Interested Article - Кейл, Джей Джей

Джей Джей Кейл ( англ. J.J. Cale ; настоящее имя Джон Уэлдон Кейл , англ. John Weldon Cale ; 5 декабря 1938 , Оклахома-Сити 26 июля 2013 , Калифорния ) — американский певец, гитарист, автор песен. Наибольшую известность получил как автор песен «After Midnight» и « Cocaine », ставших популярными в исполнении Эрика Клэптона , «Call Me the Breeze» и «I Got the Same Old Blues», исполненных Lynyrd Skynyrd .

Биография

В 50-х Джей Джей Кейл начал выступать в клубах и барах, а в 17 лет основал группу «Johnny Cale and the Valentines». В 1964 -м уехал в Лос-Анджелес , где работал звукоинженером и продолжал клубные выступления. В середине 60-х удвоил инициалы — J. J. — чтобы его не путали с Джоном Кейлом из Velvet Underground .

После выступлений в клубах, работы в студиях и выхода нескольких синглов Кейл начал сотрудничать с композитором Роджером Тиллисоном, плодом чего стал психоделический альбом «A Trip Down Sunset Strip». Этот несколько ироничный сборник вышел под псевдонимом Leather Coated Mindes. Именно во время тех сессий и была написана его первая знаменитая вещь «After Midnight». Эта песня стала популярной в 1970 году , когда её исполнил Эрик Клэптон. В 1967 году Кейл возвращается в Талсу .

Когда «After Midnight» оказалась в горячей двадцатке, знакомый продюсер Кейла, Оди Эшворт, настоял на том, чтобы Джей Джей записал собственный альбом. Альбом был записан и вышел в 1972 году под названием «Naturally» . На этой вполне профессиональной, и возможно, лучшей пластинке Кейла были авторская версия «After Midnight», а также «Call Me the Breeze», «Magnolia» и «Crazy Mama». Последняя попала в американский Тор 30. Характерный вокал Кейла был подкреплён лирическим аккомпанементом Дэвида Бриггса (клавишные), Норберта Патнэма (бас) и Тима Драммонда (ударные) — ветеранов из Нэшвилла, которые некогда были связаны с группой Area Code 615. Этим альбомом музыкант начал специфический для себя стиль, за который часть критики обвинила Кейла в скудости музыкальных замыслов.

Альбомом Really был несколько суровее, чем предыдущий, и подтвердил сочинительский талант автора. В записи этой пластинки участвовали фанк-инструменталисты (клавишные), Дэвид Худ (бас) и Роджер Хоукинс (ударные). Следующие пластинки Okie и Troubadour презентовали очень сглаженную музыку. На последнем из этих альбомов присутствовала песня « Cocaine », которая также стала популярной в исполнении Эрика Клэптона, как и «I’ll Make Love tо You Anytime» из альбома Кейла «Five». Интересную версию «Cocaine» записала и шотландская группа Nazareth на своём альбоме The Fool Circle (1981), где она представлена в концертной версии (и другой вариант песни на концертном альбоме Snaz в том же году).

Записав в 1983 году восьмую пластинку, названную просто «8», Джей Джей Кейл на несколько лет отошёл от музыки. Он объяснял это разочарованием в работе с крупными рекорд-лейблами, а также тем, что отчислений за исполнение написанных им песен ему вполне хватает на жизнь:

«Фирма платила мне кучу денег за пластинки, и я чувствовал себя так, будто расплачиваюсь с ними искусством, понимаете? А они не могут торговать просто искусством. Я им отдавал самое дорогое, то, что у меня за душой — а они требовали хитов»…

«Call Me the Breeze», «After Midnight», «Cocaine» — эти три песни приносят мне стабильный доход. Недавно Эрик Клэптон опять исполнил по коммерческому каналу «After Midnight»… Я занимался звукозаписью, пока не пошли стабильные деньги. Но, знаете, наступает момент, когда начинаешь достаточно зарабатывать, и если после этого продолжать делать то, что не хочешь делать… Я дошёл до того, что потерял всякий интерес к записи пластинок, потому что — ну, я не знаю, бывали ведь периоды подъёма и периоды упадка! Я и попросил разорвать со мной контракт, что они и сделали; и всё стало прекрасно.

В 1970-х годах Кейл начал собирать гитары и модифицировать их под собственные творческие задачи:

Гитары для меня — произведение искусства. Я смотрю на них, как другие смотрят на картины Рембрандта . Многие годы я был настолько беден, что, если мне хотелось купить новую гитару, я должен был продавать старую. Я не мог себе позволить иметь две гитары. Мне всегда нужно было наскребать деньги на гитару или усилок. Потом, когда я добился успеха, то подумал: «А ведь я могу пойти в музыкальный магазин и купить хоть пять гитар!» Кроме того, я люблю переделывать, усовершенствовать гитары, это мое хобби. (…)

Я делал со своей гитарой всё, что только можно было сделать. У меня много усилителей, я добавлял вау-вау, когда это было модно, изменял звучание… Кроме того, я иногда просто приделывал микрофон к акустической гитаре, пытаясь добиться самого чистого звука, какого только можно, при минимуме приспособлений. Я без конца экспериментировал, потому что это доставляло мне удовольствие. Я не стремился достичь некоего особого звука, важен был процесс, а не результат .

