Interested Article - Форман, Клаус

Кла́ус Фурманн ( Форманн , Вурман , Вурманн , нем. Klaus Voormann ; род. 29 апреля 1938 года , Берлин , Германия ) — немецкий художник , удостоенный премии Grammy , известный музыкант и музыкальный продюсер .

Он создавал графические работы для оформления записей многих музыкальных групп, включая The Beatles , Bee Gees , Wet Wet Wet и Turbonegro . Наиболее известная его работа как продюсера — с группой , в том числе их всемирно известный хит « Da Da Da ». Как музыкант, Форманн наиболее известен как бас-гитарист группы Manfred Mann в период с 1966 по 1969 гг., а также по участию в качестве сессионного музыканта в сессиях звукозаписи многих коллективов и исполнителей, включая бывших членов The Beatles .

Его знакомство и сотрудничество с The Beatles берет начало в период их выступлений в Гамбурге в начале 1960-х. Позднее в Лондоне он жил в квартире, где жила группа, вместе с Джорджем Харрисоном и Ринго Старром , после того как Джон Леннон и Пол Маккартни переселились из неё в другое жилье, чтобы проживать с их тогдашними партнершами. Форман создал обложку для альбома Revolver , за что в 1966 году был удостоен премии Grammy в номинации «Best Album Cover, Graphic Arts» ( рус. Лучшая обложка альбома, графика ); это был первый случай, когда кто-либо был награждён за обложку с рисунком, а не с фотографией. После раскола группы циркулировали слухи о создании ансамбля под названием The Ladders в составе Леннона, Харрисона, Старра и Формана (вместо Маккартни на бас-гитаре). Слухи не оправдались, за исключением того, что все четверо несостоявшихся Ladders (вместе с Билли Престоном ) участвовали в записи Ринго Старром написанной для Старра Ленноном песни « », вошедшей в альбом Ringo . Форман играл в альбомах Леннона, Харрисона, Старра, был некоторое время участником группы Plastic Ono Band . В 1990-е Форман оформил издание альбомов для Антологии The Beatles .

В 2009 году Форман выпустил свой дебютный сольный альбом , на котором участвовало много известных музыкантов, включая Пола Маккартни и Ринго Старра, объединенных под названием «Voormann and Friends» ( рус. Форман и друзья ).

Форман с женой Кристиной проживает в Германии недалеко от Мюнхена .

Ранние годы, Гамбург, знакомство с The Beatles

Клаус Форман родился в Берлине , Германия , рос в кварталах Северного Берлина. Его отец был физик, у Клауса было шесть братьев. В своем интервью для «Talking Germany» в июле 2010 года Форман рассказывал о своих тогдашних проблемах с дислексией .

В семье Форманов был интерес к искусству, классической музыке, книгам, ощущение сопричастности истории и традициям. Родители Формана решили, что вместо обучения музыке для Клауса будет лучше изучать прикладное изобразительное искусство ( англ. ) — дизайн, рекламу — в берлинской Мастер-школе бизнес-графики ( нем. Meisterschule für Grafik und Buchgewerbe ). Позднее Клаус переехал в Гамбург для учёбы в Мастер-школе дизайна ( нем. Meisterschule für Gestaltung ), но перед окончанием обучения по курсу полиграфии он начал работать как коммерческий художник, дизайнер графики ( англ. ) и иллюстратор , в течение восьми месяцев проработав в Дюссельдорфе для журналов.

В Гамбурге Форман впервые повстречал Астрид Кирхгерр и близко познакомился с нею. Однажды после ссоры с нею и их общим приятелем , Форман побрёл в квартал Репербан в гамбургском районе Санкт-Паули ( ), и услышал музыку, доносящуюся из клуба «Кайзеркеллер» ( ). Войдя туда, он попал на выступление группы из Ливерпуля Rory Storm and the Hurricanes . Следующими после этой группы выступали тоже ливерпульцы — The Beatles . Как вспоминал Форман, от выступления The Beatles он «лишился дара речи». До этого момента Форман никогда не слушал рок-н-ролл , а лишь традиционный джаз , добавляя к этому немного песен в исполнении Нэт Кинг Коула и The Platters . На следующий день Клаус пригласил Астрид и Юргена Вольмера посмотреть на выступления этой ливерпульской группы. После окончания шоу все трое решили познакомиться с группой как можно ближе и погрузиться (immersing) в их музыку насколько это возможно.

