта .

Двух мальчишек, несмотря на разность характеров и возрастные различия, делает друзьями общая игра-мечта. Ребята придумывают игру, в которой совершают морские путешествия под парусами, напоминающие произведения Р. Стивенсона , и расправляются с капитаном немецкой подводной лодки .

Героям противостоит спекулянт Борька по кличке Ноздря, который забирает у младших школьников завтраки и торгует всякой всячиной. Он обманывает и подвергает оскорблениям Владика, а когда пытается его избить, на помощь другу приходит Павлик. Игра и реальность соединяются, как и в игре, герои побеждают злодея...

Критика

Рецензенты А. Марченко и М. Ямпольская цитировали слова автора о «смелом характере» детства, которое «борется за радость» и находит её, несмотря на все препятствия .

По мнению литературоведа А. Марченко (журнал «Детская литература» ), повесть сильно отличалась о предыдущих произведений Крапивина, хотя сохраняла такие их особенности, как романтика моря, книжность, стремление уйти от обычной жизни. По мнению Марченко, повесть написана иначе, уверенно и энергично, «с сознанием власти над словом, свободно и лично», ей присущи подлинность переживаний, точность в интонации и деталях. Если ранее писатель маскировался, изображая других мальчишек, здесь Крапивин, начав искать радость, сумел найти себя, поскольку написал о самом себе. Марченко писала, что обретенная героями «радость детства» сочетается в повести с «беспощадностью военных зим», с их голодом и невзгодами .

Рецензент М. Ямпольская из того же издания считала, что повесть отличают психологизм, человечность, настоящая бескорыстная дружба. По её мнению, в произведении переплетены действительность и мечты; обычная жизнь в дни войны описана достоверно и подробно. Автор противопоставляет романтическую игру-мечту, добро и благородство серой и мрачной реальности, которую населяют обыватели и накопители – таков Борька, ненавидящий «интельгенцию»; этот персонаж олицетворяет серость и невежество. Ямпольская отметила различие в лексических средствах: эмоционально насыщенные, яркие и красочные фрагменты, посвященные романтической игре (в которых присутствует масса морских терминов и названий), сильно отличаются от описаний борькиного мира зла и подлости .

Согласно литературному критику И. Мотяшову , повесть характеризуется поэтичностью и правдивостью; это рассказ о книгах, которые становятся жизнью, о том, какое большое влияние они оказывают на формирование характера и на жизненный путь человека. Как полагал Мотяшов, «Тень Каравеллы», вероятно, стала своеобразным полемическим ответом автора на обвинения критиков в «книжной романтике», которая в повести превращается — когда герои читают, фантазируют и играют в литературных героев — в реальную созидающую силу . Писатель Н. Никонов посчитал, что повесть написана «просветленно» и «проникновенно», и причислял обе части к лучшим произведениям Крапивина. По мнению Никонова, образы и мальчиков (Павлик, Толька Дыркнаб), и девочек (Майка, Милка, Манька) оказались удачными обобщениями, а постоянные в творчестве писателя «каравеллы и паруса» успешно встроены в повествование .

По мнению литературного критика Н. Кузина , как и в других своих произведениях, в «Тени Каравеллы» автор рассказывает о «неугомонной поре детства, о дерзновенных мечтах маленьких обитателей земли, делающих первые шаги по жизни». В то же время повесть отличают особенности авторского изложения; по мнению Кузина (1975), это, вероятно, самое романтическое произведение писателя. Критик полагал, что биографическое повествование позволяет увидеть истоки творческого самоопределения Крапивина, его романтического и поэтического восприятия. Владик, как и его тёзка — сам писатель в возрасте семи лет — впервые слышит зов далёких морей в конце войны, накануне победы; как писал Кузин, несмотря на тяготы военного времени, на раннее взросление, дети в те годы сохраняли способность мечтать .

В учебном пособии по советской детской литературе под редакцией В. Д. Разовой (1978) повесть была рассмотрена подробно и характеризовалась как одна из лучших книг для детей на тему войны .

Кандидат филологических наук Т. Галкина проанализировала повесть с точки зрения психолингвистики , рассмотрев системы текстовой репрезентации авторских образов. По мнению Галкиной, в произведении преобладают полимодальные образы: для изображения одного объекта автор чаще всего обращается к трём репрезентативным системам, в первую очередь к визуальной (глаголы используются часто, но однообразны), аудиальной (глаголы используются реже, но более разнообразны) и кинестетической, в меньшей степени — к вкусовой и обонятельной. Благодаря наличию всех пяти репрезентативных систем образы становятся «живыми и проживаемыми», что позволяет писателю «оживить» детские воспоминания .

