Interested Article - Искатели неба

«Искатели неба» дилогия российского писателя- фантаста Сергея Лукьяненко на стыке альтернативной истории и фэнтези , состоящая из романов «Холодные берега» и «Близится утро». Начало романа-эпопеи впервые издано « АСТ » в 1998 году, продолжение — в 2000 году. Полностью дилогия впервые вышла в 2003 году. Впоследствии вся дилогия и романы отдельно неоднократно переиздавались и переводились на другие языки.

События первого романа дилогии начинаются со знакомства на каторге вора Ильмара, через восприятие которого показан окружающий мир, с беглым юным принцем Маркусом, узнавшим неизвестное никому Изначальное Слово. При помощи него можно получить доступ ко всем богатствам, спрятанным людьми в некоем параллельном пространстве. Несколько государств начинают охоту за принцем, одновременно к Маркусу постепенно присоединяются люди, разглядевшие в нём нового мессию . Во втором романе действие переносится сначала в Османскую империю , а потом в Иудею . Число сторонников Маркуса достигает двенадцати, равного числу апостолов , бывших у Искупителя, аналога Христа в романе. На горе, где Искупитель решал свою судьбу, Маркусу удаётся явить преследователям чудо. И только Ильмар не видит в нём мессию.

В 2001 году второй роман дилогии, «Близится утро», занял второе место на международном фестивале фантастики « Звёздный мост » в номинации «Лучший цикл, сериал и роман с продолжением». Роман-эпопея «Искатели неба» в том же году был удостоен премии «Русская фантастика» как лучшее фантастическое произведение крупной формы. Помимо этого, произведение номинировалось на премии « Меч Руматы », « Лунный Меч », « Бронзовая улитка », « Интерпресскон », «Сигма-Ф», «Урания».

Вселенная

Мир дилогии представляет собой альтернативную историю нашего мира . История изменилась более двух тысяч лет назад, когда Иосиф не успел спрятать Иисуса от царя Ирода , приказавшего убивать младенцев . Таким образом, не случилось пришествия Спасителя . Вместо него в мире появился Искупитель, попытавшийся взять на себя человеческие грехи и вину за убийство Иисуса . Естественным образом человеческая история пошла иным путём . Искупитель, в отличие от Христа, был не «богочеловеком», а только «мощным чудотворцем»; вместо того, чтобы быть распятым на Голгофе , как Иисус, он стал правителем Рима . Искупитель даровал людям возможность хранить материальные предметы в Холоде, неком параллельном пространстве , куда можно было положить любой неживой предмет при помощи данного им Слова . При этом возможности человека зависят от силы Слова, которым он владеет. Холод оказался идеальным хранилищем, так как оттуда было практически невозможно что-либо украсть, не зная чужого Слова и того, что конкретно там хранится; предметы в нём не имели привычного размера и массы, а также не изменялись за время хранения; любой предмет можно было где угодно быстро спрятать или достать . После этого Искупитель исчез из мира , отправив в Холод всё обработанное железо мира и все известные ему месторождения этого металла .

Прошло две тысячи лет. К XX веку развитие альтернативного мира соответствует развитию реального мира XVII—XVIII веков. Существуют несколько империй, среди которых главной является Держава, наследница Древнего Рима , объединяющая большую часть Европы под управлением Дома . Вместо современной России в мире дилогии существует Руссийское ханство, до двадцатого века сохранилась империя ацтеков . Поскольку в мире практически не осталось железа, крупные войны невозможны . Вместо золота железо применяют в качестве валюты. Секрет обогащения железной руды был утрачен, что и послужило основной причиной задержки в развитии . Общественный строй сохранился на уровне феодализма с правящей теократией . Религия этого мира внешне напоминает христианство с его храмами, прихожанами, монахами и епископами . Рай и ад не упоминаются, а вместо бога люди молятся Искупителю и Сестре, под которой, как указывает Виталий Каплан, понимается Мария Магдалина .

Главные герои

Главным героем обоих романов является вор Ильмар , представляющий собой классический образ симпатичного авантюриста и «благородного жулика, в нужную минуту поступающего нравственно » . Мир Державы с самого начала показан через его восприятие. Ильмар изначально верит в Искупителя и Сестру, но на протяжении дилогии всё больше и больше сомневается в том, во что верит. Его волнует вопрос, действительно ли мир был две тысячи лет назад спасён Искупителем . Поиск бога или самого себя выделяет Ильмара среди типичных героев подобного рода .