В 1993 году Кейл дал концерт, что он делал очень редко, на фолк-фестивале в Эдмонтоне, а через год пополнил свою дискографию альбомом Closer to You . Записывая последнее время пластинки раз в три года, Кейл в 1996 году записал очередной альбом «Guitar Man», получивший хорошие рецензии. Стиль его песен — спокойный, мелодичный, ностальгический. В них он рассказывает простые истории, которые могут произойти с кем угодно.

В 2000-х Джей Джей Кейл неоднократно сотрудничал с Эриком Клэптоном по инициативе последнего. В 2004 году Клэптон организовал в Далласе гитарный фестиваль « Crossroads », где выступил и Кейл. Там зародилась идея совместного альбома. Альбом «The Road to Escondido» был записан в августе 2005 года в Калифорнии. Оба музыканта совместно продюсировали этот проект, пели и играли в нём. 11 из 14 композиций диска написал Кейл, одну — Клэптон («Three Little Girls»), одну — Джон Мейер , а ещё одним треком стала версия классического блюза «Sporting Life Blues». Весной 2008 года этот альбом получил премию « Грэмми » в категории «Лучший альбом в стиле современный блюз».

Дискография

Память

В 2014 году Эрик Клэптон выпустил трибьют -альбом The Breeze: An Appreciation of JJ Cale , состоящий из кавер-версий на песни Джей Джей Кейла, который умер годом ранее. В записи альбома приняли участие известные музыканты — Том Петти , Марк Нопфлер , Джон Мейер , Вилли Нельсон , Альберт Ли и другие.

Джей Джей Кейл в русской рок-музыке

  • Песня «Девочка Летом» группы Калинов Мост является по музыке кавер-версией песни Дж. Дж. Кейла «Sensitive Kind». Первоначально это не указывалось в выходных данных альбомов и сборников группы, где эта песня присутствует. В настоящее время авторство музыки указывается.
  • Творчество Джей Джей Кейла повлияло на Чижа , который открыл для себя этого музыканта после увлечения Эриком Клэптоном и Марком Нопфлером :

«…И я резко переключился на другую музыку, стал слушать Джи-Джи Кейла.

Здесь была своя логика: песни этого человека охотно исполнял Клэптон, а Марк Нопфлер и вовсе называл его своим учителем, надевая на голову в знак подражания перекрученную бандану. В ту пору, когда Чиж увлекся Кейлом, американскому блюзмену стукнуло 54 года, и он уже записал десять альбомов своей музыки. Бобины с этими альбомами пристраивались на полке у Чижа одна к другой.
Что привлекло Чижа в Кейле-гитаристе?..

— В такой манере у нас никто не играл. Кейл не виртуоз, он гитарный примитивист. Он настолько просто играет на гитаре, что аж завидно становится. Издать два звука за четыре куплета и так много этим сказать!..»

  • Кирилл Комаров называет Дж. Дж. Кейла одним из своих учителей. Лучше всего это влияние просматривается в песне Кирилла «Не Мной Придуманный Блюз».
  • Глубокое уважение к Джей Джей Кейлу испытывает певица Умка .

Примечания

  1. (англ.) на сайте Internet Movie Database
  2. в некоторых источниках ошибочно указано «Jean Jacques Cale»
  3. . Дата обращения: 25 апреля 2009. Архивировано из 15 июня 2011 года.
  4. . Дата обращения: 27 июля 2013. 1 августа 2013 года.
  5. . Дата обращения: 25 апреля 2009. Архивировано из 1 апреля 2010 года.
  6. . Дата обращения: 12 февраля 2013. 20 марта 2015 года.
  7. . Дата обращения: 2 июня 2010. Архивировано из 31 марта 2008 года.
  8. . Дата обращения: 2 июня 2010. 20 апреля 2008 года.
  9. от 21 июня 2008 на Wayback Machine
  10. . Дата обращения: 2 июня 2010. Архивировано из 7 мая 2010 года.
  11. . Дата обращения: 2 июня 2010. 2 февраля 2015 года.
  12. (недоступная ссылка)
  13. . Дата обращения: 2 июня 2010. Архивировано из 24 января 2008 года.
  14. (недоступная ссылка)

Ссылки

Источник —

Same as Кейл, Джей Джей