Район Санкт-Паули был опасным местом в городе, где поведение с несоблюдением законов было обычным; местом, где легко можно было найти проститутку — и любой, кто отличался от обычных обитателей этого района, подвергал себя риску. Эти трое — Форман, Кирхгерр и Вольмер, одетые в замшевые пальто, шерстяные свитера и в ботинках с закругленными носами, — резко выделялись из обычной публики в клубе «Кайзеркеллер», где большинство клиентов были с зачесами « тедди-боев », носили черные кожаные куртки и остроконечные ботинки. Во время перерыва Форман попытался поговорить (на запинающемся английском) с Ленноном, и дал ему конверт для пластинки, дизайн которого он разработал. Леннон проявил к знакомству слабый интерес и отмахнулся от Формана, предложив ему лучше переговорить со Стюартом Сатклиффом , который, как выразился Леннон, «у нас типа художник» ( англ. «is the artist 'round here» ).

Сатклифф не разделил негативного отношения Леннона — и был очарован этой троицей, которые на его взгляд выглядели как «настоящая богема ». Позднее он писал, что не мог оторвать глаз от них и хотел поговорить с ними во время следующего перерыва, но они уже ушли из клуба. В конце концов Сатклиффу удалось встретиться с ними и он узнал, что все трое учатся в Мастер-школе моды ( нем. «Meisterschule für Mode» ), которая в Гамбурге была эквивалентом ливерпульского Колледжа искусств, который посещали ранее Сатклифф с Ленноном. Леннон называл эту троицу «экзи» ( англ. ) — в шутку над их увлечением экзистенциализмом .

В то время у Формана и Кирхгерр были более чем дружеские отношения, и он жил прямо за углом от дома её родителей (из разряда домов для верхней части среднего класса) в гамбургском районе Альтона . Её ванная комната, где всё было чёрного цвета, включая стены и фурнитуру, была оформлена специально во вкусе Формана. После визита в «Кайзеркеллер» их отношения стали чисто платоническими , поскольку Астрид стала встречаться с Сатклиффом, который был очарован ею, но она всегда оставалась близким другом Формана.

Лондон. Обложка Revolver

Вскоре после того, как The Beatles уехали из Гамбурга, Форман решил покинуть Германию и перебраться в Лондон. Джордж Харрисон пригласил его пожить в квартире на Грин-стрит, где ранее жили все четверо музыкантов группы, но откуда переехали Леннон и Маккартни: Леннон — чтобы жить со своей женой Синтией , а Маккартни — жить в мансарде дома родителей своей подруги того времени Джейн Эшер . Форман жил с Харрисоном и Ринго Старром в квартире на Грин-стрит, пока не нашёл работу дизайнера и не снял своё собственное жильё. Форман начал играть на бас-гитаре — возможно, под влиянием общения как с Сатклиффом в Гамбурге, так и с Маккартни (как он говорил в интервью: «Когда я немного научился играть на гитаре во время каникул на Тенерифе , техника игры на басу не представляла для меня никаких проблем» ). Он вернулся в Гамбург в 1963, основав там группу, названную «Paddy, Klaus & Gibson» ( рус. Пэдди, Клаус и Гибсон ) в составе: Пэдди Чемберс (Paddy Chambers) (гитара, вокал), Клаус Форман (бас-гитара, вокал) и Гибсон Кемп (Gibson Kemp) (ударные).