Вторым центральным персонажем дилогии является Маркус — младший принц, незначительный представитель правящего Дома, начитанный, умный и добрый мальчик. В церковной библиотеке ему удаётся обнаружить рукописную книгу с записанным Изначальным Словом. Помимо того, что это Слово очень сильно само по себе, оно также даёт возможность достать всё что угодно с любого другого Слова, как его производного. Так как все эти годы все богатства хранились на Слове, то за Маркусом начинается охота. В то же время, согласно источникам того мира, Маркус может оказаться как Искупителем, так и Искусителем — ложным мессией . Однако он не богоизбранный мессия, а все его чудеса всего лишь результат владения мощным Словом. Осваивая слово, он обретает всё большую силу и постепенно собирает сторонников .

Сюжет

Холодные берега

Вор Ильмар во время конвоирования на каторгу на Печальные Острова встречает мальчика Марка, который владеет Словом, при помощи которого можно хранить предметы в Холоде — неком личном параллельном пространстве , куда не могут добраться не знающие твоего Слова. Словом обладают немногие, и это очень ценная способность. При помощи ножа, спрятанного в Холоде Марком, они сбегают, но стражники организуют погоню, причём выясняется, что им больше нужен мальчик, а не вор. Беглецы захватывают планёр с летуньей (пилотом) графиней Хелен и отправляются на материк. После приземления Марк уходит. Только спустя некоторое время Ильмар узнаёт, что Марк является младшим принцем Дома Маркусом. Ильмар бежит в Амстердам , где оказывается в облаве стражников, от которой укрывается в церкви Сестры. Епископ возводит одного из монахов в сан святого паладина и поручает доставить Ильмара в Рим . На выезде из Брюсселя их встречает святой паладин Искупителя, который хочет убить Ильмара. В результате стычки все, кроме Ильмара, погибают, а вор скрывается.

В Галлии Ильмар встречает старого лекаря Маркуса, который предполагает, что принц может скрываться на острове Капри в парке развлечений Миракулюс. После этого Ильмар отправляется в Лион , где его находит Хелен. Оказывается, графиню подозревают в сообщничестве с Маркусом из-за её роли в побеге, поэтому она предлагает первыми найти Маркуса. На планёре они прилетают в Миракулюс, где Маркуса скрывала настоятельница монастыря Луиза. Выясняется, что принц нашёл книгу времен Искупителя, в которой было написано Изначальное Слово. Знающий это Слово может достать из Холода всё что угодно, независимо от того, кто этот предмет туда положил. Из-за этого на Маркуса была объявлена охота и Владетелем (главой Дома), и церковью. Вчетвером беглецам удаётся улететь с острова и добраться до Неаполя . Ильмар и Хелен предполагают, что Маркус может оказаться новым Искупителем, так как мальчик выучил Изначальное Слово, сила которого у него постепенно растёт. В Неаполе к ним присоединяется офицер Арнольд, ранее преследовавший Ильмара, но также поверивший в Маркуса после демонстрации его сил во время стычки.

Близится утро

Ильмар прикрывает отход группы, его ловят монахи и доставляют к главе церкви. Ильмар начинает сомневаться в том, является ли Маркус мессией — Искупителем — или же ложным мессией — Искусителем. После допроса его помещают в темницу, из которой вору удаётся бежать, перехитрив сторожа Йенса. За советом, где теперь искать Маркуса, Ильмар вместе с бежавшим с ним сторожем снова обращается к лекарю Жану. Тот разделяет сомнения вора по поводу Маркуса и советует искать его в Османской империи на пути в Иудею . Вместе с Йенсом лекарь тоже направляется туда, в то время как Ильмар продолжает путешествие с его другом — бывшим летуном Антуаном. Ильмара и Антуана перехватывает епископ Жерар, также поверивший в предназначение принца.

Маркуса находят в Аквиникуме, где он прячется у друзей Арнольда. К ним присоединяется местный парень Петер, помогавший им в поисках после того, как его вылечил епископ Жерар. Однако друзья Арнольда выдали их страже, и беглецы вынуждены принять предложение руссийского шпиона Фарида Комарова вывести весь отряд по сети катакомб . Один из монахов-охранников Жерара также присоединяется к группе. Чтобы не дать им скрыться, солдатам приказали взрывать старые шахты. Маркус, Ильмар и Хелен оказываются отрезаны от группы, но с помощью Слова Маркуса им удаётся пересечь границу. Там они встречают Жана и Йенса, после чего дожидаются остальных. Держава объединяется с Руссийским ханством в поисках беглецов. Преследование продолжается и на территории Османской империи. При помощи двух планёров героям почти удаётся добраться до Иудеи, но они падают в море. Подобравший их капитан видел, как Маркус взял на Слово часть огромной волны, и поэтому тоже присоединяется к группе. Теперь Маркуса, как и за две тысячи лет до того Искупителя, сопровождает 12 человек. Преследуемые солдатами Державы и Руссийского ханства они добираются до горы, где Искупитель решал свою судьбу. Маркусу удаётся вернуть в мир часть железа из Холода, и Ильмар понимает, что мальчик скоро станет править людьми. Но вор не видит в нём Искупителя, поэтому покидает группу сподвижников.

