Уланова, Галина Сергеевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Шопениа́на (от Шопен и -ана ; фр. «Les Sylphides» , Сильфиды) — балет Михаила Фокина , поставленный на фортепианные произведения Фредерика Шопена , оркестрованные А. К. Глазуновым и , затем С. И. Танеевым , А. К. Лядовым , Н. Н. Черепниным и Гершвином .
Премьера состоялась 10 февраля 1907 года на благотворительном представлении в Мариинском театре и была посвящена памяти Фредерика Шопена. Костюмы изготовили по эскизам Л. Бакста .
Романтический лирический бессюжетный балет отличался безукоризненным вкусом Фокина. Одна поза плавным балансе́ переливалась в другую, словно рисуя идеальную картину единого завораживающего действа.
Первоначальный свой замысел Михаил Фокин дополнил новыми музыкальными номерами.
Первая редакция . Сюита «Шопениана» , памяти Ф. Шопена (спектакль 10 февраля 1907 года ) состояла из пяти фортепианных пьес Шопена, оркестрованных А. К. Глазуновым. Дирижёр Р. Дриго :
Вторая редакция спектакля: «Романтические грёзы» , из восьми пьес в оркестровке А. К. Глазунова и .
Для увертюры Фокин выбрал полонез Ля мажор, на последних тактах которого плавно скользящий занавес открывал перед восхищёнными взорами публики застывшую балетную картину. С первыми аккордами ноктюрна кордебалет раскрывался, словно бутон розы: балерины мягко опускались в плие́ , и солист выходил на середину сцены.
В таком варианте спектакль был показан на благотворительном вечере в Мариинском театре 8 марта 1907 года , под названием «Балет под музыку Шопена» .
Исполнители: О. И. Преображенская , А. П. Павлова , Т. П. Карсавина , В. Ф. Нижинский .
В тот же вечер были показаны также балеты « Египетские ночи » («Клеопатра») и « » с Т. П. Карсавиной, В. Ф. Нижинским и Б. Ф. Нижинской .
Симпатии В. Светлова принадлежали г-же Павловой, и как бы ни станцевала Карсавина, он писал в «Биржевых новостях»:
Г-жа Павлова 2-я и здесь прониклась стилем в гораздо более полной мере, чем г-жи Преображенская и Карсавина
Л. Козлянинов напротив, следил за танцем г-жи Карсавиной:
В исполнении Карсавиной элегическая мечтательность, сменяясь упоением радости, вызывала представление, создаваемое музыкой
Далее редакция менялась незначительно, 6 апреля 1908 года спектакль шёл под названием «Гран па на музыку Шопена» , а 19 февраля 1909 года в афише написали «Шопениана».
2 июня 1909 года в дягилевских Русских сезонах в театре Шатле в Париже премьера «Шопенианы» шла под названием «Сильфиды» ( фр. Les Sylphides ) с участием Тамары Карсавиной, Анны Павловой, Александры Балдиной и Вацлава Нижинского. Костюмы Леон Бакст нарисовал по литографиям Марии Тальони в « Сильфиде » .
Кроме готовых оркестровок А. К. Глазунова, Grande valse brillante переложил на большой оркестр и аранжировал Джордж Гершвин, остальные фортепианные произведения Фредерика Шопена оркестровали С. И. Танеев, А. К. Лядов и Н. Н. Черепнин.
Следующие представления состоялись в Ковент-Гардене 14 июня 1911 года и в Нью-Йорке в 20 января 1916 года , с участием Александры Балдиной. 14 апреля 1916 года — спектакль Les Sylphides с участием Нижинского в Метрополитен-Опера . Следующая редакция — в оркестровке Витторио Риети , сценографией князя А. К. Шервашидзе и костюмами Александра Бенуа, в таком варианте спектакль был показан во время турне по Латинской Америке (1943—1946) компанией .
4 февраля 1923 года в Петрограде возобновили последнюю редакцию Фокина, 16 мая 1928 года А. Я. Ваганова обновила «Шопениану» для Ленинградского хореографического училища , спектакль прошёл на сцене Театра оперы и балета (выпускной спектакль Г. С. Улановой ). Декорации были выполнены по эскизам Ореста Аллегри .
24 января 1932 года Большой театр поставил фокинский вариант спектакля, дирижёр Ю. Ф. Файер ; исполнители В. П. Васильева , Т. В. Васильева, А. И. Абрамова , Г. П. Добрынина, Н. А. Капустина , Т. В. Лазаревич, А. Н. Ермолаев . После войны, 11 января 1946 года Л. М. Лавровский возобновил на сцене Большого театра спектакль «по Фокину».