В 1966 году Форман вернулся в Лондон, где Леннон попросил его создать обложку для альбома The Beatles Revolver . Клаус задумал использовать стиль «коллажа на листе в альбоме» ( англ. «scrapbook collage» ). Когда он показал результат своих трудов группе и их менеджеру Брайану Эпстайну , им это очень понравилось, но плата за дизайн обложки составила всего 40 фунтов стерлингов . За эту работу Форман был в 1966 награждён премией Grammy в номинации «Best Album Cover, Graphic Arts» ( рус. Лучшая обложка альбома, графика ). Позднее, в 1988, Форман сделал дизайн обложки для сингла Харрисона « When We Was Fab », куда включил образ Харрисона с рисунка для обложки Revolver , но с изменённым рисунком вокруг него, выполненным в том же стиле.

Примерно в то же время, когда создавался Revolver , другая группа собиралась выпускать свой дебютный альбом. The Bee Gees записали свой первый альбом, Bee Gees 1st , и Клаус был приглашен для разработки дизайна этого альбома. Обложка альбома представляла собой изображение всех пятерых членов группы, стоящих над цветным психоделическим коллажем, который нарисовал Форман.

В 1973 Форман создал дизайн конверта и оформление буклета для альбома Ринго Старра Ringo , в записи которого он также принял участие как бас-гитарист.

Бас-гитарист

В 1966 году, в то же время, когда Форман создавал обложку для альбома Revolver , он стал участником группы Manfred Mann , отклонив предложения групп The Hollies — где он подменял басиста Эрика Хейдока ( ) на нескольких телешоу (см. ) — и The Moody Blues . Процесс переговоров с группой Manfred Mann Форман отразил в своей биографии «Почему ты играешь Imagine не на белом рояле, Джон?» ( нем. Warum spielst Du Imagine nicht auf dem weißen Klavier, John? ). Форман играл в Manfred Mann на бас-гитаре и флейте с 1966 по 1969 гг., поучаствовав в создании, записи и исполнении на концертах всех их британских хитов, начиная с песни « Just Like a Woman » (июль 1966 г.) до их финального сингла «Ragamuffin Man» (апрель 1969), включая сюда и ставшую мировым хитом песню « The Mighty Quinn » (#1 в чартах Великобритании, #10 в чартах США). .

После ухода из Manfred Mann Форман становится сессионным музыкантом , играет в сольных проектах Лу Рида , Карли Саймон , Джеймса Тейлора , Гарри Нилссона и многих других. Форман был участником собранной Йоко Оно и Джоном Ленноном группы Plastic Ono Band , вместе с Оно, Аланом Уайтом (позже — барабанщиком группы Yes ) и Эриком Клэптоном , который играл в альбоме Live Peace in Toronto 1969 , записанном ещё до распада The Beatles 13 сентября 1969.

В 1971 году Форман переезжает в США, в Лос-Анджелес . Когда Леннона в интервью о его альбоме Walls and Bridges спросили, кто играл на бас-гитаре, Джон ответил с сильным немецким акцентом: «Клаус Форман. Мы все знаем Клауса, йа » (по-немецки «да») ( англ. «Klaus Voormann. We all know Klaus, ja (German: „yes“)» ). Форман играл также в собранном в 1971 Джорджем Харрисоном составе на концерте для Бангладеш ( The Concert for Bangladesh ); Харрисон достойно представил Клауса публике, сказав: «А на басу у нас тот, о ком многие слышали, но никогда его не видели… Клаус Форман» ( англ. There’s somebody on bass who many people have heard about, but they’ve never actually seen him — Klaus Voormann ). После смерти Харрисона Форман 29 ноября 2002 играл на бас-гитаре в составе, аккомпанировавшем исполнению песни « All Things Must Pass » на концерте памяти Джорджа ( Concert for George ).