Создание и издание

Сергей Лукьяненко

Создание альтернативного мира дилогии начиналось, как и создание многих других миров в произведениях писателя, с главного героя, его ситуации и сюжета романа. После чего в ходе работы над придуманной ситуацией на второй-третьей странице постепенно возникла концепция нового мира . Для создания альтернативной религии в этом мире писателю пришлось много читать Библию , в результате чего, завершив работу над дилогией, Лукьяненко понял, что уже не является агностиком , крестился и стал православным христианином. В то же время автор отметил, что во время собственно написания романов дилогии он был ещё неверующим, поэтому его не беспокоило, что в православии создание воображаемых миров, тем более столь сильно пересекающееся с религией, считается грехом .

Хотя критиками и отмечалось, что в мире романа отсутствует дьявол , сам писатель заметил, что незнакомец, приходивший ночью к Ильмару на постоялом дворе в Османской империи и предлагавший помощь, как раз и был дьяволом. Принц Маркус в романе владеет рукопашным боем под названием «русское або». Название «або», по словам автора, по происхождению аналогично реально существующему « самбо ». Если «самбо» расшифровывается как «самозащита без оружия», то придуманное в романе «або» как «атака без оружия». Планёры с ракетными двигателями стали попыткой соединить необходимость установки двигателя и низкотехнологичный мир романа. Произношение слова «планёр» с использованием буквы «ё», по замыслу автора, должно было придать миру определённый колорит .

Критика и оценки

Писатель и литературный критик Виталий Каплан отметил, что большинство произведений в жанре альтернативной истории посвящено исследованию развития цивилизации , либо служит средством для решения социально-психологических проблем, в то время как Сергей Лукьяненко в дилогии «Искатели неба» стремится «разобраться в духовных , метафизических вопросах». Таким образом, альтернативная история потребовалась писателю исключительно как средство для создания альтернативной религии. Альтернативная религия в свою очередь нужна в качестве фона для изображения духовных исканий человека. Для первого романа дилогии характерны оборванность сюжета и «карикатурность религиозной схемы», однако второй роман восстановил цельность и завершенность произведения. Каплан подчеркнул, что фантастическое допущение, относящееся к событиям двадцативековой давности, «впечатляет», так как чаще всего авторы альтернативных историй не углубляются дальше новейшего времени . Критик заметил, что возможность хранить материальные предметы в первую очередь изменила духовную жизнь, несмотря на столь значительное влияние и на технологическое развитие цивилизации .

С одной стороны, размышляет критик, мир без железа и крупных войн может показаться уютнее реального мира, уровень насилия в котором много выше. Вот только общество «закостенело в крайне примитивных догмах » религии и уже не способно к культурному и духовному росту. При более внимательном взгляде, можно отметить метафизическую ущербность подобной реальности с «полнейшим застоем» в области веры . Несмотря на то, что внешне религия мира дилогии напоминает христианство , Каплан отметил отсутствие некоторой глубины и тайны в религии, вместо которой осталась только «морализаторская доктрина ». Бог не отрицается, но про него все забыли и молятся Искупителю и Сестре . Так как основной целью было показать духовные искания человека, то к фантастическому допущению в романе нельзя подходить «с мерками строгой логики». Многое может показаться нелогичным или невозможным и, напротив, очевидные технические решения по транспортировке и обмену с использованием слова, аналогичные сетевым технологиям нашего мира, автором не реализованы, но это потребовалось для философского сюжета романов. Лукьяненко проводит множество параллелей и аналогий с нашей реальностью, таких как Руссийское ханство или Семецкий полк. Подобный метод позволяет писателю удерживать внимание читателей, управляя ритмом романа .

Согласно выводам Каплана, Сергей Лукьяненко в дилогии доказывает, что «человеческая душа неисчерпаема и многомерна», её нельзя поместить «в прокрустово ложе абстрактных схем», нельзя скрыть духовную пустоту никакими внешними формами . «Человеческая мораль не может быть объяснена сама из себя», « этика вырастает из мистики ». Душа человека всегда стремится к настоящему богу, чем бы его не пытались подменить, но «сама, своей лишь силой, достичь этого не может» . В конце произведения нет «чётких ответов» на возникающие у читателя вопросы, так как «мечта о небесах ещё не есть сами небеса» .