Литературовед И. Сергиенко включает повесть в перечень произведений, составляющих «ядро» реалистической прозы Крапивина 1970–1980-х годов .

Примечания

  1. , с. 155.
  2. , с. 137.
  3. , с. 112, 114.
  4. , с. 112—114.
  5. , с. 7.
  6. , с. 59.
  7. , с. 59—60.
  8. , с. 171.
  9. , с. 3.
  10. .
  11. , с. 28.
  12. .
  13. , с. 92—93.
  14. , с. 153.

Литература

  • Акимова А. Н., Иноземцев И. В., Разова В. Д. и др. Советская детская литература [учебное пособие для библиотечных факультетов институтов культуры и педагогических вузов] / под ред. В. Д. Разовой. — М. : Просвещение, 1978. — 496 с.
  • Богатырева Н. Ю. / Дисс. канд. фил. наук. Специальность 10.01.01. — русская литература. — М. , 1998. — 209 с.
  • Бояршинова Э. И. Друзья и паруса // Уральский рабочий. — Свердловск, 1969. — № 3 сентября . — С. 3 .
  • Галкина Т. Г. Текстовая репрезентация чувственной ткани образа сознания (на примере повести В. Крапивина «Тень Каравеллы») // Проблемы филологии, культурологии / ред. Н. К. Токтарова, В. И. Семиляк. — Махачкала: НИЦ «Апробация», 2015. — С. 92—94 . — ISBN 978-5-9907567-3-1 .
  • Гольдштейн Р. Мечта, которая — жизнь // На смену!. — Свердловск, 1972. — № 8 сентября . — С. 3 .
  • Зубарева Е. Е. Герой детской литературы последних лет // Конфликты и характеры в современной советской литературе. Сборник научных трудов / редактор Г. С. Инюшин. — М. : МГПИ, 1980. — С. 97—108 .
  • Зубарева Е. Е. «Надо мечтать!» // Детская литература. — М. , 1980. — № 1 . — С. 23—27 .
  • Зубарева Е. Е. Несущие тягу земную: Очерки / редактор Д. В. Красновская. — М. : Детская литература, 1980. — 192 с.
  • Кузин Н. Г. Если видеть мечту умеешь... // Урал. — 1971. — № 7 . — С. 131—137 .
  • Кузин Н. Г. Между жизнью и сказкой. Штрихи к портрету писателя // На смену!. — Свердловск, 1975. — № 9 октября .
  • Кузин Н. Г. Верность теме (Владислав Крапивин) // Диалог с временем: Литературно-критические статьи и очерки. — Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1983. — С. 33—44. — 3000 экз.
  • Марченко А. М. Расширение вселенной // Детская литература. — 1969. — № 12 . — С. 7 .
  • Мотяшов И. П. Порог требовательности // Урал. — 1970. — № 3 . — С. 164—171 .
  • Никонов Н. Г. Тень Каравеллы... // Уральский рабочий. — Свердловск, 1972. — № 191 (16 августа) . — С. 3 .
  • Петухова А. Е. // Детская литература: сборник статей / отв. редактор Д. В. Красновская. — М. : Детская литература, 1974. — С. 232—251 .
  • Мещерякова М. И., Посашкова Е. В. В. П. Крапивин // Литература Урала: очерки и портреты: книга для учителя / под ред. Н. Л. Лейдермана, Е. К. Созиной; ред. Н. Л. Лейдерман. — Екатеринбург: издательство Уральского университета; издательство Дома учителя, 1998. — С. 564—595 . — ISBN 5-7525-0575-5 .
  • Сергиенко И. А. «Формула Крапивина»: сюжетная модель реалистической прозы Владислава Крапивина 1960–1980-х годов // Сюжетология и сюжетография. — 2019. — № 2 . — С. 151–165 . — ISSN .
  • Щупов А. О. Владислав Крапивин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Екатеринбург: Сократ, 2022. — 560 с. — (Жизнь замечательных уральцев: вып. 9). — ISBN 978-5-6049016-2-5 .
  • Ямпольская М. Л. Владислав Крапивин. Тень каравеллы. «Детская литература», М., 1971 [Рецензия] // Детская литература. — 1971. — № 11 . — С. 59—60 .
Источник —

Same as Тень Каравеллы