После распада The Beatles ходили слухи о новой группе в составе Леннона, Харрисона, Старра и Формана (даже упоминалось название новой группы — The Ladders), где Форман заменит Маккартни на бас-гитаре. Слухи об этом рспространялись из офиса Apple в 1971 году, но были резко опровергнуты, не разойдясь особенно широко. Этот состав (Леннон, Харрисон, Форман и Старр) участвовал в дальнейшем в различных комбинациях в записи альбомов Леннона — John Lennon/Plastic Ono Band (1970) (Форман, Леннон и Старр), Imagine (1971) (Форман, Леннон и Харрисон) — а также альбома Йоко Оно Yoko Ono/Plastic Ono Band (1970) (Форман, Леннон, Старр и Оно) и альбома Старра Ringo (1973). В альбом Старра входит написанная Ленноном для Ринго песня « » — единственная, где эти четыре музыканта участвуют вместе (а также и Билли Престон ). Форман играл также на сингле Леннона « Instant Karma! ».

В 1979 году Форман вернулся в Германию. Он продюсировал три студийных альбома и один концертный альбом германской группы . Он также продюсировал их всемирный хит «Da Da Da». Когда Trio распались в 1986, Форман продюсировал первый сольный альбом их вокалиста и играл на бас-гитаре в нескольких песнях альбома. В последующие годы Форман продюсировал сингл бывшего барабанщика Trio .

«Отставка»

Форман ушёл из музыкального бизнеса в 1989 году, чтобы проводить время со своей семьей. Он живёт на озере Штарнберг ( англ. ), недалеко от Мюнхена в Германии со своей второй женой Кристин и двумя их детьми, родившимися в 1989 и 1991. Время от времени он появляется на телевизионных шоу, в основном когда речь на них идет о 1960-х вообще или о The Beatles в частности, или когда его просят рассказать о созданной им знаменитой обложке альбома Revolver .

В 1995 году Apple Records попросили Клауса оформить обложки для альбомов, входящих в Антологию The Beatles ( англ. The Beatles Anthology ). Он нарисовал обложки совместно со своим другом, художником Альфонсом Кифером ( англ. Alfons Kiefer ).

В фильме Backbeat ( рус. Пятый в квартете ), снятом режиссёром и сценаристом Иэном Софтли в 1994, Формана сыграл немецкий актёр .

В апреле 2003 года Форман создал дизайн обложки альбома для норвежской группы Turbonegro .

В октябре 2003 года Форман опубликовал свою автобиографию под названием Warum spielst du Imagine nicht auf dem weißen Klavier, John? Erinnerungen an die Beatles und viele andere Freunde ( англ. Why Don’t You Play «Imagine» on the White Piano, John?: Memories of the Beatles and Many Other Friends ) ( рус. Почему ты играешь "Imagine" не на белом рояле, Джон?: Воспоминания о The Beatles и многих других друзьях ). В книге особое внимание уделено 1960-м и 1970-м, описывается близкая дружба Клауса с участниками The Beatles и другими музыкантами и художниками, а также и его частная жизнь.

В 2005 году в снятый BBC документальный фильм Stuart Sutcliffe: The Lost Beatle ( рус. Стюарт Сатклифф: Потерявшийся битл ) вошли интервью с Форманом и кадры с рисунками, на которых он изображал The Beatles во времена их «гамбургских дней».

В 2007 году Форман оформил обложку для альбома группы Wet Wet Wet .

В 2008 году он записал кавер-версию песни « » группы Buffalo Springfield вместе с Эриком Бёрдоном (экс-вокалистом The Animals ) и .

17 июля 2009 года Клаус выпустил свой первый сольный альбом под названием ( рус. Путешествие оркестранта ). Состав, участвовавший в записи альбома, был обозначен как «Voormann & Friends» ( рус. Форман и друзья ), в который вошли Пол Маккартни, Ринго Старр, Юсуф Ислам (ранее известный как Кэт Стивенс ), Don Preston , Доктор Джон , The Manfreds (реюнион бывших участников группы Manfred Mann — но без самого Манфреда Манна), Джим Келтнер , , Джо Уолш и многие другие. Альбом был доступен на ограниченном тираже аудио- CD , виниловых LP -пластинок и в виде бокс-сета с оригинальной графикой Формана. Альбом включает в себя новые версии таких старых песен, как « My Sweet Lord », «All Things Must Pass», « Blue Suede Shoes », « You're Sixteen » и песню Боба Дилана « Quinn the Eskimo (Mighty Quinn) ». Вместе с альбомом был издан бонусный DVD Making of a Sideman’s Journey ( рус. Создание "Sideman’s Journey" ).