Дмитрий Байкалов в статье для журнала « Если » также отметил, что главной темой дилогии стало восхождение главного героя, вора Ильмара, к Истине, его поиск Небес. По мнению критика, Лукьяненко, скорее всего, умышленно неоднократно подчеркивает искусственность созданного мира, так как не это главное в произведении. Кроме того, дилогия нехарактерна для писателя, так как писалась долго и в непривычном ему стиле. В частности, критик характеризует манеру изложения и порядок слов в предложениях, как весьма нетипичные для писателя .

Напротив, Алексей Караваев в рецензии для журнала «Лавка фантастики» охарактеризовал дилогию, как произведение в «фирменном лукьяненковском ключе». Критик отметил облегченность повествования, единомоментную внезапную развязку, легко читаемые аллюзии и множество приключений. Однако в контексте рассматриваемой темы, представляющей собой некоторый «пересказ Евангелия для подростков», эти черты творчества «скорее снижают впечатление от текста». Караваев обратил внимание, что использование «железного стандарта», когда вместо золота в качестве валюты используется железо, выглядит сильной натяжкой. Если золото подходит для ювелирных изделий, то железо для промышленности , оружия и сельского хозяйства . Также по мнению критика, не получилась у писателя и « апостольская » линия. Если сначала соратники у Маркуса тщательно подбираются и детально прописываются, то во второй части они уже «суетливо добираются» до необходимого количества. Так, про последнего из них в романе всего пара строк. Кроме того, были отмечены отдельные шероховатости к концу второго романа. Развязка, по мнению Караваева, даёт возможность самых разных толкований .

В то же время Караваев положительно оценил основную интригу дилогии, связанную с нахождением Маркусом Слова, дающего власть над миром. Критик подчеркнул, что Слово — очень «интересный феномен » и «интереснейшая находка автора». Мир рассматривается в момент кризиса идеологии , когда герои начинают сомневаться, действительно ли замысел Искупителя был в том. чтобы использовать Слово в качестве кладовки. С другой стороны, размышляет Караваев, кажется, что иного применения и нет. Если заповеди призывают к духовному совершенствованию, то Слово просто облегчает жизнь. Критик также заметил логическую ловушку, связанную с раздачей Слова всем людям. Если всем раздать Изначальное Слово, то оно сразу же теряет свою цену, а выдавать каждому человеку своё упрощенное Слово чрезвычайно трудно .

Вера Петрова отметила, что задача писателя-фантаста состоит в «моделировании феноменов, достаточно актуальных для современного сознания». В дилогии Лукьяненко моделирует мир, «похожий и непохожий на Землю». В нём присутствуют черты, характерные для реального мира, но в прошлом этого мира был Искупитель и Слово, что повлияло на его развитие. Главным сюжетом критик назвала «Второе Пришествие», а Маркуса — новым Искупителем, пришедшим в мир, чтобы «спасти его от человеческого зла». Таким образом, основная проблема в романе — проблема «прыжка веры» персонажей романа, которым необходимо сделать для себя выбор, поверить ли в Маркуса и стать ли его апостолами .

В 1999 году первый роман дилогии, «Холодные берега», был номинирован на премию «Сигма-Ф» — приз читательских симпатий журнала «Если», а также на премию « Лунный Меч » — жанровую премию журнала «Странник» за лучшее произведение в жанре фантастики ужасов . В 2001 году второй роман дилогии, «Близится утро», занял второе место на международном фестивале фантастики « Звёздный мост » в номинации «Лучший цикл, сериал и роман с продолжением». В том же году он номинировался на премию «Сигма-Ф» и на премию на конференции писателей, работающих в жанре фантастики, « » . Роман-эпопея «Искатели неба» в 2001 году был удостоен премии «Русская фантастика» как лучшее фантастическое произведение крупной формы. В том же году номинировался на премию « Меч Руматы » — жанровую премию «Странника» за героико-романтическую и приключенческую фантастику; премию « Бронзовая улитка » Бориса Стругацкого ; премию « Интерпресскон » одноимённой конференции писателей и любителей фантастики; и обе награды фестиваля «Урания» — премию «Большая Урания», приз читательских симпатий, и премию «Малая Урания», присуждаемую голосованием писателей, участвующих в фестивале .

