Максим (епископ Женевы)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Дух Женевы» ( англ. The Spirit of Geneva , фр. l’Esprit de Genève ) — политическая обстановка эпохи холодной войны середины 1950-х годов, когда противоборствующие стороны предприняли некоторые шаги в области международной « разрядки ». Возникшая ситуация характеризовалась временным «потеплением» межгосударственных отношений, снижением уровня конфронтации. Выражение возникло после Женевского совещания глав правительств СССР, США, Великобритании и Франции , состоявшегося во второй половине июля 1955 года.
В середине 1950-х годов международная ситуация требовала нормализации отношений. В мае 1955 года Западная Германия стала членом НАТО и в том же месяце было оформлено создание военного союза европейских социалистических государств при ведущей роли СССР — Организации Варшавского договора , что закрепило биполярность мира . Совещание в Женеве, одном из традиционных центров мировой дипломатии, было организовано по инициативе западной стороны, в частности, провести встречу на высшем уровне предлагал Уинстон Черчилль , до начала апреля 1955 года находившийся на посту премьер-министра Великобритании . 10 мая советская сторона получила предложение со стороны трёх ведущих западных государств об организации встречи на высшем уровне. В тот же день представители СССР внесли в Комиссию ООН по разоружению новые инициативы в области сокращения вооружений, запрещении оружия массового поражения ( атомного и водородного ), предотвращения угрозы войны. В ходе подготовки к Женевской конференции и во время её проведения 19—23 июля 1955 года наметились тенденции по «разрядке» международной ситуации . СССР в Женеве представляли Никита Хрущёв , Николай Булганин и Георгий Жуков , США — президент Дуайт Эйзенхауэр , Францию — премьер-министр Эдгар Фор , Великобританию — премьер-министр Энтони Иден .
Предполагается, что выражение «Дух Женевы» восходит к близким по значению высказываниям советских и западных политиков, сделанных в тот период. Так, член советской делегации Николай Булганин в заявлении от 23 июля 1955 года отметил «дух сотрудничества, который был проявлен в Женеве» , а Эйзенхауэр в ходе саммита заявил: «Мы не можем ожидать, что в течение нескольких часов или дней были решены все проблемы мира, которые требуют своего решения.… Однако мы можем разумно создать новый дух, который даст возможность для будущих решений проблем» . В подобном духе президент также выразился в своей речи в Американской ассоциации адвокатов 24 августа 1955 года . В советской прессе новый этап отношений после окончания встречи объяснялся как «дух взаимопонимания, дух переговоров. Это — отказ от политики диктата, от политики „с позиции силы“, это — стремление исключить войну как метод решения спорных вопросов, искать и находить мирные пути урегулирования назревших международных проблем» . В СССР изменения происходившие перед проведениям Женевского саммита называли «смягчением международной напряжённости», «мирным сосуществованием», а после его окончания — «разрядкой». Впоследствии термин «разрядка» закрепился за более поздними международными политическими процессами (конец 1960-х — начало 1970-х годов). В современной литературе к ситуации, возникшей после конференции 1955 года, применяют термины «оттепель», «смягчение международной напряжённости», «мирное сосуществование» .
В 1955 году появилась статья под названием «Дух Женевы» советского писателя и публициста Ильи Эренбурга . Позже в своих мемуарах « Люди, годы, жизнь » (1960—1967) он объяснял феномен международной «оттепели» тем, что в ходе встречи не удалось продвинуться ни по одному вопросу и руководство делегаций пошло навстречу надеждам, пожеланиям своих народов и поручило министрам иностранных дел обговорить вопросы разоружения, безопасности в Европе: «Каждый день кто-либо приглашал других на обед или на ужин; все говорили мирно, избегая неосторожного слова. Так родился „дух Женевы“. Он был хорошим духом, но духу нужно тело, и вежливость не могла заменить соглашение хотя бы по одному второстепенному вопросу» .
Однако развить мирные инициативы в то время не удалось по целому ряду причин. В частности, этому процессу значительно помешало подавление странами Варшавского блока венгерского восстания , Суэцкий и Берлинский кризисы , полёты над территорией СССР американских разведывательных самолётов U-2 . Эренбург по этому поводу отметил, что «Дух Женевы» стал постепенно «испаряться» уже в 1955 году, а «события в Венгрии всё перечеркнули» . После того как в ноябре 1985 года в швейцарском городе состоялась встреча лидеров СССР и США Михаила Горбачёва и Рональда Рейгана , выражением «Дух Женевы» стали характеризовать итоги их общения . Применяется это выражение и к позднейшим мирным инициативам . Современные исследователи характеризуют «Дух Женевы» в качестве первых крупных шагов по нахождению диалога между противоборствующими военно-политическими блоками после завершения Второй мировой войны .
В романе (поэме) русского писателя Венедикта Ерофеева « Москва — Петушки » выражение предстало в ироническом плане и было использовано в названии вымышленного алкогольного коктейля . Предполагается, что такой выбор Ерофеева обусловлен мемуарами Эренбурга, а сам коктейль, «мирный» по характеру, противопоставляется «Ханаанскому бальзаму», имеющего конфликтные, воинственные историко-литературные аллюзии .