30 июня 2010 года компания ARTE выпустила 90-минутный документальный фильм «All You Need is Klaus» ( рус. «Всё, что вам надо, это Клаус» ), в который вошли съемки сессий записи коллектива «Voormann & Friends», а также интервью с Клаусом и некоторыми артистами, с которыми он сотрудничал на протяжении своей карьеры.

Дискография

Как Voormann & Friends :

  • A Sideman’s Journey

С Manfred Mann :

UK Albums:

US Albums:

С The Plastic Ono Band :

С Джоном Ленноном :

С Джорджем Харрисоном :

С Ринго Старром :

С другими артистами:

Примечания

  1. , p. 59.
  2. от 20 января 2013 на Wayback Machine (англ.)
  3. Craven, Peter . Deutsche Welle (11 июля 2010). Дата обращения: 22 мая 2011. 3 октября 2012 года.
  4. . Vormann. Дата обращения: 22 мая 2011. Архивировано из 3 сентября 2012 года.
  5. , p. 222.
  6. , p. 223.
  7. , p. 221.
  8. , p. 224.
  9. от 30 августа 2010 на Wayback Machine (англ.)
  10. . Heart Klaus. Дата обращения: 22 мая 2011. 17 сентября 2012 года.
  11. . Heart Klaus. Дата обращения: 22 мая 2011. 17 сентября 2012 года.
  12. Hindley, Philip . manchesterbeat.com (20 февраля 2011). Дата обращения: 22 мая 2011. Архивировано из 9 июля 2011 года.
  13. Morley, Paul . The Guardian (4 сентября 2009). Дата обращения: 22 мая 2011. 17 сентября 2012 года.
  14. . iheartklaus.com. Дата обращения: 22 мая 2011. 17 сентября 2012 года.
  15. . iheartklaus.com. Дата обращения: 22 мая 2011. 17 сентября 2012 года.
  16. , p. 310.
  17. Papst, Manfred (нем.) . Neue Zürcher Zeitung AG (3 октября 2010). Дата обращения: 22 мая 2011. 4 октября 2012 года.

Ссылки

  • Chris, Ingham,. (неопр.) . — (англ.) , 2003. — ISBN 978-1-84353-140-1 .
  • Lennon, Cynthia. John (неопр.) . — (англ.) , 2006. — ISBN 978-0-340-89512-2 .
  • (англ.) . (англ.) (неопр.) . — Vintage-Random House, 1997. — ISBN 978-0-7493-8658-0 .
  • (англ.) . The Beatles – The Biography (неопр.) . — Little, Brown and Company , 2005. — ISBN 978-0-316-80352-6 .
  • Shea, Stuart. Rock and Roll's Most Wanted: The Top 10 Book of Lame Lyrics, Egregious Egos and Other Oddities (англ.) . — Brassey's, 2002. — ISBN 978-1-57488-477-7 .
  • Voormann, Klaus. Warum spielst du Imagine nicht auf dem weißen Klavier, John ? (Why don't you play Imagine on the white Piano, John? Почему ты играешь Imagine не на белом рояле, Джон?) (неопр.) . — (англ.) , 2003. — ISBN 978-3-453-87313-1 .

См. также

  • (англ.) — официальный сайт Клаус Форман
  • (англ.)
  • от 12 сентября 2017 на Wayback Machine (англ.)
  • от 13 июля 2011 на Wayback Machine (англ.)
  • book with unseen imagery by Astrid Kirchherr & Klaus Voormann & Foreword by George Harrison (англ.)
  • (англ.) Проверено 10 апреля 2012
Источник —

Same as Форман, Клаус