Адаптации

В 2007 году издательство «Аудиокнига», входящее в холдинг « Издательская группа АСТ », записало аудиокниги по романам «Холодные берега» и «Близится утро». Каждая аудиокнига вышла на двух CD-дисках .

Примечания

  1. Алексей Караваев. Сергей Лукьяненко. «Холодные берега». «Близится утро». // Лавка фантастики : журнал. — Пермь, 2000. — № 4 . — С. 56—57 .
  2. Виталий Каплан. Найти своё небо // Если : журнал. — Москва: Любимая книга, 2001. — № 1 . — С. 276—278 . — ISSN .
  3. Виталий Каплан. // Новый Мир : журнал. — Москва, 2001. — № 9 . 27 мая 2016 года.
  4. Дмитрий Байкалов. Искатель чудес // Если : журнал. — Москва: Любимая книга, 2002. — № 9 . — С. 237—244 . — ISSN .
  5. Виталий Каплан. . Сайт Виталия Каплана (2000). Дата обращения: 11 августа 2016. 6 августа 2016 года.
  6. . Официальный сайт Сергея Лукьяненко. Дата обращения: 4 июня 2016. 4 марта 2016 года.
  7. . Официальный сайт Сергея Лукьяненко. Дата обращения: 4 июня 2016. 31 мая 2016 года.
  8. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 10 апреля 2016. 1 апреля 2016 года.
  9. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 10 апреля 2016. 1 апреля 2016 года.
  10. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 10 апреля 2016. 31 марта 2016 года.
  11. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 10 апреля 2016. 31 марта 2016 года.
  12. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 10 апреля 2016. 26 апреля 2016 года.
  13. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 10 апреля 2016. 31 марта 2016 года.
  14. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 10 апреля 2016. 26 апреля 2016 года.
  15. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 10 апреля 2016. 1 апреля 2016 года.
  16. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 10 апреля 2016. 26 апреля 2016 года.
  17. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 10 апреля 2016. 1 апреля 2016 года.
  18. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 10 апреля 2016. 1 апреля 2016 года.
  19. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 10 апреля 2016. 1 апреля 2016 года.
  20. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 10 апреля 2016. 26 апреля 2016 года.
  21. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 10 апреля 2016. 31 марта 2016 года.
  22. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 10 апреля 2016. 1 апреля 2016 года.
  23. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 10 апреля 2016. 1 апреля 2016 года.
  24. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 29 мая 2016. 17 апреля 2016 года.
  25. . Goodreads.com. Дата обращения: 29 мая 2016. 30 октября 2016 года.
  26. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 29 мая 2016. 8 августа 2016 года.
  27. . Goodreads.com. Дата обращения: 29 мая 2016. 1 ноября 2016 года.
  28. Вера Петрова. . Русская фантастика. Дата обращения: 23 февраля 2016. 6 марта 2016 года.
  29. . Официальный сайт Сергея Лукьяненко. Дата обращения: 4 июня 2016. 10 марта 2016 года.
  30. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 4 июня 2016. 28 марта 2016 года.
  31. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 6 июня 2016. 8 августа 2016 года.
  32. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 6 июня 2016. 8 августа 2016 года.

Литература

  • Сергей Бережной. // Уральский следопыт : журнал. — Екатеринбург, 2001. — № 4 . — С. 119—120 .
  • Августа Косарева. // Книжное обозрение : журнал. — Москва, 2001. — № 4 . — С. 16 . 24 сентября 2016 года.
  • Александр Ройфе. Искупитель или искуситель? // Книжное обозрение : журнал. — Москва, 2000. — № 46 . — С. 10 .
  • Виталий Каплан. . kapvit.narod.ru. Дата обращения: 11 июня 2016.
  • Сергей Соболев. . Семечки. Дата обращения: 11 июня 2016.
  • Игорь Чёрный. . Семечки. Дата обращения: 11 июня 2016.
  • Бреева Т. Н., Наумова С. С. // Современная филология: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Молодой учёный, Лето, 2014. — С. 64—67. — 162 с. — ISBN 978-5-87308-135-3 .
  • Кургузова Н. В. Реконструкция мифа в дилогии С. Лукьяненко «Искатели неба» // / Под ред. И. И. Бабенко, И. В. Попадейкиной, М. А. Галиевой. — Вроцлав, 2015. — С. 230—241. — 306 с. — (Библиотека «Русско-польского института», № 6). — ISBN 978-83-935729-2-2 .

Ссылки

  • . Официальный сайт Сергея Лукьяненко.
  • . Официальный сайт Сергея Лукьяненко.
  • . Лаборатория Фантастики .
Источник —

Same as Искатели неба